Солнечная композиция Слова о полку Игореве

Игорь Еремеев Труды
(Выше приведены страницы из замечательной рукописной книги И.Г.Блинова "Слово о полку Игореве" (1912 г.). В символичных миниатюрах этой книги многое оказывается верно структурно проанализированным. Например, в плаче Ярославны центральное обращение к Днепру Славутичу, которого она просит, диаметрально обратно обращению её к ветру и солнцу, которых она корит. Вообще говоря художественный анализ И.Г.Блинова оказывается много точнее чисто словесного анализа большинства "исследователей", которые разбивают текст на части совершенно произвольно и при этом постоянно норовят переставить местами листы. Конечно же, художнику в его работе помогали его крестьянские корни и доставшаяся ему в наследство от предков-старообрядцев иконография.)


СОЛНЕЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Композиция текста пятичастна, а если зачин и зеркальную ей концовку в стиле Бояна считать обрамляющей основную часть «рамкой», то трёхчастна. Эти три основные части оказываются подчинены ходу по небу солнца. Поход есть движение из Русской земли в «землю незнаемую» – там дружину поджидает смерть, а четырёх князей плен. Бедствия Русской земли подобны ночи. Далее следует бегство Игоря из плена, т.е. движение из половецкой степи в Русскую землю, обратное первоначальному. Синхронность князя солнцу, а также синхронность всего происходящего на земле с людьми, тому, что происходит на небе с солнцем, в тексте всячески подчёркивается. Таким образом, структура построения «Слова» – солнечная. Три главные части «Слова» назовём «Закат», «Ночь» и «Утро».
Если перевести это на человеческие дела, то первую часть характеризуют дерзость, бравада своей силой, необоснованные амбиции и несвоевременность, которые приводят к поражению. Кажется сама природа против задуманного. Вторую часть характеризует скорбь, покаяние, плач. Государь земли русской произносит со стен кремля «золотое слово со слезами смешанное», плачет Ярославна от имени всех русских жён. Далее - мир омылся слезами и невозможное тогда теперь становится возможным. Третью часть характеризуют сила, свобода, радость.

1. ЗАЧИН
В начале мы видим грандиозный образ – это Мысленное Древо Бояна. Представляя собой бинарный принцип «Небо – Земля», оно по сути является Древом Познания Добра и Зла. Это структурообразующий образ всего произведения и ключ ко многим частностям. Далее показывается как «работает» это Древо. Скитания по мысленному Древу соловья-Бояна получат дальнейшее развитие в «полёте» зигзицы-Ярославны над Дунаем и в мысленном беге Игоря домой.
Воспоминание о воспеваемых Бояном трёх «старых» князьях (заметим, что они берутся из соображений зеркальности трём «молодым» князьям, воспеваемым автором в финальной здравице: первый князь – старший, второй – храбрец, третий – красивый. Другой фактор при выборе "старых" князей: старший князь – Ярослав Мудрый: при его правлении Русь была едина и сильна как никогда. Что же касается двух других князнй, брата и внука, то они в разное время были князьями Тьмутораканскими. Так на карте нажимается красная кнопка "Тьмуторокань, столица Лукоморья", овладение которым является высшим устремлением Игоря.).
Обещание автора рассказать повесть от «старого Владимира», т.е. Владимира I, крестившего Русь, до «нынешнего Игоря». Так Игорь ставится в один ряд с Владимиром I!(как видим, чтобы не говорили современные историки о политической незначительности удельного Новгород-Северского князя Игоря да и его дяди Великого Святослава, автор "Слова" придерживается другого мнения).

2. ВЕЧЕР
Поход. Сбор русских князей. Их четверо и в тексте они поэтично названы 4 солнцами.
Похвальба Всеволода своими курянами. Затмение солнца на пути. Дерзкая речь Игоря перед покрытым тьмой русским войском и пересечение половецкой границы. Малая победа русских. Тревожные знаки на пути. Воспоминания о прошлых бедах Русской земли предвещают ей будущие страдания. Битва и поражение русичей. Храбрость Всеволода. Пленение Игоря. Сам раненый, он оборачивается и видит как окружённый врагами всё ещё бьётся, но вот-вот падёт, буй тур Всеволод и он закрывает глаза, чтобы не видеть как убьют милого брата.
Всё это происходит в свете закатного солнца или во тьме. И хотя в действительности поход начался весной (23 апреля 1185 года в день св. Георгия, небесного патрона Игоря), но все образы «Слова» – вечерние и потому скорее осенние. Срываются с деревца порывом ветра листья и падают на землю: каждый опавший лист – это чья-то оброненная жизнь.
Окончание этой части автор выражает бранно-свадебным образом «сваты попоиша, да и сами полегоша за землю Русскую».
Пауза. Тьма. Минута тишины в честь павшей дружины.

3. НОЧЬ
А дальше плен, ночь, зима, смерть. Всё это автор выражает бедствиями русской земли, происшедших вследствие контрнаступления половцев на русскую землю. Горят русские города, бегут люди от всадников, ведутся связанные одной верёвкой гирлянды пленников.
Одновременно с этим мы переносимся в стольный град Киев. Сон Великого князя Святослава про смерть и разгадка его боярами: смерть – это наше поражение и пленение русских князей, твоих родичей Ольговичей. «Золотое слово Великого Святослава». Эта часть текста представляет из себя политическую речь, в которой Великий князь обращается поимённо к русским князьям с призывом сплотиться и «отомстить за раны Игоревы». Иногда по пути вспоминаются и старые князья, героические предки ныне здравствующих. В речи важно никого из тех, на помощь кого может расчитывать Киев, не забыть – а то обидятся.

4. УТРО
Мы возвращаемся к нашей истории.
Раннее утро. Ярославна «рано плачет» («раны утру» – раннее утро), обращаясь с укорами к ветру и солнцу за то, что они были не благосклонны к войскам её лады, а к Днепру Славутичу с просьбой принести к ней её милого. Ярославна также напоминает Днепру Славутичу как совсем недавно он нёс на себе победные ладьи Великого Святослава к половцам. В Киеве поверженный хан Кобяк.
Небо внимает плачу и вот мы оказываемся в стане половцев. Мы видим, как в шатре Игорь чутко спит – при этом он мысленно бежит на родину. А затем он и в самом деле бежит, он переправляется через реку, где его ждёт Овлур с конями. Скачка. Скитания уже без коней по степи. Охота на гусей-лебедей. Пересечение пограничного с Русью Донца и разговор с ним. Великая радость и ликование плывущего через реку Игоря омрачаются воспоминаниями о юноше Ростиславе, который утонул в другой реке – Стугне. На берегу той реки над телом утонувшего юноши плачет его мать.
Всё это весна и утро.
Далее мы опять переносимся в половецкий стан и присутствуем при диалоге двух ханов (хотя они говорят на птичьем языке, но мы читаем титры на древнерусском). Из диалога ханов мы узнаём о намеченной свадьбе Владимира, сына Игоря, на половецкой княжне, дочери хана Кончака.

5. ЭПИЛОГ, или ДЕНЬ (то, что сейчас)
Солнечный день. Игорь едет к Киевскому золотому столу. Он едет на белом коне и сверкает на солнце золотой шлем. Солнце в зените. Всеобщее ликование и радость. «Солнце светится на небеси – Игорь князь въ Руской земли!»
Князья вернулись на русскую землю и теперь в конце будет пир на весь мир и настоящая свадьба. Фильм, как и текст, заканчивается здравицей трём «молодым» князьям – Игорю, буй туру Всеволоду и Владимиру, которая произносится четвёртым участником похода Святославом Рыльским, племянником Игоря. Такова наша гипотеза об авторстве этого произведения.