Тост

Леонид Таткин
По поводу дня рождения
(сценка из современной жизни
в одном действии и одной картине).

Действующие лица:
Новорожденный — седой, почтенного возраста.
Тата — его жена, красивая дама.
Тамада — стройный, почтенного возраста.
Гости — родственники и друзья новорожденного, 15 персон.

Действие происходит в малогабаритной квартире, в комнате 15 квадратных метров. По центру комнаты расположены два примыкающих друг к другу стола, один из которых раскладной («книжка»). Вокруг столов стоят диван, стулья, табуретки, на которых довольно тесно расположились гости.

На столе салат «Оливье», салат «Греческий», рыба под маринадом, бутерброды со шпротами, нарезанная колбаса, бутылка водки «Байкал», шампанское «Лев Голицын». Сидящие за столом живо переговариваются, создавая легкий шумок. Новорожденный (далее Н.) стоит.

Тамада (встает). Эти мои любимые родственники нет чтобы пригласить тамаду, так хотят на мне выехать. А я могу быть не готов или не в форме. Не надо бы экономить на тамадах. Да ладно! (Стучит ножом по бокалу.) Дорогие гости, родственники, друзья, товарищи! Вот и пришла эта славная дата. И мы собрались поздравить этого замечательного человека, главу большого семейства, опору…

Н. (стоит). Дорогой Юра! (Тамада — прим. автора). Разреши тебя остановить на этом месте.
Тата. Не перебивай Юру, вечно ты встреваешь, пусть Юра скажет, мне нравится, как говорит Юра.
Гости (наперебой). Пусть Леня (Н. — прим. автора) скажет! Он имеет право! Он всегда хорошо говорит! Он умный!
Н. Я хочу сказать немного предварительно. Меня можно перебивать, я привык работать в условиях шумов и помех.
Гости. Скажи, скажи, Леня!
Тата. Но только недолго!
Н. Я понимаю, что вы будете выступать комплиментарно, мол, такой идеальный и мужественный. Так принято. Однако это не так, вы можете без стеснения сообщить мне обо мне все, что объективно вы знаете. Не утаивая ничего и не держа помидор за пазухой! По этому поводу я хочу привести здесь один случай.
Тата. Ты всех задерживаешь! Все хотят есть, не говоря уже об выпить! Закругляйся!
Гости. Пусть скажет! Нам интересно! Но недолго!
Н. Так вот. Однажды Ирочка (наклоняется к старшей дочери) рассказала, что познакомилась с одной молодой особой. Они разговорились. Дама упомянула, что работала на «Буревестнике» (научно-производственное предприятие — прим. автора). Ирочка сказала, что там работает ее папа, и спросила, в каком отделе работала дама.
— Я работала в отделе Таткина (Н. — прим. автора). Это ужасный тип. Он устанавливал драконовские правила, терроризировал нас. Заставлял работать, не разрешал опаздывать на работу и уходить раньше! Я сбежала оттуда от этого зверюги.
Так что видите, не такой уж я добренький и пушистый, а даже кровожадным зверюгой быть могу.
Тата. Ну все, хватит, имей совесть, закругляйся.
Гости. Пусть уж доскажет. Мы потерпим.
Н. Расскажу еще одну маленькую историю. Был у нас в Одессе опытный завод «Красный октябрь».
Тата. Опять начинается! Уже хватит.
Н. Это по нашей теме. Завод выпускал изделия нашей разработки. Я как основной разработчик часто бывал в Одессе для решения технических вопросов. Директором завода был В.Н. — толковый организатор, знал свой завод и продукцию.
Тата. Прекрати уже! Всем скучно и надоело!
Гости. Да чего уж там! Он все равно захочет рассказать! Пусть уже!
Н. Меня можно перебивать. Это по теме. Я закончу! Но В.Н. имел маленькую чисто русскую слабость — он был большой любитель абсента.
Одна гостья (обращается к соседу). Что такое абсент?
Гость. Это дедушка так называет алкоголь. Как у Пикассо или Клода Моне.
Н. И дошел до того, что на заседания райкома партии стал приходить весьма веселым со сбивчивой речью. В конце концов его «ушли», а на его место назначили второго секретаря райкома.
Тата. Ну все! Это уже слишком! Давайте выпьем!
Н. Я закругляюсь. (Гости одобрительно шумят). Не знаю, какой он был секретарь райкома, но как директор он не мог отличить фрезерный станок от строгального, а печатную плату от электровентилятора.
Гости (наперебой). Можно без подробностей? Водка нагревается и выдыхается! Время не ждет!
Н. Когда я приезжал, он собирал совещание, на котором присутствовали руководители всех служб и цехов завода.
— Задавайте ему вопросы, — предлагал директор, указывая на меня пальцем.
Тата. У меня уже нет больше сил! Этот фонтан надо заткнуть!
Гости. Действительно, Леня! Пора кончать! А то скоро уже расходиться по домам!
Н. Я заканчиваю. Мне задавали вопросы.
— Там вы применили такие-то резисторы, а их не достать. Надо заменить.
Директор принимал решение: «Шоб было!»
— Нам не дали сборочного чертежа и трудности при сборке.
Директор: «Шоб было» — и хлопал ладонью по столу.
— У нас нет стендов для настройки!
Директор: «Шоб было».
Гости. Наше терпение не безгранично. Пора заканчивать!
Н. Я подхожу к главному и заканчиваю. Так вот, в качестве решения производственных вопросов решение «Шоб было!» малопродуктивно и контрэффективно! Но в качестве тоста пожелание «Шоб было!» вполне приемлемо. И я предлагаю выпить за то, шоб было!
(Гости радостно восклицают, чокаются, выпивают, закусывают. Слышны возгласы: «Леня, будь здоров!», «Успехов тебе!», «Любви!», «Шоб у тебя все было!» и так далее).
Тамада. Друзья! Мы долго терпели. И мы должны быть вознаграждены! Выпьем по второй! Сейчас скажет любимая жена Тата.
(Гости, оторвавшись от закусок, оживленно загалдели. Наполняются бокалы. Тата встала, держа в руках сосуд. Н. продолжает стоять, он и не садился. Тамада перебирает листки со стихами-тостами).

Занавес.