Учиться в школе до седин

Александр Матвейчук
Процесс получение образования шел у меня не просто. В школе до четвертого класса я был твердым хорошистом, причем, совершенно не напрягаясь для этого. 
– Мог бы лучше учиться, – говорили про меня учителя, – будь усидчивее.
С пятого по восьмой класс я еле тянулся лишь бы не остаться на второй год. А в восьмом классе вообще бросил учебу в дневной школе. В эти годы в семье моей был полный непорядок, и никому не было дела ни до меня, ни до моей учебы, включая меня самого. 
Все-таки я пошел продолжать учебу в вечернюю школу в восьмой класс, конечно, и проучился в нем два года, что мне оставалось до призыва на срочную службу в ряды Советской Армии. Мне даже выдали  аттестат о получении незаконченного среднего образования, но я думаю лишь по причине вмешательства военкомата. Показатели образованности советского воина играли немаловажную роль, я думаю, в общей картине побед и достижений "самого передового общественного строя в истории человечества".
А вот после двухгодичной службы в армии, я сам пошел в вечернюю школу, в первую же осень после демобилизации. В девятый класс соответственно.
Теперь все изменилось в моем подходе к учебе. Три года, что я учился, в девятом, десятом и   одиннадцатом классах, все уроки и консультации я, не пропустил ни разу.
Я реально учился, а не тянулся лишь бы получить документ о среднем образовании.
Учителя пели мне дифирамбы, одноклассники выбрали меня старостой класса, мне стало, все нравиться в учебе, и сам процесс извлечения и получения знаний и все, что происходит вокруг учебы. Общение с одноклассниками и учителями, совместное празднование значимых событий школьной жизни, к примеру, завершение сессии, или дни рождения друг друга. Дружеские привязки и любовные приключения, все было за годы учебы в вечерней школе, и все вспоминается сейчас с грустью и теплом.
Школу я закончил со средней оценкой в аттестате  4,8. Единственная четверка по физике, не позволила, дотянуть до 5, и в том же году поступил в институт, правда на заочное отделение. Я к тому времени уже женился и у нас родился мальчишка. Всем троим, необходимы были деньги, чтобы жить. 
В 28 лет я получил-таки высшее образование, отучившись в институте.  Причем отметки в моем дипломе были довольно не плохие. Средняя оценка 4,3, согласитесь, вполне нормальная. Больше нигде серьезно я не учился до выхода на пенсию. Краткосрочные курсы повышения квалификации, куда меня несколько раз, посылало производство, где я трудился, думаю можно не считать.
Ничего из области чудес, конечно, не произошло со мной. Всегда, я хотел и мог учиться, и не от меня зависели многие обстоятельства, не позволяющие это делать в свое время. Теперь я мог, и главное хотел сам строить свою судьбу.
Понимание во время службы в армейском коллективе каково это, находиться в самом низу социальной лестницы, когда ты, совершенно ничего не решаешь в своей жизни, и живешь подчиняясь приказам не зависимо от того правильны ли они или нет, конечно способствовали моей решимости жить по своим собственным законам. Я понял очень четко, что лишь образование может мне помочь хоть что-то делать со своей жизнью самостоятельно.
Уже после окончания третьего курса учебы в институте я стал работать мастером на своем производстве, и всю дальнейшую жизнь образование помогало мне выживать в непростое время распада страны и стагнации экономики.
Никогда ни я, ни моя семья не голодали, не ходили в лохмотьях, не жили на улице.
Но после сорока лет, мне вдруг стали время от времени сниться странные сны, связанные с моей учебой.
Основной их сюжет всегда был один и тот же. Я вновь учусь в вечерней школе, и мне вновь нравится учиться. Все происходит точно также как при моей реальной учебе в свое время,
уроки до ночи, после работы, субботние консультации, сессии. Я отвечаю на уроках, пишу контрольные и диктанты, делаю лабораторные работы, сдаю экзамены. Я опять уважаем в классе одноклассниками и в школе педагогами. При этом все они, в моей вечерней школе из снов, совершенно другие люди, не те, что преподавали мне и были моими одноклассниками при реальной учебе, в этом я уверен абсолютно. В тоже время, каждый раз, вспоминая свой очередной странный сон, связанный с учебой в вечерней школе я не мог четко вспомнить людей оттуда, ни черты их внешности, ни яркие особенности  характеров.  Они или забывались при просыпании или были прописаны очень схематично, неведомыми сценаристами с небес, или, скорее всего моим воображением или, шире говоря, мозгом.
Но теперь-то, учась в вечерней школе, я ощущал себя тем, кем реально являлся в то время в настоящей жизни. Вначале я руководитель на производстве, мастер, начальник участка, инженер по технике безопасности, затем предприниматель, торговец на рынке, а затем владелец бутика в хорошем магазине. Я очень хорошо понимаю, что у меня высшее образование, и часто задаю себе вопрос в той жизни во сне: – «А на-фига тебе это надо?».
Но тем ни менее, ответа на него не даю, и через какое-то время вновь вижу себя во сне учащимся вечерней школы. 
О периодичности видения этих снов я не могу сказать с полной точностью.
Думаю, что они могли присниться мне и раз в неделю, и раз в месяц, не чаще, но и не реже.
Мой ответ на уроке, разговоры с одноклассником на перемене, сценка в ресторане или кафе, где я вместе с одноклассниками праздную окончание очередного класса.
Сны с событиями так или иначе связанными с учебой меня в вечерней школе я видел в течение многих лет.
В той, виртуальной, как и в реальной учебе, венцом всего процесса, являлись выпускные экзамены, и они неумолимо приближались. Я думал во сне о них с нарастающим беспокойством. Всем известно, как не просто ждать, готовиться, сдавать их, всегда это большая трата времени, нервов, физических и душевных сил.
А в моей ситуации сдавать экзамены за среднюю школу, в то время когда у меня имеется диплом о высшем образовании, и отрывать время от решения проблем моей реальной жизни, которых во все периоды ее было выше крыши, казалось полным идиотизмом. 
– Надо бросать учебу! – Так теперь стал я относиться во сне, к своей учебе, и опять никак не мог решиться на это.
Просто не появляться в школе? Нет, так я давным-давно не делал дела. Чтобы завершить что-то важное, всегда необходимо пройти целый ряд процедур и формальностей. По-другому выходить из них просто не получится, они будут вновь и вновь возвращаться в твою жизнь так или иначе, и отравлять ее.
Меня страшили объяснения с одноклассниками, и теперешней очень схожей с той моей реальной, классной руководительницей, пусть безликой, некой пожилой и грузной женщиной. Директором, наконец. Он совершенно ни разу не появлялся в моих сновидениях, я даже не знал точно его возраст и пол. Тем ни менее разговор с ним при моем прерывании учебы подразумевался как неизбежный, и он беспокоил меня.
Пока я много лет «учился» в виртуальной школе, отношения между людьми и сама экономика стала  полностью рыночной, и я в своих тревогах, учитывал это. Скорее всего, за обучение, второй раз в вечерней школе, мне придется платить. Как-то само собой подразумевалось, что вообще-то обучение в вечерней школе моих снов, бесплатное.
Я просыпался после последних снов о школе, в холодном поту и в большой тревоге.
– Фу, ерунда, какая-то! – Говорил я себе, с огромным облегчением, понимая, что все проблемы, пережитые мною только что, были лишь во сне.  С некоторых пор я даже стал принимать афобазол, что ранее никогда не делал. Он удержал меня от похода к врачу, психиатру, наверное, я ведь и так хотел прервать свою навязчивую учебу.
Поверите или нет, но прекратил я ту свою учебу сам, причем недавно, в год, когда в реальной жизни я недавно отпраздновал свой шестидесятый день рождения, а в виртуальной до первого выпускного экзамена осталось не более месяца времени. 
В начале своего последнего сна, я захожу в свой класс, когда уже идет урок. У доски наша классная руководительница чертит какие-то схемы. Класс полон учеников, что в вечерней школе бывало не часто. Я здороваюсь со всеми, извиняюсь за опоздание, и ставлю желтый кожаный портфель, на первую парту среднего ряда.  С таким портфелем я закончил реальную вечернюю школу. Его, кстати сказать, давным-давно нет у меня, и я даже не помню, куда он девался, но во многих моих снах об учебе, портфель нет-нет да появлялся.   
Я достаю из портфеля кипу документов.
Здесь мой аттестат о среднем и диплом, о высшем образовании, производственные удостоверения допусков к руководящей работе и работе с оборудованием и механизмами. Свидетельство регистрации индивидуального предпринимателя, и последний мой, еще действующий договор аренды с владельцем здания в котором находился мой самый последний магазин.
– Я хочу попрощаться с вами, – говорю я взволнованно, обращаясь к классу, и классной руководительнице, она теперь стоит прямо передо мной, опираясь рукой на парту в позе центрального женского персонажа с картины Репина «Не ждали».
Больше я ничего не смог вспомнить проснувшись.
Понятно, что там во сне я готовился рассказывать о своем славном жизненном пути, но вот рассказывал ли, неизвестно, мой внутренний мир или что-то другое, управляющее нами, решило прервать мою затянувшуюся виртуальную учебу и все связанное с нею.
Более трех лет уже  никаких снов про учебу в вечерней школе я не вижу, и, слава богу….
Тем ни менее, в прошествии времени, я все больше и больше нахожу те сны забавными, и вот, рассказываю о них.
Российская федерация. Город Омск. 2017 год.