Фрайзингская икона Агиосоритисса

Анатолий Гурьевич Холодюк
На фото: византийская икона "Агиосоритисса" в баварском Фрайзинге 

C 1440 года в "Сокровищнице Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии и  Святого Корбиниана" в древнем баварском городе Фрайзинг хранится византийская икона Божией Матери, именуемая в народе "Картина Луки"  (Lukasbild). По преданию, эта икона создана самим  евангелистом Лукой. Однако, по мнению немецких ученых, "Картина Луки"  – это византийская икона Божией Матери "Агиосоритисса".   Происходит она из Халкопратийского храма в Константинополе. На протяжении нескольких столетий к иконе  приковано внимание ученых-византологов. 21–22 апреля 2016 года во Фрайзинге проходил Международный симпозиум, посвященный византийской святыне – "Картина Луки. Яркое  сияние на протяжении почти    тысячи лет". Помимо немецких, австрийских, французских и швейцарских ученых в симпозиуме приняли участие ведущие научные сотрудники Музеев Московского Кремля Ирина Стерлигова   и  Ольга Шашина.


О названии иконы

...В середине V столетия  в Константинополе, в непосредственной близости от Храма Святой Софии располагался небольшой квартал, где жили и трудились так называемые «халкопраты» (т.е. медники и  чеканщики). Квартал получил название Халкопратийcкий (или Халкопратия). В нем при попечительстве регента Византийской империи Элии Пульхерии Августы (399—453) — старшей сестры императора Феодосия II  Младшего (401–450) и жены императора Льва I (457—474)  была возведена православная Халкопратийская церковь  (См.: 2, 3). По другим данным, ее построили еще при императоре Феодосии II. Согласно преданию, Пульхерия перенесла  из Палестины в Константинополь несколько святых реликвий и поместила их в  Халкопратийскую церковь. Ее здание служило местом хранения великих христианских святынь: Поясa и Ризы Пресвятой Богородицы (с 532 г. ), волос Иоанна Крестителя, мощей жен-мироносиц и др. С 532 по 537 годы Халкопратийская церковь    имела статус Патриаршего Кафедрального собора. В IX веке  император Василий I Македонянин (836 – 886) перестроил  церковь в трехнефную базилику (См.: 2, 3). Для хранения Пояса и Ризы Пресвятой Богородицы императором Юстином II (520 – 578) была построена богато украшенная часовня «Cвятой Раки» (;;;; ;;;;; – Агиа Сорос). Здесь рядом с  золотым ларцем-мощевиком, называемым «Святой Ракой», и находилась   почитаемая в православном народе икона Пресвятой Богородицы.

Известную в Константинополе  Халкопратийскую церковь посещали многие верующие.  Согласно византийским источникам, в ней  происходило много чудес. Не случайно с Халкопратийской церковью  связан ряд православных праздников. После падения Константинополя в 1453 года знаменитый храм был почти полностью разрушен, а его святыни исчезли. Строительные камни завоеватели Византии растащили, использовав их  для новых  построек. Ныне развалины некогда величественного Халкопратийского храма находятся в крайне ветхом состоянии. На месте бывшей  церкви теперь  расположены мечеть Аджем Ага Месджиди и небольшая гостиница «Zeynep Sultan». С названиями храма, его часовни и ларца-мощевика «Агиа Сорос»   связан иконографический образ Богородицы Агиосоритиссы (греч. – ; ;;;;;;;;;;;;;). В некоторых источниках  встречаются и другие названия этой иконы – «Святорачица» и «Халкопратийская». По данным «Православной энциклопедии», «Агиосоритисса» – это «название иконографического типа Божией Матери» (1, c. 254). На иконе подобного типа присутствует изображение Богородицы в позе моления без Богомладенца, обычно в повороте три-четверти (вправо или реже – влево) с молитвенным жестом рук, поднятыми перед грудью. Традиционно образ такой иконографии принято называть «Халкопратийским». Где же находится сам оригинал  почитаемой константинопольской  иконы? Точной информации об этом  нет.  Однако  известно несколько  списков с этой иконы. Так, на центральном иконостасе Успенского собора Московского Кремля находится образ  Халкопратийской иконы Божией Матери «Агиосоритисса», датированной концом XIV в. Предполагается, что этот образ написан в Византии, хотя  окончательный вывод  учеными еще не сделан.   


«Агиосоритисса» во Фрайзинге

Впервые византийская икона Божией Матери    «Агиосоритисса» появилась во фрайзингском  Кафедральном соборе, расположенном на вершине   Святой горы,  23 сентября 1440 года. Это было время, когда в баварском городе правил архиепископ и князь Никодим (Nikodemus della Scala; † 1443). Он происходил из знатного гибеллинского рода в Вероне — Скалигеров или делла Скала.  Известно, что эта династия  внесла большой вклад в культуру Вероны.  Благодаря тем же представителям рода Скалигеров икона «Агиосоритисса» стала ценнейшим достоянием Баварии.

История   появления  иконы  в  город Фрайзинг  имеет длинную историю. Сохранились свидетельства, что  византийский император Мануил II Палеолог (1391–1425) в 1399 году предпринял длинное путешествие на Запад, чтобы  искать там  помощь против Османской империи. Это было время, когда турецкий султан  Баязид I осадил  с 1394 по 1402 годы Константинополь.  Управление  городом Мануил II временно   поручил своему   племяннику.Чтобы заручиться  поддержкой  влиятельных европейских правителей, Мануил II взял   с  собой в дорогу  несколько подарков. Среди них была и икона  «Агиосоритисса». Она  предназначалась для  вручения   герцогу Миланскому Джану-Галеаццо Висконти, правившему с 1395 по 1402 годы. Имеются данные о том, что византийская святыня побывала в Вероне у представителя рода Скалиров – Бронориа делла Скала. Волею судеб икона некоторое время находилась  и в Англии. От герцога Джана-Галеаццо Висконти икона «Агиосоритисса» перешла графине Кентской. Далее эту святыню в качестве подарка  получил баварский епископ Никодим  от своей сестры – английской графини.

Икона «Агиосоритисса»  хранилась в сокровищнице фрайзингского собора, и только  по   большим церковным праздникам ее  выставляли для поклонения верующим. Несколько столетий  автором иконы считали евангелиста Луку, о чем гласил латинский текст 1629 года, выгравированный на обратной стороне серебряного алтаря, в который была вмонтирована эта ценная икона. Однако датированные еще первой половиной ХV века старинные записи собора зафиксировали сомнения церковных историков относительно авторства и  древности  иконы. Рентгеновские снимки и разные виды анализа этой иконы, проведенные в ходе реставрационных работ в 1964 году в Мюнхене, показали, что образ Божией Матери  («Картина Луки») написан ранее 1258 года ( 4, c. 244 –249).  Тогда же ученые высказали мнение, что «Картина Луки» может быть той  знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», что некогда находилась  в часовне «Святой Раки»  при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе.

Эта  икона размерами  27, 8 х 13,4 х 1, 5 см  написана  на доске из липы (Там же). Спустя два столетия  после  создания  иконы запечатленный на ней  лик Божией Матери  обновлен неизвестными мастерами. Тогда же на иконе  оставлен и такой  текст: «Божия Матерь, Надежда ненадеянных». Специально для иконы  изготовили серебряные с позолотой оклад и раму с 10 медальонами, запечатлевшими лики святых апостолов Петра и Павла, а также святых Георгия, Димитрия, Космы и Дамиана, Пантелеимона и др. На позолоченной  раме бирюзовой эмалью начертаны поэтические строки, прославляющие Божию Матерь.

В Мюнхене ученые выяснили, что дарителем иконы для  Халкопратийского храма был диакон, он же – мастер по изготовлению облачений Мануэль Дисхипатос (†1261), ставший впоследствии архиепископом Фессалоникийским. Во времена правления фрайзингского епископа Вайта Адама (1629) мюнхенский мастер Готтфрид Ланг изготовил для иконы специальный серебряный алтарь в стиле барокко высотою 145 см. Фрайзингский мастер Филипп Дир в том же стиле барокко декоративно оформил в 1627–28 гг. специальную нишу, где два больших ангела держат в руках алтарь с иконой. Пространство над алтарем также украшено летающими ангелами.

Вера в помощь и заступление этой древней иконы  с ликом Божией Матери была настолько сильна  во Фрайзинге, что к ней  прибегали с молитвенными прошениями и многие верующие из соседних с   Баварией стран. Ныне  эта  икона находится не в самом соборе, а постоянно экспонируется  в специально затемненном зале основанного  в 1857 году Епархиального музея христианского искусства (Diozesanmuseum fuer christliche Kunst,  Dombergmuseum), расположенном на Соборной горе. К сожалению, в настоящее время музей закрыт на длительный ремонт, и доступа к иконе совсем нет. Служители музея во Фрайзинге не взимали входную плату с тех православных паломников, кто приходили с единственной целью–помолиться или прочитать акафист Божией Матери перед византийской иконой «Агиосоритисса».

Литература:

1.Агиосоритисса. – Православная энциклопедия. Т.1 – М. 2000.
2. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 183-184.
3. Константинопольский Халкопратийский храм Богородицы. – См.: электронный ресурс//drevo-info.ru/articles/24091.html
4. Rom und Bysanz. Schatzkammerst;cke ausbayerischen Sammlungen.-M;nchen: Hitmer Verlag, Bayerisches Nationalmuseum, 1998.