Сталинградское Рождество 42го

Людмила Корина
Людмила Корина
"Письма немецких солдат из Сталинграда" Нет тем неприкасаемых
http://radioteatr.su Радиопередачи

“Мировая война. Не сгорая над Берлином бушует закат. Канонада то громче, то глуше.Матерь Божья, спаси наши души. Матерь Божья, помилуй солдат!“(Д.Самойлов)
Молитва за солдата вообще - врага, друга - человека.1958 - впервые в советской поэзии. Оплошность цензуры.

Созданный композитором Степаном Сосниным на стихи и либретто Людмилы Кориной вокальный цикл - это шесть монологов для голоса и оркестра с симфонической разработкой темы войны.

В канун Западного Рождества 42го года в Сталинградском котле немецкие солдаты пишут выстраданную правду о войне и прощаются с жёнами, невестами. На фронт попадали все - за отказ от воинской повинности - гильотина. Из 40 писем в переводе журналистки Елены Ржевской,опубликованных в журнале "Знамя",я выбрала 6.

Солдаты необычные: актёр, игравший Гамлета, пианист с изувеченными кистями рук, астроном - метеоролог, танкист, плачущий над погибшим русским собратом, безногий калека в палаточном госпитале. Эти солдаты выпали из времени. Реквием по сотням тысяч статистов войны. Это моя гражданская позиция.

3 октября 93го года накануне стрельбы по Белому Дому и телецентру в Останкино у меня дома мы встретились с композитором - Степан Михайлович впервые сыграл музыкальные темы "Писем солдат". Мы не предвидели, что прозвучавшая музыка будет созвучна происходившей в последующие дни на наших глазах трагедии - до студии, где мы обычно работали, Соснин добирался от метро Баррикадная в обстановке сгущающейся опасности.

Вечером я с братом выбежала встретить сына из кинотеатра "Космос" и видела, как шли по направлению к телецентру грузовики с повстанцами, а в тишине безлюдных улиц слышались выстрелы и автоматные очереди. В здании Дома звукозаписи на ул. Качалова пропуск проверяла охрана в бронежилетах, и ходили мы по-прежнему через "баррикадную".

Приехал Юлий Павлович Слободкин и приступил к репетициям. Запись сделали в студии ДЗЗ в день рождения Солженицына - 11.12.93, проработав всю смену, до вечера. Юлий Слободкин спел монологи драматично, эмоционально. Скрипач Исай Борисович Хазанов (з.а.)виолончель - Перегудов Николай Андреевич (н.а.), за роялем композитор Соснин, у пульта звукооператор Юрий Стефанович Шержиков. Я снимала нашу работу на видео.

Возможность записать и выпустить два раза в эфир в начале 94го дал гл.редактор литературного отдела Михаил Сергеевич Аристов.
Весной 94го на радиостанции "Немецкая волна" вышла передача о "Письмах немецких солдат" - стихи в своём переводе на немецкий и комментарий дал ведущий канала Пётр Леонтьев. Немецкую аудиторию эта тема затронула - были отклики.

Летом 94го, когда я вернулась в отпуск в Геную, в итальянской газете "Ля Република" была опубликована статья журналиста Флавио Бригенти, где он писал, что русские композитор и поэтесса создали произведение, в котором говорится о страданиях загнанных на войну солдат, в том числе итальянцев.

История этих писем такова. В дни, когда завершался разгром 6й немецкой армии Пауэлса, завершалась Сталинградская битва,одним из последних самолётов была вывезена почта, 7 мешков. Письма были конфискованы немецким командованием, выявлялись интересы солдат и офицеров.До адресатов письма не дошли,более того -  имена отправителей в дальнейшем уничтожили. На основе этих писем было написано документальное повествование о битве на Волге. Книга была запрещена как вредная для немецкого народа.

Опубликовав подборку этих писем фронтовик, главный редактор журнала "Знамя" Григорий Бакланов пишет: " Люди не рождаются врагами, врагами их делают. Пришло время услышать и тех, кто был по ту сторону фронта, кого фашизм сделал нашими врагами".

Эти письма идут к нам уже столько лет.
Беды прошло войны, и потом столько бед.
Столько горьких вопросов. Что ж, у вечности
Спросим. Существуют мосты, пока есть берега.
Я читаю сегодня письма врага.

Прикоснулась  к теме словами простыми-
Муки жертв, растоптанные святыни.
Мучается дезертир у Распутина,
Казалось, тема исчерпана, изучена.
Нет тем неприкасаемых, нашей болью омыты,
Слезами.Осталась тема, не стала узкою -
Взывает немецкий калека к сердцу русскому. Людмила Корина 3.10.93


В начале 90х о возможности установления памятника солдатам - тысячам жертв режима Гитлера, погибшим в Сталинградском котле, писали А.Солженицын, Г.Бакланов, Ю.Афанасьев. В ноябре 95го на окраине Волгограда памятник в виде металлической стеллы на постаменте был установлен. Средства были собраны австрийскими ветеранами.

Мы перешагнули порог третьего тысячелетия. "Будет тихо на братской могиле.
Неделимы тела солдат - здесь свои вперемежку с чужими в Сталинградской земле лежат". Со времени создания Реквиема прошло четверть века. www.radioteatr.su "Письма немецких солдат из Сталинграда" 6 монологов. Композитор Степан Соснин, либретто Л.Корина. Поёт Юлий Слободкин. Разделы Передачи и Видео
11.12.93 Дом звукозаписи.Москва

Моя дорогая, тяжело писать, когда вести не радостны.
Лежу в лазарете, нас в палатке восемьдесят,
снаружи бессчётно раненых.
Меня отправят небом домой. Как мне предстать перед тобой?

Война для меня окончена. Врач утешает,желает добра.
Я калека! Правую отняли до колена,левую - до бедра.
Земляк из Бреслау, без руки и носа, смеётся-
А что как заплакать придётся? - О нас теперь другие заплачут.

А вокруг крики и стоны...
Как пред тобою предстать! Отчаянье точит и гложет...
Кто дотянет до вечера, кому плаха протезная навечно.
Мы от мира отрезаны. Прощай!

ПИСЬМО ТАНКИСТА

"...Я столько плакал в последние ночи, что мне это самому невыносимо. Во вторник я подбил две тридцатьчетвёрки. Проехал мимо дымящегося железа. Из люка вниз головой висело тело, ноги заклинило и они горели. Доносились стоны - вероятно боли были чудовищные. И не было никакой возможности их освободить. Если бы и была,он всё равно умер бы через несколько часов в ужасных мучениях.

Я застрелил его. По моим щекам текли слёзы. И вот уже три ночи подряд я плачу о погибшем танкисте, которого я убил.
Меня потрясают кресты над Гумраком. Если я вернусь домой, я никогда не смогу спать.Ночи на Востоке гораздо темнее и страшнее, чем дома. Гораздо темнее, чем я мог себе представить".

Война взорвала ночь и день.
Крадётся смерть-живая тень.
Боль и ад - тот бильярд.
Бьём по танкам, нас восемь солдат.

     Жестоки войны уроки,
     Ночи темны на Востоке.

Подбитый танк взревел, как зверь,
зажат танкист,заклинило дверь.
Зов мольбы - пристрели!
Щёки по моим щекам текли.

     Жестоки войны уроки,
     Ночи темны на Востоке.

Ты видишь, плачет немецкий солдат,
Погибший танкист, мой русский собрат.
Мы оба убиты - я и ты.
Ночь над Гумраком, могил кресты.
Жестоки войны уроки...

ПИСЬМО НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

"...ты должна знать правду. Мы ведём тяжелейшие бои в совершенно безнадёжном положении -безысходность,холод,голод, отчаяние и чудовищная смерть.
Я не могу отрицать и свое вины в том, что происходит, пусть её пропорция один к семидесяти миллионам.

В32м году ещё можно было что-то сделать. Тогда речь шла о бюллетенях для голосования, а теперь надо за это расплачиваться собственной жизнью. Но, отдавая эту жизнь, я свою вину искупаю...

Нет, меня никто не убедит, что здесь погибают со словами "Великая Германия".
Свои последние слова умирающие обращают к матери, или к тому, кого любят больше всего.И всё же мы верим в воскресение немецкого народа.Те,кто вернутся с войны, выметут, как сор, сумасбродов,дураков и преступников".

ГАМЛЕТ

Не однажды на сцене в "Гамлете"
Представлял вам красивую смерть.
В креслах нежась,эстеты узнайте
В Сталинграде как она есть.

С развороченными животами
Мрём, как мухи, без рук,без ног.
Смерть хозяйкой здесь ходит за нами.
И никто не хоронит,никто!

Не смолкает лишь визг обстрела.
Всё смешалось -боль,бытие.
Смерть спешит, но ещё не успела.
Здесь она как еда и питьё.

Это  скотское издыхание
Придыханиям легенд не верьте!
Смертью прерванное дыхание
Посылаю в солдатском конверте.

Позабыть нас, отторгнуть,не слушать,
Отмести, как сор, за порог...
Сотни тысяч, живые души
Постучатся в назначенный срок! 3.10.93

Письмо неизвестного солдата

"...Здесь на Востоке у меня нет ни простуд, ни насморка -это единственное,что мне подарила война, нет, здесь я понял, что люблю тебя. Через любые расстояния прокладывается мост от сердца к сердцу.По этому мосту я посылал тебе весточки. Всю правду я хотел рассказать тебе, если бы вернулся домой. И больше  мы никогда не говорили бы о войне.

Теперь тебе придётся узнать последнюю правду -  я писать тебе не смогу. Пока есть берега, всегда будут мосты.Один такой мост ведёт к тебе, другой - в вечность.На этот последний мост я вступаю завтра. Протяни мне руку, чтобы дорога не была так трудна..."

ПИСЬМО ПИАНИСТА

Не каждый день везение такое -
Бетховена слушать в аккомпанименте боя.
Рояль на улице. Всполохи огней угасающие,
Солдаты в одеялах вокруг.
Играл Курт Ханке потрясающе -
Мне не забыть этих минут.

Перекрыв разрывы, глухой аккорд вошёл в мир тьмы.
Мелодия отрешения, порыва и отчаяния, и мольбы
Ритмом нарастающим, всё выше и выше, неудержимо,
Во власти веры, растворение в ней!
Вдруг пятью аккордами прервана...

Последняя ночь, музыка вечна.
Не жди пианиста, мы завтра погибнем,
Но ты должна правду знать -
Мои руки пропали. Они изувечены.
Я не смогу больше играть...

ПИСЬМО СВЯЩЕННИКА

"Вечер накануне святого праздника, мы ,одиннадцать человек, встречали в ещё не совсем разрушенной хижине с тихим благоговением. Не легко было выбрать этих людей среди разочарованных и утративших надежду.
Но те, кого я нашёл, пришли с радостным сердцем,готовым к восприятию слова Божия.
То была странная община собравшаяся в праздник рождения младенца Христа.

Много алтарей в огромном мире, но нигде не найти столь нищего, как у нас.
Я читал своим ученикам из Евангелия от Луки и молил о милости и милосердии к ним. О пятой исповеди я не говорил. Все они молоды. Я был счастлив, что мог вселить в их сердца мужество и утешение.

Мы уйдём в этот вечер или в эту ночь, если того захочет Владыка мира. Мы вручили себя в руки Божии, и пусть он будет милостив к нам, когда придёт наш час..."

ПИСЬМО АСТРОНОМА

"Моника, родная моя, я мало понимал  в войне, световыми годами мыслил.
Сидел за телескопом, вглядывался в звёздные мира.Был счастлив, как ребёнок в игре
Вокруг всё рушится,гибнет армия,земля день и ночь в огне...

Загнан войны невзгодой, мои обязанности просты - слежу за погодой,
Замеры влаги,облаков высоты.Я ни разу не выстрелил в ночи.
Ни один русский не погиб от моей руки.

Ещё бы лет двадцать посчитать звёзды, но вряд ли удастся. Я спокоен -
Этим звёздам я обязан. Скоро буду с ними рядом. путь к правде оказался путём в небытие. На земле царствуют смерть и время...

Моника! Я люблю тебя, верь мне!Свет звёзд мерцающий миллионы лет не гаснет...
Моя звезда прекрасная, прощай!"

ПИСЬМО НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

"Сталинград - хороший урок для немецкого народа. Когда первый русский появится здесь, я смогу выйти к нему навстречу. Я не буду стрелять. Зачем? Чтобы убить одного или двух людей, которых я не знаю?И сам не застрелюсь.
Что, я этим принесу какую-нибудь пользу господину Гитлеру?

За четыре месяца, что нахожусь здесь на фронте, я прошёл такую школу, какую наверняка не получил бы, прожив сто лет.Если вдуматься, я только здесь по-настоящему начал размышлять над окружающим. Часами сижу в бункере, и всё думаю-думаю...Я слышу о чём здесь говорят -деньги, профессия, положение, имущество. Всеми движет страх за собственную судьбу. Надежда на спасение, но Никакого спасения нет..."

ПОХОРОННЫЙ МАРШ

О погибших в кровавом мессиве,
Там, где взрывы и пламя окрест,
Отслужите вечернюю мессу,
И поставьте простой здесь крест.

Нам, солдатам, войны статистам,
Здесь лежать, ведь пути нет назад.
И прозрение- в войне нет смысла,
Дарит город чужой -Сталинград.

И лишь в вечность пошлём за ответом,
Зов последний, своё письмо!
"Не убий" и ночь без просвета.
Сталинградское Рождество.

Будет тихо на братской могиле.
Неделимы тела солдат-
Здесь свои вперемежку с чужими
В Сталинградской земле лежат.

Умирать молодым мне больно.
Он пришёл - мой последний рассвет.
Я пишу вам - прощайте, фрейлейн,
Без ответа. Я знаю ответ...

Фильм “Мир входящему” Алова и Наумова(1961). 1945год - немка рожает.Пленные из лагеря, освободившись, отказываются ей помочь, ведь она родит немца. Русский с проезжающей мимо машины говорит солдатам :”Поехали, срок ещё маленький, не смогут они её пожалеть”.Но встретившись с нею опять, русские продолжали её жалеть и после того, как она подставила их под пули,показав неправильно дорогу.

Прошло 50 лет. Стою я с шестью немецкими солдатами,не извергами, и тогда бывшими людьми,не убийцами, понявшими, что в войне нет смысла, но нас до сих пор не хотят слушать, не слышат. Бакланов, напечатавший письма в своём журнале “Знамя” и Юрий Афанасьев, так смело требовавший цветов на их могилы - устранились. Лев Тимофеев предусмотрительно осторожничает.

Памятник, строящийся на средства австрийских ветеранов и интеллигенции, передвинут на окраину Сталинграда  и  открыт без шума после юбилея победы, не в мае, а в ноябре.Это стелла из металла. А они в своих письмах просили простой деревянный крест на братской могиле. В оригинале письма немецкого танкиста, переведённого Еленой Ржевской(она воевала) говорится, что из восьми солдат,обслуживавших орудие, четверо были русские !Кто они- власовцы ?  Мы на пороге третьего тысячелетия. Идут и будут идти братоубийственные войны.

Цикл "Письма немецких солдат из Сталинграда прозвучал дважды на радио в марте 94го года. Он посвящён памяти писателей-фронтовиков Виктору Некрасову и Василию Гроссману.Цикл записан  и прочитан мной на сайте "Радиотеатр Людмилы Кориной".
В разделе ВИДЕО запись произведения в исполнении Юлия Слободкина.


Посвящаю этот рассказ композитору Степану Михайловичу Соснину, сегодня он отмечает своё 80- летие.

Людмила Корина 5.3.17 Генуя