Князь Олег и старый директор

Борис Федоров 2
Очередная дискуссия в студии Соловьева оставила мерзопакостное впечатление от выступления болтологов. Тема касалась исторических мифов и исторической правды. Общий вывод: мифы нужно оставить народу, и хватит с него; настоящей историей должны заниматься исключительно профессиональные историки, иначе – собравшиеся в студии говоруны.

Следует, что говоруны должны жить легко и беззаботно за счет народа, и должны укорять народ в невежестве и обзывать Иванами, не помнящими родства (беспринципными людишками). Принцип у говорунов есть такой: жить беспринципно, но обвинять в этом других.

История нашей страны чрезмерно напичкана мифами, и они множатся, множатся и множатся. Вышел на потеху народа фильм «Евпатий Коловрат», свежеиспеченный экранный миф. Будь моя воля, посадил бы создателей киношки на монгольских лошадок и отправил в поход по тропе хана Батыя, чтобы прочувствовали пожиратели бюджетных средств нутром своим всю нелепость мифа о татаро-монгольском нашествии.

Когда же кончится беспредел в науке истории? Или это уже не наука? Сегодня первокурсники истфаков над кровавым монгольским игом смеются, завтра хохотать будут  пятиклашки. Ни на один вопрос о той эпохе внятно профессионалы не отвечают – им некогда. Чтобы изнасиловать собственную покровительницу Клио требуется упорство и время.

Приступим, пожалуй, к мифам и легендам. Начнем с Н. Карамзина. Итак, историк сообщил нам, что Аскольд и Дир, пришедшие с Рюриком в словенские земли, принадлежали к племени варяжскому. Что нам поведал Нестор? «Было у него два мужа, не племени его, но бояре». Кому отдадим предпочтение?

Имя Аскольд некоторые историки относят к именам древнескандинавским, имя Дир считается славянским. В некоторых европейских летописях, в событиях тех лет упоминается киевский князь, но без имени. Почему?

Аскольд и Дир – не имена, а должность. Перевод с латыни: первый старейшина управления (городом). Нестор знал, что славянами руководили старики (кнёзы), и, не утруждая себя изобретением славянских имен, забабахал латинские термины, которые определяют систему управления в восточнославянских землях.

Название племени «поляне» Нестор объяснил не думая: «занеже в поле седяху». Во времена древние Киев стоял среди дебрей, и племя должно было зваться дебрянами или днепрянами по аналогии с племенными именами древлян и бужан.

Поляки и вовсе в болотах и тайге седяху, и соседи звали их вислянами.  Спустя столетия висляне сами себя назвали поляками и гордятся этим именем неимоверно даже сейчас. Метаморфоза получилась забавная и сложная для понимания.

Дело в том, что было еще одно племя полян, точнее – ополян. Так называли соседи славян, живущих вокруг Виадрополиса, военного лагеря Марка Аврелия. Переводится название лагеря так: город начала пути. От названия лагеря произошли имена реки и города – Одра и Ополе. То бишь, ополяне есть жители города, горожане.

Нельзя исключать того, что переселенцы из Ополе принесли на Днепр имя своего племени, точно также как и смолинцы, перебравшись с Лабы на Днепр, назвали новый городок Смоленском.

Летописец разразился двумя легендами об основании столицы, ничего общего с реальностью не имеющими. Среди славянских земель находится десяток местечек с именем Киев. В Чехии с древних времен стоит город Киёв. Их все основал перевозчик Кий?

Однажды, в студенческие годы, попала наша группа на уборку сахарной свеклы в совхоз со смешанным населением. По одному краю поля работали немки, по другому – хохлушки, между ними – мы. Вывозил свеклу автобат, и среди вояк, тершихся возле хохлушек, примелькался водила-украинец, хвекавший не хуже кубанских казаков.

 Приятеля зацепило, решил он парня разыграть.
– Петро, тебя Фрол искал.
– Какой Хв… Хве… – покраснел бедняга от натуги. – Не  бывает таких имен!
Народ дружно повалился на ботву визжать и дрыгать ногами.

Так вот, представь себе любознательный читатель, что ты не умеешь выговаривать звук «ф» и, попробуй, произнеси: «город скифов». Что получилось?
Следует вывод: Киев намного древнее заявленных лет.

Необходимо отметить компилятивность Повести временных лет, ибо видны в тексте какашки более позднего наслоения, века примерно XVIII-го. Причем тужилось над летописью несколько цицеронов.

Следуем за Нестором. Аскольду и Диру понравился Киев и они остались в нем княжить.

Потом Олег добрался до Киева и пригласил местных князей к реке, устроив засаду. «Да придите к роду своему, к нам» – намудрил чудак, забыв о записи страницей ранее. «Аскольд же и Дир придоста, и выскакаша вся из лодей… И убиша Аскольда и Дира, и несоша на гору, и погребоша на горе…»

Обычная банда норманнов, или данов, захватила власть в Киеве. Сюжет привычный, хорошо известный  нам с 90-х годов. Читаемоша дальше?

Нет, вернемся чуть назад. Сначала-то Олег взял Смоленск, а после навалился на Любеч. И никто не сообщил киевлянам о движении банды вниз по реке? Сверхбеспечность?

Сей прокол отнесем на беспечность Нестора, а если быть точнее, на тупость монахов Белозерского монастыря. Набил ли царь Петр за небрежение рожу дядюшке Кириллу, отвечавшему за переделку летописей, мы не знаем. Вряд-ли.

Но древние события проистекали совершенно иначе, и разгромом совета директоров пря не могла ограничиться.

Продолжение следует.