Классификации в моей жизни

Борис Родоман
Борис Родоман

КЛАССИФИКАЦИИ В МОЕЙ ЖИЗНИ

Материал для доклада на симпозиуме
по теории классификаций

        Смолоду за мной тянется репутация человека, у которого всё разложено по полочкам. Предполагается, что такому субъекту чужды душевная чуткость и чувство прекрасного, а в дамском обществе с ним скучно. Обвинение исходило, как вы догадываетесь, от представительниц противоположного пола, но оно не осталось без отмщения. Ответом явилась безыскусственная вербальная интуитивная… утилитарная целевая эффективная

Классификация девушек

        Девушки моего социального слоя разделены на три класса – первый, туристский и микст (термины заимствованы из классификации американских пассажирских вагонов).
        Девушки «первого» класса (first) по внешней привлекательности не ниже среднего уровня, много о себе воображают, живут ради потребления материальных благ и плодов искусства, обожают рестораны и бары, охотно пьют спиртное и курят, от комплиментов и подарков зазнаются. (Девушки этого класса, не слишком увлекающиеся курением, всё же, как правило, закуривают в трёх случаях: в такси, в ресторане и после полового акта). В мужчинах они ценят модную внешность, физическую силу, власть, престижное социальное положение. Нежность («теляческую») и романтику отвергают, в бескорыстное служение не верят; творчество не знаменитых, не признанных, не остепенённых и не увенчанных считают потугами неудачников. Турпоходы не любят, называют их «досугом нищих», девушек туристского класса считают несчастными дурами и уродинами, которые ходят в походы потому, что больше нигде не могут отловить мужика.
         Девушки «туристского» класса (tourist), с внешностью не выше среднего уровня, любят походы, слёты, романтические песни, альпинизм, лыжи, байдарки; верят в дружбу и товарищество, а сексуальную подоплёку этих отношений отрицают. В походах проявляют хорошие хозяйственно-бытовые способности. В мужчине ценят умение переносить тяжести, рубить дрова, быстро ставить палатку и т.д. Симпатизируют мужчинам, которые не делают карьеры, а продвигаются только по линии любительских занятий (пока не вышли за них замуж). Девушка туристского класса ходит в походы со своим будущим мужем, уже превращающимся в старого холостяка, несколько лет, служит ему матросом на катамаране и в конце концов, обычно после смерти его мамочки, тихим удавом вползает в его домашнюю жизнь. В интимной сфере такая девушка нередко отличается запоздалым развитием, бывает чрезмерно скована, закомплексована, пропитана ханжеством и моральным перфекционизмом. Девушек первого класса осуждает, считает их развратными и продажными эгоистками.
        Девушки класса «микст» объединяют в себе хорошие черты первого и туристского классов без досадных крайностей и являются скорее идеалом, нежели действительностью (см. моё соч. «Идеальная девушка» на «Проза.ру»). Искать их надо в интеллигентных семьях, среди представителей естественных наук и полевых специальностей.
        Главное практическое значение этой классификации состоит в том, что девушек первого и туристского классов нельзя собирать в одной компании, а девушки «микст» могут объединяться с теми и другими.
        Эта классификация была углублена путем разделения каждого класса на три подкласса, различающихся степенью выраженности основных признаков класса. Подклассы обозначаются сочетаниями букв   f, t, m так же, как стороны света на компасе, разделённом на 16 румбов. Списки моих знакомых девушек, распределённых по подклассам, затерялись в труднодоступных недрах моего архива.
        Не имея денежных средств и надлежащего экстерьера, чтобы привлечь девушку первого класса и не имея сил и навыков, чтобы перенести на руках через горную реку или вытащить из воды тонущую девушку туристского класса, я с горя занялся чистой наукой. Вдали от мирской суеты «тянулись тихо дни мои», но они не пропали даром. Написано около сотни научных работ [на 1985 г.]. Преисполнившись благодарностью к прожитым дням, я ответил им привычным способом. Так возникла единая линейная иерархическая… оценочная романтическая феноменологическая

Классификация дней

        Дни моей жизни делятся на четыре класса по качеству.
        1. Счастливые, связанные с зарождающейся романтической влюблённостью, путешествиями, прекрасным ландшафтом и погодой. Генератором их всегда оказывается девушка. Таких дней бывает от 2 до 17 в году.
        2. Праздничные, связанные с лидерским самовыражением в ходе добровольного общения с избранными мною и одобряющими меня людьми: некоторые публичные выступления, коллективные прогулки, приёмы гостей. От 10 до 20 дней в году.
         3. Удачные, когда я доволен проведённым временем или выполненным делом. Сюда входят многие дни и часы моих научно-литературных занятий и почти все походы-прогулки в выходные дни.
        4. Серые, или черновые, т.е. все прочие, занятые будничной подготовкой к удачным дням или вынужденной деятельностью.
        Дни первых трёх классов занимают от 15 до 40% всех дней в году и составляют «жизнь в узком смысле слова» – «жизнь, ради которой живу» – «жизнь нетто». Остальные дни, серые, служат почвой, средством, наполнителем, балластом, фоном. Все дни, вместе взятые = «жизнь брутто. (См. также моё соч. «Семинары любви» на «Проза.ру»).
        Счастливые и праздничные дни невозможны без общения с людьми. В серые дни общение противопоказано и может привести только к неприятностям. Я стараюсь жить в полном уединении, но временами (не так уж редко) выходить на публику или даже к одному партнёру с готовыми результатами, когда есть что сказать или показать; есть, чем похвастаться.
        Поскольку счастливые дни невозможны без прекрасного пейзажа, прогулок, путешествий, то вполне естественно, что была разработана и третья, важнейшая и наиболее связанная с моей профессией географа, ассоциативная диагностическая иерархическая… прикладная территориальная функциональная

Классификация ландшафтов

        Не пытаясь приспособить традиционные генетические классификации к практическим нуждам, я пошёл в противоположном направлении – от человека к ландшафту, и положил в основу массовые и неустранимые потребности: поспать, поесть, выпить, закусить и т.д. Среди моих таксонов фигурируют: ельник-бивуачник, ивняк-шашлычник береговой, пруд-купальник, луг-загоральник, откос распивочный, поляна массовочная, пустырь собаковыгульный, бор-пикничник, пляж-эротичник, совокупляж песчаный куртинно-кустарниковый, кустарник отхожий и т.п. Я давал такого рода формациям и латинские названия, но в этом деле не очень преуспел. (См. моё соч. «Ельники-сексуальники» на «Проза.ру»). 
        Известно, что многие морфологические части как человеческого организма, так и природного ландшафта, используемые для наслаждений, пригодны также для справления прочих нужд. В ландшафте от этого страдают кустарники, подлесок и подрост. В совмещении антагонистических функций у одних и тех же органов заключается трагедия человечества, не только нравственная, но и экологическая. Стремясь уединиться в незагаженном месте, горожане углубляются в леса, но цивилизация тянется за ними, превращая всю земную сушу в Глобальный город – Г-полис.
        Из вышеназванных и им подобных гомогенных классов формируются коннекционные парагенетические территориальные комплексы, например, «рекреационно-санаторный узел» (рекреационный санузел), состоящий из  пяти элементов: санатория или дома отдыха, парка, склада сельхозтехники, свинокомплекса и винного ларька. Генетически этот комплекс восходит к помещичьей усадьбе: главный дом превращается в спальный корпус, здание церкви отводится сельхозтехнике, зернохранилищу или горюче-смазочным материалам и т.д., а единственно новый элемент – винно-водочный ларёк стимулирует прогулки и формирует системообразующие потоки рекреантов.
        По идее такая система должна быть экологически автономной и объединённой пищевыми цепями: отходы столовой, планомерно формируемые горами лапши и рожков, не вываливаются в овраг, а поступают на свиноферму, свинина же идёт в пищу отдыхающим и обслуживающему персоналу. В действительности этот локальный пищеоборот почти нигде не соблюдается. Задача, над которой могли бы биться десятки институтов, состоит в том, чтобы упорядочить и сократить территориально-пищевой цикл, а неполные комплексы превратить в полные. Например, если где-то уже есть санаторий, то рядом с ним можно построить свинокомплекс (и наоборот), а свинозапахи использовать как  средство ароматерапии, наряду с грязевыми ваннами из отходов того же свинарника.
        Интервью у архитектора журналист обычно завершает вопросом: «А какой дом Вы построили (или мечтаете построить) для себя?» Дожидаться, когда журналисты начнут интервьюировать классиологов, я не стал, отвечаю превентивно. Как видите, я не только изучал классификации, но и строил их для себя, пользовался ими в повседневной жизни как опорой и ориентиром.
        Классификация – это домик для интеллектуальной улитки. Классификация помогает мне уютно устроиться в этом сложном земном мире, ощущать в нём своё законное место. Иной раз в таком домике можно и грозу переждать…

Написано 23 августа 1985 г.

Подготовлено для «Academia.edu» и "Проза.ру" 1 декабря 2017 г.