Марк Твен. Янки при дворе короля Артура

Антон Шишкодремов
"Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" - произведение уникальное. Единственный, первый и по существу последний раз нам показали правителя, противоречащего всему тому, что тысячелетиями воплощалось в этот образ. Мир без насилия и долдонов изобразил нам Марк Твен не структурировано, а самую верхушку, голую идею - принцип мировосприятия того, кто у власти, и показал с помощью перемещений во времени и предполагаемых исторических легенд. Как мыслит Янки и что им движет - это основное, о чем пишет Марк Твен, ибо свое доброе отношение к роду человеческому он уже наглядно доказал в более ранних произведениях, таких как "Приключения Гекльберри Финна" или "Принц и нищий".

Каким образом автор доводит до читателя предполагаемую мысль, этому следовало бы посвятить отдельный семинар, но остановлюсь на главном. Марк Твен не ставит во главе стола простоту изложения, хотя его произведения и нельзя назвать трудными для чтения. Безграничная вера писателя в человека сделал его не только автором-альтруистом, но и заставила самого поверить в то, что читатель способен разглядеть в его трудах дно. А дно у него, как правило, не одно, а их несчитанное количество. Зачастую читатель и не думает о том, что труд Марк Твена предполагает извлечение квинтэссенции, слишком уж во вкусную оболочку завернут текст, на стадии знакомства с названием нас уже тянет все это читать, ибо нам уже издали предлагают сказку. А кто же не хочет оказаться в сказке. Даже сейчас, когда произведениями кустарей-одиночек, пишущих всякую низкопробную хрень, выдаваемую за фэнтези, завалены все книжные магазины. Нет большего заблуждения, чем сразу же навесить на Марк Твена ярлык детского писателя и воспринимать его заблаговременно эдак снисходительно-высокомерно, как легкомысленного или наивного автора.

Марк Твен - очень серьезный писатель. За легким стилем и необременительным юмором скрываются совсем нелегкие мысли, по поводу которых и смеяться-то не станешь. Марк Твен - в своем роде единственный. Почему подобные люди становятся исключительно детскими писателями? Возьмите парочку наших авторов, детских, способных своим мировоззрением встряхнуть мир. Например, Эдуард Успенский или Корней Чуковский. Попробуйте перенести сказочные образы во взрослую литературу. Чуковского бы расстреляли сразу, а Успенского вытолкали бы в Мюнхен навсегда учит немецкий. Да и не это самое главное. В юмористической и кажущейся несерьезной форме их произведения наиболее популярны, наиболее любимы, а подкрадываются к читателю незаметно и навсегда. Кто не знает наизусть стихов Чуковского? Зато твердолобые педагогини хватаются за голову, если посчастливится вникнуть в их смысл. А что там у нас самое популярное у Марк Твена? Том Сойер? Все читали, все смотрели. Историю мальчика, который начхал на правила (пока только на школьные), хочет стать разбойником и, вопреки установившимся правилам, разбогател еще в детстве. Если бы не бедный сиротка Гек Финн, то такую историю при совке могли и запретить. Но она невинная. Кажется таковой. Обычно, для того, чтобы успокоить собственные страхи, ее записывают в детские.

Тема Гекльберри Финна могла быть только однозначной на волне освобождения рабов, хотя автор писал больше о свободе личной, чем о классовой. Зато "Янки из Коннектикута" всегда был обречен на непонимание. Сейчас особенно, ибо представление о власти давно укоренилось, каков бы не был народ, каковой бы не была страна - везде сидит до карикатурности одинаковое правительство. У нас и мысли иной не возникает - можно ли без насилия и жестких правил управлять людьми. Нельзя, последний русский царь-тряпка тому подтверждение. Но Янки говорит об ином.

150 лет прошло с тех пор, как Марк Твен написал свою книгу. Здесь у него рыцари скачут по стране с рекламой мыла на щитах. То есть, какая разница - какие лозунги, народ всегда ведется на любую чепуху. Представляете, какой кошмар начнется, если со словами поработают умелые люди. Ну, так сейчас с выбором литературы намного лучше, чем 150 лет назад, зато читателей из тех, что могут читать, в процентном отношении намного меньше. Тем не менее, представим, что чудо произошло - кто-то прочитал "Янки" Марк Твена. Не понравилось. Что теперь делать, не выглядеть же дураком в своих и рядомсмотрящих глазах. Давайте назовем произведение "историей", а еще лучше "классикой попаданцев". Сошлемся на 19 век и вспомним Тома Сойера. В итоге, ну, ладно, устарело, неудачное произведение бывает у всякого, оно же еще и детское. Главное - ни в коем случае не признаваться, что ничего не понял. Да и как здесь признаешься, не может же детская книжка о рыцарях, фантастическая к тому же, нести собой что-то, что не поймет махровый читатель, который и взялся-то за Марк Твена, чтобы обогатить свой список прочитанного.

Кстати, о фантастике. Радуют все эти комментарии издательств (они их, помимо всего, еще и друг у друга переписывают), которые сначала долго пишут о жанре произведения, а затем выдают убийственные пояснения, касающиеся денежных единиц. Если на минуточку вспомнить, что перед нами сказка (а это нам долго и нудно объясняло само издательство), то с таким же успехом можно было написать комментарий типа "этот эльф не мог в то время купить такие дешевые помидоры".

В итоге перед нами великий труд всех времен, подрывающий устои самой системы, а фантастический он потому, что Марк Твен, занятый интересной и полноценной жизнью, никогда не имел в качестве приоритетов такую чепуху, как карьерный рост, стремление руководить, любую другую мышиную возню, которой занимается подавляющая часть населения. Но это не означает, что правитель подобный Янки невозможен в реале. Более того, он должен таковым быть. Только человек незаинтересованный во власти способен оставаться человеком. Это совершенно иной тип правителя, который противостоит тирану, но вся разница в том, что ему на этого тирана наплевать. Обычно у нас в качестве альтернативы предлагается альтруист-жертвенник, который является только оборотной стороной деспота. Принадлежность их к одной касте хорошо диагностируется по однотипным речам на тему общего дела, совести и всякой другой показушной фигне.

p.s. *ненормативная лексика*

- Мистер Сэмюэл Клеменс, это вы?
- Практически нет, учитывая...
- Мистер Клеменс! Суд наслышан о вашем умении пиз...еть круглые сутки на отвлеченные темы, поэтому отвечайте кратко и по существу. Читали ли вы мистера Томаса Мэлори, книгу о короле Артуре и рыцарях круглого стола?
- Не только читал, но и...
- Писали ли вы затем "Янки при дворе короля Артура"?
- Еще как писал, если...
- Что при этом употребляли?
- Кофе, сэр! А еще...
- Ах да, вам и употреблять-то не нужно. Вас и так по жизни колбасит. Видите мир разноцветным. Кстати, это вы написали автобиографию и завещали опубликовать ее через сто лет?
- А ее уже опубликовали?
- Да вы же ****...тый!
- У нас свободная страна, сэр! И каждый...
- В "Янки" вы постоянно глумитесь над американцами. Они у вас сквалыжники и мелкие торгаши. Вы не любите свою страну?
- Сэр! Это я написал "Гекльберри Финна" и ...
- Да, вы пишите книги об английских королях и американских неграх, намекаете, что это одно и то же. Вам Обама заплатил?
- Обама родился через 51 год после моей смерти!
- А вы откуда об этом знаете? Ваш Янки первый натовец, засланный с миссией повальной демократии? Кстати, вы благодаря ноутбуку сделали такую карьеру писателя?
- Помилуйте! Какой ноутбук в середине 19 века?
- А вот мы не верим, что вы могли написать такую кипу книг, рассказов и статей сами, да еще и вручную. Конечно, вы умеете писать, известный журналист все же, но вы же и двух минут спокойно просидеть не можете!
- Я и писал стоя!
- Ну, вы же не женщина, тоже мне удивили. Так зачем вы написали "Янки"? Вы же не историк?
- Не историк.
- Не фантаст?
- Не фантаст.
- А кто же вы?
- Я - Марк Твен.
- Кто? Стража! Немедленно отпустить этого человека!

- Ну и нафига ты его освободил?
- Это же Марк Твен.
- А кто такой Марк Твен?
- А х...й знает. Но это очень круто.
- Так он опять мутиловки наводить будет своим Янки.
- Все равно никто ничего не поймет. И потом - он американец, там у них всякие попадаются, поэтому их всерьез и не воспринимают.
- Слава Великой России!