Зелёный змий

Сергей Маковеев
1
Зелёный Змий был одним из основных богов  древнерусского пантеона. Он считался покровителем веселья и виноделия. Существует много разных мнений о том, откуда появилось это название, и как выглядит этот Змий. Возможно, что это имя произошло от слов «зелёный» или «зелье». Возможно, тут подразумевается Змей искуситель, который в  христианстве отождествляется с Сатаной. Но, как бы там ни было, сегодня под Зелёным Змием подразумевается алкоголь. На картинках он изображается в виде зелёной змеи, при чём, что интересно, Змий часто предстаёт в женском обличии. Я думаю, что этим подчёркивается его коварство. Большинство взрослых людей в той или иной степени знакомы с Зелёным Змием. Лично у меня с ним сложились особые отношения.
Как-то раз, когда я проходил обследование в поликлинике, мне предложили заполнить медицинскую анкету, в которой был такой вопрос:  «Испытываете ли вы угрызения совести от того, что не можете отказаться от употребления алкоголя?». У меня это вызвало улыбку, ведь я уже давно не употребляю алкоголь. Но улыбнулся я по той причине, что выбрав трезвый образ жизни,  я вдруг столкнулся с неожиданным для меня негативным отношением со стороны некоторых людей к моему выбору. Так что, угрызения совести я мог испытывать лишь от того, что смог отказаться от употребления алкоголя. Попробую объяснить, в чём тут было дело.
Впервые с Зелёным Змием я познакомился в подростковом возрасте. Тогда мы с товарищами часто собирались по вечерам в одном из дворов нашего района, пели под гитару песенки, и порой в наших посиделках принимала участие  бутылка какого-нибудь недорого вина. Чаще всего это было сухое вино, например вино с названием «Столовое» или «Рислинг». Правда, на вкус «Рислинг» был настолько кислым, что пить его было не очень приятно, и за это его называли «уксусом». Но его преимущество состояло в низкой цене, а также в том, что вино это было по крепости слабым, всего девять-одиннадцать градусов. Для нашего возраста этого было вполне достаточно.
Очень популярным был тогда «Портвейн»,  который в народе ласково называли «Портю-шей».  Это было креплёное вино, стоило оно чуть дороже «уксуса», но зато и  градус у него был выше. Запах и вкус у «Портюши» был ужасный, и я помню, как мой друг, люби-тель книги «Три мушкетёра» говорил:
- Представляешь, в книге описывается, как Портос сидел в трактире, макал печенье в ста-кан с «Портвейном» и потом ел его. Вот это, я понимаю, «Портвейн», не то, что наши «чернила».
Мы не злоупотребляли спиртным, потому как со стороны родителей за нами присутствовал контроль, а вот парни постарше нас, которые уже окончили школу и получили рабочие специальности, прикладывались к бутылке всерьёз. В те времена в нашем городе не хватало таких заведений, где люди могли бы цивилизованно и недорого отдохнуть, посидеть за столиком вдвоём или компанией, выпить вина, вкусно покушать. Те кафе, которые существовали, представляли собой довольно примитивные заведения. Их ещё называли «забегаловками». Ассортимент спиртных напитков и закусок там был скромным. Были еще и рестораны, но там всё было дорого, и простой народ ходил туда редко. Поэтому вино пили, где придётся, в подворотнях, в подъездах или в каких-нибудь других укромных местах. В качестве закуски часто использовались плавленые сырки. Была даже такая песня: «Где ты друг, третий друг, засыхает плавленый сырок!».  Почему-то было принято бутылку распивать на троих. Я думаю, что это было наиболее выгодно с финансовой точки зрения, потому что такая кооперация позволяла после первой бутылки взять вторую. Вино пили из горлышка. Мастера высокого класса использовали способ, который назывался «горло в горло». Это когда бутылка вставляется глубоко в рот, и выпивается до дна без остановки. К водке относились с большим уважением, разливали её по стаканам, и высоким классом считалось умение разлить водку так, чтобы три стакана в результате разлива бутылки были наполнены строго одинаково. Но закусывали тем же самым плавленым сырком или консервами с килькой. Кстати, килька в томатном соусе делалась на совесть и была тогда вкусной. Как, между прочим, и тогдашние шпроты в масле. Вино могли вообще не закусывать, после портвейна имел место прием «занюхать рукавом». Вот тогда-то, в те далёкие времена и состоялось моё первое знакомство с Зелёным Змием. Тогда я не придавал особого значения этому факту, для меня это скорее было что-то, вроде, приключения или развлечения.

2.
Когда я повзрослел, то к вину стал относиться с большим пристрастием. Я уже не представлял себе компанию сверстников без нескольких бутылок сухого вина. К водке у меня не было такого интереса. А вот сухие белые вина мне нравились. Именно в это время, в возрасте от двадцати до тридцати лет Зелёный Змий стал постепенно становиться для меня другом. Эта дружба незаметно привела меня и к более крепким напиткам, водка и коньяк, а порой и спирт стали всё чаще попадать в круг моих развлечений. Зелёный Змий меня веселил, я делался более раскованным, весёлым и общительным. Всё это продолжа-лось довольно долго. Но при этом, время от времени, благодаря моему новому другу я совершал поступки, которые меня совсем не красили, и за которые мне порой бывало реально стыдно. Я, конечно, каялся, но со временем такие случаи стали повторятся чаще и ча-ще. В какие-то моменты я начинал говорить то, чего бы никогда не позволил себе в трезвом состоянии. Мало того, мне вряд ли вообще пришли бы в голову подобные мысли. Создавалось впечатление, будто кто-то другой диктует мне глупые высказывания, пробуждает во мне злость и толкает на неумные поступки, будит во мне не характерную для меня агрессию. Зелёный Змий стал принимать образ опасного товарища. Я пытался как-то с этим бороться, старался оставаться независимым в своих поступках, но чем дальше шло время, тем больше я понимал, что мне надо с этой дружбой порвать раз и навсегда, что это единственно правильное решение, которое поможет мне в сложившейся ситуации. Я не раз видел, будучи сам трезвым, как взрослые и неглупые мужчины, под действием алкоголя начинали вести себя крайне недостойно для своего возраста и положения. По сути дела, их поведение выглядело как безумие. Надо признаться, что и со мной, после употребления определённого количества алкоголя случались моменты, которые могли бы иметь для меня очень неприятные, а может быть и трагические, последствия. Так один раз под воздействием алкоголя я сам создал предпосылку к тому, чтобы получить по физиономии и потом целую неделю я ходил с синяками. Был ещё случай, когда, будучи в не-трезвом состоянии, я неосторожно переходил дорогу в тёмное время суток и чуть не попал под машину. И тогда я решил, что Зелёный Змий вовсе мне не друг, которому можно доверять, а хитрый и коварный враг, которого я раз и навсегда должен вычеркнуть из своей жизни. Так я и сделал.

3.
Переход на путь трезвости не составил для меня особого труда. Я просто перестал пить напитки, содержащие алкоголь. То же самое было, когда я, несколькими годами ранее, бросил курить. Я выбросил пачку с сигаретами в мусорное ведро и с этого момента за-крыл свой двадцативосьмилетний стаж курильщика. И мне это понравилось. Также про-изошло и с алкоголем. В обоих случаях я стал чувствовать себя и физически, и морально намного лучше. Если Гамлет мучился вопросом «быть или не быть», то для меня вопрос «пить или не пить» был решён однозначно. Но это моё решение, совершенно неожиданно для меня, вызвало неоднозначную реакцию со стороны окружающих. Честно говоря, я не был к этому готов. Я знал некоторых людей, которые по отношению к алкогольным напиткам всегда держали дистанцию, но я считал это их личным делом, и мне было важно только то, насколько у нас совпадали наши интересы в отношении к жизни. Но в моём случае я столкнулся с недоумением, непониманием, а порой и откровенной враждебностью к сделанному мной выбору. В последствие, я узнал, что ни один я прошёл через это.
Однажды был такой случай. Я ехал в плацкартном вагоне поезда Ставрополь – Москва. Моими соседями оказались две взрослые женщины. На боковом месте ехал молодой чело-век лет двадцати пяти. Одна верхняя полка в нашей секции была свободна. Из разговора я понял, что одна женщина ехала в гости к дочери, которая училась в одном из столичных университетов, другая направлялась в командировку, а парень возвращался из дома на работу в Москву. Мы быстро познакомились и разговаривались. Атмосфера была спокойная и непринуждённая. Дело шло к ночи, и пассажиры вагона начали стелить постели и готовиться ко сну. Проводница выключила свет, оставив освещение только на пути к тамбуру. Ближе к полуночи поезд прибыл в город Ростов-на-Дону. Я ещё не спал и видел, что в наш вагон вошёл мужчина, среднего возраста, с коротко подстриженными тёмными волосами, в сером плаще и с объёмной сумкой в руках. Его слегка покачивало, и явно чувствовался, исходивший от него,  запах спиртного. Проводница указала ему на свободную полку в нашей секции. Он молча сунул сумку на верхнюю багажную полку, снял и забросил туда же плащ, также молча, скинул с ног туфли, развернул, скрученный в рулон матрац с подушкой и, не раздеваясь, в пиджаке, брюках и носках, и не застилая матрац постельным бельём, завалился на подушку без наволочки. Скоро он негромко захрапел и я подумал, что нормального сна у меня уже не будет. Но поезд тронулся, застучали колёса, и этот равномерный стук приглушил все другие шумы, укачал и убаюкал меня. Утром мужчина проснулся поздно. Спустился вниз, буркнул что-то похожее на «здравствуйте» и куда-то ушёл. Вскоре он вернулся с двумя бутылками пива, молча выпил обе бутылки и опять завалился спать. Правда, постельное бельё он всё же постелил. Проснулся он уже ближе к вечеру. Видно было, что длительный сон пошёл ему на пользу. Он стал более разговорчивым и даже шутил. Потом достал из сумки продукты, покушал и рассказал, что уже несколько лет работает на стройке в Москве. В Ростове-на-Дону у него своя квартира, там живёт его жена и двое сыновей. Домой он приезжает один раз в три месяца на несколько дней. Ему страшно надоела такая жизнь, но дома найти работу трудно, а там, где есть работа, платят мало, а сыновья скоро окончат школу, и надо будет их определять на учёбу в институт, потому что без диплома о высшем образовании никуда не устроишься. Поезд, покачивая вагоны, бежал всё дальше, и за окнами постепенно стало  смеркаться. В столицу мы должны были приехать ранним утром следующего дня. Потихоньку все стали готовиться пораньше лечь спать, так как вставать надо было очень рано. В это время поезд остановился на небольшой станции. По платформе ходили женщины с сумками и предлагали пассажирам пирожки, котлеты, варёную картошку и разные напитки. Наш сосед куда-то исчез, а когда вернулся, то торжественно извлёк из-под пиджака бутылку водки и поставил её на столик. Потом предложил всем присутствующим выпить за компанию. Время было позднее, водка была куплена с рук, а это значило, что качество содержания бутылки было весьма сомнительным. Было известно немало случаев, когда угостившись приобретенной таким образом водкой, люди получали серьёзные отравления. Я был уверен в том, что женщины откажутся от предложения нашего попутчика, но я ошибся. К моему удивлению, они начали доставать кружки и закуску, а мужчина развеселился, стал шутить и разливать водку в расставленную посуду. Активность проявил и парень с боковой полки. Когда я попросил мне не наливать и объяснил, что я человек непьющий, наш попутчик сразу как-то весь напрягся и вид у него стал таким, будто я его чем-то обидел. При этом, криво усмехнувшись, он сказал:
- Мой начальник говорил так: Если мужик не пьёт водку, то он либо хворый, либо падла!
Я хотел ответить, что если его начальник, таким образом, оценивает людей, то его из начальников надо было бы гнать поганой метлой. Можно было бы добавить ещё и то, что водка, купленная на платформе с рук, наверняка «палёная», и того, кто её пьёт, умным человеком не назовёшь. Но мне не хотелось разрушать настроение компании, и я промолчал. Мои соседи, в том числе молодой человек с боковой полки, выпили и по выражению их лиц я понял, что в оценке качества водки я не ошибся. Кроме того, всем было неловко от грубого и несправедливого высказывания в мой адрес. В общем, допивал водку наш попутчик вместе с молодым парнем, а женщины от дальнейшего участия в этом деле отказались. Потом все легли спать. На следующее утро, около шести часов, наш поезд прибыл на Павелецкий вокзал города Москвы. Одна из женщин, укладывая вещи  вдруг сказала:
- Зачем я вчера выпила эту водку? Как-то нехорошо сейчас себя чувствую.
Другая женщина с ней согласилась. Теперь уже неловко стало нашему попутчику. А молодой человек с боковой полки сказал, что водка была плохая, но ему приходилось пить ещё хуже. Потом мы попрощались и расстались.

4.
Прошло несколько месяцев и как-то раз, при встрече с моим другом детства, я рассказал ему об этом случае. И вдруг он сказал:
- Ну, и правильно сказал тот мужик!
Я опешил. 
- Ты что, с ума сошёл! - спросил я у моего товарища, - Ты считаешь, что я должен был, во что бы то ни стало, влить в себя эту отвратительную гадость?
Впоследствии, я не раз сталкивался с горячим желанием мужчин встать грудью на защиту водки. Для многих русских людей водка – это понятие святое. Кто-то придумал такое правило: «Пьёшь водку – значит, ты свой! Не пьёшь водку – значит, ты чужой!».  Правда, тут сыграли свою роль и времена шпиономании и негласного надзора служб государственной безопасности за настроениями населения. Тогда непьющий человек в компании вызывал подозрение,  его могли подозревать в том, что он либо шпион, либо доноситель. Но, всё же, я думаю, что автором этого правила был ни кто иной, как бывший мой друг Зелёный Змий. Как ему удалось это сделать, я не знаю. Только выгнать Зелёного Змия из сознания человека, как я понял, очень непросто. А иногда, это вообще не удаётся сделать никакими способами. Он, словно червь, внедряется в мозг человека постепенно, незаметно и очень глубоко проникает в его подсознание. Процесс этот сопровождается приятными ощущениями. Сначала Змий сидит тихо, а потом начинает грызть тело и душу, мучить, ныть, лишать человека сна и покоя до тех пор, пока тот не отправит в его жадную пасть очередную порцию алкоголя. Страшное дело! Попасть в эти сети легко и сколько хороших людей сгубила эта болезнь. Отказавшись от алкоголя, я не сделался абсолютным противником алкогольный напитков. Если кому-то это нравиться, то в этом нет ничего предосудительного. При условии, конечно, что это продукты хорошего качества. К сожалению, подделки сегодня можно обнаружить и в легальной торговле.
Как-то раз, мы с женой были на дне рождении в компании моих товарищей, и один из них вдруг сказал:
- Знаешь, я не понимаю, почему ты решил отказаться от спиртного. Ведь это удовольствие и зачем себя лишать его, если для этого нет веских причин!
Я не стал тогда углубляться в полемику по этому вопросу, просто отшутился, но потом сам для себя захотел найти объяснение своему решению. Когда я его принимал, то руководствовался внутренним голосом, который мне подсказывал, что это нужно сделать. Однако, за этим был и ряд серьёзных причин. Во-первых, я всегда любил заниматься спортом и алкоголь мне в этом мешал. А спорт для меня – это тоже удовольствие. Во-вторых, в работе мне нравилось всегда быть активным, вносить в дело свои мысли и идеи, мне это было тоже интересно и доставляло удовольствие. Но для этого было нужно, чтобы голова была светлой, а мозги сохраняли работоспособность. В-третьих, у меня было двое сыновей, которым можно было много говорить о вреде алкоголя, но лучше было показать на примере, что без этого можно прекрасно жить, что это не является необходимостью и единственной радостью в жизни.
Зелёный Змий хитёр, он знает, что с его помощью можно зарабатывать большие деньги. Спиртные напитки являются ходовым товаром. Поэтому у него есть много прислужников. Кстати, не только продавцы алкоголя хорошо зарабатывают. Сотрудничая с Зелёным Змием, государство тоже имеет значительный приток средств за счёт акцизов и налоговых отчислений. Меня огорчает то, что в наших продовольственных магазинах при входе в торговые залы, первым делом встречаешь прилавки, уставленные алкогольной продукцией. Каких только видов водки, коньяка, вина и пива там нет! Кроме магазинов есть ещё кафе, бары и рестораны, и если бы вылить все алкогольные напитки, имеющиеся в городе, в один котлован, то могло бы образоваться целое озеро. В такой ситуации особенно осторожным в отношениях с Зелёным Змием должен быть сам человек.  Попасть в его сети очень легко, гораздо труднее выбраться из них.  Я благодарен Богу, за то, что он помог мне стать независимым от Зелёного Змия, за то, что я могу радостно и спокойно существовать без него. Я знаю, что Зелёный Змий был, есть и будет, но я убеждён в том, что никогда нельзя зачислять его в список своих друзей, он коварен и опасен, он легко и незаметно может стать болезнью, превратиться в злейшего врага, убить всё лучшее, что есть в человеке, а потом и самого человека.