Не было никогда, и вот опять

Александр Викторович Зайцев
- этой крылатой фразой, приписываемой бывшему премьеру Виктору Степановичу Черномырдину,  можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся со страховкой ОСАГО в нашем районе.

Не так давно, а точнее, два года назад, так же в ноябре-декабре многие водители района не могли застраховать свои автомобили из-за недостатка бланков страховых полисов, затем ситуация стабилизировалась, все успокоились, и вот опять начались те же самые проблемы.
Подозрительным выглядит то, что такая ситуация сложилась не только в нашем районе, и не в одной страховой компании. Только не все они ссылаются на недостаток полисов. Предлогов в отказе оформить обязательную страховку, за отсутствие которой владельцу автомобиля грозит немалый штраф, несколько. Но начнём разбор с «классики жанра» - отсутствия или недостатка полисов.

Страховая компания «Согласие». По словам водителей, обращающихся в наш филиал компании, сейчас, в ноябре 2017 года, идёт запись на февраль 2018 г. Причина, как объясняют водителям ,в том, что на месяц дают всего 40 бланков ОСАГО.

Кстати, подобная ситуация и в Нейском районе. Там страховая компания «Согласие» выделяет аж 8 бланков страховых осаговских полисов на день. Если умножить 8 на 20 рабочих дней, то получится 160 полисов на месяц. Не густо даже для нашего небольшого района. Что уж говорить про Нейский. Так что нейские водители в «Согласие» за ОСАГО записываются с ночи. И не только нейские. За обязательной страховкой в г. Нея едут и из соседнего (для них) Макарьевского района. Видно, у макарьевцев с обязательным страхованием дела обстоят ещё хуже, чем у нас и нейчан.

Пытаясь прояснить ситуацию с наличием полисов, мы позвонили в областной центр этой страховой компании. Нам обещали перезвонить, и, действительно, перезвонили, попросив прислать официальный запрос. Ждать официального ответа мы не стали и дошли до офиса компании, и  сразу же обнаружили на дверях лаконичную надпись «Оставь надежды, всяк сюда входящий». Ой, это, кажется, не отсюда... Да, на дверях офиса «Согласия» было написано, что запись клиентов на ОСАГО ведётся на февраль 2018 года. Так что, поэтому в общем-то, про надежды вспомнилось довольно точно, потому что заполучить заветный бланк страховки здесь оказалось нереально.

Но, несмотря на то, что парфеньевцы - народ деревен-ский, многие жители района уже знают, что существует и электронное ОСАГО. А для его оформления бланки-то как раз и не требуются. Казалось бы, неразрешимый вопрос решён благами цивилизации, но, как оказалось, в «Согласии» такой формой страхования воспользоваться сейчас невозможно. Алексей Шмаков пытался оформить электронный полис, но сколько ни бился, своего не добился: система работает  безотказно до тех пор, пока дело не доходит до оплаты. Оплатить электронный полис ему не удалось никаким способом. «Согласие» оказалось категорически несогласно принять деньги и заключить договор страхования.

За второй попыткой заключить договор ОСАГО мы отправились в страховую компанию ВСК.
Скажу сразу, что заключить договор страхования, подкреплённый классическим бумажным бланком, не удалось и там. Со всеми вопросами нам посоветовали обратиться в Костромской офис компании по телефону 35-00-00 и получить разъяснения там. Памятуя опыт общения с «Согласием», мы решили этого пока не делать, чтобы не терять времени: пока уйдёт запрос, пока придёт на него ответ, ситуация с ОСАГО, глядишь, и стабилизируется. Устаканилась же она в прошлый раз после Нового года, когда стоимость страховки, если мне не изменяет память, увеличилась.

Зато в ВСК предложили оформить электронный договор страхования, заверив, что с ним проблем нет. Увы, или к счастью, проверить этот вариант лично мне не представляется возможным: свою машину я страхую в октябре и, скажу честно, ещё никогда особых за-труднений не испытывал, хотя в этом году в «Согласии» уже были проблемы с бланками, но не такие серьёзные, как сейчас. Менеджер, помнится, предложил подождать пару дней, но я обратился в ВСК и оформил договор ОСАГО там. Поэтому экспериментировать с электронным страхованием в ВСК у меня возможности  нет – страховка в этой компании у меня уже есть.
Так что, если кто-то из наших водителей пытался оформить электронный договор ОСАГО в ВСК, то дайте знать, получилось или нет.

Работает в Парфеньеве и третья страховая компания. «Росгосстрах». Не правда ли, знакомое название, советское, социалистическое, государственное. Только вот государственного в «Госстрахе», как по привычке его ещё именуют местные, давно ничего не осталось. Такое же ООО, как и «Согласие». Нет теперь в «Росгосстрахе» государства, так что и гарантии в заключении договора страхования нет никакой. Так и оказалось…

Получить ОСАГО, а если говорить правильно, заключить договор страхования, в Росгосстрахе оказалось не так просто. Нет, бланков там хватает. Там другая проблема. И эта проблема называется «программа». Когда менеджер заносит все данные по машине и водителю в компьютер, программа, которая формирует договор страхования, может этот самый договор сформировать сразу, а может и выдать дополнительные условия.

Наиболее часто эта самая бездушная программа, по словам пытавшихся застраховать в «Росгосстрахе» свою ответственность водителей, прежде, чем заключить договор, предлагает пройти осмотр транспортного средства уполномоченным на то агентом. Зачем это  надо, у программы не спросишь, да и менеджер не ответит. По его словам, никто не может предсказать, с кем машина разрешит заключить договор страхования, а с кем нет.

Бог бы с ним, с агентом, смотри на машину, да руками не трогай, тем более, что за «посмотреть», вроде как, деньги брать не собирается, да вот беда: сидит этот агент в г. Костроме на улице Мира, 18-а, и ни в Парфеньев-ский, ни в какой другой район приезжать не собирается. Наоборот, сам ждёт всех в гости. Вот и кати, водитель до Костромы. Жги бензин, трать деньги, может, одобрит твою машину агент, а может, и нет. Тогда потратишься на дорогу зря, да день потеряешь. А если надо застраховать не легковушку, а лесовоз? А если страховка уже закончилась, пока водитель метался по всем страховым компаниям сначала в своём районе, а потом в соседних? Что тогда делать? Платить штрафы? Некоторые отчаявшиеся так и поступают. А куда бедному водителю податься, если такая беда?

Говорят, правда, что и в «Росгосстрахе» можно оформить электронный договор страхования. Только ни я, ни другие водители что-то не слышали, чтобы кто-то из наших коллег по асфальту его смог оформить. Да и в Нее, а это, как ни крути, город, и люд там «продвинут» куда лучше, а записывается по ночам в очередь на обычную «бумажную» страховку, хотя оформить электронный полис можно, не выходя из дома. К чему бы это, а? Может быть, и для получения электронного полиса требуется осмотр агента, а может быть, так же, как и в «Согласии», полис невозможно оформить, но по каким-то причинам не прививаются у нас блага цивилизации. Или всё же народ у нас сер? Решать вам, водители. И проверять. Если ещё не пробовали.

Итак, с вопросом «Кто виноват?» мы, вроде бы, поразобрались, теперь плавно переходим к вопросу «Что делать?». Ведь, если рассмотреть ситуацию с госстраховским агентом, то с нашей стороны ситуация выглядит явно незаконной:   техосмотр по всем правилам мы прошли, машина наша лицензированными органами признана исправной, в законах о повторных осмотрах каким-то неизвестным дядей, навязанным нам страховой компанией, ничего не написано. Но есть и другая сторона. Для заключения договора ОСАГО, как и любого другого страхового договора, мы вправе выбирать себе страховую компанию сами. Вот и ищем, где возьмут меньше, а в случае беды заплатят больше. Но ведь страховщики - народ ушлый, тоже к нам присматриваются: зачем им нужен клиент, у которого аварий, как пятниц, по семь штук на неделе. И в каждом случае за него плати! Зачем им нужен клиент, у которого старая (это по нашим меркам, «старая» - если машина старше водителя, а по их – после семи лет машина уже древняя старуха) машина? Не ровён час, у этого «раритета» что-то отвалится, и он станет причиной аварии. Опять плати. Потому и копаются страховщики в нас, клиентах, как и мы в них. Ничего личного, только бизнес.

Впрочем, это я так думаю. А, возможно, причина в том, что с нового года или около того ожидается повышение стоимости ОСАГО. Сразу после этого и полисов станет завались, и программа куражится перестанет, и электронные договора денежки принимать станут, да так, что только давай. Я своего мнения не навязываю. Поживём, увидим.

Так что же делать водителю, если ему отказывают в заключении договора?

Самое главное: не ждать последних дней действия предыдущей страховки. Идти и заключать договор заранее, месяца за два, минимум за месяц до его окончания. Получив отказ по любой из вышеназванных или каких-то иных, сегодня ещё не придуманных или реальных причин, писать по всей форме заявление в страховую компанию с просьбой заключить договор ОСАГО. Добиться, чтобы его официально зарегистрировали и… ждать месяц. Таковы официальные сроки ответа на подобные заявления. Если ответ вас не устроит, то вместе с этим ответом, или его отсутствием (вот для чего нужно зарегистрировать заявление) милости просим в прокуратуру.

- Каждый подобный случай имеет индивидуальный характер, поэтому в каждом конкретном случае необходимо проводить собственную проверку законности действий страховых компаний, - прокомментировал сложившуюся ситуацию с оформлением договоров             ОСАГО прокурор Парфеньевского района Иван Орлов.
 
Да, срок ожидания официального ответа  довольно велик. Таков закон. Но прежде, чем обращаться в прокуратуру с просьбой проверить законность действий страховщиков, необходимо самим соблюсти все требования закона. А пока ответ пишется, пока суть да дело, глядишь, и ситуация стабилизируется, и проблема решится «сама собой». Как это было два года назад.