Чехи на турслёте Европа-Азия

Анатолий Емельяшин
                ЧЕХИ НА СЛЁТЕ «ЕВРОПА-АЗИЯ»
                Из раздела "Спасатели-общественники"
                Фото: обелиск на границе континентов.

         Выезжаем на очередной ХХХ-й зимний слёт туристов на границе Европы и Азии. Я побывал уже на стольких слётах, что в их счёте путаюсь. Впервые был на 16-м участником, – выступали с заводской командой, на последующих бывал уже в качестве спасателя.

         Но этот – Юбилейный! Это чувствуется по суете в городском клубе: оргкомитет заседает с осени  по вечерам вторников и четвергов, решает множество вопросов по организации торжеств, подготовке трасс соревнований, комплектации судейских бригад.
         В этот раз позаботился даже об автобусе для нас, спасателей. Раньше всегда добирались самостоятельно, на электричке. Правда, автобус забит барахлом для трасс соревнований и торжественного открытия – флаги, «волчатники», маркировка и прочее снаряжение, так что мы размещаемся с трудом..
         На прошлогоднем слёте спасателей вырядили в униформу – специально пошитые яркие капроновые анораки. Мы  их одевали только на торжественное открытие – изображали факельное шествие. Потом, обслуживая трассы, одевали своё, более приспособленное для бега на лыжах. Радисты, сидящие на ключевых этапах, имели ещё и старенькие пуховки.

         Накануне слёта появился февральский номер журнала «Турист» с анонсом юбилейного слёта и страницей цветных фотографий предыдущего.
         На одном снимке запечатлён и я, возглавляющий колонну факельщиков. На другом снимке я уже  изображён как стартующий участник команды. Снимок постановочный – делался ещё до старта команд и попали в объектив все свободные в тот момент. В момент настоящего старта шустрый фотокор уже умчался на   «горный» этап – в глиняный карьер.
         Фотограф В.Дорожинский ( не запомнил его имя) обещал мне выслать фото или привезти их на очередной слёт. Не выслал и не привёз, – на этот раз приехал другой корифей, Давид Луговьер, тоже специалист по туристским фото. Этот уже и не обещает, да и не фотографирует нас,спасателей. Плёнку экономит жмот столичный.

         В этот раз трассы соревнований проложены в районе горы Волчиха. Рельеф здесь весьма хорош. Есть и крутые спуски и овраги-каньоны и приличные скальные стенки для горного этапа.
         Забегая вперёд отмечу, что через две недели на этой трассе я проводил городские соревнования школьников, несколько упростив этапы. В первую очередь сократил длину дистанции более чем наполовину – зачем мучить несовершеннолетних.

         Но вернусь к слёту. Открытие ещё великолепнее прошлогоднего: военный оркестр, парад и прохождение команд, факельное шествие и фейерверк из ракетниц.
         Ракетниц у нас более двух десятков и наши залпы с периметра поляны впечатляют. Отмашку даёт с трибуны наш начальник Толя Гордеев, да так часто, что некоторые «бойцы» не успевают перезарядить ракетницы.
         В завершение торжества вспыхнул громадный костёр, сложенный из сухостоя по типу пионерского – в виде чума. Инструкторы турбазы жалуются: для костра они месяц очищали от сухостоя лес в радиусе нескольких километров.

         С ракетами едва не произошло ЧП. Племяшка Юры Афандеева, когда всё уже закончилось овладела ракетницей муженька и в шутку начала в него "стрелять", посчитав, что пистолет не заряжен.
         С возгласом «Пух!» нажала курок и грохнул выстрел. Хорошо, что стрелять не умела, не надавила, а дёрнула пальцем спусковой крючок. Ракета ударила в снег метрах в трёх перед несчастным и рикошетом прошла над его головой под визг девицы и мат объекта покушения.
         Придурки ещё и посмеялись – они не понимали, что из ракетницы угробить человека элементарно.

         После торжеств у судей и спасателей на фоне "предстартового волнения" развернулась колоссальная пьянка.
         Мы с рядовыми судьями размещались в подвальной комната, на раскладушках, вдали от начальства и стесняться нам было некого. И назавтра нам не предстояло гоняться за призами и грамотами, - потихоньку работать мы могли и с похмелья.

         Утром мне объявили, что моя задача, передвигающегося между этапами по трассе спасателя с рацией, всерьёз усложняется: мне предстоит сопровождать иностранца, чеха из города Пльзень.
         Делегация из этого города-побратима как раз гостила в Свердловске и решила посмотреть наш слёт.
         Но мне-то на кой хрен эта обуза? Мне объяснили, что другой кандидатуры нет – я один хорошо знаю местность и дистанцию – выезжал накануне с проверкой её безопасности вместо Гордеева, традиционно выполняющего обязанности зама главного судьи.
         Вот гадство, и тут шустрость подвела! Придётся сопровождать.

         С чехом знакомлюсь уже на старте. Для памяти записываю его имя:Марэк Грачек (или Драчек – поди разбери его акцент). Мужик чуть постарше меня, улыбчив, неплохо говорит по-русски., имеет к спорту какое-то отношение по службе.
         Снаряжение у него отличное: редкие пока у нас пластиковые лыжи, голубой комбинезон, пуховка на гагачьем пуху, небольшой рюкзачок, всё новое, добротное Здесь ли его снарядили, или с собой привёз? – я спрашивать не стал, – не удобно.
         Стоит на лыжах  хорошо, в повороты вписывается лихо, не иначе как горнолыжник. Не опозориться бы мне на своих «Бескидах».

         Как только откатили от толпы на старте, мой протеже достал из кармашка плоскую бутылочку, скрутил крышечку, наполнил её из бутылочки жидкостью. Проглотил, потом ещё наполнил и повторил. Жестом предложил и мне глотнуть.
         Я отнекиваюсь: «пить ещё не хочу, и у меня есть чай, полный термос в рюкзаке. –  Смеётся: – «это не чай, коньяк».
         Ну, если коньяк, отказываться грех, принимаю пару крышечек. Через полчаса процедура повторилась.

         На этапе слаломного спуска постояли возле судей, посмотрели, как кувыркаются участники. Глотнули ещё по паре крышечек и лихо скатились, огибая кроме флажков ещё и выбоины в снегу от упавших туристов.
         На четвёртом заходе "по грамчику" бутылочка иссякла, отправилась в рюкзак, а взамен появилась новая. Неплохо живём!
 
         Мы посмотрели самые интересные этапы . Не знаю, как оценивал мастерство команд Марэк, но мне на некоторые было стыдно глядеть. Их состав комплектовали, видимо, не из опытных и умелых туристов, тем более не из горнолыжников, а из бегунков.
         Трасса длинная, около 18 километров , нужно бежать и бежать. А техника? – так ли уж и нужна: системы штрафов нет, учитывается только время прохождения этапа. Значит главное – гонка. Вот и комплектуют команды из лыжников-гонщиков, едва владеющих туристской техникой.
 
         Я не веду чеха по длинным петлям между этапами, мы срезаем каждую петлю по известной мне короткой лыжне. И почти всегда оказываемся на очередном этапе раньше команды с которой ушли с предыдущего этапа одновременно. И чтобы не остыть успеваем и "пропустить по-грамульке"
         Очередной этап удивил чеха, как и меня, когда выезжал накануне на проверку. Я тоже не мог понять его смысл. Именовался он «крутой спуск».
         Склон действительно крут и опасен, если сунутся на него на лыжах: визирка узкая – слалом не применить и ни какое торможение не поможет. Все команды снимают лыжи и буровят снега в пешем порядке. Что тут из техники?
         Марэк смеётся: «Может скатимся?» Нет уж, грохнутся и сломать лыжи меня не устраивает. А если под снегом камни? Тут и шею можно сломать. Чех согласен, ломать шею рановато.
         Но что там дальше после этой горки? А дальше там и этапов нет других и трасса возвращается после длинного тягуна  на этот же хребтик в сто метрах от нас. Я туда пробил лыжню по гребню заранее.

         Переходим на продолжение трассы и катим к очередному этапу. Здесь бульдозеры сгребли снег с большой поляны в бугры, в которых нужно щупами обнаружить «засыпанного лавиной». Пострадавших изображали чурбаки, зарытые в сугробы.
         Посмотрели на работу «лавинщиков» и покатили с спуску по которому команды транспортируют на волокушах «пострадавшего». К этому времени у нас закончился третий пузырёк, приступили к четвёртому.

         На этапе "транспортировка" на наших глазах происходит ЧП, едва не закончившееся серьёзной травмой или даже гибелью участника.
         Лыжня здесь проложена по обочине дороги, ведущей в гору к вышке телеретранслятора. К нему по дороге поднимался грузовик и в это время вниз мчала свою волокушу команда из Казани. Волокуша соскользнула с лыжни на накатанную дорогу и столкнулась с машиной.
         Водитель, увидев несущихся сверху, остановился, но избежать столкновения не смог. Не успела затормозить свои «сани» и команда. Привязанная в спальнике к волокуше девица ударилась шлемом в буфер машины.
         К счастью до тракта, где стояла наша санитарка оставались считанные метры и через несколько минут уже действительно пострадавшую погрузили в карету и увезли в Свердловск. Позже выяснилось, что дева отделалась только сотрясением мозга, позвонки уцелели.

         Происшествие конечно неприятное. Особенно и по тому, что произошло на глазах иностранца.Марэк даже возмутился: "Почему дорога нет полицай?"
         Мы с ним  к этому времени прикончили четвёртый пузырёк и как раз прикатили к стартовой поляне, где был и финиш.
         Я уже настолько раскрепостился, что поинтересовался: не много ли коньяку взял Марэк на дневную прогулку, – доза-то великовата.
         «А я на двоих рассчитывал – смеётся чех – знал, что судьи и спасатели вчера выпивали. Мне сказали, что у вас это называется «керосинить? Это так?»
         Объясняю, что у нас синонимов этого действа множество, всех и не перечислить, но правильнее всего – бухать.

         У поляны в лесочке остальная делегация чехов кантовалась у костра, поглощая жаренные на прутиках сардельки и пиво. Стали расспрашивать Марэка о прогулке по трассе; сами они поднимались по дороге только до ретранслятора и видели лишь работу туристов на скалах, на навесной переправе и транспортировку на волокушах. Ну и то, что происходило на стартовой поляне.

         Потом за ними пришёл автобус. Место нашлось и мне. Соревнования заканчивались и делать здесь мне было нечего. На турбазу увозили только участников и организаторов слёта, судьи и спасатели уезжали прямо домой.
         Доехал я с ними до трамвайного кольца у гостиницы. Тепло попрощались и чехи пригласили меня в гости, в Пльзень. Как я понял, не к кому-то конкретно, а в свой город.
         Осуществить это приглашение можно было только по профсоюзной путёвке, поездки за границу одиночек не практиковались. Да и я предпочитал проводить отпуска в диких местах Севера, Сибири или Саян.

                Март 1981г.