В уголке души

Вячеслав Юнов
В небольшом промозглом от сырости и плесени помещении за большим, потертым временем столом сидели двое. Серый, малоприглядный молодой человек и женщина. Скорее, девушка, но уставшее лицо ее было покрыто довольно глубокими, не по возрасту морщинами. Оно выражало какую-то отстраненность и безысходность. Девушка, закинув ногу на ногу и откинувшись на спинку широкого кресла, обитого зеленой тканью, спокойно курила, глубоко втягивая в себя сизый дым дешевых сигарет. Иногда она наклонялась к столу, протягивая красивую изящную руку к замыленной пепельнице и стряхивая длинными тонкими пальцами сигаретный пепел.

 Молодой человек нетерпеливо ерзал на невысокой табуретке. Его плутоватые глаза исподтишка стреляли в сторону девушки. Ему явно было не по себе.
- Многие от тебя ушли. И как тебе здесь, одному живется? – сказала девушка, выпустив в сторону собеседника густой сигаретный дым.
- А, что? - ответил тот, пряча глаза в пол, чтобы не встречаться взглядом с сухим, жестким взглядом своей собеседницы, - я обычный человек, как и многие, почему ты с меня то спрашиваешь?
- С других спросят другие, - прозвучал в ответ голос, лишенный эмоций, - считаешь себя исключительным?
- Ну почему же исключительным... Но я же личность. Я живу так, как считаю нужным. Я никому не навязываюсь. Каждый ответственен сам за себя.
- Живешь… - девушка окинула взглядом место, где они сидели. Тяжелые потолки нависали над головой, словно пытаясь вжать как можно глубже в кресло. Вдоль стен стояли стеллажи со стеклянными замызганными банками, в которых была какая-то мутная жидкость. То тут то там на стеллажах видны были то ли мышиные то ли еще чьи-то испражнения, грязь, мусор с пола небрежно сметались в углы комнаты. Окна были плотно занавешены грязными занавесками, но не было даже видно, чтобы через них проходила хотя бы частичка света.
- Ты живешь так, как считаешь нужным, - продолжила она.
- Как я еще должен жить, - кривая улыбка молодого человека переросла в истерический смешок.
- Достойно, - холодно и бесстрастно ответила девушка, затушив одну сигарету и доставая за ней следующую.
- А я и живу достойно, - молодой человек нервно заерзал, - что я сделал?
- Ты трус, плут, малодушный, тщедушный человечек, живущий только для себя. Ты неужели не понимаешь, что то, что ты делаешь, отражается на других людях. Ты обещаешь, ты строишь планы, ты создаешь какое-то будущее с людьми, которым ты дорог… Был дорог. Что за трусость, низость, недостойная мужчины?
- А что, - тот вскочил, - я живу один раз. Я не собираюсь класть свою жизнь ради того, чтобы кто-то жил и радовался … за мой счет. Пусть другие подстраиваются под меня.
- Твое достоинство, мужское достоинство давно уж от тебя ушло… Видела я его как-то давно … Невзрачное созданьице было. И то свалило… - девушка в первый раз за все время слегка улыбнулась.

На багровом лице молодого человека заиграли желваки.
- Да что ты знаешь про мои достоинства! - вскрикнул он.
- Да уж куда как не мне лучше знать, забыл? Мы же вместе росли. Вместе воспитывались. О нас всех заботились родители… Все росли, да не все выросли.
Девушка глубоко затянулась, улыбнулась и мечтательно закинула вверх глаза.
- Да, какие времена были… Приключения, стремления, благородные герои… Помнишь?

Молодой человек сник, осунулся и сел обратно на табуретку.
- А помнишь, это типичное мужское «слабо»? Когда ты отстаивал себя перед самим собой. Когда ты не мог обойти препятствие, когда ты действовал наперекор самому себе и другим, ради того, чтобы доказать, что ты – действительно личность? Где все это?

Ее собеседник тихо молчал.
- И что сейчас? Мелочность и тщедушность. Ты живешь в чужой жизни, проживаешь ее, даешь надежду и при этом, прекрасно понимая, что на самом деле этого будущего нет. Ради комфорта, спокойствия, жалкой тарелки пиши на ужин и теплой постели ты готов попрать остатки своих моральных принципов? Ты врешь себе, врешь другим. Ты боишься ответственности, так имей силу духа сказать об этом. И лучший способ решения проблем – конечно же бегство, да? Да неужели ты не видишь, что ты причиняешь боль людям. Какое ты право имеешь решать за других людей? Ты… Ты кто? Бог или судия какой?
- Я личность, - донесся глухой голос из пересохших губ молодого человека.
- А я – твоя совесть, - резко прозвучал холодный металлический женский голос, - если ты еще об этом еще помнишь.

Она встала, затушила сигарету, и, окидывая презрительным взглядом мрачную комнату, произнесла:
- Да… неважный уголок у твоей души… Помни, что я всегда буду рядом. Пройдет не так много времени, как я превращусь в старуху… - На красивом, благородном лице девушки появился оскал, - И я буду приходить и молча стоять и смотреть на тебя своим выцветшим, потухшим взглядом… Найдешь, что мне ответить?

2017