Обзор фестиваля Волшебная кулиса

Ева Малинина
Раз в два года в Перми происходит важное событие – театральный фестиваль «Волшебная кулиса». Сюда съезжаются все профессиональные театры края с лучшими спектаклями. Возникает своеобразная местная «Золотая Маска», где в одной афише могут соседствовать огромный  Пермский академический Театр-Театр и крохотный муниципальный студия-театр «Доминанта» из Губахи. Здесь всем находится место. Здесь проявляется срез театральной жизни всего края, который позволяет выявить определённые тенденции развития театрального искусства в регионе. Здесь выявляются и награждаются лучшие творческие достижения. На днях в городе завершилась четырнадцатая по счёту «Волшебная кулиса».  Мой рассказ о некоторых спектаклях фестиваля.

Пермский академический Театр-Театр был представлен двумя музыкальными спектаклями – в жанре водевиля («На всякого мудреца довольно простоты») и рок-драмы («Калигула»), поставленными художественным руководителем театра Борисом Мильграмом. Важно отметить, что музыка к этим спектаклям написана современными композиторами по заказу театра, то есть созданы оригинальные  произведения, сочетающие уже известный драматический текст с вновь созданной музыкальной тканью. Относительно «Мудреца» существовала опасность, что превратив сатирическую комедию Александра Островского в водевиль, театр «облегчит» пьесу, лишив её социальной остроты. Но этого не произошло. История разворачивается постепенно, являя нам сначала одного персонажа – Егора Глумова  (Сергей Детков) на фоне пустого пространства и одинокой ширмы. Но волей и фантазией главного героя сцена заполняется людьми, мебелью, красками. И вот уже во втором акте многоступенчатая декорация является во всём великолепии, чтобы поднять на вершину пирамиды человека, который прощается сам с собой – прежним, различающим добро и зло - чтобы окончательно принять «правила игры» в том обществе, куда он так стремился. Спектакль обрушивается на зрителя великолепием костюмов (художник Ирэна Белоусова), иронией      музыкальных номеров (композитор Лора Квинт, музыкальный руководитель постановки Татьяна Виноградова), яркостью  персонажей и мизансцен. И абсолютной узнаваемостью предъявленной нам  «человеческой комедии».
«Калигула» Альбера Камю и композитора Виталия Истомина – тоже история человеческого падения, поданная в ритмах рока и почти монохромном пространстве сцены. Актёру Альберту Макарову приходится проделывать опасные трюки – взмывая под колосники и возвращаясь на землю, петь труднейшие вокальные партии и, вообще, работать «на разрыв аорты» в бешеном ритме спектакля (он получит «Кулису» за лучшую мужскую роль). Но «Калигула» - история безумия не только римского тирана, но и общества, утратившего чувство собственного достоинства, позволившего унижать и уничтожать себя. Когда, во время сцены хождения Калигулы по спинам своих подданных, у зрителей начинает подкатывать к горлу тошнота, думается, это та самая реакция, на которую рассчитывал театр. «Калигула» был удостоен «Кулисы» как лучший спектакль большой формы.

По тематике с названными работам Театра-Театра  рифмуется спектакль негосударственного театра «Карабаска» по повести Фёдора Достоевского «Скандальное происшествие в Пассаже, или крокодил». Фёдор Михалыч был большой шутник и выпустил в свет странное произведение, а в сущности, политический памфлет. Там, видите ли, крокодил заглатывает чиновника,  а тот обустраивается в крокодильем брюхе (тепло, безопасно) и начинает чувствовать себя новым пророком. Витийствует, философствует, требует выписать к себе жену. В общем, ведёт себя вызывающе, начальства не боится, даже требует увеличения жалованья (как находящемуся в ответственной командировке).Всё бы хорошо, да крокодил начинает его потихоньку…переваривать. Авторы спектакля – режиссёр Олег Жюгжда, художник Вера Задорожняя и актёры Андрей Тетюрин и Наталья Красильникова рассказывают свою невероятную историю языком театра кукол. Изящные марионетки обживают маленькое пространство столика и чемодана, пьют чай из крохотных чашечек, отдыхают на кукольном диванчике. А актёры виртуозно работают сразу несколькими персонажами, успевая ещё перевоплотиться в хозяев крокодила  Карльхена. Эти « фатер» и «муттер», сыгранные актёрами в живом плане, и становятся главными персонажами спектакля, демонстрируя в отношении к окружающим пресловутый «экономический принцип».

От мысли политической и социальной обратимся к мысли семейной и человеческой. Именно такими категориями наполнен «Продавец дождя»  пермского Театра юного зрителя. Спектакль очень красивый. В основном, за счёт работы художника по свету. Временами кажется, что деревянная  декорация висит в воздухе, просвечивая насквозь. Вообще, лёгкость становится ключевым понятием этой постановки. Театр трактует мелодраму Ричарда Нэша как комедию, и актёры вполне уютно чувствуют себя в этом привычном жанре. Семейство американского фермера чем-то неуловимо напоминает семейку Сарафановых из «Предместья», тем более, что главу обоих семейств (чудака, фантазёра, отца-одиночку) играет один актёр – Андрей Пудов. И там, и тут царит атмосфера взаимной любви, заботы и понимания. И даже возникающие время от времени скандалы только укрепляют эти семейные связи. Дочь Лиззи в исполнении Татьяны Гладневой – подчёркнуто асексуальна в своей серой робе и резиновых сапогах. Нетрудно догадаться, что её ждёт прекрасное перевоплощение. Роль Билла Старбака исполняет «приглашённая звезда» Александр Смирнов. Он играет не проповедника, не харизматическую личность, а скорее артиста, фокусника, авантюриста. Лёгкий, артистичный, парадоксальный, он эффектно появляется на трёхколёсном велосипеде – балагане, исполняет репризы и номера, при том совершенно не исключая, что фокус может не удаться, и ему придётся спасаться бегством. Появление дождя в финале больше всего удивляет самого «продавца дождя». В довершение звучит добрый старый джаз, приправляя  историю  счастливого замужества Лиззи ноткой сентиментального ретро.

Спектакль для детей поставить гораздо сложнее, чем для взрослых. Тут важно выбрать правильную интонацию, способ разговора с маленьким человеком. Режиссёр М.Оленёва («От шабаша о шабаша» Камерного театра «Новая драма») предлагает зрителю тридцать три способа игры. В этом случае играют все: и Маленькая Ведьмочка – во взрослую ведьму, и велотренажёр – в метлу, и Ворон – в Снеговика, и актёры-мужчины – в старых ведьм, и так далее, и тому подобное. Стихия игры захватывает. Все волшебные превращения, что происходят в сказочном сюжете, производятся на наших глазах самими актёрами. Здесь нет фокусов. Игра и волшебное «если бы» способны совершать любые чудеса. Дети с восторгом следят за играми Маленькой Ведьмочки и учатся извлекать игровую ситуацию из любого жизненного факта. То есть учатся быть творцами игры, а не её потребителями. И переносят этот опыт на свою жизнь. Пожалуй, это самое важное достоинство спектакля.

Волшебство иного рода создано режиссёром Александром Янушкевичем и художником Татьяной Нерсисян  работе Пермского театра кукол «Меня зовут Лёк». Коротенькая жизнь мотылька протекает в завораживающем пространстве огромных травинок и цветков, где ребёнок-зритель чувствует себя существом такого же масштаба, как и герой. Лёк проживает свою  жизнь как череду встреч – с различными временами года, явлениями природы, обитателями травы. Каждая встреча – событие, каждое знакомство – урок. Мотылёк похож на человечка – с ручками, ножками, носиком и глазками. И жизнь его похожа на человеческую – с рождением, взрослением, любовью и потомством, а потом…уходом. Улетая, Лёк оставляет нам золотистую пыльцу и просит не забывать. А что оставим мы после себя? История философская и не такая простая, как кажется на первый взгляд.

Спектакль «Куда вы, облака?» по роману губахинской писательницы Нины Бойко – в каком-то смысле итоговая работа для коллектива студии-театра «Доминанта» (г.Губаха). Это историческая фреска времени 1920-1940-х годов. В романе много сюжетных линий и персонажей. Театр (автор инсценировки и режиссёр Л.Зайцева) выбирает одну – Наталью. Голод, вдовство, батрачество, случайное (оказавшееся счастливым) замужество с Яковом, работа, недолгое счастье, выращивание сына, дружба, потеря мужа, переезд в уральскую суровую Губаху из южных Квитков, адаптация к новой жизни, война… Разворачивая перед зрителями  историю жизни простой деревенской женщины,  театр говорит с нами о каких-то самых важных вещах – рождении и смерти, потерях и обретениях, любви, материнстве, труде – как основе жизни, человеческих отношений. И зритель начинает чувствовать себя включённым в этот общий круг. Метафорой течения жизни становится бесконечное движение ленты транспортёра – образ и сценографическое решение спектакля. Все события происходят на этой движущейся ленте – сельскохозяйственные работы, скромные застолья, свидания и встречи, деревенские «собрания» за заборами, конфликты и редкий отдых. Перед нами проходит жизнь Натальи и её окружения, а за ней – жизнь поколения, жизнь страны. Спектакль был отмечен «Кулисой» как лучший спектакль малой формы.

«Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович была привезена Березниковским драматическим театром. Незатейливая история о двух одиноких стариках, проживших не очень счастливую жизнь и получивших второй шанс, превращена режиссёром Андреем Шляпиным (получившим приз за лучшую режиссуру) в тонкую атмосферную полифонию. Пожилой паре даны молодые двойники, проживающие за них несостоявшуюся историю любви. Нотку гротеска вносят подруги героини, возникающие в самые неподходящие моменты из лежащего на полу шкафа. Живой хор аккомпанирует внутреннему состоянию героев. Волшебную атмосферу мечтаний создают мерцающие светильники. Здесь же бродит неприкаянный умерший муж героини, вымаливая запоздалое прощение. А сама Эльза (в исполнении Татьяны Гладенко, признанной лучшей исполнительницей женской роли) на наших глазах превращается из старухи с серым лицом в привлекательную женщину со звенящим от счастья голосом. Но влюблённым не суждено быть вместе в этой жизни. Им остаётся улететь. В ту страну, где они снова молоды и никогда больше не разлучатся.

Спектакли фестиваля «Волшебная кулиса» коммуницируют  со зрителями с помощью разных театральных форм и жанров. Но все они, так или иначе, говорят о самом важном – о смысле и способе жизни, о том, как остаться человеком, об обществе и стране, в которой мы живём. И значит, всё не зря.