Ек. 4, 5-6 Горсть с покоем

Рыжов Александр Геннадьевич
«Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа» (Ек.4:5-6).

Здесь описаны три положения по отношению к работе и материальному благосостоянию. Есть две крайности и золотая середина. Крайности: 1. Сидеть, сложа руки, и ничего не делать. Либо ожидая, что хлеб насущный сам на столе появится, либо надеясь на других, либо по другим причинам. Екклесиаст называет это глупостью. 2. Тяжело работать, стараясь получить как можно больше материальных благ. Екклесиаст называет это томлением духа. А есть то, что Екклесиаст называет «лучше» – это горсть с покоем. Видимо, это и есть золотая середина: человек не сидит, сложа руки, он работает, но знает, когда надо остановиться, и в его жизни есть место покою и отдыху, он спокоен.

Это разделение можно применить и к другим областям жизни, например, к учебе. Скорее всего, Екклесиаст не имел в виду того, что я скажу дальше, но я думаю, что эту модель можно применить и к вопросам спасения. Всех людей, желающих спасения и называющих себя верующими, можно разделить на три группы.

1. Одни хотят быть спасенными, но очень легкомысленно к этому относятся. Они не делают и минимально необходимых шагов. Таковы, например, 5 дев, которые названы в Мф.25 «неразумными» (а неразумный это и есть глупый в терминологии Екклесиаста). Они вышли навстречу жениху, т.е. обозначили свое желание (а это притча о Царстве, т.е. они выразили свое желание быть в Царстве), но они не взяли того, что понадобится в пути. Эти девы лежали, сложа руки, а когда проснулись и встали, в этих руках ничего не было, по крайне мере, не было масла для светильников.

Есть свои подвиды в первой группе. Одни верующие просто ленивые. Они надеются на других верующих или даже на Бога, но при этом не делают того, что должны делать. Другие неправильно поняли Евангелие, которое предлагает спасение даром, но для получения спасения предлагает и сделать некоторые шаги. А после получения спасения призывает к труду ради Спасителя. Так или иначе, верующие из первой группы сидят, сложа руки, и съедают плоть свою, т.е. их духовный рост не прогрессирует, но идет на убыль.

2. Другая крайность – это те, кто для своего спасения делают очень много. Они прилагают неимоверные усилия, соблюдают самые строгие установления, стараются исполнять библейские заповеди и местные предания в самых мелких деталях. Они много трудятся в служении для Бога. Это все хорошо, но беда, когда человек начинает думать, что спасается благодаря этому. Это тоже неправильное понимание Писания и Евангелия. Правда в том, что зарабатывая «пригоршни с трудом», эти верующие не входят в покой и наследуют «томление духа».

3. И золотая середина, то, что «лучше» – это «горсть с покоем». Христос все сделал для нашего спасения, и Евангелие заключается в том, что мы принимаем с благодарностью эту горсть и входим в Его покой.

03.12.2017