Бы

Владислав Свещинский
«Бы - мечтает»
Феликс Кривин

«В ту зиму мне было пять с половиной. Не многие дети помнят, что с ними происходило в этом возрасте. Я помню. Помню белый с синими отсветами снег во дворе, птичьи крики, маленькую соседку Брониславу. Ей уже тогда было лет сто, а, может, тысяча. Бронислава – Броня, с ударением на первом слоге, так звали ее соседи – ходила с собачкой, кажется, с болонкой. Помню, собачка бросилась ко мне, заливаясь звонким лаем. Поздороваться хотела, наверное. Я завизжал от радости, всегда любил собак. Бросился ей навстречу, а она почему-то поджала хвост и в сторону. Испугалась. Чего? Такая странная. А дома все меня хвалили: какой я смелый. Не понимал и тогда, и сейчас, что здесь смелого? Я же только поздороваться с ней хотел.

Года через два в соседнем дворе поссорился с мальчишкой. Он был крупнее и старше. Мы даже подрались слегка. Я и рассердиться как следует не успел. Стукнул его неудачно, по носу. Пошла кровь, он заревел в голос и убежал. А я остался стоять растерянно: я же не планировал, чтобы вот так…

В школе мне нравилось. Полкласса в нашем первом «А» были из соседнего детского дома. Их многие боялись, но мне повезло: меня никто не обижал, мы болтали о чем-то на переменах, играли во что-то, не помню, во что. Потом, после Нового года, детдомовцев куда-то перевели, и я долго тосковал о своих потерянных приятелях.

Во втором классе мы учились во вторую смену. Такое вот совпадение: второй класс, вторая смена... Помню ясную осень, классную комнату, залитую солнечным светом. Я сижу за одной партой с красивой девочкой Леной, провожаю ее домой, и мы неумело целуемся. Какое уж там умение у второклассников.

В четвертом я снова подрался. Это было перед уроком немецкого. Подрался вничью – нас растащили. Целый урок мы сверкали друг на друга глазами, но к перемене как-то забылось, из-за чего мы поссорились. А потом и вовсе сошло все на нет.

Десятый закончил с медалью. Правильнее говорить, не десятый, а школу: школу ведь заканчивают, а с медалью или нет – это, как повезет. Так принято думать. Но дают-то медаль после десятого, так, что правильно я говорю. Я вообще многое делаю правильно: все, не все, но многое. Поэтому моя медаль – не только везение. Даже поговорка есть такая: везет тому, кто сам везет.

А в институт в те времена медалистов брали без экзаменов, не знаю, как сейчас. Поступил я в институт, и призрак армии отодвинулся, а потом и вовсе померк: после института (красный диплом) шагнул в аспирантуру, через три года защитился, и до третьей мировой призыв мне не грозил.

Учился я всегда легко, потому времени свободного было достаточно. В девяностые в нашем городе открылись секции восточных единоборств. Я выбрал айкидо. Через семь лет получил оранжевый пояс, шестой дан. Для непосвященных  мало, что говорит, но уличные драки перестали пугать моих родителей. Родители все равно не спали, когда я провожал очередную знакомую девушку поздно вечером, но все же, все же…

Кстати, о девушках. Следы одноклассницы Лены я потерял. Вроде бы она училась в том же институте, потом где-то еще. Да и смешно искусственно хранить память второго класса. Я, кстати, на встречи выпускников никогда не хожу. Нелепица все эти встречи. Искусственность сплошная: жизнь у всех своя. Это – во-первых. А, во-вторых, к чему врать себе и друг другу, что хотим видеть бывших одноклассников? Можно подумать, в школе все были не разлей вода. Ведь неправда же? То-то.

А с общением, в смысле – с девушками,  у меня не было проблем. Потому что все у меня – в норме: не красавец, но уверен в себе; не маркиз, но хорошо воспитан, не академик, но неплохо образован, не грубый, не жестокий, но твердый – во всех смыслах. Что еще? Да! Не курю. Не подумайте только, что хвалю себя, но притворяться скромной фиалкой – зачем? У меня были знакомые девушки и женщины. Да я и жениться был не прочь. Я не бросал беременных подруг, не разбивал чужих семей.

Если кто не в курсе: в мире очень много одиночек - мужчин и женщин. Сексуальные маньяки, насильники – больные люди. Более чем достаточно девушек, которые хотят и ищут физической любви. Ничего дурного тут нет, не надо фарисействовать. Многие женщины хотят замуж. Их примерно столько же, сколько мужчин, которые стремятся создать семью. Кстати, не думайте, что я выбирал. Это – не те слова. Я плыл по жизни, не сплавлялся, а именно плыл. Это не то, что в песне: «мол, ни веслами не надо, ни ладонями». Надо. Очень надо. И я греб, преодолевал.

Есть еще такая поговорка: задним умом крепок. Я вообще поговорки люблю. Как ни крути, мудрость в них вековая, концентрированная. Задним умом мы все крепки, но – хвастать не буду – у меня часто вовремя и правильно соображалка работает. Так сказать, передний ум. Но не подумайте сейчас плохо: ни пошлость, ни самомнение излишнее мне не приписывайте. А, впрочем, думайте, что хотите. Мне ваши оценки до подоконника, уж извините, как говорится, за плохой французский.

Не знаю, почему с семьей не сложилось. Наверное, всегда есть некоторый процент необъяснимых, фатальных нескладушек. Не сложилось и ладно, так живу. Сейчас – один. Родители мои поумирали. Я поплакал, но совесть моя чиста: сделал все, что полагалось. Когда надо было, лекарства все, какие надо. Когда надо, врачи. И тоже – все, какие надо. Так что сплю нормально, без сновидений. И на кладбище все, как следует: плиточка, памятник общий полированного гранита, надпись. Короче, один живу.

В общем и целом, хорошо живу. Диссертацию докторскую заканчиваю. Защита на будущий год. Ну, что еще о себе? На работе меня ценят. Хотя, как у всех, есть и такие, кто, пока тебе в кашу не плюнет, не упокоится. Как говорится, все мы – твари, особенно некоторые. Шу-шу-шу по углам. И такой я, и разэтакий. Наплевать на них. Если уж за любовью гнаться, так не за всеобщей же. Смешно даже. Любило бы начальство. Не все. Все не надо. Самое главное.

А, кстати, о самом главном начальнике. В церковь я хожу. Да. На клиросе петь стал. Что ты! У меня же голос открылся. Да. Баритон. Кто бы мог подумать. Пою. Настоятель хвалит. Настоятеля, кстати, тоже не все любят. А мне он нравится. Конкретный товарищ, нос по ветру держит. Ну, вот, собственно, и все. Набросок перед зеркалом. Можно сказать, эскизный автопортрет».


Он встал из-за стола, потянулся и подошел к окну. По двору шли мальчишки. Шумная компания в футбольной форме. Когда-то тоже хотел быть таким, но не сложилось. Из легкой атлетики попросили уйти – бесперспективен. В самбо через неделю отлупили в раздевалке. В лыжную не приняли. Так и остался. Наблюдатель.

В комнате душно, пахнет пылью, хотя открыто окно. Уныло и скучно. Типичная комната холостяка. Много лет, с тех пор, как один за другим умерли родители, здесь не пахнет женскими духами.

Денег хватает – одиночка тратит только на себя. Плазменная панель на стене, дорогие издания классиков. Десяток книг по специальности - в другой комнате. Там прячется еще один небольшой стеллаж: несколько справочников, пара словарей и картонная папка с пыльными листами – наброски к диссертации. Казалось трагедией, когда не вышло с аспирантурой, а вот живет же и неплохо живет.

Можно и без девочек прожить, и без науки так называемой. Если уж так сложилось, ладно. Про науку никто и не подумает, а про другое, про что – чтоб вопросов лишних не было, кольцо носи. Выбери на свой вкус и носи. Раз уж так сложилось. Но лучше бы сложилось так, чтобы жить без страха. Банального, мерзкого страха получить по морде вечерком от таких же вот развеселых футболистов. Например. А еще жить бы без ночных кошмаров. Так, чтобы лег спать, и не мерещился бы скрип кровати в соседней комнате. Мамин стон. Или картинка, все время одна и та же: папа задыхается, а он ничем, совершенно ничем не может помочь. И предает раз за разом, предает их и бросает. А они прощают, раз за разом прощают. И не кончается история. И он просыпается, не успев заснуть. Весь в поту, и наволочка – хоть отжимай. И, если уж мечтать, хорошо бы прожить без заикания. Будь проклята та собака вместе с хозяйкой. Сдохла уже, наверняка, да и Броню ту кто помнит, кроме него?..

И он идет на кухню, пьет воду, потом переходит в другую комнату, включает компьютер и долго смотрит на равнодушный экран. Эх, если бы… Пережить бы все по другому, переиграть, передумать, переделать. Прожить сильным, добрым, тем, кто воздает сполна. Бы. Бы – мечтает…