Дорога к шаману

Олег Харебин 2
Дорога к шаману

                Памяти Виктора Молина


Глава 1

В конце апреля 2002 года, восемнадцатого числа, мы, члены команды  «Грин-инвест» – Витя, Дима и я, – рано утром, в воскресный день, выехали в Хакасию в Абакан к шаману Валере, хакасу, разумеется. Была договорённость – провести обряд очищения Димы, нашего шефа и товарища.
Сначала мы ехали на Витиной «семёрке». Когда проехали примерно половину пути неожиданно стал гудеть задний мост при скорости свыше ста км в час. Мы тормознули и стали совещаться – что делать дальше? Дима предложил вернуться и пересесть на его джип – «Мерседес G-500». Я возражал, что у «классики», мол, задние мосты гудят годами, и ничего не происходит. Витя был безучастен. Мы всё-таки вернулись, и пересели на «мерс»…
Дорога была пустынна и почти свободна. Я дремал на заднем сиденье. Вдруг в дрёме увидел лица двух знакомых молодых людей – парня и его девушки. Оба погибли в результате несчастного случая – пожара. Отмотать бы время назад! И я бы уговорил всех не ехать дальше, или, по крайней мере, сидящего за рулем Диму сменить на первоклассного водителя Витю! Разумеется, пришлось рассказать об увиденном ребятам, и списать увиденные образы погибших на видневшееся невдалеке степное поле, усеянное могильными камнями с незапамятных времен… Неожиданно все замолчали и почему-то напряглись. Витя вообще покраснел, глаза его блестели. Мы ещё не знали, что сама Смерть набросила на него своё покрывало…
Минут через тридцать мы въехали в село Знаменка Боградского района, что примерно в ста км от Абакана. Главная дорога разделилась на прямую, и правую части. Обе то время были равнозначны. Объездная огибала Знаменку справа. Кривизна поворота была довольно значительной.

 Дима вел «мерс» чуть за сто. В какой-то момент он понял, что не впишется в дорожное полотно и съехал с дороги в поле. Высота съезда – сантиметров шестьдесят-семьдесят – не внушала никакого опасения. Но на нашем пути связисты вырыли какую-то яму-траншею. Каким-то образом, одним или двумя задними колёсами «мерин» наехал на бруствер выкопанной земли, и упал, перевернувшись назад, на заднюю часть кабины, где сидел я. Помню, как пол и потолок поменялись местами, и я воткнулся головой в потолок… Искры, потеря сознания.
Позднее я узнал, что после опрокидывания назад, «мерин» дважды перевернулся вокруг своей оси вправо, и встал на свои четыре колеса, ударившись о бетонный столб. Что происходило дальше, стало известно позже из протокола автоинспектора и собственных отрывочных воспоминаний. Помню, как какие-то люди монтировками вскрыли двери «мерина» и положили меня на апрельскую землю, почти свободную от снега. Я что-то кричал …

… Оказывается, за нами в ста пятидесяти метрах ехала иномарка с тремя мужчинами – авария произошла у них на глазах. По их словам, Витя сам вышел с передней пассажирской стороны. Но, сразу упал. Кстати, в ста метрах находилась сельская больница. В то время, когда двое вскрывали двери «мерина», третий поехал в эту больницу и привёз двух врачей. Следом подъехал больничный «уазик» - «таблетка».
Помню, как мы втроём – Дима, Витя и я – лежали на полу сельской больницы. Врачи заварили крепкий чай и давали нам его пить из соломинки. Кажется, мы умирали. Витя был здоровый, стокилограммовый мужчина. Его повезли первым на «таблетке» в районную больницу Бограда…Наполпути он умер от повреждений и кровоизлияний внутренних органов… Подушки безопасности в этом «мерине» не было, зато напротив переднего пассажирского сидения была большая удобная ручка в виде скобы…
Только на следующий день, в реанимации, мы узнали, что Витя умер…
С Витей я был знаком четырнадцать лет. Он не был моим близким другом. Но он был единственный из моих знакомых, с кем я бы пошел на любое дело – хорошее или плохое… Прощай, дружище!


Глава 2

Диму увезли в Красноярск на карете «скорой помощи». Приехали товарищи: Андрей и Слава. Организовали отправку Вити в Красноярск…
Я ещё полтора месяца с контузией позвоночника и сотрясением мозга кантовался в малолюдной хирургии районной больницы. Я не ходил – мог лишь сидеть. Тело ныло, может быть, плакало. Руки слегка дрожали. Голова – совершенно пуста. В ней, как сполохи, вспыхивали яркие красочные картинки. Сначала они были бессвязны, затем пошли последовательные сюжеты. Я не мог писать, но у меня был кассетный плеер с функцией звукозаписи, и каждое утро или глубокой ночью я проговаривал увиденное во сне и в грёзах на плёнку…


Глава 3

…В середине столетия молодое, первое в мире государство тружеников после тяжелой, затяжной, но победной войны, первым совершило запуск в Космос Человека. Народ охватил небывалый душевный подъём. Вот он – первый реальный шаг в светлое будущее!
На волне этого душевного подъёма, небывалого по масштабам, началось обустройство больших городов и малых деревень. И вот в таёжных сёлах стали появляться целые новые улицы из лиственных и сосновых домов. Новая страна, новая мораль, новые цели – новая жизнь…

Дом стал Домом тогда, когда в него заселилась большая семья, где были стар и млад, топилась печь. Повседневная жизнь людей и тепло печи – вот что способствовало тому, что Дом стал живой. Звонкие крики детей, глухое ворчание стариков, неторопливый говор взрослых, мяуканье кота, треск горящей печки, а также жажда к бытию образовали дух Дома, который, то возобладал, то успокаивался, в зависимости от интенсивности хода жизни. Дух вошёл в плоть дома – деревянные стены, потолки, окна, двери, пол, и дом стал Домом – обрёл собственное бытие. Бытие ни человеческое, ни вещное, а жилищное…


Глава 4

Но вот «отцы» молодого государства решили, что страна нуждается в «копчёных» людях. Кто такие «копчёные»? – Те, кто живут в больших городах, работают на больших заводах, спят в больших многоэтажных бетонных жилищах. На работу ходят по большим широким улицам, по которым ездят коптящие машины – они коптят идущих с работы и на работу людей. Многоэтажные дома нужны тоже для того, чтобы было легче коптить людей. Что говорить о самих заводах и фабриках? Люди думают, что они ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги, а на самом деле, -для копчения! Зачем «отцам» молодого государства столько «копчёных» людей?

Так ими легче управлять, регулировать «копчёность» – источник всякого прогресса?! Но сами «отцы», почему-то жили вне «копчёных» городов. А яйцеголовые очкатые умники свои академии и институты «копчёности» строили так же, поближе к матушке, матушке-природе.

 Простым же деревенским парням и девчатам они, вместе с «отцами», предложили «копчёные» ценности, - идеальное «копчёное» бытие: «копчёное» жильё в центре города, «копчёный» автомобиль  плюс работа на большом «копчёном» заводе…
Между нами говоря, «отцы» молодого государства были плохими отцами даже в своих семьях. Их дети бездумно развлекались, шалили, спивались, убегали заграницу. Может ли отец, не ладящий со своими детьми, совладать с народом? – Конечно, нет!
Были времена, когда первобытные предки коптили умерших сородичей с целью их посмертного почитания. Но учёные умники и «отцы» решили: пускай люди «коптятся», будучи живыми! Цивилизованный прогресс налицо. Надо отдать должное «отцам» – «копчёность» хорошо оплачивалась! На каком-нибудь алюминиевом заводе за «копчёность» платили в пять раз больше, чем в деревнях. Человек так устроен, что всё время хочет попробовать чего-то нового: хорошего или плохого. Как узнать, что нечто хорошо или плохо? Только попробовав это нечто! И вот молодые деревенские парни и девчата оставили места, где жили их предки, и ринулись в города для «копчения» и стабильного высокого заработка. Многие деревни и дома опустели. Но Дом, о котором здесь пишется, ещё жил – там оставалась старенькая Бабушка…


Глава 5

Итак, в большом молодом государстве жили-были деревенские и «копчёные», «отцы» и их помощники, а также учёные умники. «Отцы» вели народ, умники им помогали, «копчёные» – велись, а деревенские – просто жили. Впереди маячило святое будущее – поэтому люди шли. Но во всякое время найдутся те, кто плевать хотел на будущее – им нужно всё и сейчас! Бери от жизни ВСЁ! Внимание! Это – наживалы! Они – самый опасный род людей для молодого государства. Однажды они поспособствовали падению великой боговерной тысячелетней цивилизации. В то время с западными шла война. Наживалы скупили хлеб, придержали, его и взвинтили цены. Труды десятков поколений боговерных предков были отброшены – к власти пришли «отцы» и их помощники. Они перебили боговерных, и объявили диктат «копчёных». Но «отцы» слишком много на себя взяли – алчность, жадность пока неистребимы у рода человеческого! Ни боговерие, ни «отцовство» не справились с грандиозной задачей!

Наживалы взяли реванш во второй раз: придержали еду, зарплату, взвинтили цены и взяли власть у «отцов». Они успели продать половину государства, но их вовремя остановили «медведи». Откуда они взялись? Появление «медведей» было предопределено свыше – во время последней «отцовской» олимпиады в небе появился молодой пухлый Медвежонок…
Как и куда идти, если невозможно идти ни путём «отцовства», ни путём безудержной наживы? Если человеческое разумение не может найти решения, то включается животное, в нашем случае – медвежье. Дух далёких до человеческих предков – медведей – приняли некоторые душу имеющие люди, и, в свою очередь, попридержали наживал…

Великий писатель молодого народа Моголь в своём великом произведении «Смердящие души» предупреждал о коварстве наживал. Чем же они опасны? Ведь в других странах наживалы действуют рука об руку с государством. Наживалы молодого народа были опасны неотёсанностью и безбрежной жаждой наживы! Прочие зарубежные наживалы в своём большинстве были отёсаны законом и боговерием вот уже триста, а кое-где и четыреста лет. Неотёсанные люди – невоспитанные люди. Невоспитанные – аморальны. Какое дело аморальному до Родины-Матери? Никакого…


Глава 6

Удастся ли «медведям» держать наживал в узде? Время покажет. Да и что нам до них?! В далёкой таёжной глубинке доживает свой век одинокая Бабушка. Она часами смотрит в окно. И ждёт. Ждёт, что приедут дочка, сын или кто-нибудь из четырёх внуков. Дети давно обосновались в городе, хорошо «прокоптились». Они всегда заняты – улучшают «копчёность». Внуки – тоже «прокоптились». Бабушке нужно немногое: побыть рядом, поговорить о том - о сём. Дом понимал это и жалел Бабушку. Когда она спала, он устраивал так, чтобы мухи не докучали спящей, а бились в окна. Если кто-то проходил мимо, то Дом хлопал ставней или скрипел дверью, приглашал зайти – дать Бабушке человеческого тепла.

Из четырёх внуков Бабушки трое были «копчёные», один – Непутёвый. Непутёвый, наверное, тот, у кого нет собственного пути, либо тот, кто его не нашёл. Он постоянно менял работу: то «наживала», то «копченый», то - вообще без работы. Ко всему прочему, он ещё прикладывался к бутылке. Но из всех внуков лишь он постоянно навещал Бабушку. Когда Непутёвому было за сорок, Бабушке – за восемьдесят. Носить уголь и воду в Дом, колоть дрова, убирать снег старушке было тяжело, и Непутёвый, долго не думая, переехал в деревню. Жили они бедно, но чувствовали себя хорошо: Бабушка, Непутёвый и … Дом. Все дарили друг другу приязнь. Дом же, вообще, воодушевлялся, когда под его крышей собиралось множество людей на праздники, свадьбы, гулянки. Всё происходящее во время этих массовых мероприятий Дом впитывал как губка! Он был местом собирания людей. Все основные события жизни людей происходили в Доме: рождение и смерть, свадьбы и разводы, праздники и будни. Дом особенно ощущал свою нужность зимой, в сорокоградусные морозы. Он, как и люди, любил тепло домашнего очага – печи. Снаружи минус сорок пять, внутри – плюс двадцать пять градусов! Такая разность температур вызывала конструктивное напряжение всех деревянных его членов – стен, окон, дверей, перегородок, перекрытий, пола. Все деревянные составляющие включались в одну работу, в одно дело – в защиту, сохранение и сбережение людей. В этом значился смысл Дома.


Глава 7

Страна, о которой здесь идёт речь, многим известна – она называется Русия. В то время у власти стояли люди, вобравшие в себя толику духа медведей – одного из символов Русии… Чтобы быть успешным в жизни и в делах, внутри себя должно иметь какой-либо дух: боговерия, отцовства, «копчёности». Даже нажива требует духа алчности. Всякая цель, всякий успех требуют духа.

«Медведи», кроме сохранения народа и государства, никаких целей не имели. Они с трудом держали наживал в узде. Что же другое можно противопоставить духу наживы, алчности? Не культ же медведя?! Хотя в соседнем древнейшем государстве –Кидае, власти разрешили культ медведя банды! Странный народ эти кидайцы: едят всё подряд, верят во все веры – свои и чужие!
Итак, чтобы быть успешным, народ должен быть воодушевлен. Но чем? Нужна мораль, вера, способная охватить всех: «копчёных», деревенских, умников, наживал.
На юге Русии небольшой, но гордый народ Чачкарии воодушевился духом Волка. Результат был плачевен. Расцвели разбой, резня людей, рабство. Значит, духом медведя воодушевляться нельзя, решили «медведи». А если воодушевиться наживой, как западные народы? Но для этого нужно быть «отёсанным» – воспитанным…
У каждого народа есть своё сердце. Сердце томится верой, любовью, волей… А чем томится сердце народа Русии? «Медведи» долго размышляли, вспоминали историю. И вспомнили, что Русия достигла наивысшего успеха тогда, когда ею правила великая императрица Кантерина, родом из западной страны Немеции. «Медведи» задумались, а вдруг сердца народа Русии в любви к Матери: матушке-землице, матушке-родительнице? Родина – Мать!?! Вот что сердце народа – решили «медведи», и во главе государства поставили женщину. Женщина-правительница объявила новую мораль: любовь к Матери. Расцвело материнство, разыгрался культ Матери. Народ воодушевился…


Глава 8

В Доме шла обычная жизнь. Топилась печь, варилась каша, пеклись блины. Непутёвый учился у Бабушки готовить. Но однажды у Бабушки случился инсульт. Приехала мать Непутёвого, и Бабушку увезли в город - она нуждалась в уходе. Непутёвый недолго пожил один, затем подался следом. Нужно было зарабатывать на жизнь. Дом заскучал, приуныл, потому что был одинок и лишился своего предназначения – возможности защищать и хранить людей. В Дом порой наведывались воришки. Хотя и были они людьми, радости от их посещений Дому не было. Воришки учиняли бардак, пакостили, того и гляди подожгут ненароком.

У Непутёвого появилась мечта – он решил заработать денег и насовсем обустроиться в Доме. Он стал наживалой. Мечта вдохновила, а затея удалась.
Вскоре он навсегда поселился в Доме. Все знакомые и друзья недоумевали: менять городские удобства на деревенскую глушь? А Непутёвый недоумевал по поводу друзей и знакомых: как можно жить в бетонных клетках, где рядом кухня и туалет, столовая и спальня, где сплошь «копчёность» и закопченность?

Он отремонтировал крышу, печь, окна, крыльцо. Дом был доволен, как человек, ремонтирующий зубы, подстригающий волосы. Когда о тебе заботятся, всегда приятно.
Чем же был дорог Дом Непутёвому? – Детскими годами. До школы пять лет он прожил в этом Доме с Бабушкой. Тогда он был Малышом. Бабушка работала в сельском медпункте уборщицей. Она рано уходила на работу. Малыш просыпался в одиночестве и выходил в сенцы, изнутри толкал плечом дверь, и она распахивалась. Во дворе бродили цыплята, куры, солнце било в глаза. Малыш садился на завалинку и отдавался солнечным лучам.

Нагревшись, Малыш залазил на крышу Дома и осматривался: сразу за огородом конный двор с кузницей, за ним сельское кладбище. В обратной стороне, по другую сторону деревни, – озеро, окружённое полями, засаженное картофелем и турнепсом.
Малыш был абсолютно свободен. В зависимости от едва понятных ему внутренних побуждений, уходил то на конный двор, то на речку, то к Бабушке в медпункт за витаминкой. На речке его ждали друзья. Малышня совершенно свободно решала вопросы своего времяпровождения и питания: рыбалка или поход на поля за картошкой, турнепсом. Из рыбы варилась уха, которую ели самодельными ложками из берёсты. Картофель пекли, сложив берёзовый валежник особым порядком в виде домика. Турнепс поедался сырым, но его добыча требовала сноровки и бдительности, потому что турнепсовое поле постоянно объезжалось  объездчиком на лошади – нужно было настороже и  маскироваться среди турнепсовой ботвы. Вечерами малышня ужинала подсолнухами, огурцами с чужих огородов…

Непутёвый поэтому рвался жить в Доме, он хотел счастливого состояния Малыша. Как стать счастливым? – Нужно иметь такое же отношение к миру, как у Малыша…
Дом, в котором Непутёвый провёл лучшие детские годы, помогал обрести счастливое состояние.


Глава 9

…Культ Матери развивался дальше. Как же сделать народ счастливым? Насильно ни один народ - нельзя. Люди должны иметь толику свободы, чтобы самим искать своё счастье. Но в каждом обществе есть те, кто нуждаются в опеке и присмотре – дети и старики.
Как действует мужчина-правитель? Он разделяет народ на жрецов, воинов, купцов, тружеников и каждому сословию вменяет чёткую систему запретов и свобод; кроме того, он ищет врагов, как в пределах, так и за пределом страны.
Женщина-правитель стремится создать атмосферу приязни, теплоты в отношениях с разными людьми. Мужчина-правитель руководствуется принципом: разделяй и властвуй, женщина-правительница – объединяй и властвуй.

Правительница Русии, её звали Людомила, провозгласила культ любви к Детству и Старчеству. По всей Русии стали строить Дома Детства и Старчества. Там работали лучшие педагоги, врачи, священники. Всех музыкантов, поэтов, писателей Людомила обязала составить личные графики посещения Домов Детства и Старчества. Затем эти Дома стали объединять. В одних зданиях, но в разных половинках жили малыши и старики. Они могли общаться и дарить друг другу тепло своих душ.
Так получились Дома Жизни…


Глава 10

Каждый человек, каждый народ нуждается во внутренней опоре: вере в Бога, в любви к чему-либо, или кому-либо. То есть, речь идёт об определённого рода  зависимости, которая приносит в жизнь некий смысл и избавляет от душевных страданий…
Однажды, Непутёвый  решил избавиться от тяги к хмельному через  веру... Он читал много религиозных книг. Ходил на собрание верующих, но тяга к хмельному по-прежнему не отпускала. Она давила его за горло и ослабляла лишь тогда, когда он пил по несколько дней беспробудно…

 В то время много народа в Русии уходили из жизни раньше времени, доставляя страдания себе и близким. Он обращался к врачам. После короткого воздержания ненавистные костлявые когти  зеленого змия опять давили на горло…
Дети из обычных нормальных семей не имеют тяги к хмельному. А у Непутёвого была обычная семья: любящая мать, неплохой отец, Бабушка. Значит, нужно становиться ребёнком – Малышом! Нужно смотреть на мир как Малыш. Должно добиваться свободного детского состояния. А как это сделать? – Кто пробует, тот знает!

Долгими вечерами, сидя в Доме у горячей печи, он всё вспоминал и вспоминал свои детские чувства и ощущения. Часто плакал. Записался в деревенскую библиотеку. Читал только сказки. Старался общаться только с детьми и стариками. Шли годы. Путь к Детству был не прост, приходилось вытаскивать горы мусора, состоящего: из лжи, лукавства и вожделения. Этот мусор дотошно рассматривался, признавался собственным, отодвигался в сторону как ненужный, отработанный. Костлявая рука хмельного удушения слабела и теряла силу. Появилось желание личного самовыражения посредством рисунка, стиха. Так Непутёвый превратился в Человека.

Он писал письма любимой женщине, которую любил лет десять, но стеснялся подойти. Рисовал фантастические картины, сюжеты, которые видел во сне. Он делал это с удовольствием для себя, для закрепления детского состояния, стал верующим: верил в свой путь, в свою судьбу, спасительную силу состояния Малыша. Каждый день он смотрел с любопытством на мир. Проснувшись утром, он заново рождался. Перестал бояться смерти. Никто из нас не боится того времени, когда нас не было…Чего бояться времени, когда нас не будет?! Смерть стала поводом для любопытства Непутёвого, который стал Человеком…

В таком упоении, потеряв счёт годам и дням, Человек однажды не проснулся – он умер. Дом знал об этом. И когда мимо него проходил сосед Человека, то хлопнул несколько раз ставнями, скрипнул входной дверью, приглашая зайти, навестить Человека – соседа. Тот вошёл в Дом. Человек вроде бы спал, но его тело было неподвижно. «Счастливый, – подумал сосед, – и не знает, что умер».
Под кроватью Человека лежали кипы бумаг, рисунков и сказок, ждущих своего часа…


Глава 11

Умники, «отцовство», «копчёные», Непутёвый. Откуда всё это, для чего? Я понимал, что эта реальность очень близко соприкасается с моей судьбой и судьбой моей родины – России. Сны – реальны, потому что воздействуют, меняют мои чувства, мысли, ощущения. Более того, сны ведут разведку будущего! Человек или народ, чтобы верно и успешно действовать, просто обязан заниматься разведкой!
Через два года после вышеописанной аварии я прервал инерционные тараканьи бега, связанные с добычей денег и поиском «семейного счастья». В ста километрах от города стоял мой, пока ещё пустой Дом. Он меня ждал!