Праведник мира василий волошин. глава 7

Петр Чванов
Глава 7. Село Анетовка

Небольшое село Анетовка раскинулось на берегу неширокой, но довольно глубокой реки Бакшала. Если на Бакшалу взглянуть с высоты птичьего полёта, то Вам покажется, что огромная змея, с тёмными, почти чёрным проплешинами  на приглубых местах и омутах и светлыми полосами  на мелководье, извиваясь, ползёт между невысоких гор, изрытых мелкими оврагами.  Склоны оврагов густо покрыты зарослями шиповника и кустами дерезы, которые чередуются с куртинами  тёрна, который поспевает к началу учебного года. Колючие кусты тёрна покрываются крупными, чёрными ягодами, отливающими седой голубизной.  Сладкие, терпкие ягоды тёрна становятся ещё вкуснее после первых заморозков.

Склоны гор изрезаны глубокими ручьями, берущими своё начало чуть ли не от самых вершин, из которых бьют  студёные ключи. Каждый ручей имеет несколько таких горных родников, поэтому горные ручьи не пересыхают даже в самое засушливое время года. Сельские женщины предпочитают полоскать своё бельё именно в этих ручьях. 

Время от времени склоны гор покрываются несметным количеством грибов и грибники, спускаясь с гор и вершин множества холмов, встречаются с женщинами, которые несут на коромыслах в корзинах постиранное бельё, чтобы прополоскать его в горном ручье. Прополоскав бельё в целительной влаге ручья, женщины расстилают его здесь же,  на раскалённых солнцем скалах  и под рокот ручья ведут свои нескончаемые женские разговоры, пока бельё не превратится в кипенно-белую хрустящую субстанцию.

А горные ручьи завершают свой бег, впадая в приток реки Кодымы, под названием Бакшала.
Почти на самом берегу реки раскинулись подворья крестьян. В отличие от других украинских селений, стены домов  селян  Анетовки  выложены из природного камня или  из гравия, который скреплён очень прочной и вязкой глиной, которая водится в этих краях, а крыши домов сплошь и рядом покрыты камышом, который в изобилии растёт вдоль реки. Только несколько домов построены из кирпича и покрыты железом или черепицей. Это дома зажиточных крестьян.   

Крутые берега Бакшалы  изрыты норами, в которых гнездятся стрижи, и пещерами, неизвестного назначения. Старожилы Анетовки рассказывают легенды о  том, что крутые берега Бакшалы сотни лет тому назад облюбовало мощное племя кочевников, которые прятались в этих пещерах от своих  врагов, коротали там холодные зимние месяцы и прятали там сокровища, добытые в набегах на соседей-врагов. Многие из этих пещер  соединяются между собой узкими и низкими  подземными ходами, которые сохранились до наших дней. Часть из них давно завалились, а может быть и специально кем-то разрушены, и, как гласят легенды, ведут  в подземные хранилища, набитые золотом и драгоценными камнями.

Сколько лет существует Анетовка, столько лет и не иссякает количество любителей побродить по этим подземным лабиринтам и поискать древние богатства.  Тем не менее, взрослые граждане села с малых лет внушают детям, что заходить в подземелье нельзя, что можно погибнуть не за понюх табака.
-Подземные ходы забиты ужами и ядовитыми змеями, - пугают они детей. – Почти в каждой подземной пещере гниют скелеты.

Но запретный плод сладок, и дети с таким же упорством стараются доказать, что эти запреты им нипочём. Они вооружаются верёвками, свечами и фонариками и пускаются в опасное путешествие под землёй. Тем более, что почти в каждой семье имеются свои легенды и хранятся раритеты, найденные в разные времена под землёй.
Эти легенды будили в молодых людях нездоровый интерес к спрятанным сокровищам, и многие из них с детства становились кладоискателями. Не избежал этой участи и Василий.  Он вместе со своими одноклассниками не раз пускался в сомнительные авантюры по поиску кладов. Чаще всего это были братья Добровольские, Иван и Николай.

В то время электрических фонариков не было. Керосиновые лампы в подземелье горят плохо, либо гаснут от сквозняков. Ребята нашли выход. Они соорудили ящичек из стекла и поместили туда обыкновенную лампадку, подобную тем, которые висят в каждой избе под образами иконостаса, поместили её в обычную авоську и отправились в ближайшее подземелье. Такая лампочка  давала очень мало света, но работала долго и надёжно. А входы в подземелье были почти в каждом дворе.

Долго первая экспедиция школьников с лампой собственной  конструкции бродила по узким подземным переходам. Местами кровля  проходов подозрительно стонала, плотные тенета  паутины обволакивали  лица искателей сокровищ, но ничего их убогая лампа не высвечивала, кроме полуистлевших костей, да ржавых кусков металла, которые с большим трудом можно было представить как эфес сабли или какой-то предмет быта. А ребята надеялись найти хотя бы древнее турецкое оружие или древние монеты. Правда, и ядовитых змей, которыми старики пугали молодёжь, не было. Только один раз, когда утомлённые искатели сокровищ неожиданно вышли   в довольно высокую пещеру, раздался мощный хлопок и на секунду свет, который пробивался от входа в пещеру, померк. Ребята перепугано присели.
-Птеродактиль! – вскрикнул Коля, который отличался от всех своими буйными фантазиями.
-Какой там птеродактиль? – возразил Василий. - Это небольшая семейка летучих мышей. Они нас испугались.