Однокурсница

Алла Растворцева 2
Людям не всегда нужны советы. Иногда им нужна рука, которая поддержит. Ухо, которое выслушает и сердце, которое поймет.

Нашлась  в  моих  старых - старинных  блокнотах – книжках  записных  визитная  карточка.   «Хусанжанова  Раъно  Исраиловна.  Проектный институт  «УзГипроГаз»».
И всколыхнулись вновь мои воспоминания.
     Коканд.  Студенческие  годы.   1956 – 1960.   Кокандский  нефтяной  техникум  им. Азизкариева.    Группа  «БНиГС»  -  Бурение Нефтяных и Газовых Скважин  -  2  года  обучения  по этому  курсу.   В  группе  -  одни  мальчики.  Узбеки  почти  все.  Было  2  татарина,  один  -  кореец,  один  русский – Сергей Бородин,  спасенный  из  блокадного  Ленинграда  и  воспитанник  Кокандского  детского  дома  номер 3.   Детский дом  тот  тоже  был  узбекский,  и  этот  СЕРЕЖА  -  СИРОЖИТДИН по узбекски,  очень  плохо  знал  русский.   Хотя  Сергей  Бородин,  русский.    Вот  эти  мальчики  меня  учили  узбекскому  языку.  Училась-училась—аж  2  года.  Потом  за  отличные  оценки  уже  на  третьем  курсе  меня  перевели  на  высвободившееся  вакантное  место  на  курс  «ЭНиГС»  -  эксплуатация  Нефтяных  и  Газовых  Скважин.
     Учились  интересно.  Будни  учебные,  будни  хлопковые,  праздники-парады-демонстрации.  Субботние  танцевальные  вечера.  А  по  средам  в  актовом  зале  техникума  -  неизменные  художественные  фильмы.  А  перед  фильмом  -  обязательно  какая-нибудь  лекция  -  научная,  географическая,  историческая  или  еще  какая.  Из  тех  лекций  я  запомнила  столько,  сколько  потом  я  не  слышала  и  даже  стала  подзабывать.    Короче,  учились  мы  интересно.  В  сравнении  с теперешними  временами  -  на много  интереснее.
      Но  вот  закончена  учеба.  Последний  выпускной.  Вручение  синеньких  коленкоровых  «корочек»  -  ДИПЛОМ,  в  котором  написано  черной  тушью  и  каллиграфическим  почерком,  что  я  -  Ф.И.О.   обучалась  в  такие-то  годы  в  таком-то  учебном  заведении,  защитила  дипломную  работу  по  «такой-то»  теме  и  по  окончании    мне    присвоена  квалификация   «Техник  по  эксплуатации  нефтяных и газовых  скважин.  ;
      Почти  всю  группу  направили  на  работу  в  ГАЗЛИ   Бухарской  области.   Меня  направили  на  работу  в  Андижанское  объединение  «СредАзНефть»   Это  потом  оно  стало  именоваться  НГДУ «АндижанНефть»     И  был  там  тогда  директором  Насыр Рахимович  Рахимов -  прекрасной  души  человек.   Советский  человек.  Совершенно  русско-язычный.  Жена  у  него  русская  была.  И  дети  -  двое  -  фактически  были  русскими,  хотя  и  записаны  были  узбеками.   С  его  дочкой  -  Ириной  Насыровной  мне  уже  пришлось  познакомиться  и  проработать  бок-о-бок  с  1985 года  в  нашей  уже  вышестоящей  организации  -  Сначала  «СредАзГазПром»,  потом  «СредАзНефтеГазДобыча»,  потом  «Узбекнефтефтегаздобыча».      Теперь  Н.Р. Рахимов  -  уже  покойный,  Ирина  Насыровна  -  в  Нижнем  Новгороде,  давно  пенсионерка,  но  пишет  мне  -  «работаю  ещё.  В России  на  пенсию  прожить  очень  проблематично».  Может  быть  и  так,  я  не  знаю.  Не  жила  на  российскую  пенсию.  Живу  на  узбекскую  пенсию.  Хватает.
      Какие  случайные  и  интересные  встречи  у  меня  были  с  моими  однокурсниками.  Нарочно  не  придумаешь.
      Вот  первая  встреча.
  1968й  год.  Новосибирск.  Была  я  там  в  гостях  у  своей  двоюродной  сестры   Это,  которая  потом  уехала  в  Украину  и  теперь  бедствует  там  в  условиях  УкроВойны.      СтоЮ  я  это  на  трамвайной  остановке.  Вдруг  слышу  -  кто-то  зовет  меня  по  имени.  Ну,  кто  меня  будет  в  Новосибирске  звать  по  имени?  Не  откликаюсь.  Сзади  по  плечу  кто-то  меня  так  легонько  хлопает:
 -  Ты,  что  не  слышишь?  Я  тебя  зову! 
 Смотрю  -  глазам  не  верю!  Мой  однокурсник  -  Сашка  Жуков.  Солидный  такой  мужчина.  При  галстуке. 
 Ой  -  говорю  -  ты  как  меня  узнал-то?  И  вообще  -  ты  как  здесь? 
  Говорит:  -  Да  вот,  узнал, по  волосам  курчавым и блондинистым.  Смотрю  в  профиль  -  вроде  Алла.   А  я  -  говорит  -  здесь  живу.  А  ты  как  здесь? 
 «- А я в гостях  -  из  Узбекистана.  Сибирь  посмотреть  приехала!»
     Все  дела  в  сторону.  Назначили  вечером  встречу  в  кафе.   Сестра  удивилась  -  как  встреча? С кем?  Ого, даже  тут  ваши  есть?  -  говорю  -  не  только  -  наши – свои, ОДНОКУРСНИКи  мы.      Посидели  в  кафе,  поОкали,  как  у  нас  говорят.    Потом  он  меня  провожал  в аэропорту  Толмачево   на  самолет  до  Ташкента.    Случайная  встреча.  Но  сколько  тепла  эта  встреча  оставила  у  меня  в  душе.

Встреча  вторая.
 1969й  год   Ташкент.  Я  в  командировке  по  своим  производственным  делам.    А  недалеко  от  здания  «Узбекгаза»  тогда  еще   на  перекрестке  улиц  Богдана Хмельницкого  и  Шота Руставели  был  большой  универмаг.  Народу  там  всегда  -  очень  было  много.   Выхожу  я  из  этого  универмага  и  в  дверях  …сталкиваюсь  с  рыжеволосым  кудрявым  мужчиной.  «  Ой, простите, - толпа народу -  а  у  меня  вдруг  мелькнуло  как  молнией  пронзило  -  Это  же  Наумов!  Как же  его  звали?»  Стою  как  вкопанная  и  смотрю  вслед  той  толпы,  с  которой  смешался  этот  рыжий  Наумов. И  вспомнила  -  Валерка!  Валеркой  его  звали.   И  продолжаю  ждать  его  на  выходе.  Вот  он  идет.  Меня  не  видит.  А  я  вот  так же, осторожно, к нему  сзади  подхожу: - «-Который час, не скажете?»   Поднял  он  на  меня  глаза  -  Ооо!  Алла!  Это  ты?  -  ну  да,  это  я!   «Ты  что  здесь  делаешь?»  -  да  вот,  в  командировке  я,  в  Узбекгаз приехала.
 Он  так  был  удивлен,  что  на  момент  дар  речи  потерял.  Смотрит  на  меня  во  все  глаза  свои  голубые.  А  рыжая  кудрявая  копна  волос  на  его  голове  горит,  как  солнышко.   Еврей  он  был  по национальности.  Оказалось,  работал  в  Ташкенте,  прорабом  на  каком-то  строй.объекте  «ТашГорЖилСтрой».  Ну,  необычная  встреча,  причем,  в  толпе.  Это  было  нЕчто… 
Он  мне  говорит  -  Володька  Котляр  тоже  здесь.  Сейчас  я  ему  позвоню…  Посидим.  Вечером  -  на  Анхоре,  на  Урде  посидели.
  Еще  все  мы  были  в  Узбекистане.
  Еще  не  грянула  эта  Горбачевская  перестройка,  а  потом  -  а  потом -  вообще  полный  раздрай  страны.
    Слышала  -  Наумов Валера и Котляр  Володя  подались  в  Израиль.  Где  сейчас  и  живы  ли  вообще  -  не  знаю.  Никто  о  них  не  знает  ничего.

     Две  сестры  в  группе  у  нас  были.  Линкевич  обе.  Одна  -  Людмила,  другая  Вера.  ПогОдки.  Но  вот  попали  в  одну  группу.  Люська  была  красавица,  Верка  была  -  серенькая  мышка.  Соперничали  очень.  У  Верки  был  скверный  характер.  Доносчица  была.  Однажды  мы  ей  устраивали  «тёмную»  на  хлопке.  Накрыли  одеялком,  и  понавтыкали  ей  хорошенько  за  доносы.    Притихла  потом,  но  от  коллектива  оторвалась.  И  была  сама-по-себе.   Люська  была  моложе,  но  первая  у  нас  в  группе  вышла  замуж. За нашего  же  однокурсника  -  Валеру  Чубрикова.   Что  её  так  рано  погнало  в  замуж  -  мы  так  и  не  пОняли.  Но  стала  она  у  нас  Чубрикова.  А  Линкевич  -  осталась  - Линкевич.   Говорили  мне  потом,  что  она  в  Коканде  так  и  не  вышла  замуж,  старой  девой  без  детей  так  и  прожила.  А  Чубриковы  поехали  в  Газли  по  распределению.  Но  очень  быстро  там  «разбежались».  Люся  вернула  себе  свою  девичью  фамилию  и  уехала  в  Латвию.   Дальше  про  неё  я  ничего  так  и  не  узнала.

     Случайно,  уже  будучи  на  курсах  повышения квалификации,  в  Губкинском  нефтяном  институте,  от  Сахалинских  женщин  в  разговоре  узнала,  что  нашу  Шурочку  Сергееву  -  тоже  такая  милашка-кудряшка  была  -  там , на  Сахалине /ОхаГазПром/  убили.  Я  была  в  шоке  от  этой  новости.  Вот  эти  Сахалинские  женщины  тогда  там  и  «сватали»  меня  к  ним,  в  ОхаГазПром. 
Не  поехала  я  туда.  Очень  много  негатива  услышала  я  тогда  про  этот  край.  Не  любит  чужаков  Сахалин.  Сказали  мне  мои  одно-группчанки  тогда  в  Москве.  Это  был  уже  1982й год.  Год  смерти  Л.И. Брежнева.  И  я  тогда  была  свидетельницей  того  времени  в  Москве.   Жаль, конечно, дядю  Лёню  было  нам.  Но  всё  было  молча.  Особых  стенаний  и  слёз  по  нему  тогда  не  было.   В  сравнении  со  смертью  Сталина.  Тот  период  я  тоже  помню.
    С  Лёвой  Хон  из  группы  бурильщиков  я  встретилась  уже  здесь  в  Мубареке,  в  1984м году.  Увидела  в  кадровом  списке  в  мастерах  промысла  Караул-Базар.  Пригласила  к  себе  в  кабинет.  Пришел.  Здорово  был  удивлен.  Встреча  через  24  года. Знатно!  Только  я  теперь  уже  была  более  начальником,  чем  он.  Посмеялись  тогда.  Вспоминали  всех.  Долго  вспоминали.  А  в  1989м  этот  Лёва  скоропостижно  умер.  На  рабочем  месте.  Начались  потери  ОДНОКУРСНИКОВ  с  него.
   А  когда  в  2002м году  Нефтяной  техникум  в  Коканде  отмечал  свой  80ти-летний  юбилей,  и  мне  было  прислано  приглашение,  звонит  мне  отдел  кадров  -  Поедете? А то тут  наш  Зайниев Н.З /тогдашний наш начальник/  презент им  хочет  передать -  я  страшно  была  удивлена  и  без  колебаний  воскликнула  -  Какие  вопросы?  конечно  поеду!  Снарядили  мне  какую-то большую  коробку  для  директора  техникума  -  я  до  сих  пор  не  знаю,  что там  было?  наверное,  люстра большая.  Взяла  две  своих  больших  фотографии с  тех  лет  учебы  для  техникумского  музея  и  поехала.  Родители  мои  были  нимало  тоже  удивлены.  -Юбилей?  ничего  себе!  А  мы  и  не  знали! 
  Пришла  я  с  этой  огромной  коробкой  в  техникум.  Там  уже  предпраздничная  суета.  Вход  изукрашен  воздушными  шарами  и  гирляндами  из  пихты  и  цветов,  флаги.  Праздник!!!  Байрам!  Редкий  байрам!  Захожу  в  кабинет  директора.  А  там  эта  наша  Раъно  Исраилова  Хусанжанова.  Всплеснула  она  руками  -  Оу,  как  же  это  вас  Зайниев  выпустил  из  Мубарека?  Как  он  там  без  вас-то  будет  несколько  дней?  А  я  говорю  -  да  попробовал  бы  он  меня  сюда  не  отпустить!  Я  бы  без содержания отпуск  взяла бы...  И  подаю  свои  большие  черно-белые  фотографии.  "А  это  вам  на  память.  От  меня.  Одна  виньетка  выпускная  от  1960го  года.  А  одна -  любительская.  Наша  группа  буровиков,  от  1958 года.  Раъно  Исраиловна  как  глянула  и  ..-  оу,  здесь  же  мой  братишка,  Омон.  --Как  Омон?  Хусанжанов?  с  синими  глазами?  ваш  братишка?  в  жизни  бы  не  догадалась!  Мало  ли  Хусанжановых  из  Коканда.  --  Где  он?  Будет  здесь?  --  а  как  же!  Обязательно  будет!  --Так  вы, Раъно Исраиловна, ему  передайте,  что я -  Алла  Носова  -  тоже  здесь.
А  директор  на  фотографии  посмотрел  и  мне  выразил  большую  благодарность.  Говорит  -  вот фотографий  этого  потока  тех  давних  лет  в  нашем  музее  не  было.   И  повёл  меня  в  музей  техникума.  Сколько  там  всего  я  увидела!  это  было  удивительное  моё  путешествие  в  город  юности  моей.
   И  вот  день  встреч.  Ходим  мы  по  длинному  коридору  старого  еще  здания  техникума.  Аудитории  свои  ищем.  И  вдруг  -  навстречу  мне  с  распахнутыми  руками  идет  такой  коренастый  мужчина.  Схватил  меня  в  свои  объятия.  -  Это  ты,  Омончик?  Узнал  меня?  а  я  тебя  не  забыла.  Как  можно  забыть  узбека  с  синими  глазами?!  Он  мне  говорит  -  а  ты  тоже  мало  изменилась.  Издалека  я  тебя  узнал!
 Умер  Омон  Хусанжанов  в  2010м.  В  том  же  году  умерла  его  сестра - Раъно Исраиловна.  Это  так - в примечания   

  А  юбилей  был  шикарный!  И, главное,  я  там  встретилась, так сказать, со своими ОДНОКАШНИКАМИ,  с  которыми  работала-соприкасалась  десятки лет, но не знала, что мы все из одной  Almamater.  И  встречи  в  коридорах  техникума  были  такими  горячими,  и  целовались, и обнимались, и удивлялись друг-другу.  После  торжественной  части  был  прекрасный  концерт  силами  тех  студентов, которые  уже  учились  после  нас.  Потом  был  ужин!  И  уж  вот  тут  мы  все  "оторвались"!  Я  так  танцевала "Андижанскую польку" , что чуть не свалилась от пляски этой. Потом меня провожал  домой  Хусанжанов Омон - голубоглазый  братишка  той  самой  Раъно Хусанжановой. А я не знала, что он её  братишка. А мы учились на буровиков  вместе.  Нет,  эти  встречи  -  спустя  десятки  лет  -  оставляют  такой  в  душе  незабываемый  след  и  отпечаток.  Мы  были!  Мы - жили!  И  кое-кто еще  из  нас  всех  в  живых  остался!!!

     Наступила  эпоха  Интернета.  2008й  год.  Я  регистрируюсь  в  ОДНОКЛАССНИКИ.ру  и  приступаю  к  поиску  своих  однокурсников.   Делаю  список  своих  одноклассников  и  однокурсников.  Ищу  по  поиску.  Кое-кого  нахожу,  но  уже  через-через  их  детей  и  даже  внуков  по  сохранившимся  тем  фамилиям.  Из  одноклассников  кокандских  сведения  были  только  про  одну  -  Любу  Юрасову  из  школы  номер  14.
 Потом,  в  Америке  обнаруживается  брат  моей  кокандской  одноклассницы.  Он  у  меня  и  до  сих  пор  в  друзьях  Жив-здоров.  Работал  СТОМАТОЛОГОМ.  Еврей, Из  Бухарского  племени.

     Нахожу  кое-кого  в  Израиле,  но  меня  они  уже  не  помнят. 
     Нахожу  земляков  и  родственников  моего  однокурсника  в  Греции.  Тяжело  болен.  Несколько  лет  в  инсультном  состоянии,  в  коляске.  Но  жив.   Жора  Муратиди.    Дразнилка  у  нас  про  него  была  -  из  припева  песенки  -  АХ, ЖОРА, ПАДЕРЖИ  МОЙ  МАКИНТОШ.      Это  распевал  у  нас  ИГОРЬ  ЛЕЩЕНКО..  Он  знал  все  старые  послевоенные  куплеты  из  серии -  воровские  песни.   Открыто  их  мы  не  пели.  А  вот  на  хлопке  -  под  ложки  алюминиевые  и  гитару – пели  дружно.

    Сейчас  из  моих  однокурсников  под  большим  вопросом  -  в  ВОЛОГДЕ  -  жива-ли-нет, не знаю,  связь  давно  потеряна,  даже  телефонная.  Раиса  Ивановна  Грошева- Соболь.  Известная  была  личность  в  Газли.  Была  даже  депутатом  Верховного Совета  УзССР   когда-то.      Два  сына  у  неё.  Один  в  Украине.  Она  мне  говорила  -  с  ним  нет  связи  у  неё  по  политическим  мотивам. 
    И  только  Гончаров  Юрий  Иванович  до  самой  своей  смерти  прожил  в  Коканде.  Много  лет  работал  на  больших  руководящих должностях  во  властных  структурах города.  Был  ранен  во время  известных  кокандско-ферганских  соббытий  в  80х,  но  своей  земле  не  изменил.  В  этом  году  он  умер.  Похоронен  в  Коканде.
      Вот  какая  СЕ ЛА ВИ.
   Поворачивается  иногда  не  тем  боком,  каким  ей  надо  бы  быть.

    Друг  мой  Сашка.  Тоже  Кокандско-Асакинско-Андижанский.
   Ушел  в  религию.
    И  на  этой  почве    наши  с  ним  дорожки  даже  в  Интернете  -  разошлись.  А  ведь  друзьями  по факту  были  более 40 лет.
 
     Вот  вам  и  ОДНОКУРСНИКИ.
    Жизнь -  река  с  множеством  рукавов  от  неё.
    И  если  повезет,  случайно  бывают  встречи.
    НО, как говорится  -  в  одну  реку  дважды  не  войдёшь.   
    И  где же  вы  мои  друзья  ОДНОКУРСНИКИ?
    Умалчивает  даже  интернет.

  Послесловие
  Память противостоит уничтожающей силе времени… Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. Без памяти нет ни нравственности, ни совести.
Дмитрий Лихачев.

04 декабря 2017 года