О Культурной политике в РФ

Николай Обухов
Часть 1
Вот и минуло 125 лет со дня рождения моего любимого и обожаемого дедушки, художника, прикладника и педагога Николая Георгиевича Тихонова (1892-1988), отдавшего всю свою долгую творческую жизнь верному служению своей Отчизне и, особенно, городу Москве.
Хотелось бы выжать всю горечь и разочарование от общения с нашей «народной» властью всех уровней и мастей, отмести те парадоксальные ситуации, которые сопровождали это общение в моих попытках хоть как-то достучаться и расшевелить эту самую власть в деле, хотя бы, информирования  общественности и простого народа о тех наших предках, которые своим талантом и трудом ковали могущество нашей необъятной державы - СССР - на важнейшем для всех нас культурном фронте.
Мне повезло: пока у меня хватило физических, моральных и финансовых сил и средств пробить хоть какую-то брешь в безразличии и наплевательском отношении к нашей «живой» истории со стороны этой самой власти. А сколько еще безвестных, талантливых сынов нашего Отечества скрыты за пеленой общего забвения, бездушного и черствого непонимания того, чего мы лишаемся, отвергая даже робкие попытки хоть как-то увековечить их славные дела и имена.
Итак, что же получается в «сухом остатке» от моего общения с власть предержащими в деле попыток увековечивания творческого и жизненного наследия Н.Г.Тихонова.
История эта, длинная и непростая, с лихо закрученным сюжетом, началась в конце 2014 года, немногим ранее того момента, когда Указом Президента В.В.Путина от 24 декабря № 808 были утверждены «Основы государственной культурной политики» (ОГКП). Остановимся на ОГКП подробнее, чтобы реально прочувствовать и понять «кипучую и созидательную деятельность» этой самой власти в интересующем нас направлении.
В преамбуле и введении сказано, что государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Российской Федерации, которая является страной великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала, и что современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса (здесь и далее мной специально выделены прописными буквами интересующие нас базовые понятия ОГКП).
Далее отмечается, что к наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям угрозы гуманитарного кризиса относятся, в том числе, снижение интеллектуального и культурного уровня общества, девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров, а также ДЕФОРМАЦИЯ исторической памяти.
Вводятся такие понятия, как «культура», «культурная политика», «субъекты и объекты государственной культурной политики», «культурная деятельность», «культурное наследие и его сохранение».
Под «культурой» понимается совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на СОХРАНЕНИЕ, производство, ТРАНСЛЯЦИЮ и РАСПРОСТРАНЕНИЕ духовных (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и др.) ценностей.
«Субъекты государственной культурной политики» включают, в первую очередь, органы ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Российской Федерации и органы МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, а также образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью.
К «объектам государственной культурной политики» относятся, в том числе, МАТЕРИАЛЬНОЕ и нематериальное КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, все ВИДЫ и РЕЗУЛЬТАТЫ творческой деятельности.
«Культурная деятельность» представляется как деятельность по созданию, распространению, СОХРАНЕНИЮ, ОСВОЕНИЮ и ПОПУЛЯРИЗАЦИИ культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области культурного наследия, литературы, театрального, музыкального, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, ... народных художественных промыслов и ремесел, культурного досуга, народного художественного творчества, фольклора, нематериального культурного наследия, музейного, архивного, библиотечного дела, эстетического воспитания, художественного образования, педагогической деятельности в сфере культуры, международного культурного сотрудничества.
Особо отметим, что в понятие «культурное наследие» входит совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность, и включает в себя материальное культурное наследие (том числе, произведения ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО, ПРИКЛАДНОГО и НАРОДНОГО искусства, документы, книги, фотографии - все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор и др.).
Одной из основных целей государственной культурной политики считается формирование гармонично развитой личности при укреплении гражданской идентичности, СОХРАНЕНИИ исторического и культурного наследия и его ИСПОЛЬЗОВАНИИ для воспитания и образования с ПЕРЕДАЧЕЙ от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения.
К задачам государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации относятся УТВЕРЖДЕНИЕ в общественном сознании ЦЕННОСТИ накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития, ПОДДЕРЖКА общественных ИНИЦИАТИВ в сфере ВЫЯВЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ и ПОПУЛЯРИЗАЦИИ культурного наследия народов Российской Федерации, практическая реализация ПРИОРИТЕТА права общества на СОХРАНЕНИЕ материального и нематериального культурного наследия перед ИМУЩЕСТВЕННЫМИ интересами физических и юридических лиц.
Отметим также, что в 2016 году распоряжением Правительства РФ от 29.02.16 № 326-р была введена в действие «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (СГКП), где в целях, задачах и приоритетных направлениях реализации СГКП указывалось на сохранение исторического и культурного наследия, его использования для воспитания и образования с передачей ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев.
Конечно, это не первые из базовых законодательных актов, принятых в РФ с момента ее образования. Есть еще закон РФ от 9 октября 1992 года N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ОЗК), подписанный первым Президентом РФ Б.Н.Ельциным.
В преамбуле прямо отмечено, что Верховный Совет РФ принимает настоящие ОЗК в качестве правовой базы СОХРАНЕНИЯ и развития культуры в России, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, отмечая неразрывную связь создания и СОХРАНЕНИЯ культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета РФ.
Введены, в том числе, такие основные понятия, как культурная деятельность, культурные ценности, культурные блага, творческая деятельность и творческий работник, культурное наследие, государственная культурная политика.
Под культурной деятельностью понимается деятельность по СОХРАНЕНИЮ, созданию, РАСПРОСТРАНЕНИЮ и ОСВОЕНИЮ культурных ценностей.
Культурные ценности включают нравственные и эстетические идеалы, ..., художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и ИСКУССТВА, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
 Создание культурных ценностей и их интерпретация названо творческой деятельностью. При этом ТВОРЧЕСКИЙ работник является физическим лицом, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность НЕОТЪЕМЛЕМОЙ частью своей жизни...
 Культурное наследие народов РФ включает МАТЕРИАЛЬНЫЕ и духовные ценности, созданные в ПРОШЛОМ, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Под государственной культурной политикой (политикой государства в области культурного развития) понимается совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по СОХРАНЕНИЮ, РАЗВИТИЮ и РАСПРОСТРАНЕНИЮ культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Особо отмечено, что культурная деятельность в РФ является НЕОТЪЕМЛЕМЫМ ПРАВОМ каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
При этом права человека в области культурной деятельности ПРИОРИТЕТНЫ по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений, а каждый человек имеет ПРАВО на ПРИОБЩЕНИЕ к культурным ценностям.
Указывается, что государство ОТВЕТСТВЕННО перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. При этом органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны для обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан действовать в соответствии со своей компетенцией.
Отмечено, что в субъектах РФ - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов РФ - городов федерального значения.
В заключение указывается, что ответственность за нарушение законодательства о культуре устанавливается законодательством РФ.

Правительство города Москвы также не осталось в стороне от этой наиважнейшей проблематики существования мегаполиса и своим постановлением от 20 сентября 2011 года N 431-ПП приняло  Государственную программу города Москвы «Культура Москвы» с ее детализацией в виде  Государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» и соответствующим Паспортами данных программ.
Среди задач этих программ значатся такие положения, как осуществление ГОСУДАРСТВЕННОЙ поддержки в форме предоставления (на конкурсной основе) ГРАНТОВ для реализации государственных и ЧАСТНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ, разработка и внедрение ЭФФЕКТИВНОЙ системы предоставления СУБСИДИЙ из бюджета города Москвы на конкурсной основе.
В рамках этой программы в Департаменте культуры города Москвы были созданы территориальные структурные подразделения – управления культурной и молодежной политики в административных округах города Москвы, одной из главных функций которых является ВЫЯВЛЕНИЕ и ПОДДЕРЖКА ТВОРЧЕСКИХ и КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ ЖИТЕЛЕЙ города Москвы.
При этом  расходы на данную программу на 2012-2018 годы запланированы в астрономических масштабах: из федерального бюджета на 163 091 312,8 тысяч рублей, из бюджета Москвы на 256 270 244,0 тысяч рублей и средства от юридических и физических лиц на 132 702 996,1  тысяч рублей. ВСЕГО более чем на 552 МИЛЛИАРДА рублей.

Посмотрим теперь как  закон и указ Президентов РФ, распоряжение Правительства РФ, постановления Правительства Москвы выполняются «субъектами государственной культурной политики» в лице органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, образовательных и научных организаций, общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения и воспитания.

К концу 2013 года у меня уже был подготовлен полноценный материал для публикации иллюстрированной книги воспоминаний «Помни предков своих. Художник и педагог Н.Г.Тихонов. Хроника жизни и творчества», основанный на богатейшем архиве дедушки, включающем уникальные документы времен его учебы в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (ИСЦХПУ), Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, послевоенного времени, а также на его многочисленных живописных и прикладных произведениях.
Очень многое мне дала плодотворная годичная работа в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), где хранятся дела учеников ИСЦХПУ, документы Московской организации Союза художников (МОСХ) и других организаций, с которыми довелось работать и сотрудничать моему дедушке.
Поработал я и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), наследником бывшего Кустарного музея, с которым дедушка продуктивно взаимодействовал с 1920-х по 1970-е годы, где хранятся его замечательные прикладные работы из луба, дерева, художественного фарфора, металла и серебра, которые были любезно показаны мне сотрудниками различных отделов ВМДПНИ.
И, конечно, особые отношения сложились у меня с его альма-матер, теперь Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г.Строганова (МГХПА), и Музеем декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА  им. С.Г.Строганова.  Руководство и научно-методический совет Академии, ознакомившись с представленными материалами, приняли решение об издании монографии, посвященной творчеству и преподавательской деятельности Н.Г.Тихонова, в рамках «Программы стратегического развития  МГХПА  им. С.Г.Строганова в 2012-2015 гг.» при поддержке  Министерства образования и науки РФ.
Однако, меня предупредили, что у академии свои сверстанные планы научной и практической деятельности, и издание монографии может занять длительное время. Решив не «ждать у моря погоды», я вознамерился издать популярный вариант книги о Н.Г.Тихонове самостоятельно, прибегнув к помощи наших московских властных структур (мало ли что может случится с нами уже завтра?).
И вот здесь начинается самое интересное. Начнем, как положено, с местного уровня. Отмечу только, что я НЕ буду «грузить» память моих обожаемых читателей фамилиями и должностями тех официальных лиц, с которыми мне пришлось столкнуться по ходу этой занимательной истории. 
Обратился в Аппарат Совета депутатов муниципального округа Гольяново и объяснил свою просьбу о поддержке на местном уровне моего начинания по изданию книги о жителе Гольяново художника и педагога Н.Г.Тихонова (дедушка последние четыре года прожил на улице Байкальской в этом округе).
Мне не знали что и ответить. Все свелось к тому, что мне надо было записаться на прием к своему очень занятому депутату, который принимает чуть ли не раз в месяц, рассказать ему, что я не верблюд, доказать, что дело это крайне нужное и важное не только для района и прочее. А депутат самолично решит, надо ли выносить этот «несерьезный» вопрос на рассмотрение ну очень уважаемых членов Совета, и не отвлекаю ли я их от насущных, наиважнейших проблем нашего округа своей дребеденью. Sic!!! (см. положения «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» и программы «Культура Москвы на 2012-2018 годы»).

Небольшое отступление. Мне очень нравится латинское самостоятельное наречие «Sic», обозначающее в переводе «так», «таким образом», «именно так», которым любил пользоваться в своих работах В.И.Ленин (Ульянов), да еще с восклицательными знаками. Используем это наречие для усиления эффекта от прочитанного в некоторых местах данного повествования.

Плюнул я на это дело на местном уровне и решил, нарушив субординацию и минуя префектуру Восточного административного округа (что в дальнейшем оказалось правильным), обратиться прямо ЛИЧНО к нашему славному мэру (далее - просто и именно меру и мерии) Сергею Семеновичу Собянину, который, по моим тогдашним представлениям, должен был «в лёт» решить этот «непростой», неподъемный для местной власти, вопрос.
Приведу полностью мое обращение к С.С.Собянину без соответствующей данному случаю «шапки». Вот оно:
Уважаемый  Сергей Семёнович!
Мой дедушка, Николай Георгиевич Тихонов, 1892 г.р., уроженец посёлка Вербилки (где находится Дмитровский фарфоровый завод) Московской области, окончил с золотой медалью Строгановское училище в 1916 г. и всю свою жизнь посвятил служению искусству и педагогике.
Он начал преподавать в 1915 г., ещё учась в Училище. В 1923 г. был одним из организаторов, а затем бессменным преподавателем композиции в МХПУ им. Калинина, вёл рисунок и живопись в советских трудовых школах и  инструкторской школе МДР, преподавал черчение и рисунок в МИИКС, был доцентом и старшим преподавателем композиции в МИПиДИ и МТИ. Воспитал и вывел в мир искусства не одно поколение художников, мастеров народных промыслов, искусствоведов, и ушёл на заслуженный отдых только в 1971 г., имея педагогический стаж работы более 55 лет.
Н.Г.Тихонов был многоплановым художником-прикладником – написал многочисленные пейзажи родной земли, натюрморты, очень любимые им цветы, портреты, работал иллюстратором детских книг и плакатов в московских издательствах, дизайнером различных интерьеров.
В 1915 – 1917 гг. он участвовал в оформлении помещений строящегося  нового здания Брянского вокзала. В 1919 – 1925 гг. был активным членом художественной бригады «ИЗО-АГИТ», оформлявшей по заданию ВЦИК агитационно-инструкторские поезда и пароходы, а также народные революционные празднества. В 1923 г. он участник художественного оформления павильонов на I-ой Всероссийской сельскохозяйственной  и кустарно-промышленной выставки в парке культуры и отдыха им. Горького. В 20-е и 30-е годы он работал в Кустарном музее художником и создавал новые образцы изделий из металла, кожи и дерева советской тематики для кустарной промышленности. В 40-е годы он в составе группы художников делал рекламные установки кинофильмов студии «Мосфильм». В 1947 г. разработал проекты вышитых знамен и вышитого панно на тему «800 лет Москвы» для фабрики «Художественное знамя». Он участник многих отечественных и зарубежных художественных и промышленных выставок в период с 1919 по 1982 гг.
Три раза вставал Н.Г. Тихонов на защиту своего Отечества – сначала прапорщиком царской армии в 1917-1918, затем комвзвода РККА в 1919-1922 и, как доброволец, капитаном КА в 1941-1944 гг.
Он всегда вёл активную творческую жизнь. С 1923 г. был членом профсоюза работников искусств (РАБИС), с 1945 г. - членом Союза художников СССР и Художественного фонда Союза ССР, членом МОССХ и председателем худсовета декоративно-прикладного комбината МОССХ. В 1957 г. он  участник I-го Всероссийского съезда художников. Более 20 лет был активным и авторитетным членом Ученого и Художественного советов НИИХП. Также он постоянно вёл научную работу – разрабатывал и внедрял различные программы и методики обучения студентов, написал и прочёл объёмный цикл лекций «Методика ведения композиции для преподавателей».
Н.Г. Тихонов много работал как художник по фарфору. В 1957 г. он выполнил проект большой декоративной вазы «Венок Мира», посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов и хранящейся в музее МДПИ. В 60-е и 70-е гг. он разрабатывал эскизы росписи оригинальных чайных сервизов, тарелок и блюд из фарфора, в том числе для Дмитровского фарфорового завода в Вербилках.
Однако в настоящее время его можно смело отнести к категории забытых имён. Я по мере сил и возможностей стараюсь восстановить этот пробел, но, к сожалению, не обладаю достаточными материальными средствами.
В связи с этим прошу Вас рассмотреть возможность выделения мне гранта на издание монографии о художнике и педагоге Н.Г. Тихонове, верном сыне и патриоте России и Москвы, и на дальнейшую популяризацию его имени.
Приложение: Краткая биография Н.Г. Тихонова на 4-х листах в 1 экз.
            Примите наилучшие пожелания       /Н.Ф.Обухов/

Письмо, отвезенное мной лично в приемную мерии, было оприходовано и на моем экземпляре поставлен красный прямоугольный штамп «Правительство Москвы. 4 ФЕВ 2014». 13.02.14 пришла открытка с уведомлением, что мое обращение, поступившее в Аппарат мера и Правительства Москвы, зарегистрировано за № 3-6-19946/4 от 05.02.14, а его рассмотрением занимается Управление заместителя Мера Москвы в Правительстве Москвы по вопросам СОЦИАЛЬНОГО  развития.
Ответ из мерии не заставил себя ждать, и означал только одно, что ЛИЧНО наш мер подобной чепухой не занимается, а из управления его заместителя по вопросам социального развития оно перекочевало в департамент культуры и комитет общественных связей (какие четкая субординация и отменное прилежание!).
Вот текст ответа из Департамента культуры города Москвы от 20.02.2014 № 01-05-429/4:
Уважаемый Николай Федорович!
По поручению Правительства Москвы в Департаменте культуры города Москвы совместно с Комитетом общественных связей  города Москвы было рассмотрено Ваше обращение по вопросу выделения гранта на издание монографии о художнике и педагог Н.Г.Тихонове.
Сообщаем, что вопросы финансовой поддержки книгоиздания и реализация информационно-издательских проектов в соответствии с действующим распределением полномочий относятся к ведению Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, в рамках деятельности которого функционирует Московский городской совет книгоиздания, осуществляющий предоставление различным организациям субсидий и грантов на указанные проекты.
С уважением,
Заместитель руководителя Департамента В.Э.Филиппов.
Внизу письма дан телефон исполнителя этого документа. Звоню женщине-исполнителю и сразу получаю «втык»: я, дескать, обратился не туда куда надо (Sic!!! - я, что-ли, в мерии определял адресата моего письма), что их интересуют только готовые книги для библиотек, что у них и без этого каждый день приходят десятки писем и голова от них идет кругом.
В принципе, иного ответа я и не ожидал. Ну поручили им рассмотреть вопрос, ну прочитали они  письмо, «перетерли», «по-своему» его оценили и отправили заявителя «туда, куда нужно» (то есть подальше).
А то, что это наше МАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, которое надо сохранять, популяризировать и распространять им или невдомек или совсем безразлично. Им же, бедным, по нужде на десятки и десятки писем в день требуется отвечать. Какая уж там КУЛЬТУРА и исполнение существующего законодательства (см. выше)...
Ладно, думаю, позвоню-ка я туда, куда меня послали. В Московском городском совете книгоиздания мне сухо сообщили, что я, как лицо ФИЗИЧЕСКОЕ, по «гуманным» московским законам в данном вопросе никаких ПРАВ НЕ ИМЕЮ, и они работают только с юридическими лицами.
Поэтому, чтобы получить вожделенную субсидию мне надо найти издателя/издательство, который/ое заинтересуется мои творением, сочтет его, на свой вкус, достойным публикации и решится подать заявку на соответствующий грант в этот самый совет мерии, который после тщательного и всестороннего рассмотрения примет решения, а достойную ли книгу собирается издать этот осмелившийся субъект. После положительного решения (тьфу-тьфу) может быть через годик-два по плану  издатель/издательство получит необходимые денежные средства, за которые надо будет строго отчитаться в определенные сроки и представить целый ворох оправдательных документов. Sic!!!
Заинтересованным лицам сообщаю, что в Москве на тот  момент действовал «Порядок распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы организациям, осуществляющим деятельность в сфере средств массовой информации, медиапроизводства и печати, в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением этой деятельности», принятый   Постановлением Правительства Москвы от 19.01.2012 № 11-ПП.
В этом документе было прописано, что субсидии предоставляются юридическим лицам, осуществляющим, в том числе, производство и распространение социально ориентированной печатной продукции литературно-художественной, культурно-просветительной и научно-популярной направленности, обеспечивающая информирование населения города Москвы и Российской Федерации о событиях политической, социально-экономической, общественной и культурной жизни столицы, ее ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ, ориентированной на СОХРАНЕНИЕ культурно-нравственных ценностей. Sic!!!
Пошел я тогда, обуреваемый чувством сопричастности к сохранению этого самого наследия, в одно известное частное издательство с отрывками из моей книги, как они просили. И, естественно, получил полный и окончательный «абандон», а, по-нашему, по-простому, отлуп. И тема не та, и принес неизвестно что, и загружены они по... , да и возиться из-за какой-то чепухи с ворохом бумаг им не к чему.

Мне бы, старому бедолаге на этом успокоиться («СИСТЕМА - с кем борешься?!»), но дух предков сильно стучал в  мое сердце, а душа рвалась на части от такой несправедливости...
И 30 марта 2014 года я направил теперь уже электронное письмо нашему славному меру с робким ему упоминанием о том, что 2014 год был помпезно объявлен самим Президентом ГОДОМ КУЛЬТУРЫ в России со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вот оно:
Уважаемый  Сергей Семёнович!
В Год культуры в России послал лично Вам письмо (зарегистрировано в Мэрии 04.02.14) с просьбой оказать содействие в увековечивании памяти моего дедушки Н.Г.Тихонова, художника и педагога с более чем 55-летним стажем работы, много сделавшего для города Москвы и трижды встававшего на защиту своего Отечества.
Вместо этого я получил из Департамента культуры формальный ответ-отписку за № 01-05-429/4 от 20.02.14, согласно которой я лично не могу даже издать монографию в память о Н.Г.Тихонове.
Я пожилой и не очень здоровый человек, пишущий книгу о своем дедушке, вынужден искать средства на ее издание, не говоря уже о других начинаниях. Но я их найду и обязательно издам эту важную для меня книгу.
Но будет очень обидно и досадно, если наследие художника и педагога Н.Г. Тихонова, верного сына и патриота России и Москвы так и канет в Лету, а затраченные мной усилия останутся единственным небольшим вкладом в достойное дело увековечивания его памяти.
Прошу Вас лично рассмотреть мое обращение и принять Ваше соответствующее решение.
Примите наилучшие пожелания. Н.Обухов.

Как и положено мое обращение, как физического лица, с сутью вопроса «Увековечивание памяти художника и педагога Н.Г.Тихонова», поступившее в Аппарат Мэра и Правительства Москвы, было зарегистрировано за № 3-6-61901/4 от 01.04.2014 и сообщено, что его рассмотрением занимается Управление заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития, а ответ  будет направлен по указанному адресу в установленные сроки.
И какой, как вы думаете, получил я ответ? Не догадаетесь. Был звонок из управления по работе с библиотеками Департамента культуры! Приятный женский голос сообщил мне, что данное управление готово рассмотреть вопрос об организации БЕСПЛАТНОЙ выставки произведений Н.Г.Тихонова в одной из публичных библиотек Москвы(Sic!!!). Но вот загвоздка - все картины я должен оформить за свой счет. То есть, если произведение лежит в папке (как в моем случае), а не висит готовое на стене, то надо «одеть» его в рамку (багет), застеклить, сделать паспарту и задник, прикрепить соответствующую фурнитуру. Причем рамки (багет) желательно иметь единообразные.
Посчитал я во что это для меня выливается и, сами понимаете, пришел в некоторое замешательство от такого «предложения», не говоря уже о самой сути этой виртуозной подмены того, что я просил ЛИЧНО у мера. Пока, грубо говоря, я «чесал репу» в поисках приемлемого для меня решения, дама с приятным голосом из управления по работе с библиотеками направила в недра мерии отписку, согласно которой проблема, как она посчитала, была решена. Официальный ответ из мерии на мое вышеприведенное письмо я так и не получил. Мерский (не путать с прилагательным «мерзкий») круг 2014 года схлопнулся.
Я не буду давать оценку вышеизложенному и оставлю это на суд моего читателя. Скажу только, что в 2015 году вышли-таки малюсенькими тиражами иллюстрированная книга «Помни предков своих. Художник и педагог Н.Г.Тихонов. Хроника жизни и творчества», два небольших альбома «Н.Г.Тихонов. Живопись» и «Н.Г.Тихонов. Прикладное искусство», являющиеся теперь  библиографической редкостью. Конечно, за свой счет через непонимание близких и сомнения окружающих в нужности и полезности этой «затеи»...
Но это еще не конец столь «славной» истории. Впереди новые ее пассажи и «откровения» причастных к власти людей.

Произведение создано 04.12.17 в 11:33 по местному времени.