Борьба БОГА с Иаковом. Почему БОГ не одолел его?

Славен Любомиров 3
=Один из моих вопросов о Иакове. Что это за бог который не смог победить человека и боится лучей солнца?! =Э. К-К.

Атеисты и язычники всё в Библии понимают буквально, но сказано:"...буква убивает, а дух животворит" (2 Кор.3,6). При духовном прочтении открываются совершенно иные грани событий.

 Борьба Иакова с БОГОМ через борьбу с ЕГО Посланником - Ангелом.

1."И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; •  и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. •  И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; •  и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. •  И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. •  И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. •  И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. ( В современном переводе: ибо ты боролся с Богом и с людьми и не был побеждён) •  Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.•  И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. •  И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.•  Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова". (Быт.32,22-32)

Борьба БОГА (посредством  Ангела) с Иаковом, за исключением момента, когда Ангел дотронулся до бедра Иакова, проходила не на телесном уровне (в этом не было смысла, ибо лёгкое касание Ангела, как показывают события, способно было нанести увечье Исааку). И хотя именно так изображают этот эпизод - как напряжённую физическую борьбу Иакова с Ангелом (крепким юношей с  крыльями), судя по всему, борьба шла на невидимых уровнях  -  духовном, душевном и плотском.

Это была борьба с упрямым  нежеланием Иакова встретиться со своим братом (перед которым он был виноват) и испросить у него прощения.  Но не только.
Это была борьба с его недоверием БОГУ, с нежеланием смиренно принять Волю БОЖИЮ, с его упованием не на БОГА, а на хитрость и свои силы, с горделивой уверенностью в том, что он знает лучше БОГА, как надо поступить и как ему спастись.

2. В своё время Иаков коварством и хитростью лишил своего брата Исава первородства и благословения отца, эти преступления были достойны самого тяжкого наказания. Иаков  боялся мести брата.  Он испытал панический ужас и животный страх за свою жизнь  и  жизнь своей семьи, когда нависла угроза их неизбежной встречи.
Исав с  четырьмя сотнями воинов стремительно приближался к стану Иакова, утром они должны были встретиться лицом к лицу.

Иаков, оставшись один, истово молился о своём  спасении и призывал БОГА сделать так, чтобы встреча с братом не состоялась, чтобы Господь задержал Исава, пока Иаков с семьёй, рабами, слугами и скотом не удалится достаточно далеко.

БОГ посредством Ангела явился Иакову и пытался побороть его страх, и убедить Иакова, что он под БОЖИЕЙ защитой, что он должен покаяться перед братом и испросить прощения за грех против него, что ничего плохого Исав с ним и семьёй не сделает, и что бегство его погубит.
 
Всю ночь Ангел боролся с Иаковом (с его страхами, недостатком веры в защиту БОЖИЮ, с его упрямством и отсутствием смирения перед БОЖЬЕЙ Волей), но всё было напрасно. Иаков молил спасти его, но именно тем способом, каким он, Иаков, считал правильным. 

3. Так и мы, грешные, мало того, что просим у БОГА иногда то, что для нас не полезно, но ещё ставим условия о просимом, часто несовместимые с самой просьбой. Поэтому Ангел иногда отходит нас, оставляя нас с нашими  «хотелками».
Верить, значит доверять. Если мы о чём-то важном просим БОГА, то должны быть уверены, что если это полезно, БОГ исполнит нашу просьбу самым наилучшим для нас образом.

Сам ХРИСТОС молился в Гефсиманском саду, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк. 22:42).   Вразуми, Господи, и нас быть смиренными в наших прошениях!
 
4. Ангел не мог одолеть панического страха  и нежелания встречи Иакова с братом. И Ангел отступил, ибо БОГ не нарушает свободы воли человека. Он сказал Иакову: "Отпусти меня…". Смысл этих слов: "Если ты не слушаешь меня, не доверяешь Моему Слову, зачем ты молишься Мне и удерживаешь Меня своей молитвой? Тогда отпусти Меня, тем более, что взошла заря, и твой брат скоро будет здесь".

БОГ никого не хочет  заставлять насильно слушать Себя и не желает принуждать поступать по ЕГО Слову, он дал свободу воли человеку и не нарушает её.
Ангел сказал Иакову: "Отпусти меня, ибо взошла заря".
Но Иаков просил и умолял спасти его. Пророк Осия пишет: «Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его» (Ос.12:3).

5. Всеведущему БОГУ были известны намерения Иакова бежать, и ОН знал, что это - верная гибель для  него и его семьи, ибо, обнаружив трусливое бегство Иакова, разъярённый Исав бросится за ним в погоню,  и, догнав, припомнит ему всё и жестоко отомстит, убив его и его семью.
Но Иаков молит о спасении, и единственный способ его спасти – не допустить его бегства.

Чтобы не случилось беды, спасая Иакова от неминуемой смерти, Ангел коснулся бедра Иакова, и повредил ему ногу. И только в этот момент, когда Иаков почувствовал острую боль, он понял, что все планы на бегство рухнули, что единственная его надежда – милосердие, защита и помощь БОЖИЯ. И говорил: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Так часто, спасая самонадеянного человека от страшного зла, смерти или преступных замыслов, БОГ попускает внезапную болезнь или какое-либо неприятное событие в жизни человека,  и этим спасает его. Более того, человек, видя крушение своих планов и осознав свою немощь,  обращает свой взор и свою покаянную молитву к Спасителю, Всемогущему и Милостивому ТВОРЦУ.

6. Тогда Ангел спрашивает его имя не потому, что не знает, но потому, что вместо имени Иаков (препона) даёт другое – Израиль (боролся с Богом, Бог борется) и благословляет его, как потомка Авраама.

Господь БОГ, назвав Иакова Израилем (богоборцем), как бы предсказал народу Израиля судьбу  богоборца. Действительно, в дальнейшем народ Израиля (в лице книжников, фарисеев и их приверженцев) ожесточённо боролся с БОГОМ-ХРИСТОМ и требовал ЕГО распятия:

"Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие." (Мф.27:22-26).

Возмездие  постигло народ Израиля, когда, через некоторое время, римляне истребили израильтян и детей их, был также разрушен Иерусалим и Иерусалимский Храм, единственный, где иудеи могут приносить жертвоприношения БОГУ. Что это, как ни кара БОЖИЯ?!

Современный иудаизм также отвергает ХРИСТА-БОГА, то есть борьба с БОГОМ(ХРИСТОМ) продолжается. В наше время Иерусалим разделён между иудеями и арабами, у Израиля пока нет никакой возможности восстановить свой Храм, поскольку на его месте построена мечеть. Не следствие ли это богоборчества с БОГОМ-ХРИСТОМ ?!)

7. Как мы знаем, встреча братьев, как и обещал Ангел,  закончилась для Иакова самым благоприятным образом, Исав его простил. «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним  четыреста человек. … пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.   И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба]» (Быт.33,1-4).

И, всё-таки, остался в сердце Иакова страх и боязнь переменчивого и воинственного характера Исава. И, продолжая молиться о своём спасении, он, всё-таки, бежал от своего брата, упросив, чтобы Исав не ждал его, и пообещав, что последует за ним.  БОГ попустил это бегство, зная, что после их примирения жизни Иакова уже ничего не угрожает.

Об этом в Библии сказано так: (Иаков сказал, обращаясь к брату) «пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир. …•  И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. •  А Иаков двинулся в Сокхоф…» (Быт.33,14-17).
 
8. Мы не знаем, когда понял Иаков, что с ним в образе Ангела боролся Сам БОГ - в тот ли момент, когда Ангел прикосновением повредил его бедро, и Яков стал просить у БОГА благословения? Или тогда, когда Ангел не назвал имени БОГА, пославшего его. Известно, что БОГ не открывает своего имени людям. Только Моисею однажды ОН назвал Себя - ЯХВЕ, и это имя  означает  – "Я ЕСТЬ", "Я есть СУЩИЙ".
И говорил Иаков:  «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».

Но видел ли он БОГА? Ангел Божий - это Дух. Дух творит себе формы. В данном случае ангел зримо явился в образе некоего мужа. В Книге Товита (ВЗ) - в образ юноши.
И только в Новом Завете Сам БОГ явлен в образе БОГОчеловека - ХРИСТА.


Другие трактовки этого весьма не простого для анализа эпизода из Библии можно посмотреть  на Православных сайтах.