Ангел Хранитель Самтаврийского храма

Валентина Достигаева
Моя первая встреча с женским монастырем, произошла в далекие коммунистические времена, когда нас школьников возили на экскурсии для ознакомления с достопримечательности страны.
Монастырь не представлял  архитектурной особенности, а в особенности колоссального духовного богатства  нас никто не посвящал. А потому мы, поглощенные своими юношескими увлечениями, совсем не придали значения  той экскурсии, ведь в Грузии много совершенно особых «исторических» храмов.
Но прошли богоборческие годы, и все больше открывалась непостижимая притягательность этого храма.

Его история начинается с появления св. Нины в IV веке. Здесь, за стеной и оврагом, жил царский садовник, и у него первое время  она и останавливалась. Соорудила себе дом под кустом ежевики, и это место вошло в церковную историю.   

Когда царь Мириан перешёл в христианство и построил храм Светицховели, в нём произошла некая психологическая трансформация, и он решил, что в силу своей греховности заходить в этот храм ему неприлично. По этой причине он решил основать другой, попроще. Так появился храм на месте ежевичного куста.  Историки не знают, на что был похож тот храм. Явно была базилика, но её размеры нельзя даже предположить. Ничего не сохранилось.
 
Царь Мириан умер в 361 году и был похоронен в этом самом храме.
"Я не осмелился пред ним (светицховельским столбом) вырыть землю для своей могилы, - говорит он в одном из текстов, - чтобы останки мои были похоронены пред ним, ибо я грешный боялся его; поэтому приготовил себе могилу в Верхней церкви, чтобы быть вдали от его глаз и приобщиться его благ в день воскресения".

 Каменный саркофаг Мириана (возможно, новодельный), можно видеть в углу сразу слева от входа. За саркофагом - мозаика, изображающая Мириана и царицу Нану.
С этого года храм стал известен в основном могилой этого первого христианского царя Грузии, и даже на его дверях поместили изображение Мириана и Наны.
В 1283 году сильное землетрясение порушило в Грузии много храмов, в том числе пещерный монастырь Вардзию. У Самтавро рухнул купол.
Через сто лет храм предположительно пострадал от Тамерлана. Пришлось кое-что восстанавливать. Есть подозрение, что купол восстановили сразу после обрушения, и одновременно рядом построили колокольню.
  Под алтарем храма находятся мощи Авива Некресского, одного из 13 ассирийских отцов VI века - основателей монашества в Грузии.
По большим церковным праздникам сюда не пробиться, потому я предпочитаю посещать его в будний день.

Уже на подступах к храму начинаешь чувствовать свою беспомощность и греховность.
 В храме царит благоговейная тишина, несмотря на многочисленное присутствие паломников, туристов, прихожан.
Идет служба. Служение, которым мы открываем сердце для Христа. Некое неуловимое чувство, ощущение Его присутствия . Это невозможно осмыслить, но всем сердцем  ощущается и принимается.
И невольно человек начинаешь молиться, сама атмосфера храма поднимает тебя над всем земным, грешным. И человек,  переносящий скорби, страдая несправедливо, делается тут спокойнее и смиренней.

 Молитва учит жить во Христе, а после искренней, долгой молитвы снисходит благодать. По-другому пребывать тут не возможно. 
Сущность благодати такова, что если тебе плохо, это не значит, что ты без благодати; если тебя кто-то не любит, это не значит, что ты без благодати; если ты унижен, это также не значит, что ты без благодати, если ты в искушении, и это не значит, что ты без благодати!
Ты без благодати, если  не следуешь за Иисусом Христом.
 
 Благодать уходит: когда человек отворачивается от Бога,   оставляет Христа, теряет доверие к Нему и фактически живет своевольно .
 Господь пишет в наших сердцах то, что  хочет: обстоятельства нашей жизни и всё, через что мы проходим. Поэтому, когда ты несправедливо обижен, не спеши говорить: «я разочаровался ». Не забудь, что в этот момент рука Иисуса пишет в твоем сердце то, что может быть никогда в других условиях написано быть не может. Это будет какая-то прекрасная строчка в твоем разуме и в твоем сердце. Не спеши от этого уходить.
 
Старец Габриил еще не был канонизирован, когда я впервые узнала о нем. Много слухов и забавных историй рассказывали о юродивом, не боящимся никого, ни полиции, ни власти. А ,когда на параде он поджег советский флаг, как символ бесовской победы над христианством, его посадили в психушку. Правда вскоре выпустили, настрого предупредив, не хулиганить.
В городе было много так называемых «городских сумасшедших» и, потому никто не придавал старцу особого значения.
Но после кончины чудеса на его могиле не могли не привлечь внимания горожан. К могиле стали приходить люди с разными проблемами, горестями несчастьями и количество совершаемых исцелений и другой помощи перевалило за коэффициент случайности.

Одно их таких загадочных исцелений произошло и с сыном моей хорошей знакомой.
Он попал в аварию. Машина с трассы пролетела в глубокий овраг. В четыре утра, когда товарищ, сидящий за рулем, отделавшийся ушибами и ссадинами, вышел на трассу, появилась скорая помощь.
 Уже чудо, кто- то вызвал машину и она, слава Богу, не проехала мимо! Парня буквально собирали по частям,  разбился так, что ни хирурги, ни нейрохирурги не давали никаких надежд. Сделали, что могли без всякой надежды на успех и подготовили родителей к печальному исходу.
Родители, люди религиозные не оставляли надежды, уповали на Господа и непрерывно молились.
 В роду их был мученик за веру Христову, прадед, расстрелянные большевиками, причисленный недавно к лику святых, возможно все происходило не без его участия.
 Парень лежал без признаков жизни, родители и все родственники скорбно ждали конца.

Кто-то принес масло с могила о. Габриила. Глубоко верующая мать с молитвой смазала сына, и тот открыл глаза.
Потрясенные врачи и все присутствующие засвидетельствовали чудо.
Потом было несколько операций, долгий восстановительный курс и человек буквально восстал из мертвых.

Подобных историй было великое множество, что и привело к канонизации святого.
Скончался о. Габриил 2 ноября 1995 года и был похоронен на кладбище с северной стороны собора. Его могила почти сразу стала объектом паломничества.
В декабре 2012 года он был канонизирован как преподобный.

Меня, впервые пришедшую на его могилу, потрясло  в первую очередь – неимоверное количество людей, которые  преклонялись и буквально застывали в молитвенном преклонении. Дождавшись очереди, я тоже подошла к могиле, и начала молиться за родных и близких. В ту пору дела моего сына были плохи, я очень опасалась за него, а потому положила на могилу  фото и молитвенно умоляла помочь. И действительно дела у сына потихоньку поправились, а я с тех пор каждый год посещаю моего любимого святого.

А в этом году стали очень беспокоить ноги, лекарства не помогали. Я приобрела масло Габриила, оно продается со свечками, и начала втирать. Улучшение пришло на следующий день.

Вспоминает старец Диадема : На Страстной Неделе о.Габриил не юродствовал, не шутил, не смеялся, был задумчив. Переживал  совершённый человечеством грех – Распятие Христа.
В Страстную Пятницу таким испуганным, громким и скорбным голосом кричал: «Помогите... Помогите...Христос крест несёт по Голгофе...»
Не было человека в храме, который бы не прослезился, прихожане громко восклицали и плакали... Во время литургии он с амвона со слезами на глазах говорил: «Не оставляйте... Не оставляйте Пресвятую Богородицу! Она сейчас страдает! Сейчас все православные рядом с Богоматерью, кто посмеет оставить Её?! Мы должны быть рядом с Ней... Она же Мать! Страдает за муки и смерть своего Сына!» После всего увиденного и услышанного прихожане думали, что собственными глазами видели Распятие Иисуса Христа...

В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди почитали отца Гавриила великим подвижником, они приходили к нему как к живому святому. Когда старец принимал многочисленных гостей, то всегда следил, чтобы на столе был «профессор» – так он называл красное вино. Щедро угощая людей, он сам почти ничего не ел. Батюшка говорил, что надо питаться Божественной любовью, а не только продуктами.

Один прихожанин рассказал. Я женился по благословению отца Гавриила. У меня жена и четверо детей. У одного из них, Марии, от рождения отмечалась патология: она не могла говорить, только жестами и звуком "у" давала знать о своем желании.
В 2001 году, когда Марии было три года, мы с супругой решили посетить могилу отца Гавриила. Конечно взяли с собой и Марию. У могилы мы встали на колени и попросили у отца Гавриила ходатайства перед Богом, чтобы Мария заговорила.
Когда мы собирались уходить, Мария выскользнула из материнских рук, подбежала к могиле отца Гавриила и взяла оттуда абрикос. Никаких абрикосов на могиле мы до той минуты не видели. Она принесла нам абрикос и, говоря привычное "у", стала знаками показывать, чтобы мы дали ей съесть этот абрикос. Мы рассказали обо всем матери Параскеве и она сказала: "Это отец Гавриил прислал девочке абрикос, пусть съест его". По дороге, всё ещё на территории Мцхеты, Мария вдруг говорит мне: "Папа, купи мне булочку". Можете себе представить, как мы обрадовались тогда! С тех пор девочка говорит нормально, как все.
Отец Давид (Григалашвили.

В 2002 году я попала в ужасную аварию. Как рассказывали мои друзья: я своей головой разбила ветровое стекло автомобиля. Когда меня привезли в больницу, врачи очень сильно обо мне беспокоились,но в какой то момент я увидела себя и своих врачей со стороны.
Кто-то из врачей сказал,что я умерла и моё тело отложили в сторону, чтобы потом отвезти в морг.
Вдруг я увидела возле своего тела отца Гавриила. Он подошёл очень близко, смотрел на меня и молился. Потом Он откуда- то взял лепестки цветов и начал обкладывать меня этими цветками и продолжал молиться.
Через некоторое время я открыла глаза и меня увидела медсестра, которая начала звать врачей и кричать,что я жива.
Меня тут же отправили в реанимацию...
Помню как я услышала голос врача, который сказал: " жить она будет а вот шрамы на лице останутся но я уже в этот момент понимала,что отец Гавриил меня так не оставит.
На моём теле было множество швов и переломов но я потихоньку шла на поправку. Позже я попросила своих родных принести мне масла от лампады возле мощей преподобного Гавриила.
Врачи делали всё возможное а я молилась отцу Гавриилу и мазала себя святым маслом.
Прошли годы и я здорова,да и на лице шрамов не осталось.
Благодаря отцу Гавриилу я продолжаю жить...
Слава Богу за всё.
Мзия Синауридзе.
Говорят, у каждого храма есть свой Ангел Хранитель. Мне кажется у Самтаврийского храма это о. Гавриил Здесь место его присутствия, ведь он был настоятелем этого женского монастыря с 1971года.

Посещение храма внушает нам, великим грешникам, благоговейный страх. Мы осторожно и смиренно подходим к раке из розового мрамора с мощами святого и благодарим за все!