Линия задержки

Леонид Таткин
В технических устройствах часто необходимо выполнять операцию задержки по времени появления выходного сигнала относительно момента появления входного сигнала. Например, покидая автомобиль, на котором вы куда-то приехали, вы включаете охранную сигнализацию. Однако включение сигнализации происходит не сразу, не в момент включения. Необходимо подождать какое-то время, пока перестанет работать вентилятор охлаждения радиатора и успокоятся все системы автомобиля, прекратится вибрация и так далее. Поэтому сигнал включения сигнализации появляется через, скажем, 40 секунд после нажатия кнопки включения сигнализации.
Задержка сигнала осуществляется специальным устройством, называемым «линия задержки».

Линии задержки необходимы для функционирования различных устройств, систем, особенно логических, цифровых систем. Они обеспечивают выполнение логических функций с вероятностью «1», то есть детерминировано.
В живой природе, в экономических системах, в геополитических системах весьма часто появляются линии задержки, иногда естественные, иногда искусственные, иногда вредные, иногда полезные.

Я сам частенько имею неприятности от необъяснимой линии задержки, сидящей в моей бренной сущности.

К примеру, жена задает мне какой-то совершенно безобидный вопрос: «Можешь сходить в магазин за молоком?»
Я, конечно, знаю ответ и могу ответить сразу. Но вместо этого мысль куда-то уходит в сторону, я, находясь здесь, мысленно попадаю в другое пространство. В том пространстве вопрос растворяется, меня начинают занимать совсем другие проблемы. Я молча ухожу в новые объемы, в другие помещения и пребываю в таком состоянии какое-то, иногда значительное, время, исчисляемое даже минутами. Но постепенно пространство начинает просветляться, вопрос возникает и проникает в мое сознание. Я готов формулировать ответ. Я возвращаюсь к жене и отвечаю на поставленный ею вопрос. Во мне, как видим, находится линия задержки. Жена к этому времени уже обижена, что я ушел, не ответив, то есть проигнорировал ее. Она уже забыла, о чем спрашивала. Получив неожиданно какой-то невразумительный отклик неизвестно на что, она раздражается и еще больше обижается.

Так продолжалось довольно долго, пока она не поняла эту мою особенность, которую ей пришлось принять. Она стала относиться к этому даже с юмором и веселила рассказами наших друзей.

В юности в нашем дворе соседями была одна семья: рыжая очкастая девочка Бетя и ее родители.

Надо сказать, что почему-то мне всегда нравились рыжие девочки. Это не значит, что я в них влюблялся, они мне нравились, так сказать, из любви к искусству, чисто умозрительно. Мама Бети была копией своей дочки, вернее, наоборот. Она была очень общительна, все соседи до мельчайших подробностей знали обо всех событиях и ситуациях, происходивших в этой семье. Папа же был полным антиподом мамы. Он, правда, тоже носил очки, но был сказочно молчалив и сосредоточен. За все годы никто не слышал от него и пары слов. Он был физик, работал в каком-то НИИ и, видимо, формулы заменяли ему слова.

Мама Бети Ида часто рассказывала во дворе в окружении соседей о своем муже-физике, о его молчании, которое никак не хотело превращаться в золото.
Впоследствии я понял, что этот физик обладал уникальной линией задержки.
Приведем здесь один рассказ тети Иды:
«Мы с Семой (так звали Бетиного отца — авт.) встречались 4 года. Он приходил на встречу со мной, мы гуляли по аллеям в парке, во дворах, в парадных. Он всегда молчал. Говорить приходилось мне. Он никак не мог сделать мне предложение, хотя хотел. Так проходили годы. Однажды, правда, он сказал пару фраз. Мы шли по аллее. На скамейке сидела девушка, вытянув вперед свои длинные и худые ноги. Проходя мимо девушки, Сема запнулся о ее ноги и упал. Тут-то я и увидела, что у нее худые бледные ноги. Девушка не меняла позы. Сема сказал, встав: «Вытянула…» Мы пошли дальше. Так мы шли полчаса к моему дому. Здесь Сема продолжил: «Ноги».
Я поняла, что ждать мне больше нечего, и сделала ему предложение сама. Он ответил через 4 месяца. Положительно. Ребенка, правда, он сделал быстро».

Я, сам являющийся посетителем линии задержки, понимаю этого Сему и сочувствую ему. Он натерпелся в жизни от других, которые, говоря о нем, подносили указательный палец к своему виску и начинали делать им вращательные движения. Им невдомек, что существует линия задержки. Возможно, она помогает Семе глубоко мыслить, что подтвердилось при защите им докторской диссертации.

Линия задержки существует у такой большой геополитической системы, какой является наша страна Россия.

Географическое положение, климат, природа, реки и озера, кишащие рыбой, леса и поля, кишащие живностью, плодоносная почва, полезные ископаемые — все это обусловило появление специфического народа с большой линией задержки. Народ не привык долго и напряженно работать: летом люди запасались рыбой, мясом, урожаем с плодородных полей, ягодами, грибами, сеном и так далее, а зиму проводили на печи с минимальными затратами труда на задачу корма животным и подкладыванием дров в печи.

Выработалось отсутствие желания соблюдать строгие правила и умения управления и самоопределения. Отсюда рабская покорность и даже привлечение иноземцев (варягов) для управления. Сигналы развития уходили в линию задержки. Когда в Европе, особенно на юге, люди достигли высот Сократа, Архимеда, Гомера, Парфенона, Колизея и так далее, люди в Древней Руси ходили в звериных шкурах и жили в лачугах и пещерах. Покорность и рабское сознание стали национальной чертой. Только в средние века началась некоторая самоорганизация, и только в новые времена началось приобщение к европейской цивилизации.

Но до настоящего времени мы никак не можем ухватиться за последний вагон уходящего поезда цивилизации. 20 век был потерян, в начале 21 появился шанс, но им не воспользовались, провозглашают свой какой-то особый путь. Однако на особый путь надо претендовать, когда имеешь мощную экономику и высокую технологию. В России с этим плохо.

Мы не сближаемся с Западом, мол, они хотят нашей погибели. Особенно америкосы. А они просто не могут понять, почему мы так поступаем. По исторической логике Россия — христианская страна и должна бы быть частью христианской цивилизации.
А верхи по своим причинам с ними не стремятся сблизиться, заигрывают с вВостоком. А там мусульманская цивилизация, и Россия для них — страна неверных. Так что слиться в экстазе с ними не удастся.

Не получится сблизиться и с буддизмом — для нас это чужое пространство.
А прожить в современном мире в одиночестве, без друзей, без союзников, с отсталой технологией при несметных природных богатствах не удастся. Россия теряет свой шанс уменьшить время задержки.

Как же оценить имеющееся время задержки?
Приблизительно, грубо и, вероятно, не вполне корректно и научно можно исходить из следующего.

Известно, что Ленин и его соратники считали образцом для подражания французскую буржуазную революцию. Они изучали ее и впоследствии повторяли принципы, которыми руководствовались французские революционеры, усугубив их и вульгаризировав применительно к российским традициям. Массовый террор, гильотина, уничтожение классов, то есть только за то, что ты родился в определенном сословии, гражданская война и так далее были взяты из французской революции, когда большевики пришли к власти после октябрьского переворота (а это был не просто переворот, а именно революция, так как начался глубокий передел собственности). Октябрьскую революцию от французской отделяет примерно 120 лет. Это и есть время исторической задержки развития России. Другими словами, состояние нашего общества экономически через 120 лет будет примерно таким, какое в настоящее время существует в Западной Европе. Правда, возможно, что время сократится, так как прогресс развивается по параболе, но все может быть и наоборот, ведь функция прогресса в России может не быть монотонной, а иметь разрывы, в которых производная от этой функции способна стать нулевой.

Я всегда придерживался принципа: если можешь не писать — не пиши. Все вышеозвученное (а вернее, написанное) я мог бы не писать, тем более, что это не научно, не логично, не литературно, не философски, не умно. Но написал. Наверное, просто для себя, а то не с кем об этом поговорить. Да и говорить не хочется. Могут и абстрагировать, и абстрагироваться.

Относительной нашего времени задержки приведем в заключение такую историю. Сразу оговоримся, что ее в действительности могло и не быть, а сочинили недобрые языки.
Приезжает к нам делегация японских специалистов по электронике и вычислительной технике. Для укрепления научно-технического сотрудничества. Ну, наши, чтобы не ударить в грязь лицом, показали им все наше лучшее, передовое. И «Светлану», и Зеленоград, и Северодонецк, и ИНЭУМ, и СКБ «Счетмаш», и еще много чего.
В заключение организовали вечер дружбы и сотрудничества. С дегустированием абсента в больших объемах.

Спрашивают японских коллег: «Ну как?» А те, обычно молчаливые и сдержанные, после абсента раскрепостились, ахать руками стали, правда, вели себя тихо, но стали более словоохотливыми.
— Эректроника у вас корошо, — говорят (они букву «л» не выговаривают), — мы, говорят, думари, что вы отстари рет на 50, но теперь видим, что вы отстари навсегда.

Вот и верь этим японодрузьям и оценивай время в линии задержки.