Няня

Наталья Скорнякова
Шел первый послевоенный год. Еще ощущалась нехватка того или иного, но народ надеялся. Главное было мирное небо над головой, остальное все можно восстановить.

В сентябре 1945 года моя мама родила сына, моего брата. Роды были тяжелыми. Мама вспоминала, как она кричала, сунув в тумбочку голову, чтоб не так слышно было.  После таких тяжелых родов мама заболела экземой на нервной почве.

Папа попросил соседку помочь с ребенком. А тут как раз к ней из деревни приехала племянница. Ей еще и восемнадцати лет не было, но она умело справлялась с ребенком, успевала еще и по дому хлопотать. Месяц за месяцем, уж и маму выписали с больницы, а Лизонька легко прижилась в нашей семье и прожила с нами девять лет, до тех пор, пока семья наша жила на Севере. Вскоре и я родилась.
 
Мы с братом няню звали тетей Лизой. Красивая с румянцем на лице со светлыми волосами, которые она заплетала в  косы. Все спорилось в ее руках. Мне нравилось наблюдать, как она шила на швейной машинке. Мне это казалось волшебством. Из обычного куска материала получалось для меня платье в рюшах и со сборками. Няня со мной возилась, как с куклой. Играла, пела, рассказывала сказки, принимала участие во всех наших играх. С удовольствием каталась на санках и лыжах. Няня была полновластным членом нашей семьи. Няня была трудолюбивая, порядочная и умная. Наши родители и соседи  уважали ее и считались с ее мнением.  Она была очень чистоплотная. Все содержала в порядке: и вещи, и посуду.
 
Папа работал гримером в театре. Мы часто с няней ходили туда, смотрели все заподряд.

На все лето меня, брата с няней отправляли в Молдавию, чтоб смогли витаминами там запастись. Сама поездка была увлекательной. На поезде до Москвы. Там пересадка до Кишинева, а затем на автобусе до села Перерыта. Село большое раскинулось вдоль реки недалеко от границы с Румынией. Дом тетушки Агаты. Молдавская хата с глиняными полами и соломенной крышей. На полу самотканые половички. Сени, затем огромная комната с русской печкой, огромным столом и лавками вдоль всех стен. Во второй комнате две кровати, на одной спали я с няней, на другой Лерка. Когда с нами ездила мама, Лерка спал на лежанке печи. Хозяйка Агата жила летом в другой хате с семьей дочери, а свою сдавала нам на все лето. Кормила нас тетя Агата. Утром пшенная каша. Днем суп с клецками. Вечером жаренная картошка с квашенной капустой. Скудная еда, но нам казалось все вкусным. Село большое. Мы ходили купаться на речку через сады. Яблоки, груши. Нас удивляло, что фрукты падают и их никто не собирает. Мы весь день жевали их. Река Прута-приток Дуная. Широкая, спокойная и мы детьми купаемся, носимся, как угорелые.

Родители полностью доверяли няне. По характеру мягкая, она стойко переносила все наши шалости и никогда не повышала голоса на нас. А мы любили ее и старались слушаться.

Мы поменяли место жительства, няня осталась там на Севере. Связь  прервалась. Хочется верить, что у ней все в жизни сладилось. Семья. Дети. В моей памяти няня оставила самые светлые воспоминания.