Автографы в Рейхстаге - Лившин

Леонид Игнатенко
     Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге…».

     *  *  * 

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко


         *  *  *

     Автограф:

     «ЛИВШИН – Одесса».

         *  *  *

     Место надписи:

     - Восточная сторона, уровень Пленарного зала (северная часть), восточная стена, часть F.

     Ort der Inschrift: Ostseite, Plenarsaalebene Nord, Ostwand, Teil F *.

     *Место надписи определено с помощью фото-каталога, созданного сотрудницей Бундестага Карин Феликс: «Здесь был» (Karin Felix «Ich war hier», Berliner Wissenschafts -Verlag, 2018).

                *  *  *

     Автор: майор ЛИВШИН Самуил Ефимович, 1907 г.р., эвакогоспиталь № 3568 (2-й Белорусский фронт), заместитель начальника эвакогоспиталя по политической части, еврей. Место рождения: г. Одесса, Украина. Призван в РККА в 1932 г., Одесский ГВК, г. Одесса, Украинская ССР.

               *   *   *

     Из книги В.П.Сахарова «У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания», Военное издательство Министерства обороны СССР, М.,1967:

               *   *   *

     Остановить врага можем!

     Первейшая, самая главная задача, которая сразу встала перед Военным советом, заключалась в том, чтобы обеспечить переход Приморской армии к жесткой обороне и тем остановить дальнейшее продвижение врага. Сделать это было тем более трудно, что отход с боями от рубежа к рубежу, продолжавшийся второй месяц, стал для некоторых частей уже чем;то привычным.
     И не только противотанковые рвы и окопы требовались для устойчивой обороны. Нужно было создать перелом в сознании людей, укрепить у бойцов веру в свои и общие наши силы, убедить всех, что мы можем остановить фашистских захватчиков. А путь к такому перелому, важнейшее средство, способное его обеспечить, мы определили так: поднять роль коммунистов и комсомольцев в бою.
     Кто, как не они, передовые люди армии, могли и должны были личным примером мужества, стойкости, отваги помочь всей массе бойцов обрести и развить в себе эти качества! И прежде всего обязаны были делать это, находясь там, где решается успех боя, коммунисты и комсомольцы, поставленные на любые командные посты, все наши политработники. Того же требовали мы от коммунистов штаба, от работников политотдела армии, направляемых в войска.
     Вспоминая то трудное и грозное время, я вновь вижу героев–командиров, героев–комиссаров. И если командиру все;таки часто было необходимо управлять боем с КП, то для политработника в бою существовало одно место – в окопе переднего края, в первой шеренге атакующих бойцов.
     Перед глазами встает обычная для тех дней картина. Часть ведет жаркий бой. Чтобы сдержать натиск противника, наши подразделения идут в контратаку. Враг обрушивает на них яростный артиллерийский и минометный огонь, и вот — бойцы остановились, залегли… И тогда встает во весь рост комиссар или политрук. Призывно подняв над головой автомат, он кричит:
     – Товарищи, братцы! Вперед за мной! За Родину!..
     И уже заглушает могучее «ура» разрывы мин и снарядов, и никаким огнем не остановить порыв людей.Комиссар впереди! — ободряют они друг друга.   
     – Комиссар с нами!..
     Так водили бойцов в контратаки, показывая образцы неустрашимости, старший политрук Григорий Лимонов из нашей кавдивизии, военком 161–го стрелкового полка старший батальонный комиссар Самуил Лившин, комиссар 1–го морского полка старший политрук Митраков. Не будет преувеличением сказать, что так же вели себя все политработники. Иначе тогда было просто нельзя.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Майор ЛИВШИН служит в ЭГ № 3568 с января 1945 г. За время служды проявил себя умелым организатором политработником. Политмассовую работу в госпитале поставил на должную высоту. Как политработник с большим кругозором, он постоянно увязывает свою работу со стоящими перед командованием госпиталя задачами. Его лекции, прочитанные раненым и постоянному личному составу, всегда были содержательными и целеустремленными. За май-июнь 1945 г. им было прочитано 30 лекций и докладов, проведено свыше 80 бесед.

     Тов. Лившин много работает над повышением боевой подготовки личного состава и раненых из отделения выздоравливающих. Строевое дело знает хорошо.

     В течение Висла-Одер- и Берлинской операции проделал большую работу, помогая в организации приема и эвакуации раненых.

     Проявляет исключительную заботу о тяжелораненых, знает каждого из них, и всегда знает состояние дел относительно их лечения и ухода.

     Тов. Лившин был тяжело ранен на фронтах Отечественной войны.

     За умелое и четкое проведение политработы и достигнутые хорошие результаты и, как раненого в боях с немецко-фашистскими захватчиками, ходатайствую о награждении майора Лившина правительственной наградой – орденом Отечественной войны 2-й степени.

     Начальник эвакогоспиталя № 3568 майор медицинской службы ФИКС. 1 июля 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 4098, л. 256.

                *  *  * 

     ПРИМЕЧАНИЯ

     Фото 1 и 3 (в Рейхстаге) найдены в интернете. Установление их подлинного авторства не представляется возможным.
     Фото 2 (в центре) - ЛИВШИН С.Е. скопировано с учетно-послужной карточки (УПК), хранящейся в ЦАМО РФ.
     Идентификация надписи и художественная обработка снимков произведены автором статьи.


     2017 - 2021 гг.

     Для ознакомления с данными о других воинах Красной Армии, фамилии которых сохранены на стенах Рейхстага, и идентифицированы, необходимо перейти на начальную страницу, по ссылке: http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949  .

     В 2020 г. в украинском издательстве «Харьков на ладонях» была издана моя книга «Автографы на стенах Рейхстага», куда вошли биографии первых 212* идентифицированных мною авторов сохраненных в Рейхстаге автографов Победы (см. первую статью - «О книге «Автографы на стенах Рейхстага» по ссылке: http://proza.ru/2020/02/23/1988 ).

     *После дальнейших исследований стали известны биографические данные еще более 70 авторов надписей.