Нам не удобно. Нам не стыдно

Татьяна Ефремова 2
Консервативный человек. Кто он? Он написал для вас этот очерк. Кто не догадался - это я. Консервативный до мозга костей, как принято говорить. Ежедневно, приходя на работу, я проделываю отработанный до автоматизма комплекс мероприятий: открываю кабинет, передвигаю на текущую дату свой рабочий календарь, включаю для фона негромко музыку и щелкаю кнопку электрочайника. Через 5-10 минут кабинет наполняется бодрящим, крепким ароматом кофе. Как-то, выйдя из отпуска, коллеги с нескрываемым удовольствием сказали: "Пахнет кофе, порядок, музыка. Татьяна вышла". Все хорошо. Срослась я уже с этими привычками.

Очередной рабочий день. Проделала вышеописанные деяния. Справилась с утренними профессиональными обязанностями и в ожидании шефа, дабы скоротать время открыла "Леди. Мэйл.ру". Взору моему предстала занимательная информационная вещица. Смысл сего посыла был следующим: слишком уж наше отечественное общество заморочено на внешнем виде и зависимо от чужого мнения. Надо бы по-хорошему "забить" на это, жить в свое удовольствие и делать что хочется.
 
Сказать, что я негодовала после прочтения этого, прости Господи, "умозаключения" - ничего не сказать. Мало того, что мы методично и уверенно катимся к днищу, в довершении этого появляются вот такие горе-агитаторы. И, увы, они имеют огромное количество последователей. Ведь это так удобно, следовать сладкой догме: живи, как считаешь нужным, наплюй на мнение окружающих. Это твоя жизнь.

Сразу всплывает в памяти рекламный лозунг какой-то газированной отравы:"Имидж ничто - жажда все". Как нельзя лучше отражает нынешнее положение вещей: мне все равно, как я выгляжу в глазах окружающих, какое впечатление я произвожу своим внешним видом и поведением. Главное - мне удобно. МНЕ ТАК НРАВИТСЯ.

В своей точке зрения, представленной на суд широкой публике, девушка критикует российское общество за его тоннельное, зашоренное и загнанное в рамки общественного мнения поведение и мышление. А вот европейцы, напротив, молодцы. Женщины сбросили оковы тесных платьев-футляров, забросили в чуланы туфли на каблуках, избрав свободный путь далеко не модельной походкой, в драных джинсах, кедах (лоферах, макасинах... аж плеваться хочется!), со свалявшимся на голове колтуном, именуемым стилистами "небрежным пучком". И в это же время, по мнению автора этой писанины, наша несчастная русская женщина, затянутая в неудобное женственное барахло, изо всех сил удерживая царственную стать, чалит провизию из ближайшего супермаркета. А теперь, уважаемые знатоки, внимание, вопрос: вспомните, как давно вы просто наблюдали женщину с аккуратным макияжем, женственную, легкую, элегантную, с уложенными волосами, женщину, от которой невозможно отвести глаз, "пахнущую" стилем, всем своим видом говорящую толпе "я - Женщина"? Напряглись? Я частенько промышляю подобными наблюдениями. Чисто из женского любопытства. И что же? ... Хочу сообщить автору той статьи - не стоило оно тех усилий и той желчи, которая была выплеснута. Не надо было так уж негодовать относительно многострадальных женщин, девушек, "запечатанных" в классику и женственность. Их остались единицы. Уже можно смело создавать Красную книгу для редких представителей рода человеческого. Поместить бы туда человека образованного (не путать с наличием пачек купленных дипломов, ученых степеней и званий), человека интеллигентного, человека справедливого, человека честного, человека сострадательного. И вот эту самую женщину с большой буквы "Ж".

Помните Чехова: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли"? Великий писатель и мыслитель, слава Богу, не застал наше время, а породил это высказывание в те времена, когда человек хоть мало-мальски соответствовал смыслу этой цитаты.

Нет теперь Антона Павловича, как и нет того самого человека прекрасного. Безусловно, понятие красоты подверглось трансформации с течением времени. Но как случилось, что оно, это понятие, изначально неся в себе компоненты совершенства, гармонии и желания у наблюдающего эстетически наслаждаться, видоизменилось до посредственности, безыскусности и даже откровенного уродства? При этом, выместив истинную красоту с позиции нормы и задвинув ее в положение жертвы насмешек, издевок и критики. Произошла подмена понятий. Только мы повинны в этом. Мы начали этот процесс с мелочей, искоренив понятие женственности/мужественности из своего уклада жизни в тех смыслах, в коих они существовали первоначально. За этим потянулось изменение облика, его упрощение. Долой все, что так или иначе указывает на половую принадлежность человека. И ура! Докатились! Позвольте представить вам их неВеличество и Уродство "унисекс", "casual" и прочую галиматью, которую проще назвать "бомж-стайл". Отличительные черты: не чесанные головы, отращенные бороды (Петра на них нет), одежда с дырами размером с крышку канализационного люка, полное отсутствие или неуместный, диковатый макияж с бровями-колбасками на женском лице и странноватая обувь (с не менее странноватыми забугорными названиями), стоптанная и грязная, как особый элемент стиля.

Естественно, подобный облик уже не призывает к поведению леди и джентльмена. Он раскрепощает, развязывает. Уже не обязательно девушке сидеть с сомкнутыми ногами. Можно вполне оправданно принять позу заправского гопника на удивление мужчин. Ни к чему держать осанку, демонстрируя присущие женщине достоинство , изящество и соблазнительные изгибы женского тела. Женственности объявлена война. Имя непримиримому сопернику - дурновкусие.

История уже знает ни одну такую борьбу. Свалки из корсетов изящной ручной работы с баснословной цены кружевами после Французской революции, бунт феминизма с его бушующими кострами из бюстгальтеров в конце 60-х. Сейчас нет ни костров, ни свалок. Все прошло мирно и постепенно. Тихий переворот, начавший трансформацию человека с его внешнего облика путем упрощения, раскрепощения и свободы, и закончивший этот процесс на подмене ценностей и норм морали. И если бы А.П. Чехов имел несчастье жить в 21 веке, то, вероятно, он написал бы цитату, обратную по смыслу той, что он изрек в годы своей жизни о "человеке прекрасном".

Регресс на лицо: начали с малого - с внешнего вида. Стало неудобно. Неудобно на каблуках, в приличной одежде, быть ухоженным человеком. Закончили феерично - оскотинились в отношении поведения и воспитания. И здесь неудобно. Неудобно быть людьми. Не стыдно плюнуть на землю, не стыдно выражаться нецензурной бранью на людях, не стыдно не проявить уважения и сострадания к пожилым, беременным женщинам, увечным, животным. Ничего стало не стыдно. Миром правят не хрен и жаба, как в известном выражении, где первый - все знает, а вторая - всех душит. Мир захватила жажда свободы. Во всем. Свобода. Она прекрасна. Но до определенного момента. Как у Шекспира: "Так сладок мед, что наконец и гадок". Свобода хороша до тех пор, пока она не покушается на мораль, нравственность и ценности.

И мне стыдно. Стыдно за наше раскрепощенное до беспредела, не закомплексованное общество, не знающее границ в проявлении своих самых низменных пороков. Как хлор беспощадно разъедает ярко окрашенную материю, делая ее блеклой и бесцветной, так и человек на пути к полнейшей свободе и независимости, к отсутствию барьеров уничтожил понятия стыда, совести, красоты, эстетики и приличия. Наконец-то! Наконец-то мы сошли с узкоколейной дорожки и вышли на разновекторный путь, где нет суда и границ. Живи, как пожелаешь. Ты ничем не закордонен. Мы дошли таки сквозь века до этого предела. И что имеем, как достижение? Повальный эгоизм, порожденный принципом "Это моя жизнь. Это мои правила", хамство, дерзость, неуважение, превосходство своего "я" над остальными без особых на то оснований.
Дурновкусие - порождение свободолюбивой Европы. Периодически забугорные гуру моды и им подобные авторитеты подкидывают российской публике очередную сумасбродную идею, которая тут же подхватывается, рекламируется как тренд, разносится по масс-маркетам, штампуя "бомжей". Порой, "брендовых бомжей". Ей Богу, глаза слезятся после прогулки по очередному ТЦ, где подобные особи обитают в большом количестве. И уже не от смеха слезятся. От ужаса. Гендерные различия стерты. Боишься задать случайному человеку вопрос, потому что не всегда понятно, кто перед тобой - девушка или юноша. Засилье фриков. Раньше так называли людей, отличающихся экстравагантным, иногда даже эпатажным внешним видом и не менее эпатажным поведением, отказывающихся от социальных стереотипов. Подобных экземпляров когда-то были единицы и даже занимательно было наблюдать за ними. Теперь это вышло на уровень мейнстрима. Но сейчас этих представителей общества только и отличает, что эпатаж. В поведении и облике. И это уже не фрики. Это стадо, с одинаковым западноориентированным мышлением. Чем более придурковато ты себя ведешь, чем более ты непонятно и вызывающе выглядишь, тем ты круче и популярнее. А фриками теперь смело можно именовать людей приличных, с адекватным поведением и внешним видом, потому что осталось их крайне мало. И воспринимаются они, как белые вороны.

Эпатаж - главный козырь людей нашего времени. Реализовать его можно только путем отказа от нормы и борьбы с ней.

Маленькое лирическое отступление, но в продолжение наболевшей темы. Случай из жизни. Были у меня знакомые. Скажу сразу - люди известные в городе и состоятельные. Много путешествуют. И вот, приехав однажды из очередной забугорной поездки, они поделились своими яркими впечатлениями о нравах, манерах и понятии эстетики у иностранцев. Довелось им в этом путешествии погостить у знакомых. Традицию угощать гостей ни в одной стране мира еще не отменяли. Но, в отличие от хлебосольной, гостеприимной России с ее пирогами и самоваром, им подали.... Не поверите.. вино, разлитое в старые фаянсовые кружки с отколотыми краями, которые у нас за ненадобностью обычно перевозят на дачу, и, в качестве закуски, сырую морковь, порубленную неровными, крупными ломтями и поданную на старой разделочной доске. Гости искренно восхитились, назвав сие "высшим шиком". А женщины... "Какие у них женщины!" - восторженно говорила рассказчица. "Никаких каблуков, никакого макияжа, нет вавилонов на голове. Джинсы, кеды и майки. Естественность и красота. Нашим девушкам с их стилем а-ля "проститутка" на шпильках и в юбках есть чему у них поучиться!"....

Что случилось с нашим сознанием, если морковь, порубленная ломтями, поданная даже не на тарелке, с вином, разлитым в кружках, из которых и водички то попить от посторонних глаз стыдно, вместо очевидного признания факта неуважения к человеку, стали проявлением верха изыска, апогеем впечатлений, привезенных из-за границы? И почему красивая, ухоженная женщина внезапно попала в отряд работниц самой древней профессии на Земле? Ответ один - снова победа дурновкусия. Снова подмена понятий.
 
Размышляя и анализируя тему всесторонней деградации общества, я наткнулась на понятие "окна Овертона". Это концепция, носящая имя своего создателя - американского юриста и общественного деятеля - Джозефа Овертона. Суть концепции в том, что "в сознание даже высокоморального общества можно насадить любую идею". (www.interesnyefakty.org). Это очень утонченная по своему действию технология, нежели банальное полоскание мозгов. Для того, чтобы насадить очередную аморальную идею в умы людей, нужно всего лишь пять этих окон, ведущих эту идею от неприемлемости до нормы.

Да, можно сказать, что эта концепция больше применима к остро-социальным и глобальным проблемам. Но, если приглядеться, то теория эта вполне приложна к идее всеобщей, повальной деградации и раскрепощенности. Запретное стало нормальным благодаря нашей мечте о полной свободе и толерантности. Что ж, принимайте пилюлю свободы, господа. И не забывайте о побочных эффектах, которые только начали проявляться в наших потомках, глядящих и принимающих за образец поведение взрослых и впитывающих, как губка, все, что мы творим на их глазах.

Начав писать этот очерк, я прекрасно осознавала, что сторонников у меня будет куда меньше, чем противников. Но меня это не остановило. У нас же полная свобода. Вот и я хочу ею воспользоваться и выгулять на просторах интернета свои мысли. И мне абсолютно наплевать на мнение так называемых "продвинутых, современных" людей, которые, прочитав этот очерк, начнут язвительно хихикать и упрекать меня в допотопности моих ископаемых суждений. Вешайте ярлыки, "уважаемые". Мне начхать. Только в отличие от вашего наплевательства на мои умозаключения, нормы воспитания, истинную красоту и эстетику, я своим наплевательством на новомодные, насажденные извращенным интеллектом тенденции моды и поведения, не травмирую ничье сознание и психику, не шокирую и не показываю дурного примера. Вопреки всему, я есть и буду приличным человеком. Прилично одетым, прилично разговаривающим, прилично думающим. Я приличный гражданин своей страны. Мне так удобно. И мне за это не стыдно.