Когда совпадают душами

Магда Кешишева
     Красотой детей и старух определяется благородство расы.
                \Григорий Ландау\

 - Завтра, Светик, я  приглашена в очень интересный дом, и хочу, чтобы ты пошла со мной.
 - Как я могу пойти туда, куда меня не приглашали и даже не знают?!
 - Можешь. Я предупредила, что приду с тобой.
 - Но...
 - Послушай. Я сказала "дом", но это не совсем так, а вернее - совсем не так. Это всего лишь маленькая однокомнатная квартирка в старой хрущёвке. Так что, я имела в виду не квартиру, а хозяйку. Я не хочу тебе заранее ничего о ней рассказывать, скажу одно: ей 90 лет, она - историк искусств, прекрасная рассказчица, и будет очень рада нам. Её зовут Розалия Юрьевна,она была замужем, имела четырёх дочерей и пятерых внуков.
 - А что это ты говоришь обо всех в прошедшем времени?!
 - Потому что всё это в прошлом... Женщина всех пережила.
 - И внуков?
 - Нет. Внуки и правнуки давно живут в Австралии и исправно поздравляют её с днём рождения и Новым годом.
 - А ты откуда её знаешь?
 - Случайно познакомилась на улице. Я помогла её нести сумку, и она просто силой затащила меня к себе и угостила чаем.
 - И что?
 - А то, что обменялись мы телефонами и теперь иногда перезваниваемся. А вчера она меня пригласила на чай. Пойдём, тебе будет интересно.
 - Хорошо, но что возьмём с собой, не с пустыми же руками явимся?
 - Знаешь, она, как ребёнок, очень любит сладости и, как женщина творческой профессии - цветы.
 - Чудно! Тогда давай так: шоколадный торт и конфеты, апельсины и цветы. Сейчас такие чудные хризантемы есть, глаз не оторвать. А ещё я возьму пачку "Царского чая".
 - Это будет замечательно.

   Встретились, всё купили, приехали к ветхому дому, поднялись на второй этаж и позвонили в дверь. За дверью послышались торопливые шаги, и совсем не старческий голос: - "Бегу, бугу!" Дверь открыла улыбающаяся старая женщина с ясными карими глазами, аккуратно уложенными волосами, в бархатном платье цвета спелой вишни.
 - Заходите, заходите, как я вам рада! Марочка, какая вы умница, что привели свою подругу, и какие вы красавицы! А хризантемы, хризантемы! Красота! Я чувствую себя совсем молодой.
 - Розалия Юрьевна, я вам говорила - это моя подруга, Светлана.
 - Светочка, я вам рада, проходите, садитесь. А что у вас в руках?
 - То, что вы любите.
 - Девочки, несите свои подарочки на кухню и помогите накрыть  стол. 
   Женщина достала красивые хрустальные вазочки для конфет, "лодочку" для фруктов, оригинальной формы хрустальное блюдо и лопаточку для торта.  Затем достала из коробки чашки и блюдца, тоже хрустальные.
 - Что это за чай? Я впервые вижу такой! И как красиво упакован... Здесь и портреты... оооо... Николай II и Александра. И написано - Czar Nicholas II, Czarina Alexandra.

 - Этот чай, я привезла из Америки. Несколько лет назад знакомые подарили нам на Новый год такой чай, и он нам очень понравился. Он крепкий, с прекрасным букетом.
 - Интересно...
 - Знаете, я искала его и у нас, и в Тбилиси - никто даже не слышал о нём. И теперь я каждый раз из Америки  привожу его для своих друзей. 

 -  Вы меня балуете, мои дорогие, - чай этот, фрукты, столько сладостей, но я рада. Пора, вроде,... в дальнюю дорогу собираться,... а я всё ещё сладкое люблю...
 - Мы вас никуда не отпустим и всегда будем одаривать сладкими вкусняшками, - сказала Света, посмотрев на меня, и делая вид, что не поняла мысли хозяйки..

   В небольшой, но аккуратненькой, уютной комнате стояла старинная мебель, на окнах висели бархатные портьеры цвета бордо, на стенах - картины  Ван Гога. Круглый стол покрывала бархатная скатерть под цвет портьер. Стол был накрыт на троих: закусочные тарелки, чайные ложки, ножи, вилки, розетки, маленькие рюмки и стаканы для сока. В трёх небольших вазочках: варенья  - из лепестков роз, фейхоа и клюквы.
   Свету удивило, что и здесь всё - приборы и посуда - было из хрусталя.

 - Ну, всё на столе, можно садиться и чаёвничать, - гостеприимно развела руками хозяйка. - Марочка, Светочка, будьте, как дома. Кто торт нарежет?
 - Если не возражаете, я попробую, - взяла в руку нож Света. - Один вопрос - как резать, большими кусками, или ... культурными?
 - Светочка, я бы сказала - большими, но мне совестно. Режьте культурными, в случае чего съем два куска, - засмеялась Розалия Юрьевна. - Ой, дырявая моя голова! Открой - ка, Марочка, дверцу буфета и достань мой фирменный ликёр, кофейный. Такого вы ни у кого не найдёте: это рецепт от моей бабушки, из 19 века.

   Света достала красивый хрустальный  графин с ликёром и разлила по рюмкам напиток.
 - Мои дорогие, как наша жизнь непредсказуема... и как это хорошо... но... Когда- - то у меня было всё: бабушки, дедушки, мамочка, папа, муж, дети, друзья, любимая работа... счастье было. Потом пришло время естественных потерь... И сегодня я радуюсь, открывая старые альбомы, вглядываясь а лица тех, кого  нет рядом, перечитывая пожелтевшие от времени письма дорогих людей... Не случайно говорят,
что всё имеет теневую сторону. Долго живу, и это, вроде бы хорошо, но скольких я проводила...
 - Розалия Юрьевна, давайте не будем о грустном! Выпьем за вас, за вашу душевную молодость, за то, чтобы вы ещё долгие годы оставались такой, - прервала Мара печальный монолог хозяйки.
 - Спасибо вам, мои хорошие. Я хочу только сказать, что кровное родство не даёт гарантии близости, дружбы. Я вот - чужой вам человек...
 - Вы не чужая, - сказали подруги в один голос.
 - Да, вы мне не чужие... Спасибо вам... Девочки, принесите чай, а то я уже не могу удержаться, хочу торт!... Мммм, это что - то невообразимо вкусное... Я вас  рассмешу сейчас. Все знают, что я сладкоежка. Был случай в моей молодости. За мной ухаживал очень красиаый молодой человек, который совершенно не любил сладкое. Представляете?! И он никогда мне не дарил конфет. Цветы - это да:огромные букеты, гирлянды, корзины, красивые композиции. Да ещё открытки прятал в цветы с нежными признаниями... Эх, было время... Ладно, я не о том... Гуляем мы как - то раз по проспекту вечерком, и проходим мимо известного своими вкусными пончиками кафе. Запах - сумасшедший! Я громко вздохнула, и мой кавалер спросил, в чём дело. Девочки, я решила - к чёрту всё, что будет будет, и говорю: -"Я хочу пончик и какао!" Бедный парень остановился, проглотил слюну и выдавил: - "Что?!" Я повторила свои слова. Наверное, если бы я попросила хинкали и водку в закусочной, куда заходят одни мужчины, он удивился бы меньше.
 - И чем это кончилось?
 - Пончики я съела, целых три. Какао выпила. Он молчал, словно язык проглотил,но видели бы вы, какими глазами мой кавалер на меня смотрел! А когда мы вышли на улицу, он сказал мне слова, от которых уже я лишилась дара речи.
 - И что он сказал?
 - Никогда вам в голову не придёт! Он сказал: - "Вы, Розочка, похожи на Гитлера: он тоже, как вы, любил сладости, всякие пироги, пироженые, печенья..." Я готова была взорваться петардой, но спокойно ответила:- "Могли бы сравнить с кем - то более приличным. К вашему сведению, сладкоежками были - Гоголь и Лев Толстой тоже. Слышали о таких писателях? Вам прекрасно известно, что моё любимое лакомство - мороженое, но вы почему - то не сравниваете меня с Наполеоном! А, впрочем, вы об этом, вероятно, не слышали, как и о том, что на остров Св.Елены ему специально доставили аппарат для изготовления мороженого".
 - Но, Розочка,...
 - Помолчите, пожалуйста. А вы похожи на Михаила Юрьевича. Знаете, кто это?
 - Лермонтов но...
 - Так вот, к вашему сведению, великий поэт был совершенным профаном за столом(я подобрала слово пообиднее): он абсолютно не разбирался  в еде, не понимал, что ест - птицу или говядину. Я дарю вам ещё одну информацию. При случае "обрадуете"
какую - нибуть любительницу макаронных изделий. Гоголь, вы должны помнить из школьной программы, писал о Днепре - при разной погоде, воспевал Русь - тройку,   
а любил итальянскую кухню.
 - Розочка, дорогая...
 - Я вам подарю ещё один факт. Виссарион Григорьевич ... знаете такого?... Вспоминайте, вспоминайте ... Так вот, он ооочень любил гречку и считал её вкуснее любого пироженого... Не слишком напрягла я ваши светлые мозги?
 - Я не хотел ...
 - Прекратите и проводите меня домой... в последний раз!

 - И что, вы расстались?
 - Естественно! Потом я встретила своего Лёнечку и 65 лет была счастлива.
 - А сладкое он любил?
 - Больше меня любил мой хороший, - сказала Розалия Юрьевна, и добрая улыбка
осветила её лицо. - Мог спокойно, с чашкой чая съесть коробку конфет. Но не
подумайте, что он ел что попало. Только московские и только шоколадные: "Мишка на
 Севере", "Кара - Кум", "Белочка",... ну, вы поняли.

 - Девочки, а вы ни о чём меня не хотите спросить? Когда - то все мои гости задавали мне один и тот же вопрос: почему у меня вся посуда из хрусталя?
 - Если честно, у меня сразу возник этот вопрос и я решила, что вы просто любите хрусталь, - сказала Света.
 - Светочка, использую я хрустальную посуду с детства. Это - память о моей бабушке, маме моего папы. Она говорила, что хрусталь помогает сохранить здоровье, обеззараживает  еду, питьё. Ведь ещё в Древней Греции боги пили из хрустальных кубков. Бабушка рассказывала, что хрустальной посудой широко пользовались русские офицеры. Они ели из хрустальной посуды хрустальными ложками, а пили из хрустальных кубков. По её словам, именно поэтому во время эпидемии холеры, например, офицеры не заражались. Насколько это соответствует действительности, не проверить, но то, что хрусталь обладает  полезными для здоровья свойствами - факт.
 - Эта ваша посуда от бабушки осталась?
 - В основном.
 - Сразу видно. И качество, и выделка очень красивые... Я вспомнила одну вещь. В Америке, в магазинах, я обратила внимание на хрустальные шары разных размеров: от маленького, как грецкий орех или пинг - понговский мяч, до больших, как апельсин или кокосовый орех. Меня удивила достаточно высокая цена. Я ещё, помню, сказала дочке: - "Смотри на эти шары. Зачем они нужны, кто их купит?! За эти же деньги можно бокалы купить". А потом, буквально через пару месяцев, приятельница дочки, индуска, подарила ей такой шар. Выслушав слова благодарности, она спросила, знаем ли мы, как можно использовать подарок. Мы, естественно, заговорили о внешней красоте. Она улыбнулась и сказала, что этот шар лечит раны. Надо его приложить к ранке и сесть так, чтобы лучи солнца проходили через шар и попадали на проблемное место. Женщина уверяла, что это давно известно на Востоке, и что так раны быстрее затягиваются.   

 - Розалия Юрьевна, с вами интересно и приятно общаться, но пора и честь знать.
 - Понимаю, понимаю. Идите к мужьям и детям, но запомните, что я вас всегда жду и всегда вам рада. Да, и поблагодарите ваших мужей, что отпустили вас. Дай вам бог...

   Уже на улице подруги заговорили о роли случая в нашей жизни, особенно - счастливого.