Вспоминая Год охраны окружающей среды

Экосоюз Евразия
 Геннадий Мингазов о 2013г.

Юрист-эколог Александр Веселов: «Руководство страны дистанцировалось от решения природоохранных проблем»

Итак, объявленный президентом России Год охраны окружающей среды канул в историю. В памяти людей, на бумаге, плёнках и в цифровой записи запечатлелись различные события, посвящённые этому отрезку времени: фестивали, конкурсы, съезды, конференции, поздравления с наградами, рапорты о выполненных планах… Но остался и осадок от невыполненного, хотя и обещанного на всех уровнях.

В двух предыдущих интервью, которые мне дали экологи Владимир Лагутов и Алексей Яблоков, речь шла в основном вокруг двух значимых мероприятий ушедшего года – Общероссийского Гражданского форума «Повестка дня для России» и IV съезда по охране окружающей среды. Они дали нелицеприятную оценку и форуму, и съезду, подвергли критике экологическую политику государства.
В данном интервью моим собеседником выступает также известный в России и за рубежом эколог Александр Калинович Веселов, который является кандидатом юридических наук, был руководителем природоохранной службы, но уже много лет возглавляет общественную организацию - широко известный и авторитетный Союз экологов Республики Башкортостан.
И говорить мы будем не только о съезде, но и вообще о Годе охраны окружающей среды.

Мы с ним также знакомы около двух десятков лет, поэтому будем общаться так, как общаемся и по жизни.

- Саша, Год экологии завершился, но означает ли это, что внимание к экологическим проблемам со стороны государства, общественности и бизнеса будет ослаблено и все дружно переключатся на повышение культурного уровня населения, чему должен быть посвящён 2014 год?

- В нашей стране принято считать доброй традицией решать любые проблемы общества кампанейщиной. Вот ведь посвятили аж целый год матушке-природе, теперь можно отвлечься и на другие вопросы.
 А между тем в отличие от всех прочих узких сфер нашей с вами жизни, проблема охраны природы и здоровья человека от антропогенных факторов является глобальной, затрагивающей вопросы здоровья и жизни людей всех возрастов, всех социальных групп, а также интересы будущих поколений и самой собственно живой природы, как основы существования «хомо сапиенс». И эту проблему годичной кампанией решить невозможно. Нужна мощная экологическая политика с приоритетом экологии над экономикой, подкрепленная соответствующими затратами на природоохранные мероприятия.

- Об этом на форумах говорили не только экологи-общественники, но и сами чиновники.

- Они, конечно, говорили, потому что не говорить было невозможно, но обратить внимание к немедленному решению экологических проблем требовали только экологи-общественники. Именно мы из года в год 10 лет подряд просили Президента и Правительство России провести очередной 4-й Всероссийский съезд по охране природы, надеясь, что это наиважнейшее мероприятие станет поворотным в деле охраны природы в стране, как это случилось в 1988 году. И наконец-то нас услышал президент: учрежден Год экологии и заключительным мероприятием этого года стало проведение этого съезда 2-4 декабря 2013 года в Москве.

- Доволен ли ты работой съезда?

- С одной стороны, конечно, да, потому что мы приехали на съезд представительной делегацией. Нас было 56 человек,  очень демократично избранных рейтинговым голосованием на республиканской конференции, организованной и проведённой Управлением Росприроднадзора по РБ.
Мы участвовали в работе секций, дискутировали за «круглыми столами», и этот форум стал действительно самым крупным собранием экологов за последние годы. Специалистами из всех регионов страны, представляющими различные государственные органы, научные учреждения, общественные организации, субъекты экологического предпринимательства, обсуждены достижения и недоработки в природоохранной сфере, выработаны подробнейшие рекомендации по совершенствованию законодательства и практики правоприменения.
Тем не менее, статус и государственный уровень проведённого съезда не оправдал надежды российских экологов. Вопреки ожиданиям на открытии этого долгожданного мероприятия не присутствовал ни Президент России, ни премьер-министр, ни руководители Федерального Собрания, ограничившие своё участие лишь оглашёнными заочными приветствиями и пожеланиями его 2000 делегатам.
Не почтили съезд своим присутствием руководители министерств и ведомств экономического блока, а пленарные доклады двух руководителей госкорпораций свели к саморекламе собственного производственного экологического контроля. Не проявили заметного интереса к съезду, его результатам и средства массовой информации.
В результате складывается впечатление, что руководство страны дистанцировалось от решения природоохранных проблем и не желает явно поддерживать и давать новый импульс и стимулы развитию экологического движения. Этот вывод напрашивается в связи с отказом Президента РФ В.В. Путина принять участие в съезде и по результатам проведённого президентом перед съездом 20 ноября 2013 года заседания Совета безопасности по вопросам охраны окружающей среды. На заседании был дан ряд поручений Правительству РФ. Однако, перед съездом эксперты Всемирного Фонда дикой природы (WWF России) в результате проведённого анализа пришли к выводу, что более 50% предыдущих поручений Президента РФ по вопросам охраны окружающей среды не выполнено, а деэкологизация российского законодательства и общества в целом неуклонно продолжается.

- Стал известным и такой факт: основные частные «монстры» российской экономики отказалась выделять средства на покрытие расходов по технической организации съезда, в отличие от предыдущих трёх аналогичных съездов, что также подчеркнуло отношение крупного бизнеса к создаваемым им же экологическим проблемам и негативно сказалось на общей атмосфере съезда. Мне думается, это произошло не без «подсказки» президента.

- К тому же, такое отношение крупных компаний и высших органов власти страны не позволило принять участие в съезде подавляющему большинству общественных экологических организаций из регионов страны. Среди делегатов и приглашенных на данном мероприятии оказалось не более 80 общественников-экологов, а это именно те лидеры и организации, которые буквально бьются на местах с коррумпированным чиновничеством и «раскошмаренным» бизнесом за обеспечение экологической безопасности населения и сохранение живой природы.

- Возможно, поэтому на съезде довольно свободно вели себя, и это было заметно, даже некоторые чиновники, смело говорившие о вопиющих экологических проблемах и угрожающих ситуациях.

- Да, нельзя не отметить ещё и колоссальный объём подготовительной работы оргкомитета съезда, а также ряд очень интересных и полезных докладов руководителей регионов и региональных министров Вологодской и Кемеровской областей, Татарстана, Красноярского края.
А ещё надо отдать должное организаторам в том, что никакие ограничения в возможности выступить никому и в том числе общественникам не устанавливались, и их голос был услышан и даже в большей части учтён в резолюции съезда.

- Что было интересного, на твой взгляд, а что не получилось?

- Обзор программ и «накала страстей» на съездовских тематических секциях позволил выделить среди них лишь несколько наиболее посещаемых и результативных. Это, прежде всего, секция по экологическому надзору, в которой приняло участие более 600 делегатов, но которой, к сожалению, было отведено всего два часа. Живо и заинтересованно прошли панельные дискуссии по управлению отходами, по особо охраняемым природным территориям, по «зелёному строительству». В остальных локальных тематических мероприятиях довольно вяло и со скукой на лицах участвовало в основном по 20-30 человек.

- Володя Лагутов отметил и даже зафиксировал на цифровике падение интереса к съезду уже на второй день работы съезда… Люди толпами уходили, даже не дожидаясь из вежливости конца речи выступающего...

- Интерес у делегатов таял прямо на глазах, и к заключительному пленарному заседанию и награждению к концу третьего дня в огромном зале «Крокус-сити» осталось всего около 600 участников, что с некоторым разочарованием и констатировал на финальном праздничном концерте вышедший на сцену известный певец и композитор Леонид Агутин.

- Люди думали, наверное, а какой смысл говорить о наболевшем, что-то предлагать, если большого начальства нет, куда-то подевались СМИ, да и на выставке уже всё разобрали в первый же день…
Кстати, пользуясь случаем, я перечислю только несколько интересных личных приобретений на выставке. Это журналы «ЭкоПрогресс», «Региональная Россия» (6-й номер целиком посвящён экологическим проблемам), «Экология и жизнь», «Государственное управление ресурсами», «Экоград», «Партнёрство общественных организаций России и Германии», «Экологический вестник России», «Благодарение», «Справочник эколога», газеты «Экологическая вахта «Санкт-Петербурга», «Общество и экология», «Вестник природы «БАШХАРТ», «ГРИН СИТИ», Иркутская эколого-географическая газета «Исток», газета Национального парка «Нижняя Кама», информационное издание «Кавказ заповедный», Тульская межрегиональная общественно-экологическая газета «Экология и культура», Краевая экологическая газета «Природа Алтая», буклеты «Зелёная долина», «Берег», «Система общественного контроля охраны окружающей среды», «Алания», «Природный парк «Ленские столбы» и другие.
К сожалению, в числе «других» я не могу назвать «Берегиню», потому что эту газету зелёных никто из делегатов от Нижегородщины не предоставил для павильона области…

- В общем, исходя из сказанного, можно сделать вывод, что 4-й Всероссийский съезд по охране окружающей среды состоялся, но состоялся он только как переговорная площадка исключительно профессионального межсекторального сообщества экологов министерского (в государственной иерархии) уровня и уровня отраслевых комитетов Федерального Собрания РФ. И это долгожданное для общества событие по политическому статусу можно сравнить лишь, к примеру, с рядовым съездом стоматологов или логопедов, несмотря на фактическую исключительную и всеобъемлющую социальную значимость экологии в нашей жизни.

 - В принципе нам приходится ориентироваться не на разговор, а на результат, на документы, принятые по итогам работы, тем более что к некоторым из них имеют отношение и общественники.

- Итоговый документ съезда показал всё же определённое единство профессионального сообщества экологов России во главе с Минприроды РФ, то есть такого сообщества, которое даже в условиях официального приоритета бизнес-целей перед общественными экологическими интересами продемонстрировало готовность консолидировать конструктивные усилия чиновников, науки, общественности и экологического предпринимательства. И это необходимо, чтобы предотвратить экологический кризис в России, проявления которого мы все уже реально ощущаем.

- Что же в итоге решил съезд, и по какому пути пойдет развитие (или будет стагнация) экологической политики в России? Этот вопрос, несомненно, ты сам себе задавал, хотя и знаешь, что однозначный ответ трудно дать.

- Естественно, положительный ответ, что всё будет хорошо, ничего, кроме сарказма не может вызвать. И не только у скептиков. И это понятно, ведь не выполняются даже поручения Президента РФ! Поэтому большой вопрос: будут ли выполняться решения профессионального сообщества экологов в условиях декларативного законодательства и саботирования на местах указаний федеральных органов власти? Тем более что федеральная политика в сфере природопользования и экологии всё более смещается в регионы без соответствующего финансового обеспечения.
20 декабря 2013 года Президент РФ В.В. Путин отметил, что в стране выделяется на охрану окружающей среды 0,8% расходов федерального бюджета, а эта цифра в 6-8 раз меньше, чем в развитых европейских странах. К примеру, пресловутая федеральная программа по ликвидации накопленного экологического ущерба уже год как сформирована из более чем 100 объектов, но до сих пор не утверждена Правительством РФ и, соответственно, не финансируется.

- Как ты думаешь, почему?

- Удивляться не приходится, потому что, например, Программа Года окружающей среды в России, утверждённая Правительством РФ в конце 2012 года содержала в себе исключительно организационные и публичные мероприятия. Там нет практических дел.
- Но даже такую программу надо было исполнять, раз она утверждена в отличие от Федеральной программы по ликвидации накопленного экологического ущерба…

- Конечно. И эта программа принесла свои плоды в виде кратного увеличения информации для населения о состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране (увы, явно недостаточных). Впервые за последние годы 75% населения (по данным ВЦИОМ за 2013 год) осознали, что живут в неблагоприятных для здоровья экологических условиях. И, как следствие, мы получили всплеск общественной активности по защите общественных экологических интересов в регионах России. Это череда продолжающихся по сей день протестных акций на Хопре (Черноземье) против разработки никелевых месторождений, общественное движение по защите особо охраняемых природных территорий в Краснодарском крае, массовые протесты против строительства ядерного могильника в Красноярском крае, против размещения деревообрабатывающего предприятия «Кроношпан» в Уфе, Байкальское экодвижение и многие другие «горячие точки» на экологической карте России.
Почти в два раза увеличилось число жалоб и обращений по вопросам экологической безопасности в органы власти в крупных промышленных центрах страны. Граждане России стали думать не только о своей заработной плате, но и о том, каким воздухом они дышат, какую воду пьют, какие продукты употребляют в пищу, о благоустройстве своих квартир и озеленении дворов и микрорайонов. При приобретении земельных участков для строительства люди все чаще стали обращать внимание на такие природные факторы, как наличие пригодной для полива и для питья грунтовой воды на участке, степень загрязнённости почв и воздуха, радиационный фон, электромагнитные излучения и прочие вредные воздействия, снижающие иммунитет и продолжительность жизни нашего населения. В какой-то мере увеличилось и число людей, предпочитающих не оставлять в парках, лесах и по берегам водных объектов после себя бытовые отходы, то есть возросло самосознание любителей отдыха на природе.

- Получается, что Год экологии в России всё же сыграл свою положительную роль в жизни общества?

- Да, очевидно. Состоявшийся съезд по охране окружающей среды подвёл итоги ушедшего года, и делегаты приняли развернутую резолюцию на 18 страницах. Её может прочесть любой желающий на сайте Минприроды РФ. И мне представляется, что резолюция в дальнейшем должна трансформироваться в соответствующий план мероприятий со сроками и ответственными за выполнение, который должен быть утверждён Правительством РФ. А иначе это грандиозное мероприятие с участием представительных выборных делегаций от всех регионов страны будет расценено как пустая трата внебюджетных средств и демонстрация полного бессилия государства перед набирающим силу экологическим кризисом в России.

Ну что ж, Александр, мне тоже остаётся надеяться, что руководство страны не «кинет» в очередной раз общество во имя решения своих задач, далёких от народа, и мы в рамках повышения общей культуры, как об этом объявлено на текущий год, будем содействовать также повышению экологического самосознания, улучшению экологического образования и воспитания населения.

Вопросы задавал Геннадий Мингазов,
журналист-эколог,
сопредседатель Общероссийской общественной организации «Социально-экологический союз».


         Геннадий Мингазов, 2014