Смех сквозь слёзы

Читаю афишу и ощущаю некое смятение.
Сергей Шнуров открыл у нас в Национальном центре современных искусств выставку - "Ретроспектива брендреализма".
Как заявили организаторы, они предлагают «продвинутым гражданам» посетить  выставку, чтобы покритиковать современное общество и в качестве самоиронии "сфотографировать на айфон критику айфона».

Узнаю, что Минск стал третьим городом, где можно рассмотреть Шнурова. Именно рассмотреть этого эпатажного исполнителя, иногда весьма неглупых песен.
Рассмотреть в новом амплуа.

Звоню подруге.
Зачисляем себя к «продвинутым гражданам"... и в музей.

Наш Национальный Центр современного искусства, представляет собой универсальную площадку для творческих экспериментов.
Вся территория музея используется для театральных, музыкальных, перформативных, визуальных экспериментов.
В одном из интервью первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига отметила:
«Подобные центры давно существуют, успешно развиваются и определяют лицо современного искусства в странах Европы. Появление такого учреждения в Беларуси – давно назревшее решение. Наша страна – одна из родоначальниц мирового авангардного искусства. Мы должны об этом помнить, и  активно презентовать то, что появляется  сейчас нового у нас и наших соседей».

В городе знают, что все площадки музея современного искусства открыты для нестандартных, дерзких театральных, музыкальных, поэтических, визуальных, синтетических проектов.

Из рекламы  узнаём, что экспонаты разместились в 12-ти залах центра.
Картины и арт-объекты выполнены С.Шнуровым с помощью творческой команды единомышленников.

Итак, вступаем на территорию «брендреализма».

И сразу вспоминается Маяковский: – «Есть такие новые русские древние греки, которые все умеют засахарить и заэстетизировать»*.

С первого шага начинаешь понимать, что все эти картины, инсталляции  - сатирическое «пособие для времен», когда большинство населения мира порабощено брендами.**

Многие люди уже не замечают, как стремятся, иногда  из последних сил, соответствовать навязанным ценностям – «не хуже, чем у других».
Главное  не отставать от моды: ездить на мерседесе, иметь последнюю модель  айфона,  одеваться в бутиках, непременно, с лейблами от кутюр.
Тогда, оно точно: «Жизнь удалась!».

Вспомним вновь Маяковского:
Товарищи,
не поддавайтесь панике,
она
делает обыкновенно
из мухи слона.
Но
и востро держите ухо,
чтоб из слона
не получилась муха...

Идёшь из зала в зал… и смешно, и горько.
Эпатажный, с острым, подчас жёстким взглядом Шнуров – удивительно правдив.

Описывать экспонаты дело неблагодарное.
В коллаже делаю попытку показать те объекты, которые вызывали желание и подумать, и улыбнуться, по-иному ощутить  реальность, а иногда просто посмеяться над собой.

Достаём с подругой свои айфоны.
Громко смеёмся. 
Первый объект выставки – памятник Айфону (1).
На его экране модное лицо девы с накачанными губами и бюстом. Как же узнаваемы эти сверхмодные девы, стремящие любой ценой выглядеть сексуально.

На всякий случай делаем  селфи с человеческим лицом.
Фотографируем и несколько острых картин и арт-объектов.

… Идут счастливые «затоваренные» субъекты. –
«Распродажа – ура!». (2)

… Золотой С.Михайлов. - Иконостас.
На портрете надпись - «Моему поклоннику…».(3). 
Отличный щелчок.

… Вязаный ковёр – «Земфира – жив!».
Вязка башкирских бабушек. Трудно сдержать улыбку.(4)

И ещё одна забавная картина:
… Брендовая балерина молится пуантами. - Богиня.
Ирония удалась. (5)

А у этого объекта невесело:
… «Денег нет, но вы держитесь» (6)
Ощущаешь всю тяжесть чугунных букв.

Зрители внимательно вглядываются, спорят.
И доносится – «Бред!», «Во, даёт!», «А вообще это искусство?».

Можно спорить о художественных ценностях этого зрелища, но надо отдать должное - все работы выполнены профессионально, в концепции современного искусства: «надо много думать самому и домысливать, порой находя смыслы там, где их нет».

Можно спорить и о личности самого исполнителя.
Шнуров далеко не «белый и пушистый».
Он и сам - брендреализм номер один.

Одно бесспорно – равнодушных на выставке  нет!
И соглашаешься с мнением С.Шнурова: - «Каждый увидит в работах то, что позволит ему прочувствовать свой культурный уровень. Легкий стеб или острая сатира? Думайте сами, решайте сами».

Организаторам выставки удалось вызывать определённое интеллектуальное, эмоциональное напряжение.
Значит -  цель достигнута.
---
*В.Маяковский "Грозный смех. Окна РОСТА".  1932г.
**Бренд (англ. brand, [br;nd] — клеймо) — комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя


Рецензии
Здравствуйте, Диночка!
Как хорошо вписался сюда Маяковский!
Рада Вашим впечатлениям с выставки! И передали настроение! Спасибо большое!

Сегодня, Диночка, прощенный день, и пришла к Вам, простите меня, если что не так, тем более, что пропадаю!..

Всего самого доброго Вам!
Вера.

Дочки-Матери   18.02.2018 21:00     Заявить о нарушении
Верочка, чуточку гриппую, с опозданием -
прости и помни!!!
С добром,

Дина Иванова 2   19.02.2018 11:39   Заявить о нарушении
Диночка, поправляйтесь!
Спасибо Вам за всё!

Доброго дня!
Вера.

Дочки-Матери   19.02.2018 11:59   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.