рецензия фильмСтеклянный замок США, 2017

Нонна Ананиева
Рецензия на фильм «Стеклянный замок» (США, 2017)

«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство», — писал Экзюпери. В фильме, о котором пойдёт речь, героиня показывает свою жизнь как раз после того, как её детство наконец закончилось. Симпатичная американская журналистка Джанет Уоллс  начинает рассказывать свою биографию с небольшого эпизода — с того, что увидела из окна такси копающихся в уличном мусоре бомжей. Но весь ужас ситуации заключался в том, что это были её родители. Перед нами экранизация режиссёра Дестона Кретона («Отряд самоубийц», «Выживший»)нашумевшего автобиографичного романа «Замок из стекла» молодой писательницы Джанет Уоллс. Героиню успешно сыграла известная актриса и певица Бри Ларсон («Комната», Оскар 2016 за лучшую женскую роль). Итак, добившаяся самостоятельно неплохого положения в обществе девушка собирается замуж за молодого финансового консультанта, но её сложные родители, появившиеся из ниоткуда, не дают ей с чистой совестью идти по жизни. Жених не может принять старого заносчивого бомжа алкоголика, её отца, Рекса. Рекса играет  Вуди Харрельсон (актёр, продюсер и драматург, обладатель премии «Эмми» (1989), двукратный номинант на премию «Оскар» (1997, 2010). Дело в том, что героиня и сама не понимает, как относиться к своим родителям, которые отняли у неё нормальное, уютное, беззаботное детство, наполнив его скандалами, пьянством, бесконечными переездами из одной трущобы в другую, где приходилось жить без воды и электричества, а вместо школы ей , сестре и брату заниматься с матерью непонятно как и чем. Но с другой стороны, фантастические, не связанные с реальностью увлекательные для детского воображения рассказы отца, ночёвки на природе, мамины картины, родительский оптимизм и случавшееся веселье, греют душу и заставляют трепетать сердце. Неподдельная искренность заблуждений и «святой» лжи, как бы парадоксально это не звучало, и привлекают в этой истории.
Правда, жаль, что внимание авторов фильма, в основном, сосредоточено на взаимоотношениях отца с дочерью, а роль матери, Роуз, в исполнении прекрасной Наоми Уоттс (Премия гильдии киноактёров США (2016),  уведена на второй план. Это не только значительно отличает историю от оригинала, но и немного смещает идею, так как Рекс и Роуз — одно целое, один двухголовый организм, воплощение того самого нон—конформизма семидесятых, по моим представениям, сломавшим судьбы многих талантливых людей. Если Рекс считал нормальным украсть у собственного голодного ребёнка с огромным трудом накопленные гроши и тут же пропить их в соседнем баре, то Роуз, сидя за мольбертом,  могла с лёгкостью отправить трёхлетнюю дочь на кухню готовить обед и даже не винить себя за то, что у девочки загорелось платье, она получила страшные ожоги и вообще чуть не умерла. Оба, и мама и папа, потом превращают случившееся в шутку. И как—то уж совсем смазано прозвучало в фильме то, что всё это нищее, голодное, грязное детство можно было избежать, потому что Роуз, в принципе, совсем не бедна — у неё всегда была земля, которую можно было продать и на эти деньги купить нормальный дом и нормально обосноваться. Чудовищно, непонятно и совсем не по-матерински.  Так что, думается, не алкоголизм отца всему виной. Но вот история рассказана, переполненное страхом, голодом и радостями детство позади, героине надо идти дальше, у неё многообещающий жених, профессия, которую она любит, и тут на первый план выходит болезнь отца и недосказанность, которая существовала между ними столько лет. Это становится основным, невыносимым, и героиня бежит из ресторана, оставив жениха и гостей, к своему умирающему отцу. И нам не важно, о чём они там говорят или прощают друг друга — его смерть, как мне показалось, стала облегчением, порывом ветра, которая закрыла этот самый пресловутый нон—конформизм, по крайней мере, в жизни Джанет. Да, Джанет подранок, но можно быть уверенным, что свою семью она не станет устраивать по знакомым лекалам, а значит, нам не стоит переживать за судьбы её детей. И тянувшиеся из седых времён мечты людей о справедливом обществе и крепкой семье, переплетаясь, долго ещё будут жить в нашем подсознании. Фильм получился универсальным и интересным для самого широкого круга зрителей.
Хотелось бы добавить пару слов о звёздном составе актёров — ансамбль на высоте, разве что Рекс немного староват в начале фильма, и дети могут показаться его внуками, но, в принципе, это не мешает.