Чеченский вояж ч. 2

Лина Галиан
             На другой день очень важное мероприятие. Меня пригласили на заседание Общественной палаты Чеченской республики. Делегаты со всего Северного Кавказа. Все говорят на русском языке.
              Тема серьёзная- единение дружеских народов Кавказа. Простым языком- как нам обустроить нашу жизнь. Точнее, жизнь народов Кавказа. Мне дают слово. Я не могу ничего посоветовать этим замечательным людям.
              Я просто поблагодарила всех присутствующих за тёплый приём. Мне улыбаются, и откуда-то  изнутри поднимается тёплая волна. Хочется крикнуть- я люблю вас, люди! Но я не делаю этого. Здесь не кричат.
           И вообще, наверное, на всю Чечню самая громкоголосая, это я. Потом мы все вместе  пьём чай, и представитель Дагестана  в шутку говорит, что меня нужно украсть. Эдуард Арбиевич протестует.
             Я успокаиваю его, меня тут же вернут, ещё и деньги давать будут, чтобы забрали обратно. Сдержанный смех. Наверное, тут так не шутят. Краснею. Больше ничего говорить не буду, чтобы не краснеть за свои слова.
               А потом мы едем в дальнее село  Надтеречное. Там находится самый большой в Чечне музей. В память Арби Мамакаева.  Эдуард Арбиевич напевает- едем, едем в соседнее село, на дискотеку…Я подхватываю - со своей фонотекой.
            Дорога всё время вверх, я это чувствую, давит на уши. Примечаю, что даже в горах, каждый кусок земли, годный для земледелия, обработан, посеяны озимые. Люди сами кормят себя. Не ждут, что кто-то за них вспашет, посеет, а потом соберёт урожай.
              Мемориальный музей Арби Мамакаева занимает девять комнат. Экспонатов огромное количество. Отдельно комнаты боевой славы чеченского народа. Чеченцы тоже воевали в Великую Отечественную войну.
                Эдуард Арбиевич говорит, что мемориальный музей от любого другого тем и отличается, что он должен  создавать впечатление, что здесь ещё живут хозяева, только они куда-то вышли и вот-вот вернутся.
                Привожу дословно слова сына великого Арби. «Здесь, как в любом обитаемом  доме проходит смена времён года, и даже день сменяет ночь. Одним словом, здесь всё живёт, дышит и говорит. Только надо уметь это слышать…»
                И я не только видела, но и слышала. И даже спала в ту ночь на кровати, на которой когда-то много лет назад спал сам великий Арби Мамакаев. К слову сказать, что сон мой был глубоким и спокойным.
                Вокруг дома, в котором находится музей, сад с разными деревьями.  Их в своё время посадили именитые гости музея. И есть слива, которую заранее привезли, чтобы потом Ахмат Кадыров посадил это дерево.
                Шёл 2004 год. Одиннадцатого мая Ахмат Кадыров посадил бы это дерево.  Но 9 мая  этого же года на стадионе в Грозном случилась трагедия. Для всего чеченского народа в тот день опрокинулась Земля. Даже время остановилось, чтобы прислушаться к народной скорби.
                Одиннадцатого мая во дворе музея собралось много народа. Каждый из присутствующих, рассказывает Эдуард Арбиевич, подходил к саженцу, вкопанному прямо напротив входа в музей.
               Люди гладили деревце, произносили над ним молитву, как делают это над головой осиротевшего ребёнка. Присутствующие, во главе с кадием района, единодушно решили, что нужно оставить саженец на его первоначальном месте.
               Это было символично. Деревце фруктовое, оно в своё время даст плоды -это одно из самых почитаемых Всевышним видов подаяния- Carla. Это -вечный источник добра и милости, который человек может оставить после себя.
               И этот саженец стал не простым деревцем, а завещанием покойного, что является священным для каждого мусульманина. Сейчас  саженец, спустя годы, превратился в дерево и гордо носит на своём стволе табличку с именем Ахмата Хаджи Кадырова.

продолжение следует