Голос

Гулкая
Вы думаете, я слышу вас как себя? Заблуждаетесь. Ваш голос плоский, словно засохшая бабочка со сложенными крыльями. "Мой - объёмный, летучий" - так думает собака, разрывая тишину воем. Так думала я. Потому, что это афера природы.
Кости черепа обладают собственными резонансными частотами. Это обеспечивает нашему голосу величие, как строки Мандельштама:

Разноголосица какая
В трактирах буйных и в церквах,
А ты ликуешь как Исайя,
О, рассудительнейший Бах!

В Харэр (перевод: мешок, тюк, ящик), святой город Эфиопии, мы прибыли с провожатым Адио, услышать музыку суфи, но не покормить гиен, ценен любой кусок моего тела. Дорогу туда - 500 километров на машине, вожатый слушал песни Рианны. Дорогой оттуда мы восхищались голосом дедушки Адио - суфия: " Как гулко этот голос дышал! "
- Вау, мой дед так же крут, как Рианна - удивился эфиопец.
Природа обеспечила Харэру чудную акустику, а люди, в средние века, гармонично вписали архитектуру. Место это окруженное пустыней и саванной, живёт на плато, умело посечённом бездонными ущельями. Защищают город стаи гиен и древние каменные стены. В городе 82 мечети и 102 места поклонения.

Архитектура мест поклонения часто схожа с черепом человека: своды, изрезанные стены с глиняными горшками и нишами, иконостасы. Искажения, возникающие во всех элементах этой сложной колебательной системы, изменяют принятие сигналов человеком.

В моей шкатулке визитов (места, которые зовут) множество храмов, мечетей, костёлов, театров. Ищу я редкость - гулкость. Бесконечная тишина - природа мертва. Звук - всего лишь сотрясение, сухие палки на батуте. Эхо - чувственность, волны вдохновения и угасания любовников, рай и ад. Заполнение пустоты, неисчерпаемость, невозможность конца - это гулкость.

Человек, как уникальный инструмент, может имитировать любые музыкальные инструменты, подражать звукам природы, создавать новые. Его гортани доступен простор от горлового рева тибетских монахов до птичьего щебета певцов из индийских племён. Звучат люди не всегда красиво и талантливо. Певческий талант определяется музыкальным слухом, красотой голоса. Жизненный опыт, способность контролировать себя со стороны помогает в создании полётных голосов.

От оперных в Байрёйте до хорового православного богослужения в России. От похоронного ритуала в Индонезии до Пасхальной церемонии в Эфиопии. От транс ритуала на острове Ява до Умбанды в Бразилии. От экспериментальной электронной музыки в Сингапуре - "Один человек страна", до воздушной Земфиры из Башкирии. Это нечто другое. Иконостасом здесь служит сам человек, его внутренняя чистота, синхрон с миром. Он плачет, поёт всем телом, отдаёт всю энергию, а воздух держит его. И тогда я ощущаю экстаз. И тогда, для меня, звучит голос Бога.

// художник Модильяни