В системе Четверица карта «Саваоф» представляет собой архетип Единого Верховного Бога-Отеца, Создателя мира. Архетип мощный и очень неоднозначный. В нашей системе ( философской, а не религиозной) мы не претендуем на прикосновение ко всей полноте этого образа, и не считаем нашу трактовку этого архетипа единственной и абсолютно верной. Мы изучаем энергии Единого Бога Отца с архетипической, а не с религиозной точки зрения - поэтому и выбрали только одно из его многочисленных имен.
Савао;ф - буквально «Господь Воинств» — один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях. В отличие от других именований Бога (Иегова, Адонай, Яхве и др. ), имя Саваоф подчеркивает свойство всемогущенства Творца: по библейскому представлению, звезды и планеты — тоже своего рода «воинства». Саваоф - «Господь сил», в руках которого находятся судьбы мира ( и это «рифма» к судьбе-Мокоши,чакре муладхаре).
Бог Саваоф – учредитель законов вселенских и человеческих. Он создал праотца Адама и указал ему предел-запрет – не есть плодов с дерева добра и зла. Запрет провокационный и неизбежно нарушенный. На горе Синай он дал Моисею 10 заповедей–законов. Идея Закона в современном мифосе четко связана с Богом – «по законам божеским и человеческим», «законный брак, освященный Богом», «законный царь – помазанник божий». Это идея образца. Слово идея, собственно и есть – идеал, образ, образец. (латинское idea– прообраз, идеал. Греческое idea - "видимость, внешний вид, наружность, образ, форма". Тот же корень и у слов видеть, ведать.)
Но на уровне аджны еще нет слов, и все имена Бога – по сути эвфемизмы. Явившись Моисею в виде горящего куста, Он назвался «Я ЕСМЬ, КТО Я ЕСМЬ», затем сократил это имя до «Ehyeh» («Я ЕСМЬ», в русском синодальном переводе: «СУЩИЙ»). Истинное Имя бога непроизносимо, поскольку с магической точки зрения, знающий чье либо имя имеет власть над обладателем имени. Власть же над вседержителем невозможна в принципе .
В ортодоксальном христианстве имя Саваоф (Яхве) соответствует всем трём лицам Божества. (Бог -Отец, Бог Сын и Святой Дух)
Соваоф - бог-Отец, праотец, Отец Отцов. Это – Мудрый Старец, Патриарх. Архетипический образ мощнейший и ресурснейший, однако в западном мифосе проявляющийся с искажениями, вне связи с Женским. Если мудрость и знание – прерогатива только мужчин, то она извращается, обедняется, иссушается. Если не начат путь погружения Духа в материю, он остается бесплотным и бесплодным.
ОСИРИС - ОДНА ИЗ ГРАНЕЙ АРХЕТИПА САВАОФА.
В древнеегипетской мифологии Осирис - бог мироустройства, бог возрождения животворящих сил природы, и - царь загробного мира. Архетип, объединяющий верх и низ – муладхару и аджну: в этом его гигантский ресурс. Он научил людей культуре -земледелию, виноделию, обработке руды, врачеванию, строительству. Он учредил культ богов -научил Закону. Он был самым почитаемым богом Древнего Египта. Однако наравне с ним почиталась и Изида, надпись в храме Матери Богов гласила: «Плод, рожденный мной – Солнце”. Таким образом, второй ресурс Осириса — признание Женского.
Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, женского архетипа чакры аджны. Другая пара божественных супругов – его младший брат Сет и их сестра Нефтида. Основная драма древнеегипетской мифологии разыгрывалась именно между двумя этими парами божеств.
Сет, избравший местом своего обитания бесплодную пустыню, решил погубить Осириса, обманом зазвал его в гости, убил, расчленил труп и разбросал его части по долине Нила. Однако Изида собрала части, забальзамировала и спеленала тело. Недоставало только фаллоса – его съели рыбы. Исида вылепила фаллос из глины, прирастила к телу Осириса и зачала сына Гора. Когда Гор вырос, он победил и оскопил Сета, вернув часть нильских земель.
Затем Гор воскресил Отца, доселе пребывавшего между мирами - не там ни там - и Осирис ожил, но, оставив трон Гору, стал царем и судьей в загробном мире.
Корона и священная ладья Осириса сделаны из стеблей папируса, его символ (называемый «джед») - связка тростника. Осирис изображается человеком с зеленой кожей (зеленые человечки!), сидящим среди деревьев. Гробница бога также изображается окруженной растительностью, рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; иногда дерево прорастает через гробницу, обвив ее ветвями и корнями. Подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни — и это роднит его с архетипом муладхары — Таммузом, супругом Иштар.
«Тень» Осириса в древнеегипетской мифологии – его брат Сет. Изгнанный, оскопленный, но живой брат-революционер, брат–Змей все время порывается вернуться и вернуть власть. Когда весы перевешивают в сторону Сета – женское начало отрицается, вычеркивается. Метафорически это выражено в кастрации Сета, на бытовом плане – это аскетизм, отрицание плотской любви, обрезание - освобождение головы члена от окружения плотью, снижение чувствительности – Дух, не желающий иметь ничего общего с низменной Материей.
НЕДВОЙСТВЕННОСТЬ.
Стихия аджны двойная (но не двойственная!) — это и свет и тьма.
Идеальность образца, его уроборическая замкнутость на себе самом естественным образом приводит к единству противоположностей. Бог-устроитель смыкается со Змеем, провокатором: Сетом, Тифоном , Дьяволом– своими зеркальными отражениями.
О тождественности Яхве-Саваофа (он же Аллах и он же Осирис) и Сета, злого брата Осириса, часто пишут одиозные «исследователи». Текстов о «черной» сути христианства, иудаизма и ислама в интернете достаточно много. Такие толкователи выбирают черное, ортодоксальные религии — белое, но суть не меняется: недвойственность разбивается на две части.
Таким образом, Дьявол (Сет, Мефистофель и т. д. ) на уровне аджны - не отпавшее создание, а также - не изначальная,отдельная от Бога и равная Богу сила. Это - неотъемлемая часть Создателя. О темной, ночной составляющей монотеистических патриархальных религий в частности говорит и тот факт, что все главные иудейские, мусульманские и христианские праздники – шабат, рождество, пасха, рамадан проводятся ночью или с заходом Солнца. Моисей, призванный Богом для беседы «вступил во тьму, где Бог».
АДАМ, ЛИЛИТ, ЕВА.
Саваоф сотворил первого человека, Адама по своему образу и подобию. И поселил его в раю, образцовом и стабильном месте, где ,тем не менее, был один закон-запрет. Нарушение запрета привнесло в мир разделение – и движение, движение Духа вниз, в Материю.
Адам был создан по Образу и Подобию и дал всему имена (направление – в вишудху, в речь, в разделение). Чтобы ему не было скучно, Бог усыпил его, во сне извлек ребро и сделал ему жену – Еву. Это классический вариант истории.
В процессе практической работы с архетипами на семинаре мы с удивлением «обнаружили», что Ева – тоже мужчина. И это - в рамках нашей системы-вполне логично: коль скоро Ева создана из ребра Адама, очевидно, что ее хромосомный набор ХУ, мужской. На метафорическом плане – это одержимость анимусом, внутренним мужчиной и все мы, дочери Евы, ею страдаем – тщетно пытаемся каким-либо способом стать мужчинами и подсознательно ощущаем себя вторым сортом, недомужчиной.
Однако из неканонических источников известно, что у Адама была до Евы жена Лилит, проявила непокорство и была изгнана в пустыню. Лилит была равной Адаму и ее хромосомный набор, очевидно, был женским: ХХ (прошу не забывать, что все это метафоры! Хромосомы Лилит никто не изучал.) Лилит – образ, привлекающий сердца и умы на протяжении многих поколений. Ее сближают с Софией. Она была прекрасна, мудра, обладала тайным знанием и свободной волей.
Разногласия у первой супружеской пары возникли потому, что Лилит хотела занимать позицию сверху в любовном соитии. Адам воспротивился этому, для него быть сверху значило - быть главнее. Голова (аджна) находится наверху тела. В аджне главным, излучающим энергию, хотел быть он.
Требование Лилит занимать позицию сверху при половом акте сейчас вызывает только смешки и недоумение – мужчины отнюдь не против! Но эта постельная история – метафора «Земного и Небесного». Быть сверху – значит: соотносится с Небом. Быть снизу – соотносится с Землей. Таким образом – Лилит является Небесной Матерью, недаром в Каббале ее сближают с Шекиной (Софией), премудростью Божьей.
В большинстве мифологий Мать- земля, Отец- небо, и сверху – именно отец. В древнеегипетской мифологии не так: там богиня неба Ньюит находится над богом земли Гебом – и это – родители Осириса.
Помните картинку из учебника географии: круговорот воды в природе? Под действием тепла вода поднимается в Небо в виде пара, а затем дождем падает на Землю, орошая ее, делая цветущей. Так метафорически можно представить себе брачные взаимоотношения Отца-Земли и Матери-неба.
Еще одна метафора, имеющая отношение к этому вопросу - это метафора колокола и его языка-била. Чаша колокола – женский символ, она сверху, язык колокола – внизу, символически это фаллос. Из их соития возникает колокольный звон, сакральная музыка, музыка небесных сфер. Антитеза образу колокола – образ ступы и пестика. Это – «нижний» образ. Ступа и пест – метафора соития на уровне Бабы Яги (нулевая чакра) и на уровне муладхары – в ступе толкут зерно, для пропитания, для выживания.
Таким образом претензия Лилит быть сверху метафорически соответствовала правильному течению энергии в аджне: женщина отдает энергию, мужчина ее принимает.
Согласно легенде, в процессе ссоры Лилит выкрикнула тайное имя Бога (она его знала!). Соваоф разгневался, обратил ее в крылатого демона и выслал в пустыню. Там прозябает она, похищая и пожирая детей и отнимая семя, а вместе с ним и жизнь у одиноких путников. Обратите внимание: тайное имя бога знала также и Изида, женский архетип аджны….
В патриархальных монотеистических религиях – высший авторитет - Бог. Ссылка на него - способ убеждения другого в своей правоте. (в патриархальной культуре правое – хорошее, левое – плохое).Знание имени Бога ставит его и только его Знание (полно выраженное в тайном Имени) под сомнение. Поэтому имя Бога непроизносимо, все наименования Его – эвфемизмы. Знать Слово, имя Бога — значит им быть : «Слово было Бог».
Итак, история про Лилит оказывается историей про забытую женскую мудрость, про забытую единосущность и равенство Мужского и Женского.
Интересно, что история о пожирающей детей демонице Лилит, лишенной в патриархальной культуре прав и возможности оправдаться, отзывается в известном архетипическом сюжете о немой красавице, взятой королем в жены и якобы пожирающей своих детей. На самом деле недруги уносили детей а королеве мазали губы кровтью…Этот сюжет довольно часто встречается в сказках и кончается оправданием королевы и гибелью ее завистников ( завистниц). С этим сюжетом стоит архетипически поработать для реабилитации Лилит!
Теперь поговорим про Еву.…
..Адам, созданный по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ, остался один. Соваоф рассудил, что негоже быть ему без жены. Он усыпил Адама ( сон – погружение в бессознательное). А когда Адам проснулся, он обнаружил рядом с собой Еву, созданную Богом ( а возможно - им самим) из ребра – из своего психического материала.
Ева, Ева… Хозяюшка, женушка, сосуд греха, посланница Дьявола, необходимое зло, машина для размножения, животное, «телка»… Вторая попытка Бога создать Женщину.
Ева – создана из ребра, то есть является клоном Адама. А из ребра мужчины никого кроме мужчины создать невозможно – хромосомный набор получается XY! Ева – мужское объяснение Женщины, упрощенное, логичное. Это – такой маленький гамма-самец, который подчиняется, зависит, заискивает, исподтишка лжет и интригует. И которого можно трахнуть – для собственного удовольствия и/или для демонстрации своей власти.
Мерзкая картинка, унизительная как для дам, так и для мужчин! И если она нам не нравится, следует признать, что для женщины первоочередная задача – это разотождествление с Евой, анимой своего анимуса, и превращением анимуса из неосознаваемой псевдоличности в осознанный инструмент для связи с миром реальности и миром коллективного бессознательного.
Отсутствие связи с Софией, женской мудростью, (которая в этом мифе представлена Лилит) может низвести Саваофа (Адама — его подобие.) на уровень манипуры, минуя и вишудху – взаимопонимание и анахату – любовь. Абсолютная власть мужчины и беспрекословное подчинение женщины – это мы уже «проходили» и это не приносит счастья.
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ.
Центральный сюжет, связанный с архетипом Бога-Отца - сюжет о нарушении Человеком его запрета — и изгнании из рая.
Запрет — правило, закон. Любое правило есть запрет. Зачем был дан этот запрет? Почему он был нарушен?
Неразличение Добра и Зла — это недвойственность аджны, райского состояния человека.
Но Зло уже было — в составе Добра,хотя тогда они не назывались этими словами. Слов еще не было. Адам ( по предложению Бога) создал человеческий язык — называя зверей. И тем самым создал разделение- различение.
Змей искушал Еву, то есть бессознательное Адама. Кто был этот Змей? Сам Соваоф, Бог- Отец или его темная ипостась - Сет, Тифон? Зачем был запрет (граница) в месте высочайшей цельности, в раю?.
Для того, чтобы Дух продолжил путь нисхождения - от аджны в вишудху!
Сет, брат Осириса ( а метафорически – он сам, ведь У хромосома у братьев одинакова, переданная им от отца) жаждал власти и революции (одно из значений его имени – «мятежник»), а слово «револютус» в переводе с латыни, значит – «Змея, свернувшаяся в кольца». Он жаждал единоличной власти - Монобожия! И именно его символ - глаз в треугольнике, один глаз Большого Брата.
Дерево в раю, манящее плодами Добра и Зла только в позднеевропейской традиции стало яблоней. В раю оно было фиговым деревом, инжиром. Именно фиговыми листьями Адам и Ева прикрыли осознанную ими наготу, то есть начали путь в человеческую культуру, символически отделили себя от животных.
Инжир интересен тем, что в плодах его много триптофана – аминокислоты- предшественницы серотонина , гормона третьего глаза. Сторонники психоделической теории возникновения человеческого разума приводят обильные факты, свидетельствующие о том, что разум «раскрылся» под влиянием пищи, содержащей психоделики.
Не будем ручаться за факты, но как метафоры - это интересно. Бог хотел и не хотел расширения человеческого сознания, устанавливал границы-ограничения и сам искушал нарушить их. И через слово «искушение», «вкус» – мы попадаем в вишудху, где язык ( как орган и как средство общения) и вкус ( как способность воспринимать мир «на язык» и как вкус художественный, как вкус личный) — ключевые понятия.
Интересно также и другое: На дереве Познания были и другие плоды. Адам и Ева съели лишь один из многих. Что было бы, выбери они другое «яблоко» ?
СВОБОДА ВОЛИ.
Вопрос о свободе человеческой воли с давних пор волнует философов. Предопределены ли делаемые нами выборы, или они жестко детерминированы? И чем - волей Бога или законами природы?
Воля и свобода в русском языке синонимы, что уже в некотором роде отвечает на вопрос.
Воля — свойство нулевой чакры, делающее возможным переход от Нави -через Правь — к Яви: чакре муладхаре. А в муладхаре мы встречаемся с Судьбой, детерминирующей нашу жизнь, ограничивающей и определяющей.
А что же наверху? Согласно аналогии «что наверху, то и внизу» - воля, проявленная Духом на уровне сахасрары, ограничивается Правилами (Заветами, запретами) на уровне аджны. С другой стороны - человек есть образ и подобие Бога и, следовательно, свободой воли обладает в полной мере. Недвойственность, но две крайности уже в ней присутствуют. В райском саду еще до грехопадения уже присутствует Дерево Познания.
Момент, когда Адам и Ева съедают яблоко — это момент Прави. Через принятие внутрь информации о Добре и Зле они входят в Явь человеческого мира. Причащаются к миру пребывания Духа в Материи.Теперь их жизнь определена культурой, системой табу. Из простого единственного запрета вырастает разветвленное дерево гласных и негласных, изменяющихся, противоречивых законов социума. Дух больше не свободен, но перед ним открывается Путь.
В наше время информационной перенасыщенности свобода воли и выбора снова выходит на первый план. Похоже, что в плане свободы воли человек стремительно сдает свои позиции.В интернете легко можно найти внушительный список так называемых когнитивных искажений - механизмов работы сознания, делающих наш выбор — иллюзией. Подмена идет на уровне вкусов и желаний, того, над чем мы не очень-то властны: не можем желать, что нам желать. Поэтому наши политические и потребительские выборы вряд ли сейчас можно назвать свободными.
Для того, чтобы остаться образом и подобием, необходимо тщательно отслеживать собственные мысли, менять угол зрения, менять способы объяснения мира, постоянно учиться новому. и помнить о изначальной недвойственности Духа. Ресурс архетипа Саваофа — сохранение памяти о своей духовной природе: бдительность, бодрствание, пробужденность.
С темой свободы и воли вплотную смыкается тема власти. Власть и еще один вид воли — воля социальная — соотносятся, казалось бы , с чакрой манипурой.
Вместе с тем в традиционных культурах власть всегда считалась исходящей от Бога. Она подпитывалась божественным авторитетом — божественным порядком, Установлением, Правилом.
Авторитеты – узловые точки перевода с внутреннего языка, языка самости, где правого и левого по сути нет ( сахасрара) на язык внешний – на язык другого ( а это уже – путь из аджны вниз, в вишудху). Без ссылки на них общение невозможно, но...
Образ правителя как Отца Нации естественен человеку, поскольку в материальном мире планеты Земля у нас есть мать и отец — и вся наша социальная структура, культура и философия пронизана биологическими аналогиями. Как только мы причастились плотскому поеданию информации - мы стали уязвимы к манипуляциям : «пипл схавает». Это - плата за вход в мир материи. Но если переносить тему власти из аджны сразу в манипуру, минуя вишудху и анахату ( об этом уже шла речь), плата эта будет слишком высока.
МЕТАТРОН
В процессе изучения и терапевтической работы с архетипом Соваофа, проявился образ Метатрона - демиурга, наместника Бога. Этот ангел не являлся Сущим, Непроизносимым, Незримым - но мог быть принят за Него. Метатрон наделен Милосердием и Справедливостью; он и "Великий Священник» и «Великий Князь», «вождь небесных ратей», то есть в нём олицетворены как принцип царской власти, так и основа жреческого могущества. Два аспекта Метатрона, светоносный и тёмный — это Микаэль и Самаэль. Тёмный аспект олицетворяет собой «Князя мира сего».
Метатрон — высший в сонме ангелов и стоит он непосредственно перед престолом Творца. Свет, исходящий от него, превосходит свет всех остальных небесных существ, и без его разрешения ни один ангел ничего не делает. Ему известны все тайные решения Отца, Который на Небесах.
Метатрон- ангел сакральной геометрии, то есть небесного порядка. Он отвечает за " узоры" - сложные многомерные энергетические структуры, которые можно видеть в расширенных состояниях сознания.
Метатрон - И. О . Бога, но не Бог и , как все ангелы, лишен свободы воли, которой обладают Человек, образ и подобие Божье. Подменять энергии архетипа Саваофа энергиями Метатрона — значит лишать мир Божественной игры — свободы.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ И ЛЕСТНИЦА ИАКОВА.
... Загордились люди и решили построить башню до небес( Телесно – это метафора шеи). Увидел это Бог и послал своих ангелов посмотреть на башню. И видят ангелы – башня почти до неба поднялась. Соваофу не понравилось это: если люди поднимутся на небо – станут равными ему! И Бог повелел ангелам « смешать языки» строителям. До этого они говорили на одном языке (языке-эталоне, образце, единственном возможном) и прекрасно понимали друг друга. Когда языки смешались – эталон исказился, возникло много индивидуальных копий. Строительство потеряло слаженность, башня достроена не была и люди рассеялись вширь по всей земле – всяк народ со своим языком. Так единый текст мира стал набором комментариев к утраченному – Библиотекой.
Сюжет о лестнице - противоположен сюжету о башне. Башня строится людьми к Богу, лестница спускается Богом к человеку.
Главный герой этой истории, Иаков — был сыном Исаака и Ревекки, и родоначальником двенадцати колен Израиля. Ещё в утробе Ревекки Иаков и его брат-близнец Исав стали биться. Вопросив об этом Бога, она получила ответ, что из её утробы произойдут два народа, и старший будет служить младшему. Первым на свет появился Исав (первородный, то есть «образцовый» сын), а следом, держась за пятку Исава, Иаков.
Однако Иаков, хитрый и умный, воспользовавшись голодом Исава, вернувшегося с охоты, купил у него за чечевичную похлёбку право первородства. Для понимания сути сюжета важно, что Исав - охотник,принимающий дары Бога, а Иаков — скотовод, трансформирующий божье творение. Затем (по наущению матери ) Иаков принёс состарившемуся и ослепшему отцу еду, выдавая себя за Исава, и обманом получил от него благословение как первородный сын. Ревекка убедила Иакова после этого покинуть родной дом, опасаясь гнева его брата-близнеца.
В пути во время ночлега Иаков увидел вещий сон: лестница, стоящая на земле, касалась неба и по ней восходили и нисходили ангелы; стоявший на вершине лестницы Яхве предрёк Иакову обильное потомство и обещал покровительство.
Живя в изгнании, у дяди, Иаков полюбил его младшую дочь Рахиль и отслужил за неё дяде семь лет. Но Лаван обманом дал ему в жёны старшую дочь — Лию. Иаков отслужил ещё семь лет, чтобы и Рахиль стала его женой. От двух жен и двух их служанок у Иакова родились двенадцать сыновей. Иаков вместе со всем своим потомством решает вернуться домой. Во время ночёвки в пути Иаков борется с Неизвестным, который не смог одолеть Иакова, но повредил ему бедро. Тогда тот благословил Иакова и дал ему новое имя — Израиль (буквально: борющийся с Богом).
Интересно, что подобный сюжет встречается и в культуре, далекой от древнееврейской – в культуре североамериканских индейцев: « Песнь о Гайовате», Г. Лонгфелло. Во времена голода, когда дичь ушла и вслед за ней стали уходить жизни родных и близких Гайаваты, во время полусна-полутранса явился ему прекрасный юноша. Гайавата боролся с ним три ночи, на третью ночь победил. Умирая, юноша, который был персонификацией Великого Духа, Маниту, велел Гайавате похоронить его с честью и на следующее утро на могиле взросло неведомое растение. Это была кукуруза, маис. Таким образом племя Гайаваты вышло из первоначального животного состояния и стало «культурным», созидающим новые образцы – борющимся с Богом.
В этих сюжетах Бог сверху дает инициацию – разрешение на борьбу с Ним и созидание Человеческого, то есть спуск вниз – в Материю, в чакру вишудху. Не вернутся обратно в божий рай надлежит человеку, а создать собственные миры, полностью одухотворив материю.
КОВЧЕГ ЗАВЕТА.
Для работы с архетипом Саваофа важна история про ковчег завета, сундук, где хранится тайная Сила Бога.
Напомним историю Моисея: фараон, убоявшись растущей силы евреев, повелел убить всех младенцев мужского пола, но мать Моисея спасла его, пустив в корзинке по волнам Нила ( корзинка с Тайной - уже аналог ковчега ). Выловила мальчика дочь фараона (символически она может представлять Изиду) и воспитала как сына.
Затем Моисей вывел свой народ из Египта и на горе Синай, вступив в облако ( завеса, покрывало, за которым - Истина, смертоносная для непосвященных) получил от Саваофа заповеди-правила и заключил с ним завет-договор. Согласно инструкциям Бога он повелел построить ковчег, сделать для ковчега покровы и скинию-шатер.
В поисках земли обетованной, то есть обещанной по завету, Моисей водил свой народ сорок лет по пустыне, и ковчег,символ завета, путешествовал вместе с еврейским народом.
В Святая святых - то есть непосредственно к ковчегу - разрешалось входить одному первосвященнику и только раз в году, в День Искупления. Это место было овеяно Шехиной — присутствием Божьим ( в системе архетипических карт - это София, премудрость Божья, женский архетип аджны.). Никто без опасности для жизни не мог смотреть на Ковчег или прикасаться к нему. Тревожили Ковчег только тогда, когда сыны Израиля снимались со стоянки. Во время странствования Ковчег, закрытый покрывалами, перемещался в центре израильского стана и над ним висело облако.
В Талмуде сказано : «Место Ковчега не имеет измерений». Иными словами, Ковчег не занимал физического места — он был только в духовном мире, не в материальном..
Другое чудесное свойство Ковчега, по преданию, заключалось в том, что он «сам нёс тех, кто нёс его». Иными словами, несмотря на то, что Ковчег был очень тяжёлым, он не только не обременял нёсших его, но и придавал им силы: от него исходила энергия.
Сундук с Непознаваемой Тайной, неподвластный законам материи - сюжет архетипический, часто встречающийся. Сейчас он популярен как история про кота Шредингера. Кстати, в истории Осириса — в одной из ее версий, также фигурирует сундук: в него Сет обманом заточил Осириса.
Покрывало из эзотерического мифа о Изиде коррелирует со скинией , укрывающей ковчег. И также и чудесное зачатие Гора ( в древнеегипетском мифе об Изиде и Осирисе) происходило под шатром соколиных крыл, тоже в области Тайного, где отменены законы физического мира.
ТРОИЦА И НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ.
В иудаизме Бог один. Он - Отец-создатель Адама. В христианстве возникает триада — Отец, Сын и Святой Дух, а Бог «взаправду» становится отцом вполне конкретного младенца — Иисуса. Дух поясняется аналогиями из биологии, он обрастает плотью, теряет метафоричность.
Женское в человеке принимает семя Бога, когда оно готово к этому, когда поднялось на уровень аджны. В нашей системе архетип Богоматери ( Богоматери, как архетипа, а не как религиозного образа) отнесен к сердцу, анахате. В аджну нами помещен ее прототип — Изида: известно, что иконография Изиды с младенцем-Гором на руках предвосхищает иконографию Девы Марии, храмы Богоматери строили на местах храмов Изиды.
Метафорически сюжет о непорочном зачатии, зачатии без отца ( и Гор также был зачат без отца — от некой Тайны, фаллоса, слепленного Изидой из глины) напоминает нам о присутствии Духа в каждом процессе зачатия. Каждый и каждая из нас — рождены от Духа и причастны Тайне.
Троичность же мужского верховного божества на уровне аджны — переходный этап от двоичности-недвойственности к множественности-разделению.
Триединность Бога косвенно упоминается в Ветхом Завете : «по образу и подобию нашему», но в полной мере проявляется в Новом Завете. Термин «Троица» - не библейский, а церковный, догмат о Пресвятой Троице зафиксирован в Никео-Цареградском Символе веры и является основой христианского вероучения. Согласно ему Бог-Отец ни от кого не рождается и не от кого ни исходит, Бог-Сын предвечно рождается от Отца, а Бог Святой Дух предвечно исходит от Отца. Все три лица Троицы составляют единство, которое творит мир, промышляет о нем (сохраняет его) и освящает его.
Тут можно увидеть аналогию с Тримурти, индуистской троицей. В самом деле — Саваоф, несомненно — аналог Брахмы, Христос — Кришна, Вишну. В таком случае Дух, объединяющий все три ипостаси в одно - это Шива, вечный танец Жизни, разрушающий догмы.
РЕСУРС АРХЕТИПА САВАОФА.
Главный ресурс архетипа - осознание своей духовной, божественной природы. Вернее, не-забывание об этом.
Это постоянный труд: по сознаванию человеческого бытия в присутствии Тайны и по восприятию материи как сосуда для божественной энергии.
Ресурсная связь с Саваофом предполагает отказ от догм и метанарраций — окончательного объяснения мироздания и его законов. Для человеческого сознания, погружающегося постоянно в хаос материи и постоянно борющегося с этим хаосом — это постоянный труд души. Лучше всего описывает этот труд понятие «легкого сомнения» из даосских практик. «Легкое сомнение» - некое трудноопределимое в словах состояние, сопутствующее духовному росту - если оно утрачивается, прекращается рост и начинается деградация — окостенение, «обронзовение», приравнивание себя к Богу. Дух улетучивается...
Как следствие гибкости, даруемой Духом возникает критическое, рациональтное отношение к Правилам и Авторитетам — как к инструментам, а не как истине в последней инстанции. В состоянии ресурсной связи с Саваофом человек не верит в Бога — он им «является», соединен с ним.
Еще один важный ресурс Саваофа - осознание единства мужского и женского и разных направлений движения мужской и женской энергии на уровне аджны.
Эмоциональный и рациональный интеллект в союзе дает расширение сознания,
Для мужчин ресурсное взаимодействие с архетипом Саваофа выглядит как слияние с его энергиями. Мужчина, поддерживаемый этими энергиями обладает свободой сознания, понятийным мышлением (мыслит большими блоками информации) и многогранностью.
Главный признак ресурсной связи с Саваофом — гигантский интерес к жизни, умение видеть новое. Опыт, приобретенный в процессе жизни, у таких людей не замыливается забвением и не слипается в догму. Чем больше опыта – тем больше жажды познания:опыт (информация) всегда активен. Соответственно, такой человек может многому научить. Но он не предлагает свои знания назойливо, ученик должен найти учителя сам.
Энергии Саваофа очень помогают в обучении — как учителю, так и ученику. В юном возрасте они могут проявляться как желание и умение учится.
Мужчине, обладающему ресурсной поддержкой архетипа чужд показной аскетизм. Он четко знает потребности своего организма и удовлетворяет их.
Он творит вокруг себя свой мир, устанавливает свои правила, часто такой человек занят серьезным и важным хорошим делом. У него много друзей и много подруг. А также — много поклонниц: сильная мужская харизма притягивает! Это может быть ловушкой — но
энергии Саваофа помогут сделать выбор и не запятнать себя распущенностью.
Мужчина, находящийся на связи с Богом всегда может начать все сначала, он не обусловлен внешним Он живет в бесконечном сад расходящихся тропок, пути из которого ведут в любой уголок вселенной.
НЕРЕСУРСНАЯ СВЯЗЬ С АРХЕТИПОМ
Вариантом нересурсной связи может быть одержимость архетипом, против воли души человека делающей его «Гуру», всезнающим и всеправым. В этом случае энергии аджны могут смешиваться и подменяться манипурными энергиями - энергией Зевса. Также тут можно найти и «след» Шута — Трикстера: «я не я и корова не моя» - я учу, но вы мне не верьте... Шарлатан (значение слова: «болтать впустую») или пророк? - таким вопросом задавались современники о многих Учителях прошлого. При подмене энергий аджны — энергиями манипуры возникает черствость, жесткость: «Я знаю, как надо». Отношение к женскому — с позиций правоты. Это или аскетизм, отрицание плотской любви, – Дух, не желающий иметь ничего общего с низменной Материей. Или — распущенность — использование женского, как ресурса.
Если по каким то причинам человек не готов принять энергию Духа, он погружается в раздробленность. Крайнее выражение такой нересурсной связи — шизофрения.
Иногда из всех раздробленных, разобщенных частей личности активен лишь один островок, который человек и считает «собой». Такие люди очень болезненно переживают когнитивный диссонанс - психологическом дискомфорт, который испытывает человек, сталкиваясь с установками, противоречащими его собственным. Сознание в такой ситуации обычно начинает генерировать ложные выводы, стремясь сгладить внутренний конфликт — и на с цену выходит Метатрон, И.О. Бога.
Люди, перепутавшие Саваофа с Метатроном, Часть с Целым объединяются с единомышленниками, и образуются монолитные коллективы. В них такие индивиды чувствуют себя свободно и непринуждённо. Что же касается чужаков, то к ним относятся настороженно: они - угроза привычному объяснению мира.
Эта настороженность, тревожность проецируется на весь мир, полный " чужих".
Человек готовится к худшему. Психика чувствует себя гораздо комфортнее, когда настраивается на плохой сценарий развития событий.
Таким образом, если мы хотим открыть аджна- чакру, мы должны не избегать, а постоянно искать и отслеживать когнитивный диссонанс, только через его осознанное проживание можно выйти в более расширенное состояние сознания и освободиться от тревоги. О тревожности часто сигнализирует желание «самосовершенствоваться».Тренинги личностного роста, успешности, и пр. – эти мероприятия имеют прямое, но не всегда ресурсное отношение к аджне. «Подсадка» на подобные мероприятия ведет к блокировке межбровной чакры, к развитию «сектанского сознания». Человек начинает нуждаться в группе и в руководителе, а окружающих делить на низших, обычных и высших – себя и сотоварищей по группе. Высокомерие, заносчивость, как и склонность подчиняться авторитету— симптомы нересурсной связи с архетипом Саваофа.
К архетипу Саваофа имеет также отношение весьма распространенная" вера в справедливый мир". Если с кем- то случилось что то плохое - " он сам виноват", красивый человек воспринимается как хороший, к некрасивому относятся с подозрением: " Бог шельму метит".
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕНЩИНЫ С АРХЕТИПОМ САВАОФА.
Для женщин задача при взаимодействии с архетипом — разотождествление с ним. Оно включает в себя понимание его энергий и понимание следствий от взаимодействия с ними, умение призвать их, когда это необходимо.
А это значит - оставаться материальной, будучи духовной: ведь именно Материя привлекла Дух для познания себя. Уметь взаимодействовать с мужчиной в сфере духа, но не подменять его собой, и не наверх вести, на что претендуют многие высокодуховные дамы, а облегчать путь вниз, в материю.
Какой энергией привлечь энергию Саваофа и какой ресурс будет следствием «соития» этих энергий? Это энергии мудрости и красоты: внешней и внутренней. Красота — камертон небесного мира, на нее мы настраиваемся. Синоним красоты на уровне аджны — чистота. Чистота линии, звука, цвета, движения, поступка, суждения. Отсутствие желания нравится, соответствие себе самой. Отсутствие тревожности.
С пособ женского взаимодействия с архетипом Саваофа можно описать как , готовность к Чуду, но не требование Чуда. Умение видеть Чудо в обычных,банальных,земных вещах.
А о Чуде иначе как банально не скажешь — настолько больше оно обычных слов. И тут возникает тема Тайны .
На каждом этапе схождения Духа в Материю женщина требует соответствующих жертв.
На этапе аджны — соблюдения покрова Тайны. Молчания о тайных знаниях. Отношения между мужчиной и женщиной, ресурсно связанных с архетипом Саваофа - ощущаются ими как таинство, полностью, безвариантно, воплощенное в Жизни. Эти отношения необходимы — чтобы колокол зазвучал, нужна и чаша и язык. Про такие отношения — история Лилит в ее ресурсном варианте. История Лилит, оставшейся с Адамом и не проклятой Богом, а призванная им равной себе.
Если вернуться к теме женских тренингов, то можно заметить, что на подобных мероприятиях аудитория чисто или преимущественно женская. А ведущие – очень часто мужчины.
Если ведущий-мужчина не соединен с Саваофом , и , следовательно, с Лилит, он может учить своих подопечных-женщин только одному – быть Евами. То есть закрывать им на уровне аджны связь с Женским. Учить быть удобными для мужчины и – успешными в мире культуры , где женского совсем мало ( если оно закрыто и у мужчин и у женщин).
Хорошая девочка и плохая девочка - вечная проблема многих женщин. Возникла она после поступка праматери Евы, ее промашки с яблоком. Во первых Ева познала " Добро и Зло", во вторых обнаружила себя на стороне Зла. Обнаружила, что совершив Плохой Поступок теперь - навек Плохая.Но Добро-то тоже познано...Значит надо, будучи Плохой, пытаться стать Хорошей. Смыть с себя несмываемый, первородный грех. Задача невротизирующая. Выйти из бесконечного процесса решения нерешаемой и - неизвестно кем поставленной задачи - можно путем разотождествления с Евой, которая является замаскированным анимусом - ребром мужчины.
Итак, ресурс архетипа Саваофа для женщин — возможность почувствовать себя Лилит, знающей и неуязвимой: с гарантированной поддержкой Бога.