Блок. Видно, дни золотые пришли... Прочтение

Виталий Литвин
31.«Видно, дни золотые пришли…»





                Видно, дни золотые пришли.
                Все деревья стоят, как в сияньи.
                Ночью холодом веет с земли;
                Утром белая церковь вдали
                И близка и ясна очертаньем.

                Всё поют и поют вдалеке,
                Кто поёт — не пойму; а казалось,
                Будто к вечеру там, на реке —
                В камышах ли, в сухой осоке, —
                И знакомая песнь раздавалась.

                Только я не хочу узнавать.
                Да и песням знакомым не верю.
                Всё равно — мне певца не понять.
                От себя ли скрывать
                Роковую потерю?
                24 августа 1901





     Какое странное стихотворение... Особенно на фоне предыдущего, на инерции предыдущего! Оно тоже переполнено светом, восторгом, молодостью, солнцем… Песней!

                Видно, дни золотые пришли.
                Все деревья стоят, как в сияньи.
                Ночью холодом веет с земли;
                Утром белая церковь вдали
                И близка и ясна очертаньем.

     И окончательно уравнивая сны и яви:

                Всё поют и поют вдалеке,
                Кто поёт — не пойму; 

     Это же  «отзвуки песни далекой» с «другого берега»! С иного берега – нет, ближе! –

                …а казалось,
                Будто к вечеру там, на реке —
                В камышах ли, в сухой осоке...

     Да и  песни – это Твой  атрибут! И вдруг:

                Только я не хочу узнавать.
                Да и песням знакомым не верю.
                Всё равно — мне певца не понять.
                От себя ли скрывать
                Роковую потерю?

     Ключевая строка – первая: «Видно, дни золотые пришли». Подошла осень. «Мистическое лето» кончается. И как от себя теперь скрыть «роковую потерю» – отсутствие Свершения. Неисполненность долга.

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
     «…блуждания на лошади вокруг Боблова (с исканием места свершений) — Ивлево, Церковный лес».

     Место он, может, и нашел, но – впустую.
     Андрей Белый:  «Первый том – потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и – встреча с Видением Лучезарной подруги; и – далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
     Здесь чуть ли не впервые проявляется ужас осознания этого “неумения”…

     Впрочем, надвигалась и ещё одна потеря: его отъезд из Шахматово, Л.Д. – из Боблова, и оборвутся  их неслучайные “случайные встречи”.

Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
«И вот пришло "мистическое лето". Встречи наши с Блоком сложились так. Он бывал у нас раза два в неделю. Я всегда угадывала день, когда он приедет: это теперь -- верхом на белом коне и в белом студенческом кителе. После обеда в два часа я садилась с книгой на нижней тенистой террасе, всегда с цветком красной вербены в руках, тонкий запах которой особенно любила в то лето. Одевалась я теперь уже не в блузы с юбкой, а в легкие батистовые платья, часто розовые. Одно было любимое -- желтовато-розовое с легким белым узором. Вскоре звякала рысь подков по камням. Блок отдавал своего "Мальчика" около ворот и быстро вбегал на террасу. Так как мы встречались "случайно", я не обязана была никуда уходить, и мы подолгу, часами разговаривали, пока кто-нибудь не придет.»

     Добавочные смыслы стихотворения, суть изображенного  мира  камышовых заводей раскрываются в «Северной симфонии» Андрея Белого. Он закончил её 26 сентября 1901 года. Блок мог знать о ней от Сергея Соловьева, с которым встречался этим летом. Или наоборот, Коленька Бугаев мог узнать про это стихотворение Блока от него же. А мог никто из них и не знать строк другого, а увидеть этот мир одновременно, и одновременно написать о нем. Как через год они одновременно напишут друг другу письма. Как одновременно делали в те времена свои великие открытия гениальные физики.
     По сюжету «симфонии» королевна…

          «…Вечно юная, она сидела на троне. Кругом стояли седые рыцари, испытанные слуги.
          Вдруг заходящее солнце ворвалось золотою струей. И грудь повелительницы, усыпанная каменьями, вспыхнула огоньками.
          С открытой террасы влетела странная птица. Белая, белая. И с мечтательным криком прижалась к ее сверкающей груди.
          И все вздрогнули от неожиданности: в ясном взоре птицы белой трепетали зарницы откровений. И королевна сказала: "Она зовет меня за собой... Я оставлю вас для Вечности!"…   
   
          Опечаленные рыцари стояли в зале, опершись на мечи, склонив пернатые головы... И говорили: "Неужели должны повториться дни былых ужасов!.."
Но тут вспыхнул пустой трон белым сиянием, и они с восторгом глядели на сияющий трон, улыбаясь сквозь слезы заревыми лицами, а самый старый воскликнул: "Это память о ней!"
          "Вечно она будет с нами!.."  »
   
     А она оказывается там, где…

          «…Тянулись и стояли облачка. Адам с Евой шли по колено в воде вдоль отмели. На них раздувались ветхозаветные вретища.
Адам вел за руку тысячелетнюю морщинистую Еву. Ее волосы, белые, как смерть, падали на сухие плечи.
          Шли в знакомые, утраченные страны. Озирались с восторгом и смеялись блаженным старческим смехом. Вспоминали забытые места.
На отмелях ходили красные фламинго, и на горизонте еще можно было различить его далекий силуэт.
   
          Здесь обитало счастье, юное, как первый снег, легкое, как сон волны.
Белое.»

     там, где…

          «…Был только маленький, блаженный островок, поросший осокой.
 
          …В этой стране были блаженные, камышовые заросли; их разрезывали каналы, изумрудно-зеркальные.
Иногда волна с пенным гребнем забегала сюда из необъятных водных пространств.
          В камышовых зарослях жили камышовые блаженные, не заботясь о горе, ожидая еще лучшей жизни.
          Иногда они преображались и светились светом серебристым. Но они мечтали о вознесении.
          Тут она бродила, раздвигая стебли зыбких камышей, а по ту сторону канала над камышами бывал матово-желтый закат.
          Закат над камышами!»


      Вот такой мир, такая пересадочная станция, станция ожидания, водный вокзал меж Землёй и Небом для тех кого пока не принимало Сияние, но кому не по грехам - Ад.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     Публикации: I2. С. 69; I3. С. 100 и I4. С. 79- в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 83

     [
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
      ]


     – «... белая церковь вдали ...» – Навеяно образом церкви в селе Тараканова, где позже, летом 1903 г. состоялось венчание Блока и Л.Д. Менделеевой .

     – «... В камышах ли, в сухой осоке ... – // И знакомая песнь раздавалась. - Образы пенья, реки в сочетании с "роковой потерей" - отсылка к сцене самоубийства Офелии в трагедии Шекспира "Гамлет" (см. коммент. к стих. "Тихо вечерние тени ... ").
      [
Из Примечаний к указанному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     – «...Твой потревожили прах.»  – Мотив смерти героини, проходящий через весь цикл. Зд. литературные и биографические истоки мотива – воспоминания о постановке сцен из "Гамлета" летом 1898 г. в Боблове (сцена самоубийства Офелии).
»
      Блок и через десять лет будет вспоминать:

                «…Тебя, Офелию мою,
                Увёл далёко жизни холод…
                6 февраля 1914»
     ]

     – «От себя ли скрывать // Роковую потерю?» – перефразировка стиха Вл. Соловьева: "Роковую не скрою потерю ... " ("У себя", 1898). Образ смерти здесь связан с символикой разлуки лирического "я" и "Души мира"
»



*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
                II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ОДИННАДЦАТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
                11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ТРИ произведений:

         Сцена  следующая. Роковая потеря.

                31.  «Видно, дни золотые пришли…»           ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1111 )
                Золотые дни – осень… Поэта захлестывает ощущение несбывшегося….

32. «Кругом далекая равнина…»           ( http://www.proza.ru/2017/11/29/1096 )
Постапокалипсис. Лето кончилось. Лето в котором не случилось главного.
33. «Я всё гадаю над тобою…»               ( http://www.proza.ru/2017/11/29/1106 )   
Усталость. Поэт уже не пытается вызвать «лучезарную волну» – он «гадает». Он сдался гадалке.
*
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/28/1106
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/29/1096