С Днем независимости, страна!

Милла Синиярви
Подумала, а были ли такие из русских солдат, офицеров, казаков и другого служивого люда, которых отправили во время «Великой» войны 1914 года в Финляндию защищать Россию матушку, которые искренне интересовались чужим бытом? Ведь жили в Финляндии совсем по-другому. Или русским мужикам была та «Хинляндия» не просто безразлична, а даже глубоко враждебна? Смотрели солдаты, посаженные в «корыто» для отплытия на Двину на фронт с немцем на стального цвета воду, на пенящиеся порожки и думали, что это рябая баба-постируха колотит вальком по гладкой скале. Скорей бы отправиться из этого постылого «Гельсинка», в котором даже мальчишки на побегушках имеют больше уважения, потому что они то дома.
 
Водили солдатушек строем в русскую церковь. Замечали вояки, с какой ненавистью смотрят на них жители, видать, привыкшие спасаться от русских. Деды и бабки передавали из уст в уста, как грабили и убивали пришлые. Чужая страна, свои порядки, неприветлив и холоден этот Гельсинки для русского человека! Все здесь не по-людски, не по-божески.

А дома печь завсегда тепла, как добрая баба желанна. Эх, Расеюшка...Так вот и прокормили вшей в окопах русские солдатушки, пока не грянул семнадцатый год. Одной стране принес он освобождение, а другой катастрофу. Но тут уместно взять себя в руки и вспомнить русскую пословицу «за что боролись, на то и напоролись».

Отвечу на свой вопрос таким примером. Стояли в Средней Финляндии казаки как раз накануне переворота. Уже позабыло их начальство, прекратились поставки продовольствия. Смышленные мужички сами себя прокормили и еще местным жителям хлебушка доставили. А дело было так.

Стоит город на берегу большого озера. Базар упирался в высокий холм, песчаную гряду. Придумали казаки из песка печи складывать, покупать у крестьян зерно, которое те привозили на конскую ярмарку, да хлеба выпекать. За хлебушек получали овес лошадкам, себе молоко и даже яйца. Развернулся настоящий товарообмен, вели себя казаки мирно и торговали честно. Не хлебом единым снискали они доверие местных жителей, а золотыми руками и сноровкой.

Стали мужики ходить по городу, где сапоги починят, где стекло вставят, где еще по какому ремеслу сгодятся. Первая Мировая и здесь себя проявила: много крестьян ушло на фронт. Кого-то забрали, а молодые, из студентов, так и добровольцами ушли воевать на сторону германцев. И такое было...

Долго ли, коротко стояли казаки в «Хинляндии», только пришла пора и честь знать. Надо было в Россию-матушку возвращаться. Только оказались среди казаков такие, кто дюже заинтересовался местными жителями, особливо жительницами.

Ну а дальше сами понимаете, к чему веду. Мне про казаков рассказал девяностолетний дедушка лет десять тому назад, когда я работала экскурсоводом в городе Ювяскюля. Услышал он русскую речь как раз на том месте, где казаки стояли, когда я с нашими туристами работала. Подошел и стал приветливо общаться на финском, правда. А под конец я спрашиваю, как зовут дедушку. А он и говорит на чисто русском: «Павлушкой батька прозвал».  Вот я и думаю, сколько таких «павлушек» живет в этой «Хинляндии» после наших казаков.

На дореволюционном фото русские крестьяне. Возможно, отцы или братья тех самых казаков. Дедок в центре очень похож на моего отца. Может, родственник?