Гильотина и дыба Охота на слова

Александр Ерошкин
Мне приходилось держать в руках гильотину, видеть, как она работает. Это небольшой прибор для обрезания кончиков сигар, говорят, такая технология позволяет сохранить надолго аромат настоящего табака. Прибор это сделан по принципам автоматизированной машины по уничтожению инакомыслящих в ходе Великой Французской революции.

Механизм гильотины предложил в 1792 году врач и член Национальной Ассамблеи Ж. Гильотен, его именем и названо это орудие смерти. Возникает вопрос, а врач ли он или только притворялся? Кстати, русофобы от этимологии в школьном этимологическом словаре выдумали, что слово ВРАЧ от глагола вьрати, а о слове ВРАЧЕВАТЬ даже не вспомнили. Такая у нас история. Впрочем, говорят,  механизм по отсечению голов придумали ещё в Шотландии и Ирландии, где назывался он Шотландской девой. Гильотину во Франции тоже называли Девою и даже Мебелью Правосудия. При этом считалось, что гильотина является гораздо более гуманным способом казни, чем распространённые в то время способы: четвертование, отрубание головы мечом или топором. Гильотина применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчёркивало их равенство перед законом. Ну,  совсем как нынешние  НАТОвские гуманитарные бомбардировки: благо принесли, к примеру, уничтожив много городов Сербии, бомбя жилые кварталы в борющейся с террористами Сирии.

В Википедии уточняется, что казнь с использованием гильотины называется гильотинированием, а главная деталь - тяжёлый (40—100 кг) косой нож (жаргонное название — «барашек»), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2—3 метра верёвкой, где он удерживался защёлкой. Осужденного клали на горизонтальную скамейку и шею закрепляли двумя досками с выемкой, нижняя из которых была неподвижной, а верхняя перемещалась вертикально в пазах. После чего рычажным механизмом защелка, удерживающая нож, открывалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.
 
Официальному использованию гильотины предшествовали опыты по обезглавливанию трупов, работа особой комиссии, по поручению которой доктор Антуан Луи (Antoine Louis) составил докладную записку, где высказался за машину подобную той, какую уже предлагал Гильотен. Это предложение было принято, и 25 апреля 1792 года в Париже, на Гревской площади, была произведена первая казнь. Тогда же  машине этой дали (по имени доктора Луи) названия «луизетта» (фр. Louisette) или «маленькая луизон» (фр. la petite Louison), которые употреблялись некоторое время наряду с названием «гильотина».

Гильотина позволила фактически превратить человеческие смерти в настоящий конвейер; благодаря ей всего за один год якобинские палачи казнили более 30 000 французских граждан, устроив настоящий террор своему народу.

Цивилизованная Европа уничтожала инакомыслие индустриальными методами. В 1853 году гильотина была введена в Саксонии как Fallschwert (падающий меч) или Fallbeil (падающий топор) и затем распространилась в некоторых других германских государствах.

Гильотина интенсивно применялась в период  Великой Французской революции и оставалась главным способом смертной казни во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году. Кроме того, она применялась и во многих других странах, в том числе в Германии.

Виктор Гюго в повести «Последний день приговорённого к смерти» приведён дневник заключенного, ему по закону предстоит быть гильотинированным. В предисловии к повести Гюго выступил яростным противником смертной казни через гильотину и призывал к замене её пожизненным заключением. Исчезло повешение, четвертование, сожжение, пришёл черёд отменить и  гильотины, считал Гюго.

Последняя казнь через отсечение головы гильотиной была произведена в Марселе, в период правления Жискара д’Эстена, 10 сентября 1977 года. Казнённого арабского происхождения звали Хамида Джандуби. Это была последняя смертная казнь в Западной Европе.

Среди известных во Франции личностей, закончивших жизнь под гильотиной, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Жорж Жак Дантон, Антуан Лавуазье, Максимилиан Робеспьер, Жорж Кутон, Луи Антуан Сен-Жюст, Матьё Журдан, Жан-Луи Верже, Камилл Демулен.

В Германии гильотина использовалась с XVII—XVIII веков и была стандартным видом смертной казни вплоть до её отмены в 1949 году. В некоторых землях Германии практиковалось и обезглавливание при помощи топора, окончательно отмененное лишь в 1936 году. В отличие от французских образцов немецкая гильотина была гораздо ниже и имела металлические вертикальные стойки и лебёдку для подъёма ножа.

В нацистской Германии и Австрии в период с 1933 по 1945 год было обезглавлены  около 40 тысяч человек. Это число включает в себя борцов Сопротивления в самой Германии и оккупированных ею странах. В Википедии отмечено, что до1966 года обезглавливание применялось в ГДР; потом его заменили на расстрел, поскольку единственная гильотина вышла из строя.

А вот известные имена, казнённые в Германии:
Люббе, Маринус ван дер — гильотинирован за поджог рейхстага в январе 1934 года.
Штёбе, Ильза  гильотинирована в берлинской тюрьме Плётцензее 22 декабря 1942 года.
Фучик, Юлиус гильотинирован в берлинской тюрьме Плётцензее 8 сентября 1943 года.
Оболенская, Вера Аполлоновна гильотинирована в тюрьме Плётцензее 4 августа 1944 года.
Джалиль, Муса Мустафович и его соратники гильотинированы за участие в подпольной организации 25 августа 1944 в военной тюрьме Плётцензее в Берлине.
Клячковский, Станислав гильoтинирoвaн пo oбвинению в пoкушении нa фюрерa Адольфа Гитлера, в тюрьме Плётцензее 10 мaя 1940 года.

Факты использования гильотины в качестве орудия казни в России мне не известны. Варвары в России живут. Они гильотины и гильотинные ножницы используют для разделки металла в кузнечно-прессовом производстве, а ещё в типографииях для резки бумаги.

Наиболее распространенное орудие казни в прошлом России – дыба, диба, колода, соха.

Этимологический словарь русского языка (krylov.academic.ru ›. — СПб.: ООО "Виктория плюс): дыба, вероятно, образовано от дыбати (в диалектах дыбать – "вставать на носки"). В другом словаре сведений больше (dic.academic.ru › Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс): Ды;ба др.-русск. дыба, грам. 1229 г., ды;бом (от *дыбъ м.), дыбы;, дыба;ть "стоять на кончиках пальцев", укр. ди;бки-ди;бки "пляска вприпрыжку", укр. диба;ти "семенить", польск. dyba "позорный столб, колода", н.-луж. dybnus; "встретить".

При этом составители забыли указать, как лошади встают на дыбы. Не по этому ли признаку назвали орудие пытки? В поэме «Медный всадник» Александр Пушкин, обращаясь в памяти Петра Первого, писал:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

В общем, дыба и дыбы – слова родственные.

Ды;ба — орудие пытки посредством растягивания тела жертвы с одновременным разрыванием суставов. Существовало два основных типа дыбы, применявшихся в Европе и в Российской империи в XIV—XVIII веках.

Википедия также объясняет историю термина.
Первоначально дыбой на Руси называлась орудие наказания — колода или колодка, к которой привязывали обвиняемого («сажали в дыбу»).

Как вид наказания впервые упоминается в начале XIII века в договоре Смоленска с Ригой (1229), согласно которому, «если русин окажется виновным, то в дыбу его не сажать, а отдать на поруки; если же поруки не будет, то посадить его в железо». Дыба предусматривалась Псковской судной грамотой: если «кто силою в судебню влезет или придверника ударит, то посадити его в дыбу». Со второй половины XVII века слово приобрело значение орудия пытки.

Я уверен, что иностранцы, писавшие историю России, что-то напутали. Киев они сделали матерью городов русских, хотя и город, и название – слова мужского рода. Путь они обозначили, как из варяг в греки, забыв напрочь, что в русском языке существительные в косвенных падежах меняют окончания. Вот и здесь не обошлось без их безграмотного вмешательства: это и «в судебню влезет», и «придверник» вместо привратника, и «в дыбу посадити».

А вот в  Западной Европе дыба - специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались верёвки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков верёвки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело и разрывая суставы пытаемого. В момент послабления верёвок пытаемый также испытывал ужасную боль, как и в момент их натяжения. Иногда дыба снабжалась специальными валиками, утыканными шипами, раздиравшими жертву при протягивании.

Применялся и другой вариант дыбы - подвешивание: дыба состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам верёвку. Иногда к его связанным ногам привязывали дополнительный груз. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осуждённый или пытаемый висел на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами. Этот вариант дыбы с подвешиванием (известный как strappado) применялся и в Западной Европе.

Декапитация (от лат. decapitatio), или обезглавливание, этот термин получил распространение в научных центрах Европы.
 
Я старался точно передавать содержание статей из словарей, энциклопедий и лексиконов и обратил внимание, что фактов как капитации-обезглавливания, так  и пыток на дыбе из доромановских времён нет. То есть это появилось после Великой смуты в Москве, в ходе которой крови пролилось много. А легенды, связанные с кровавыми деяниями Ивана Грозного не находят реального подтверждения.

В 1885 году в Санкт-Петербурге на выставке вывесили новую картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», позднее она  стала известна под упрощенным названием «Иван Грозный убивает своего сына». Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущен ее сюжетом, ведь  вымысел выдавался за факт. Он  написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический».

В советские времена правда о царях никого не интересовала, а проведённые потом исследования останков царевича Иоанна не подтвердили его насильственной смерти. По сути они подтвердили правоту митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна опровергшего  эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство.

В Московском летописце за 7090 (1581 год нового стиля) год написано: «…преставися царевич Иоанн Иоаннович».

Пискаревский летописец указывает более подробно: «… в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича».

В Новгородской четвертой летописи говорится: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе…»

Морозовская летопись констатирует: «… не стало царевича Иоанна Иоанновича».
Как видим, об убийстве ни слова.

А ведь на этом факте держались утверждения о злодеяниях грозного царя. Это для нас он Грозный, а для немцев он schreckliche, то есть ужасный, страшный, жуткий, ужасающий, кошмарный, отвратительный, невыносимый, отчаянный, неприятный.

В общем, не только Иван Грозный, но и его предки, и его потомки нередко предстают кровожадными и жестокими. Почему? Да потому, что историю нашу писали исключительно иностранцы.

 Советский академик Б.А.Рыбаков, в частности, писал:
«Во времена бироновщины, когда отстаивать русское начало в чем бы то ни было оказалось очень трудно, в Петербурге, в среде приглашенных из немецких княжеств ученых, родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен. Славяне IХ-Х веков были признаны «живущими звериньским образом» (выражение норманнистов), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу.
Так, под пером Зигфрида Байера, Герарда Миллера и Августа Шлецера родилась идея норманнизма, которую часто называют норманнской теорией, хотя вся сумма норманнистических высказываний за два столетия не дает права на наименование норманнизма не только теорией, но даже гипотезой, так как здесь нет ни анализа источников, ни обзора всех известных фактов».

Сейчас в двадцать первом веке при наличии достаточно образованных кадров история Советского Союза искажена до неузнаваемости в угоду всяким Соросам и прочим американским кураторам. Потому школьник из Уренгоя и жалел с трибуны Рейхстага погибших в России захватчиков, поскольку не знал о судьбах нашего народа, боровшегося с фашизмом, навалившимся на страну со всей Европы.

В прошлом фальсификация истории русского мира была ещё больше. Русских и русский язык просто выкинули из международного процесса, словно их не было. Россия, освобождаясь от придуманного ей прошлого, сегодня сильна как никогда, она может начать формировать систему совершенно новых отношений в мире. Те потоки лжи, которые льются сегодня на Россию и русских, в глазах мировой общественности разоблачают самих авторов этой лжи. Мир стоит на пороге гигантских перемен.