Вести с полей

Владимир Калуцкий
Старая русская деревня умерла. Это медицинский факт, и оспаривать его бессмысленно. Деревня уже не питает язык, не является запасом нравственности и не кормит страну.
Россия перестала быть деревенской державой.
Но сегодня, на престольном празднике в Боровом, я со всей очевидностью увидел другое село. Оно уже не крестьянское. Оно, если хотите, аграрное. На месте вымирающих подворий и запущенных колхозных пустырей появился другой тип и индустриальных животноводческих комплексов, и поселений. Где трудятся и живут селяне, которые умеют работать и считать деньги.
Мои земляки тоже, как и я, жалеют старый уклад. И на праздничном концерте распевались народные песни, павами выступали женщины в народных платьях, и нотка боли за ушедшее многолюдье и многоголосье старого Борового звучала особо ностальгически. Собственно, во всем концерте местной самодеятельности, в выступлениях гостей из Верхососны, Большебыкова, Нового Оскола , может быть, в последний раз мы видели и слышали то, что веками составляло основу народного творчества.
Но если спросить земляков - а я их спрашивал - согласились ли бы они вернуться в патриархальное колхозное прошлое , ответ категоричный: нет! Что сгорело, того не подожжешь. Да и о каком прошлом могут жалеть люди, съехавшиеся на праздник сплошь на дорогущих иномарках?.
Сельский житель нынче ни костюмом, ни образованием, ни кошельком не уступает городскому. И праздничный зал боровского клуба, с его электронной начинкой, ничуть не уступает залу районного Дворца культуры.Те же ритмы, тот же репертуар, такая же публика.Язык и нравственность те же, что и в городе.
Стерлась грань.
... Я после концерта ходил вдоль улочек с заколоченными домами, чуть не плакал в классе своей старой разрушенной школы . Здесь и моё прошлое, огромная часть моей жизни. Но в происшедшем нет злого умысла. Просто то, что потеряло смысл, уходит за ненадобностью.
Будет ли новое село лучше прежнего?
Не знаю.
Знаю только, что это будет не русское село. Здесь уже заселены сезонные и постоянные работники Бог весть откуда, и для них и их детей уже мои родные места - тоже родные места. Стою у двери зала, ибо пройти дальше некуда из-за многолюдья, смотрю через головы. На сцене поют пожилые боровчанки в поневах :
"Под пярину мороз пополоз", -
Рядом со мной два смуглых работника средних лет из местного откомочного комплекса . И один спрашивает другого :
- А кто такая эта подпярина?