Рождество Г1алг1а

Галл Гелиа
                Рождество Г1алг1а


РОЖДЕСТВО СОЛНЦА  ингуши праздновали в один день со всем миром ИЕРУСАЛИМ, ДРЕВНИМ РИМОМ.
ПО ВСЕЙ ЕВРОПЕ ( включая Россию и Кавказ) ПРАЗДНОВАЛИ ОДИН НОВЫЙ ГОД, РОЖДЕНИЕ СОЛНЦА ( СОЛЕ - ГЕЛИ - ЭЛЬ - ЙОЛА)
------

СЕГОДНЯ церкви ИИСУСА, в прошлом под одним именем в вариантах; ХРАМЫ : СОЛОМОНА САЛИМА  АРДИНИ, ГАЛ - ЕРДА , КОЛЯДА, АЛА -ЕРДА, ЙОЛА



День этот торжественно справлялся в Римской империи гораздо раньше христианской реформы Константина Великого. Около 273 года император Аврелиан установил на 25 декабря празднество в честь зимнего солнцестояния, под названием: Dies Natalis Solis Invicti — Рождество Непобедимого Солнца. Блаженный   Августин  называет 25 декабря  праздником  того, кто    Сотворил солнце,  а не  праздником Солнца.

В прошлом ингуши отмечали Новый год весело! Отмечали всем народом, в каждом доме и селе. Праздновали Новый год в декабре. Вообще все ингушские праздники в прошлом строились с точностью по календарю. Так и зимний праздник начинался 22 декабря, когда прощались со старым годом. Приятным фактором являлось то, что вместе с уходящим годом старались люди забыть обиды, просили прощения друг у друга, избавлялись от старых вещей и в таком очищенном состоянии встречали Новый год. Начиналось празднование Нового года вечером 25 декабря. За день до этого ц1ай саг (жрец) извещал о начале праздника, обращаясь поочередно в четыре стороны. Затем во все села шли нарочные с объявлением праздника. Дети, девушки, юноши, мужчины, женщины поздравляли друг друга с началом нового года. Желали друг другу «фар», то есть изобилия. У ингушей в древности было понятие «фарал», что означало благоденствие и изобилие всего. С пожеланием «фар» ходили по дворам. Их одаривали подарками.
+
К началу праздника 12 юношей шли в лес и приносили деревце из дуба (надж), на котором ещё сохранилась листва. Его водружали на снежный холм, воздвигнутый на краю села. Пока несли это деревце, кузнецы били по наковальням молотами, издавая громкие звуки. Юноши несли деревце без остановок и отдыха. Им пытались помешать установить его на холм, но они все же умудрялись сделать это. Шла игровая борьба.
Затем деревце поджигали, и оно горело ярким пламенем, озаряя округу. Огонь от него несли в очаг каждого дома, тем самым распространяя тепло на всех и объединяя всех общей радостью. Мальчишки жгли костры на окраинах сёл, и они горели до поздней ночи. Каждая семья старалась иметь под Новый год хорошее дубовое деревце, и в домах ярко горел огонь, исходящий от него. Надж, согласно народным наблюдениям, горел долго и не угасал. Если огонь горит ясно, хозяева верили, что наступающий год для них будет удачным.
В ингушских домах стояли столы, щедро накрытые к празднику.
Ингуши верили, что богатый стол – к богатому году. Особо целебными и полезными считались блюда, приготовленные на новом огне. Треугольные лепешки (божольгаш), круглые пироги (тейраш) занимали на столах особое место. Три пирога (кхо1 тейр), нарезанные на четыре части, подобно исходящим лучам, являлись символами солнца в этот праздник, связанный с зимним солнцестоянием.
Возможно, оттого что горит надж (дуб) долго и тепло в зимние декабрьские дни, месяц декабрь назывался у ингушей «наджг1ой бут», а новогодний праздник — «наджг1ой ц1ей». Празднование длилось три дня. Конечно, в разных семьях, сёлах могли быть своеобразные сценарии празднования, но основной линией проходила мысль об очищении, обновлении и пожелании всем добра.




           РОЖДЕННСТВЕНЫЙ ДУБ ИЛИ ЕЛКА
-----------------------------

В древней Ингушетии рождественский Дуб, как в Древнем Риме( Галлии, Этрурии, ТАРТАРИИ), затем с принятием христианства в древнем Риме ;  Дуб меняют на Елку  ....




время 25 декабря был днём Рождения Солнца, День Бога Сатурна, символом которого была сосна.
 Сатурналии были отголоском обычаев Этруссков, которые были учителями первых римских учителей…
В борьбе с языческими традициями в Риме – Римская Католическая церковь указом установила, чтобы рождение Христа впредь отмечать в день 25 декабря – день древнего римского праздника рождения СОЛА (имя бога-солнца).

Издревле у разных народов сложились свои культы деревьев: в Древней Греции — дуб и олива, в Древнем Риме — дуб и лавр, в Вавилоне, Финикии, Халдее Египте — пальма, у славян — дуб, береза, липа, у древних германцев — ель и дуб.

Йоль — ночь солнцестояния, самая длинная ночь в году. Йольское полено или Рождественское полено - древний ГАЛЛ кельтский обычай сожжения тяжёлого чурбана во время декабрьского солнцестояния.
В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь,
который
-----------------------------------------------
КОЛЯДА.     ГАЛЬ-ЕРДА праздник из ТАРТАРИИ ???
До крещения Руси повсеместно использовался Коляды Дар – календарь, в котором летоисчисление велось от Сотворения мира в Звёздном Храме.
Обряд «Тянуть Коляду на дуба» и традиции ткачества признаны нематериальным культурным наследием Беларуси.
Оказывается, встречать зимние праздники в древности  начинали  уже 24 декабря – именно в этот день стартовали Коляды, а за ними Большие Велесовы Святки. В это время, по поверью, открывались врата между реальным миром и миром духов – миром Яви и миром Нави. И важно было найти общий язык со сверхъестественным – у сил добра попросить процветания и защиты, а силы зла - как следует задобрить подарками.
У славян сказочным деревом всегда считался дуб. И именно на дуб вешали подарки для добрых и злых духов. Помните, у А. С. Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Дуб  – это могучее  дерево, символ огромной жизненной силы, долголетия, священное дерево бога Перуна. Дуб давал людям энергию и защиту. Первый хлеб пекли из дубовых желудей, растирая их в муку.



СОЛСА СЫН СЕСКИ НОРМАННЫ НАРТЫ В ГОРАХ КАВКАЗА ...
ЖРЕЧЕСКИЙ СОЮЗ?
-------------------

СОЛЬ  — римский бог солнца.
В древнейшие времена римляне не считали Солнце (и Луну тоже) божествами? Соль стал официальным божеством, с которым отождествляли императоров (однако еще в середине 1 в. н. э. до этого додумался Нерон). Художники изображали его на колеснице, запряженной четверкой золотых коней, с головой, окруженной лучами, подобно греческому Гелиосу.

В Риме у Соля было святилище на Квиринале, а также в Большом цирке — как «небесному наезднику». В 270 г. при императоре Аврелиане на Марсовом поле был возведен храм «Непобедимому Солнцу». Колоссальная статуя Соля стояла перед Колизеем (вообще-то первоначально она изображала императора Нерона и была возведена им в собственную честь, но в 69 г. ее велел переделать в статую бога Солнца расчетливый Веспасиан).
---------------------------------------

Согласно  НАРТИЧЕСКОЙ  -   НОРДИЧЕСКОЙ  версии
-----------------------------------------------------
 Жреческие союзы ( католическое миссионерство в горах Кавказа это только продолжение былого жреческого. Ингушское жречество известный древний центр!, и  не было изолированным, что закреплено в мифах и нартах)


Солсбери - имя, город, утес, графство, ингушский вариант Солса имя бери - всадник, рыцарь. / Солса Бери Инг.Пхьагал Бери/
Солса - гебаг1 - жезл командира с орлом. Солсбярий - рыцарь Солнца/Сол/см Солсбери и сассиНах - sassenach в Англии/

Сеск - полугодие, дружина в одну центурию, в инг легендах 63 легионера, охрана купцов, миссионеров?!

Взаимосвязь существует и между именами Сиспе и Сеска Солса. Личным именем нахского героя является Солса, а Сеска - имя его родителя. Этрусское Сиспе и нахское Сеска созвучны. Древние нахи "продлили" род мифического Сиспе (Сизифа). Различия форм Сизиф (Сисиф) и Сиспе обусловлено переходом звука ф в п (ф>п). Трансформация "туземного" словосочетания Сиса
ва "женщины (сын) есмь" дала греческую форму имени. Сисиф и Сеска -этимологически тождественные и равнозначные имена. Специалисты по нахским языкам высказывали предположение, что Сеска может быть произведенным от слова сиесак//сесаг//... - "женщина, жена". Известна более древняя форма этого слова - сиса//сеса - "женщина, жена". Словосочетание сиса ва - "женщины есмь" и словообразование сеска < (сеса -"женщина", + къа - "сын") равнозначны. Точно так же равны значения имен Сизиф (Сисиф) < Сиси ва и Сеска. Они имеют значение "Сын женщины". Таким образом "туземцы" Балкан, как и нахи, могли именовать любого выросшего без отца, воспитанного матерью. Сохранившиеся в памяти вай-нахов имя Сеска (Сиспе//Си зиф) свидетельствует об их родстве с мапо-азийско-бапканским населением.

 легионеры с Нар - река, в Др Риме, жители сабиняне, этруски родственные нахам) (т1е - над, приставка, к сближению?! другой пример Теркийс т1е над рекой Терек)

Ps


    СТРАНА СОЛНЦЕ - Ghalgha (АЛАН ОЛЬГА ГАЛГА HELGI СОЛСА)
------------------------

что мы знаем о стране Солнца, кроме фантазии историков?
ПРИМЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

ГОРА ГАЛГА/ ОЛЬГА
Джимара — Джимарай Хох, Гимарай Хох, вершина Большого Кавказа, в 9 км к З. от Казбека. Высота 4780 ( маразм осетины "аланы", спешно переименовали аланское название самую высокую точку Осетии???)

---------------------------------------
.."По солнечному календарю ингушей год состоял из 365 дней. «Каждый четвертый год был полным, включал 366 дней и считался ими [ингушами], в отличие от многих других народов, счастливым». Ингушский год (инг. шу) делился на две части – летнюю и зимнюю, на сезоны – зима (инг. Iа), весна (инг. бIаьсти), лето (инг. ахк), осень (инг. гуйре) и состоял из 12 месяцев (инг. шера шийтта бутт ба). Каждое время года состояло из месяцев (инг. бутт соответствует названию луны).

Празднование а затем отсчёт времени начала календарного года ингушей в поздней вариации начинался с 22-25 декабря. Первый, самый холодный месяц получил название Наджиганцхой. В это время проводились «праздники Гоанцхой и Ноджой… тщательное исследование этого вопроса показало, что в прошлом эти два праздника отмечались вместе и относились ко времени зимнего солнцестояния, с которого велось и начало нового солнечного года». Со временем поста связано наименование месяца Мархи-бутт (инг. марх – древнее название солнца), который в настоящее время соотносится с мусульманским месяцем обязательного поста – Рамадан. Месяц кукушки – Бекарг, во время которого ингуши не справляли свадьбы. В честь богини весны, плодородия и деторождения Тушоли (22 марта – 22 апреля) ?был назван апрель. А. Тутаев дает еще одно название этого периода – «гIалгIай мархий бутт» (месяц поста ингушей), который многими исследователями соотносится со временем христианского поста. Однако, несмотря на то что «гIалгIай мархий бутт» и соответствует времени христианского поста, непосредственно с христианской религией он никак не связан. Отметим, что из всех названий месяцев ингушского календаря нет ни одного, который хоть как-то в смысловом плане был приближен к христианской религии.

Следует согласиться с М.Р. Ужаховым, который выдвинул предположение о более древнем времени начала отсчета нового года у ингушей – 25 марта («ГIалгIай мархий бутт» – месяц поста галгайцев). Он пишет: «Есть основания думать, что пост у древних вайнахских племен имел прямое отношение к солнцу». Таким образом, солнечная календарная система ингушей формировалась задолго до появления христианства на Центральном Кавказе.
СЛОВА ПОЗДРАВЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕГОДНЯ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ.  ТОЛЬКО СЕГОДНЯ ПРАЗДНУЮТ ПО ЛУННОМУ МУСУЛЬМАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ, но три дня как в прошлом.


Ингушское поздравление
«Марх къоабала хилда шун,
Хьийга хало маьлах язъйойла!
Ер ди а, ер шу а
Маьрша доаг1алда!»
«(Марха (солнце) пусть будет одобренным!
Испытанные трудности
Пусть «запишутся» добром!
И этот день и этот год
Пусть будет мирным (счастливым)!)»
--------
Сравнил как поздравляли наши предки с праздником Солнца, современники забывают о Родине...
------
«Очи дяла! Шу даькъала де, тха марха къоабалде,
тха дезалаш маьрша лелабе 1а, цамогарех лораде 1а,
ялат хьувкъаде 1а, дезал бебабе 1а, тхоаш маьрша леладе 1а,
тха мохк лорабе 1а».
В переводе эта молитва о благополучии звучала так:
«Сделай год благородным, прими наш пост, береги наше потомство, пусть размножится наш скот, пусть год будет мирным, береги нас от болезней, сделай поля урожайными, приумножь потомков наших, береги нас всех, береги нашу Родину».
-------------//

     ЦАРЬ И СВЯЩЕННИК САЛИМА ...ХРАМ СОЛОМОНА. Иерусалим- ЭЛЬ - ГЕЛЬ.
Мел(ь)хиседе;к (др.-евр. ;;;;;;;;-;;;;;; Малкице;дэк; царь справедливости; от малки — «мой царь», цедек — «справедливость») — библейский персонаж, царь Салимский, священник Всевышнего в Шалеме (Иерусалиме) во время патриарха Авраама[1].Мелхиседек, священник Эль-Эльона, Всевышнего, единого и единственного Бога».
"Малки-Цедек», по мнению некоторых комментаторов, — прозвище, которое дали царю будущего Иерусалима за его праведность и справедливость. Настоящее же имя его — Шем, сын Ноаха, один из великих праведников, переживших Потоп.
Он исполнял также роль священника Всевышнего, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы Авраам отдал десятину именно ему. Ведь первосвященник не обязан быть самым великим праведником и мудрецом, хотя, конечно, он должен хотя бы в какой-то мере соответствовать этим понятиям.
Мудрецы говорят, что в дальнейшем право быть священниками Б-га осталось не у всех детей Шема, а только у потомков Яакова, внука Авраама, но это было позднее."

 -  Малкицадек  -  царь Правды, о едином боге Человечества, который существовал до нас и будет существовать после нас, имя которого несет в себе информацию:
Малкицадек/ Мелхиседек  - ингушский буквальный перевод  - Малх/Солнце цада/цадек - чистая вера, царь Иерусалима/ Гелия и жрец единого бога Эльона/ Г1ал... Либо Мал'х/  Солнце , Садакъ/Душа есть.
 Melech - еврейское царь, владыка.
Малх - ингушское летнее Солнце, имя
Гелия - Ингушетия, Иерусалим, божество Солнца
Г1ал - бог Эль
 -  Найдена археологами и пещера Махпела, купленная Авраамом для погребения Сарры (Быт. 23 гл.). Ингушский буквальный перевод Махпела/ Махбела - цена заплачена.
 -
М. Хоренский в книге «История Армении» отмечает, что после строительства Иерусалима он был переименован в «Гель»

.." По моему мнению, эта священная земля( Шама) располагалась в Ханаане и центром ее был современный город Иерусалим, построенный, как отмечает древнееврейский писатель и историк Иосиф Флавий, гиксосами-хурритами.

 Из исторических источников, опирающихся на Библию, известно, что Иерусалим оставался хурритским городом вплоть до его завоевания царем Давидом. Однако хочу уточнить, что переселенцами из святой земли на Кавказ являются далеко не все Нахче, а только какая-то их часть. Но это — тема отдельного разговора.

     А есть ли основания считать, что Иерусалим изначально, еще с хурритских времен, был священным городом?

Да, такие основания имеются, если принять на веру библейский рассказ о том, что Авраам заплатил десятину царю и священнику Иерусалима Мелхиседеку и принял от него благословение. Этот момент можно толковать лишь в одном ключе: Мелхиседек, царь и священник хурритов, живших в ту пору в Иерусалиме, исповедовал единобожие и был настолько свят, что даже Авраам заплатил ему сакральную десятину от своей военной добычи и принял его благословение.

 Нет сомнений в том, что в Иерусалиме уже в то время стоял храм, поскольку не бывает ни священников, ни самой религии без храма, без места поклонения Богу. Поэтому храм, гораздо позже построенный в завоеванном Иерусалиме царем Соломоном, был не первым, как принято считать со ссылкой на Библию, а вторым в соответствии с той же Библией. И первый храм в Иерусалиме был построен хурритами."( Нунуев С-Х)




Галут Авраама по реальным топонимам ( Гелия  Ингушетия Назрань / Галилея Израиль Назарян ..);

Г1ал - корт  горная вершина В хребте Ц1ей-лоам ( ц1ей - священная), находится гора  Г1ал-корт,( буквально Г1ал - имя бога, корт- голова),  гора в Ингушетии с отметкой 3171м.
Г1ал - Корт — горная вершина в Чеченской республики. Высота над уровнем морясоставляет 2115 метра[2][3].
Г1алг1а - корт  ,   Самая высокая точка вершина Осетии;( гора Джимара, калкан хох)
Горы; Галохой лоам-гора галохоев.(вейнахское родоплеменное название Галанчожа Чечня). 

Г1алг1ай дукъ-хребет ингушей галгаев.

Имя Бога в названии вершины горы показывает  высокий высший  статус Бога Хал перед другими богами из  повседневной жизни.. и именно этого Бога сильно страшились в прошлые времена.. (  древние цивилизации называли своего  Бога Горным богом! )..
-----

Священная " ингушская" Священная  гора в Шаме, Сирии Турции !!

Г1ал-дукъа - Аладага - 
 Келадага Яйла дага Хаза ( Хаза - красивые)
На границе Турции и Сирии на зелёном хребте Яйладага высится конус горы Келдаг (по-арабски — Джебель-аль-Акра) — священной горы множества религий. Довольно скромная 1736-м вершина не является ни высокой, ни особо живописной, но при этом имеет длинную и богатую историю в роли священной горы для хурритов, хеттов, угаритян, греков, римлян и ранних христиан.
Древние хурриты называли гору Хаззи и считали её местом обитания главы хурритского священного пантеона — бога грозы Тешуба. Сменившие хурритов хетты переняли их религию и продолжили считать Хаззи обиталищем грозного бога. В более поздних хеттских мифах Хаззи становится персонифицированной героиней — спутницей Тешуба и выступает как гарант всех божественных договоров.
-----
Аладаг Турция
Через территорию района проходит горный хребет Аладаг, относящийся к Таврским горам.
Аладаглара
Аладаглар (Аладаг) - самый высокий хребет Цетрального Тавра, четыре его вершины превосходят 3700 и множество вершин - 3500 м. К числу высочайших вершин относятся Димерказык (3806), Кызылкия (3742), Эмлер (3724), Кызыл-яр (3702) и Калды

Следы  в ветхозаветное прошлое;
ГАЛУТ в — Галаа (Гилия), Галаад (=Галат), Галилея, Галгал (или Гилгал), Гахила (Ждебель ель Кола), Гауланитида, Гелвуй (Гелбон), Гило (Бет Гала), Голан, Голанские высоты, Гелул, Кеила (Кеиль, Кеил), Келесирия, Каллирое, Калкилие, Колоние, Нахр эль Кельб, вади Келт (протекает мимо Иерихона и впадает в Иордан)? Или ГАЛУТ в ГЕЛИИ? Или вот еще такая информация: «бог у ГалГа был один, он входил в самоназвание ингушей, существовала идея единобожия.

Все вершины гор носили имя верховного Бога Гал/Ала»… в честь ингушские храмы Гал-Ерда( Гальерда Гульерда, Алаерда )
;

Свидетельствуют Кавказские и восточные языки о народе пророков, патриархов из Писания ( Beni-Israel: в Коране, Сынов Израиля (араб. ;;;;; ;;;;;;;;;;;;, бани-исраиля)
"Все таинства древнего мира связаны с одним местом и народом, который живет на этом месте. В источниках это место называется Гель, Хель, Гилея, Галлия, Галаад, Хелат, Халдея, Кельт и т. д. А народ, который живет здесь, назывался гелами, галлами, халдеями, гульярдами.  ( Гал-ерда)  и т. д. В древних источниках этот народ считался потомками богов, полубогов, ангелов, драконорожденных и святых. Все императоры, короли, цари, султаны, шахи также принадлежали этому народу. Сам Господь Бог управлял ими, считая их собственным народом, а их землю – Своей землёй." 


РОЖДЕННСТВЕНЫЙ ДУБ ИЛИ ЕЛКА
К началу праздника 12 ингушских юношей шли в лес и приносили деревце из дуба (надж), на котором ещё сохранилась листва. Его водружали на снежный холм, воздвигнутый на краю села.

PS Г1АЛГ1А / Калка - допотопный термин  "Galga" упоминается в клин. документов 3250 г д н э, в средневековье    титулы вождей, жрецов, ханов,халифов   «древнее имя бог ГалГа/ КалХа» , на Кавказе и в северной Месопотамии.. ;Первоначальное  значение слова Г1алГ1а, произошло от древнейшего шумерского Бога: Г1а, Хай, Энки..а термин Г1ал, лежащий в основе этнонима ghalgha, в различных языках выражает исключительно восхитительные эпитеты - высший, золотой, главный, священный..

Хайя- коран, высшая ступень в познании Аллаха.
По приданию Хайя - создал человека в горах , меж двух рек: Тигр и Ефрат.
Эдем- райский сад находится на Армянском нагорье
Хай у евреев жизнь и глагол быть существовать, в каббале Хай самый высокий уровень души
Бог ХАЙА-EA почитался также по всей Месопотамии. Самые ранние письменные упоминания Бога ХАЙ(А)/HAY(А), именуемого также «Богом Мудрости» и «Богом Космической воды», можно найти в шумерских надписях, датируемых около 2800 до н.э.
Бог ЭA-ХАЙ(А) позднее почитался также аккадцами, которые знали его под именем ЭНКИ