4. Жизнь молодых офицеров в середине прошлого века

Иван Краснов 2
Моя   служба  в должности  комсорга  полка  мне  нравилась,  так  как  я  зримо  ощущал  результаты  своего  труда.  Меня  приняли   кандидатом в  члены   партии,    я   поступил   в  вечерний  университет  марксизма-ленинизма  при  гарнизонном  Доме  офицеров. С  большим  удовольствием  я   два раза  в неделю  ходил на  занятия. Мне  нравились  лекции   по  философии,  политической экономии.

Преподавателями   были     офицеры  политического  отдела  корпуса  и  мотострелковой   дивизии.  Наши  педагоги  закончили  в  свое  время военно-педагогический   институт  им. М.И. Калинина  или  военно-политическую академию  им. В.И. Ленина.  Мне  повезло  в учебе,  так  рядом   со  мной  в должности  пропагандиста  полка  служил  глубоко  эрудированный     майор  Лукьянов  Анатолий  Павлович,  он   два  года тому назад  закончил  военно-педагогический   институт  им. М.И.  Калинина.

Бывало,когда выпадало свободное  время, Анатолий  Павлович непринужденно  заводил   со  мной  беседы  по истории  философии.  Это от него я  «заболел  философией».Когда  я   задумывался  над какими-нибудь  проблемами  и  не  мог  их решить, Анатолий  Павлович  приводил высказывание американского писателя XIX века Генри Уиллера  Шоу (Джош Биллингс):«Познать самого себя — не только самая трудная  вещь на свете, но и самая неприятная».  -  Так  что,  познавай   себя,дорогой Ваня,-любил он повторять мне.Именно с этого момента мне страшно захотелось узнать больше крылатых,особенно древнегреческих, изречений.
 

Позволю  себе    привести   несколько  латинских афоризмов, которые  и  сегодня  на  слуху  наших  читателей: «Все  свое  ношу  с  собой», «С  неизбежностью  и  Боги  не  спорят»,  «Жребий брошен! Рубикон  перейден», «Momento mori» (Помни, что ты умрёшь), «In vino veritas» (Истина в вине).

Думаю,  со    мной  согласятся  мои  читатели,  что  после  знакомства  с   историей  философии  нельзя было в неё ни влюбиться. Эту любовь к  философии, как  любовь  к любимой  женщине,  я  пронес   через  всю свою  жизнь.

Конечно,    моим     читателям    хорошо    знакомы  имена  Пифагора,  Сократа, Платона, Аристотеля. Знание   философского  учения  Канта,  Гегеля, Маркса, Энгельса, всеобщих  законов  развития   природы,  общества  и  человеческого  мышления  помогли  мне  успешно и досрочно  окончить  Ленинградский  Государственный  университет,  затем Военно-политическую  академию  им. В.И Ленина  и  защитить   диссертацию.

Я   благодарен  своим  учителям,  которые  встретились на  моем  пути.  В частности,  я хочу  вспомнить моих старших  товарищей   политработников  полка  в  Выборге,  которые  стали  моими настоящими наставниками и  учителями:  пропагандиста  полка  майора  Лукьянова  А.П.,  парторга полка  майора    Палагина  Ю.К.   Мне  просто  очень повезло,  что  в начале  моей  офицерской  службы    встретились на  моем пути  умные,  серьезные  офицеры.

Понятно, что  я  получил  хорошие  знания   общественных  дисциплин  в  вечернем  университете    при  гарнизонном  доме   офицеров     Выборга.
И  одним   из важнейших условий  приобретения  этих    знаний  была  мои  любовь  к этой науке  и  желание    учиться и с  трудом добывать   знания.
«В   науке  нет  широкой  столбовой  дороги   и  только  тот   может достичь  её  величайших  вершин,  кто не боясь усталости,  карабкается  по  её  каменистым  тропам»  - эта  путеводная  заповедь К.Маркса   звала  меня  преодолевать  трудности  в  учебе.   

Между  тем,  кроме  службы    и  учебы  я   продолжал  переписываться  со  своей      знакомой,   в  которую  был  сильно    влюблен.  Я  часто  писал  ей  письма  в  Ленинград,  где она  училась на   четвертом  курсе     института,  и   я все  реже  получал  от неё   ответы. 
Я  снимал  комнату  у  милой  и  доброй     одинокой    старушки  Марии   Ивановны ;  муж её  погиб  во  время  войны, детей  у неё не  было.   По нашим  меркам  сегодня  она  бы и не  считалась  старушкой.   Она  проявляла   материнскую  любовь и  заботу  обо  мне, я платил  ей  такой  же  любовью  и  вниманием. Когда   я рано  освобождался  от  службы,   то  покупал  что-нибудь  вкусное,  и   мы   пили с    Марией  Ивановной  чай.  Она  мне  рассказывала  о  своей  нелегкой  жизни,  прихлебывая  чай,    рассказывал   ей  о своих  родителях,  которые   рано  погибли   в  войну. 

Когда  я  рассказывал Марии  Ивановне  о  жизни  в  детском  доме.  Она  с  трудом  верила   в грубое  отношение   завуча  детского  дома  Стеселя  к   воспитанникам.   Это  он  мог   схватить   воспитанника  за  уши  и  мучить  его  за  какой-то  проступок. О  разворовывании продуктов       персоналом  детского  дома, о  воспитателях,  которые  были  не  подготовлены к  работе  по воспитанию  детей.   Хотя   подготовленные  педагоги    должны  были  уже   прочитать   книги  о  детской  психологии,   книги     Макаренко      «Педагогическая  поэма»  и   «Флаги на  башнях»,   а также знать  великих      русских  педагогов.    Мария   Ивановна,  слушала  меня  и  порой  вытирала   белым  платочком  выступавшие   слезы.

Как-то  в  феврале  1957-го  года  я  получил  от  своей  знакомой   письмо,  в  котором она  просила меня  ей  больше не  писать, потому что она  встретила  и  полюбила  другого   человека, и что они  любят  друг  друга.    Я  несколько  минут  не  мог   ничего  сказать,  лицо   моё побледнело,  к  горлу  подошел    комок.  Мария  Ивановна  заметила  мое   состояние: - Ваня,  что  случилось,  на  тебе  нет  лица.  Я  коротко рассказал  ей  о   случившемся.    Милая  моя   хозяйка,  как могла, стала  меня   успокаивать. Она   говорила,  что нужно  постараться  эту девушку  забыть, не настаивать на продолжении  переписки.   - Но если  она  тебе написала,  что  полюбила  другого, не  нужно  добиваться  её  любви.  Потом   будешь  жалеть  об  этом.

На  службе   мои  старшие  товарищи  тоже   убеждали  меня   прекратить  нашу  переписку,  не  писать  ей  больше. Но  я  был  упрям и  настойчив.  Я  написал  письмо  своей  знакомой и  объяснил   её   не   желание  писать,  прервать  нашу  переписку  лишь  одним - расстоянием.  Мне   хотелось  с ней  встретиться,  посмотреть    в  глаза  друг  друга, высказать   словами  свою  любовь   и достучаться  до  её  сердца.

 Как   я  был  тогда  не  прав  в  своих  убеждениях!  Сколько  трагических  ошибок    совершают   мужчины,  особенно   молодые,  ещё  не  набравшись  жизненного   опыта,   торопятся   закрепить  свою  любовь  созданием  семьи.  Сколько  же  разочарований и  жизненных  трагедий  они  переживают   от  своей  торопливости.  Особенно  много  трагических  последствий   испытывают  скороспелые  браки,  поспешно  заключенные  молодыми  офицерами ,  которые   женятся  сразу  же  после  окончания  училища,  получив  погоны  лейтенанта. 

Эти  скороспелые  браки,  показные  свадьбы  приносили  им  много  бед и  страданий.    Ошибку в заключении  брака    молодой муж и  жена   осознавали   довольно  быстро,  но расторгнуть  брак  уже  мешали  объективные    причины  -  беременность  и  рождение  ребенка. В  стране  Советов  была твердая   установка    «Семья-ячейка   общества»,  и  разрушать   ячейку   общества нельзя. А   если  офицер    еще  и  был  членом  КПСС,  то   разговор  был  короткий, за  развал семьи  как  минимум  строгий  выговор  по  партийной   линии,  как  максимум - исключение  из партии.

Моему  начальнику     кафедры  в  артиллерийской  академии  доктору  философски наук  за  развод  в течение трёх лет  не   представляли  к   получению  звания   «профессор»,  и он не  смог   получить  воинского  звания   «генерал»,  хотя  к этому времени   все   его  товарищи  -  начальники кафедр  других академий,   получили  это  воинское  звание. 

 Вернусь  к  своему  повествованию. Итак,   мои  планы  на  женитьбу  рушились,  моя невеста   из  Ленинграда написала,  что она встретила  и  полюбила  другого   человека, студента  из  другого  вуза.   Уже  несколько  лет  спустя мне попались замечательные   слова  Константина  Симонова:       «Раз  так стряслось, что  женщина не  любит, Ты с  дружбой лишь натерпишься  стыда,  И  счастлив  тот, кто разом все обрубит,  Уйдет,   чтоб  не   вернутся  никогда».

Мой  читатель  знает о трагической  любви  Константина  Симонова к  замечательной  актрисе  Валентине  Серовой. Именно  эта  любовь  подвигла  талантливого   поэта  посвятить   ей   свои  лучшие  лирические   стихотворения.    Среди  них,  пожалуй,  лучшее  стихотворение  о  любви в  годы  войны  « Жди  меня и  я  вернусь».  Недавно  в  Интернете  я  прочитал  горькое  признание  моего  любимого    артиста  Вячеслава   Тихонова:
«Жена и дочь сделали меня несчастным».

 К  чему  я  это  все  пишу? Я  пишу   это  для  молодежи. Не  торопитесь  жениться. Вот  уж  где  нужно  «семь раз  отмерить и  один раз  отрезать».  К  сожалению,  я  и  сам  попал  в  эту  ловушку, а именно  слишком   поторопился   с  женитьбой.   Здесь  мне  помог в решении  быстрее   осуществить  свои  планы   с  женитьбой   мой   командир  полка,  очень  уважаемый   в  полку  офицер   командир  полка   полковник   Богатов Владимир  Павлович.

(Продолжение  следует)