Тридцать четыре

Алла Растворцева 2
       Когда  часто  побываешь  в  разных  местах  нашей  огромной  страны,   непременно  приходят  коварные  мысли  --  надо  бы  поменять  место  жительства.  Как  в  той  песенке:  «Пора,  пора,  пора,  пора  уехать  с  этого  двора…»
       Хотя  и  в  пору  моей  юности  и  взросления  я  бывала  кое-где,  и  это  «бродяжничество»  -  так  я  называю  это  свойство  характера  -  видимо,  засело  в  душе  у  меня  накрепко.
        Жизнь  как-то  катилась  большим  колесом  -  у  нас  такое  колесо  называют  ЧАРХПАЛАК  -  крутится  это  колесо  в  большом  арыке  или  сае  (с  узбекского  -  речка),  черпает  своими  черпалками  воду,  направляет  её  куда  укажет  человек  -  в  свои  дворики  и  далее  к  соседям.   И  этот  чархпалак  мне  напоминал  нашу  жизнь,  из  которой  я  тоже  кое-что  для  себя  черпала.   Определенный  житейский  опыт  нарабатывался,  но  песок  этого  житейства  смывался   водой  из  чархпалака.
        Дожила  до  40  лет.  Дети  ПОЧТИ  выросли.  Однако,  эти  ВЫРОСШИЕ  дети  мои  требовали  всё  бОльших  и  бОльших  капитальных  и  финансовых  вложений  в  них.  На  прежнем  месте  жительства  и  на  прежней  работе  и  в  прежнем  жизне-устройстве  моём  это  уже  стало  проблематичным.  Надо  было  вносить  в  мою  жизнь  коррективы.
        Долго  думала.  И  придумала.  И  поехала  я  в  этот  город  Мубарек,  о  котором  тогда  в  томе  Большой  Советской  Энциклопедии  было  написано  всего  три  строчки:
« Мубарек.  Город  в  Кашкадарьинской  области.  Узбекистан.  Газо-перерабатывающий  завод «. 
  А  поскольку  я  к  тому  времени  уже  высоко  квалифицированный  специалист  в  газовой  отрасли  Узбекистана,  выбираю  Мубарек. И, в общем, еду в никуда.  Хотя  и  по  приглашению  начальника  тамошнего  газо-добывающего управления  и  с  приказом  о  переводе  из  Андижанского  предприятия   в  Мубарекское  ГПУ.   Особых  проблем  не  видела.  В  Андижане  -  квартиру  забронировала  на  три  года  -  возврат  был  обеспечен.  В  Мубареке  -  работа  была  обеспечена  однозначно.  И  с  предоставлением  жилья.  Договор  подписан  сроком  на  три  года.   Кстати,  в  те  годы  этот  город Мубарек  строился  силами  договорников  из  разных  мест  СССР.  Кому  квартира  была  нужна,  кому  нужны  были  деньги,  кто-то  от  безработицы  российской  и  от  её  безысходной  жизни  -  все  были  здесь.    64  национальности  разных  народов.  Интернационал  полный!   Итак,  10  декабря  1983  года  я  приехала  в  этот  в  песках  затерянный  городок.  11  декабря  1983  года  я  уже  пришла  в  кабинет,  села  за  свой  рабочий  стол, и  …началась  у  меня  НОВАЯ  жизнь.     Новая  эпоха  придет  уже  позже.
        Пустыня.  Сначала  зима.  Декабрь  прошел  в  сухую  погоду.  31  декабря  1983 года  вдруг  повалил  снег,  за  стеной  которого  не  видно  было  ничего.  Утро  ПЕРВОГО  января  1984 -  снегу  почти  до  половины  колена,  морозец  -  ах,  какой  морозец  был  в  тот  Новый  год!  Под  минус  20 по Цельсию.  Невероятно.  Но  факт.  Я  очень  была  удивлена  такому  повороту  солнышка  пустынного.  Мороз  и  солнце,  снег  под  ногами.  Очки  замерзают  и  от  дыхания  покрываются  легким  морозным  узорчиком.  Пришлось  снять  очки.  Глаза  слепит  белоснежная  пелена.  Из  снега  торчат  седые  ветки  саксаула.   Картина – маслом.   Я  даже  в  Андижане  такого  не  видала  никогда.
        Однако.  Однако  в  нашем  предприятии  было  «ЖАРКО»   Форс-мажорная  ситуация.  Трубопроводы  газовые  имеют  в  своем  теле  определенное  количество  жидкости – конденсата,  который  мог  превращаться  в  лёд  и  пробки.  Разрывы  газопроводов  в  такую  погоду  очевидны  и  вероятны.  Так  что,  кому-то  у  нас  эта  радость  -  БЕЛЫЙ  СНЕГ  -  была  не  столь  радужной.   Так  называемые  «огневые»  работы  возникали  спонтанно  и  часто.  Не  до  лыж  и  санок.  Такая  работа.
        Но  как-то  и  весна  наступила.   И  саксаулы  позеленели.  Тонкими  своими  веточками  радовали  этот  пейзаж.
 «Войди  в  саксауловый  лес,  отсюда  -  начало  чудес.  Здесь парни  живут  и девчата. Герои. Творцы  конденсата. В песке  и  по пояс  в  огне  Тепло добывают  стране!   Раим  Фархади  1985"

    А  жизнь  продолжалась. Люди,  отработав  свои  договорные  сроки,  уезжали  по  своим  старым  адресам  прописки,  некоторые  (как  я,  к  примеру)  оставались  и  дальше  работать  здесь,  строить  город.    В  прошлом  году  я  монтировала  видео-клип  на  ретро-тему  «Мубарек 85-86»    И  по  количеству  просмотров  этого  видео-клипа  в  сети  смело  можно  определить  -  сколько  же  их  было  -  перво – проходцев  в  степях  Каршинских.  Пока  более девяти  с  половиной  тысяч.   Удивительно.  А  какие  комментарии  под  этими  просмотрами.  Помнят.  Все  помнят  эти  саксаулы  и  эти  строительные  краны  под  синим-синим  небом.  Они  строили  город.  Они  были  первыми.  А  я  уже  -  очевидно  -  в  строю  продолжателей.
       Город  построили.   Саксаулы  еще  в  степях,  окружающих  город,  остались,  но  -  ГОРОД  ЗЕЛЕНОГО  ЦВЕТА.   Некоторым  даже  не  верится.  И  только  мои  видео-зарисовки  с  музыкальной  аранжировкой  напоминают  многим  в  Интернете  -  ЭТО  БЫЛА  ПРАВДА!
       Вчера  дома  на  большом  телевизоре  «Домашний  кинотеатр»  просматривали  в  семейном  кругу  мои  мини-фильмы, и вспоминали,  вспоминали.  Вслух  озвучивали  комментарии  почти  каждого  видео-кадра.    Память.
       Тридцать  четыре  года.  10  декабря.   И  скоро  будет  юбилей  моего  проживания  здесь.  А  городу  всего  45  лет.   
        Он  молод,  воистину  молод.   Корявы  стволы  саксаула.  Но  сколько  б  их  ветром  не  гнуло,  войди  в  саксауловый  лес  -  отсюда  начало  чудес!.   А  там,  посмотри  не далёко  взметнулся  домами  высоко - город  зеленого  цвета,  и  сосны  взметнулись  там  в  небо,  аллеи   сосновые  вдоль  дорог.  И  пальмы  у  офисов  зеленеют,  и  юкки  букеты  белеют!  Раим  Фархади  в  своем  стихотворении от  1984 года  был  прав.  И  город  взметнулся  садами.  Не  фантастика, а быль.  Быль  Узбекистана.   
        Мы  строили – строили- строили,  и  наконец,  построили!!!  И  внуки  мои  тут  родились  и  выросли.  Работают  оба  уже.   А  дочка  вот  часто  в  разговорчиках  упоминает,  что  и  ей  скоро  на  пенсию…  И  восклицает  -  Скорее бы!...  Гляжу  на  неё   и  думаю  себе  -  как  же  я  выдержала  здесь  -  и  ветры –афганцы,  и  черные  смерчи  столбом  из  песка,  и  морозные -холодные  зимы,  и  лета  -  ужас  какие  горячие,  такого  ЛЕТА  как  у  нас  -  не  везде  прочувствуешь.  Но  год за годом,  лето  за  летом  -  их  уже  тридцать  четыре!    Еще  бы  пожить  и  увидеть  -  А  ЧТО  ДАЛЬШЕ?   Поживём!  Доживём!    Увидим! 

И ТОСКОЙ ПО БЫЛОМУ ДУША МОЯ СТЫНЕТ,   
ПО ГОДАМ, ЧТО УЖЕ НЕ ВЕРНУТСЯ НАЗАД...   
НУ, А ТАМ - ЗА БАРХАНОМ - У КРАЯ ПУСТЫНИ   
ЗОЛОТЫЕ ЗАКАТЫ - КАК ПРЕЖДЕ - ГОРЯТ... 

9 декабря  2017 года