Как царь Горох дочек замуж выдавал

Александр Гронский
Действующие лица:
Скоморохи и они же
1. Царь Горох
2. Несмеяна
3. Смеяна
4. Ульяна
5. Иванушка -дурачок

Скоморохи поют частушки:

УЛЬЯНА:
Мы приметам старины,
Как положено, верны.
И сказать почтем за честь:
От традиций польза есть.

НЕСМЕЯНА:
Чтобы было веселей,
Пригласим к себе друзей.
Да оденемся теплей
Для забав и для затей.

СМЕЯНА:
Посмеются пусть подружки,
Мы споем для них частушки!
Будем щедро угощать
Да обиды все прощать!

ИВАН:
Перестаньте, люди, злиться,
Хватит на печи лениться,
Сделайте добрее лица,
Лучше будем веселиться!

ХОРОМ: Ведь на то она и Масленица!

Ульяна:
Мы устроим представленье
Всем друзьям на удивленье!          
            

ИВАН:      
Праздник будет наш не плох
Коль придет к нам Царь Горох!

Выходит ГОРОХ:
Я, ребятки, царь Горох,
Хоть в душе и скоморох.
У меня один изъян –
Я ужасный грубиян.
Не дружу я с головой
И к тому ж еще глухой.
И характером своим
Я почти невыносим.
Я мечтаю поскорей
Замуж выдать дочерей.
Обещаю полцарства в придачу
И еще казенную дачу.

ИВАН:
Но все дочери Гороха
Учились в школе слишком плохо.
Ничего не умели, не танцевали, не пели,
А целый день спали да ели.
Или смеялись, или рыдали,
Короче, дурака валяли.

НЕСМЕЯНА(представляет Смеяну):
Одна дочь Смеяной звалась.
День и ночь она смеялась.
Ты ей палец покажи –
Засмеется от души.
(Смеяна смеется, заливается смехом)


СМЕЯНА (представляет Несмеяну)
Другая – Несмеяна,
Рыдала без обмана.
Любого слезами зальет и замочит,
Если захочет.
(Несмеяна плачет)

НЕСМЕЯНА (представляет Ульяну)
А третья – Ульянка
Была сущая поганка.
Ни лица у ней не рожи,
На царя-батюшку похожа.
(Ульяна скривила рожу)

УЛЬЯНА:
Стал царь думать да гадать,
Женихов где дочкам взять?

НЕСМЕЯНА:
Женихов зазывает,
Как обычно это бывает.

СМЕЯНА:
Дочки пытаются понравиться,
А женихи разбегаются.
Короче, нет в царстве женихов,
Кроме дураков.

ИВАН:
А дурак – это я. Звать меня Иван.
Я находчивый пацан.
С юмором все в порядке –
Спасибо зарядке!
И хоть с виду я дурак,
Но зато себе не враг!
Мне полцарства по плечу,
Но жениться не хочу.


ГОРОХ:
Вань, ты только посмотри,
У меня невест-то целых три!
Хошь, любую выбирай
Да полцарства забирай!

ИВАН:
Да они же ничего не умеют,
Ни красы, ни мозгов не имеют.
Только плачут или смеются,
Да еще замуж при этом рвутся.
Я хочу их испытать
И загадки загадать.
Кто отгадает мою загадку,
Тому дам я шоколадку!

ПЕРВАЯ ЗАГАДКА:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)

Ульяна:  Соседка!

ВТОРАЯ ЗАГАДКА:
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый...  (снег)
 
Смеяна: Одеяло!

ТРЕТЬЯ ЗАГАДКА:
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал... (мороз)

Несмеяна: Пушкин!


НЕСМЕЯНА:
Умеет Иван загадки загадывать,
Да мы не сильны их отгадывать!
Щас мы Ване тО загадаем,
На что ответ сами не знаем!

ЗАГАДКА(Несмеяны):
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны... (снежки)

ИВАН предлагает детям ответить за него.

ЗАГАДКА (Смеяны):
Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные... (рукавички)

 ЗАГАДКА (Ульяны)
Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)

ГОРОХ:
Все мои дочери, как принцессы на горошине,
Твоим умом, Ванюша, огорошены.
Шибко, Ваня, не торгуйся,
На красоток полюбуйся!
Со мной рядышком садись
Да получше присмотрись!

Смеяна смеется.

ГОРОХ (детям):
Может, выдам за Ивана
Дочь я старшую – Смеяну?

ИВАН:
Что ты девица хохочешь?
Или шибко замуж хочешь?
Или знаешь ты секрет,
Как прожить с тобой сто лет?

СМЕЯНА:
Я, Ванюша, промолчу,
Отчего так хохочу.
Мне смешинка в рот попала,
В детстве я с горшка упала.

ИВАН:
Боже мой, смех без причины –
Признак верной дурачины!
От него бывают даже
Слишком ранние морщины!

ГОРОХ:
Ну не нравится Смеяна,
Глянь тогда на Несмеяну!
Приглядись к ней не спеша,
Девка – чудо хороша!

Несмеяна плачет навзрыд.

ИВАН:
Ты чего, царевна, плачешь
И лицо в платочке прячешь?
Или вдруг обидел кто,
Дед какой-нибудь Пихто?
Или я тебе не гож,
Раз на принца не похож?

Несмеяна рыдает еще пуще.

ИВАН:
Ты давай кончай страдать,
Пол слезами поливать!
Ведь от слез, скажу всерьез,
Развивается склероз!

НЕСМЕЯНА:
Я всегда чуть что рыдаю.
Почему? Сама не знаю.
Просто нравится страдать
Да на женихов гадать.

ИВАН:
Ну а что умеешь делать?
Ты скажи мне, чтобы знать.
Печку можешь враз разжечь
Да блины умеешь печь?
В доме чисто убирать
Да подштанники стирать?
Тесто живо замесить
Да корову подоить?

НЕСМЕЯНА:
Ничего я не умею,
Но от слез своих балдею!
Я царевна Несмеяна,
Только плачу постоянно.

ИВАН:
Ох ты Боже милый мой!
Что же делать мне с тобой?

НЕСМЕЯНА:
Ты и молод, и горяч!
Ты со мной, Иван, поплачь!

ИВАН:
Хоть я с виду и дурак,
Но ведь это же не так!
Не возьму я даже спьяну
В жены вашу Несмеяну!


ГОРОХ:
Вот какой молокосос,
Рассердил меня всерьез!
Замуж он не хочет брать.
Как же с ним мне совладать?
Впарю-ка Ульяну
Дураку Ивану!
Она хоть не красавица,
Но вдруг ему понравится?

Иван подходит к Ульяне. Ульяна ему корчит рожи.

ИВАН:
Я красавиц разных знал,
Но таких вот не видал!
А царева дочка ваша,
В общем, копия папаши!

ГОРОХ:
Ну скажите, Боже мой,
Глаз у ней один косой.
И зубов не достает.
Но зато она цветет!
Ты ей глаз один прикрой,
Хошь платком, а хошь – рукой.
Ну, короче, решено,
Не заметит чай никто!
В общем, Вань, не зазнавайся
И жениться соглашайся!
(обращаясь к детям)
Правильно я говорю?
Иль не веришь ты царю?

ИВАН:
Ну ты, царь Горох, даешь!
Дочек замуж выдаешь!
С тобой счастья не найдешь,
Только со смеху помрешь.


УЛЬЯНА:
Не понравилась мне фраза,
Что я будто косоглаза!
Что мне шибко не везет
И зубов не достает!
Уродилась я в папашу,
Щеки свеклою накрашу,
Девушка свободная –
Вот какая модная!

ГОРОХ:
Иван, ты послушай меня, царя Гороха,
Все не так уж слишком плохо!
Ты заданье каждой дай,
Ну, короче, испытай!

ИВАН:
Я хочу, чтоб жена рано утром вставала,
Косы заплетала,
Избу убирала,
Пыль протирала,
Белье стирала,
Цветы поливала,
Меня ублажала
И еще танцевала!
(Смеяна смеется, Несмеяна плачет, Ульянка сидит с кривой рожей)

ГОРОХ:
Дорогой мой Ваня – зять!
Где ж тебе такую взять?
Ты умом-то рассуди,
Не дурак же ты, поди?
Очень я тебя прошу,
Хочешь, сам тебе спляшу?

Царь ГОРОХ танцует танец восточного гостя.

ИВАН:
Царь Горох, да ты танцор!
У тебя горящий взор!
Может, стоит мне влюбиться,
Чтобы на тебе жениться?

ГОРОХ:
Что ты, Ваня, не шути!
Я давно уж не ахти.
Для тебя я слишком стар,
Да в башке сплошной кошмар!
Лучше, Ваня, помолись,
Да с Ульяной породнись!

ИВАН:
Я придирчивый, наверно,
Пусть попляшут мне царевны!
Я чуток остепенюсь
И на ком-нибудь женюсь!

ГОРОХ:
Без проблем, сейчас устроим.
Танцевать мы всех построим.
Эй, девчонки и мальчишки,
Вы же тоже шалунишки!
Шевелите-ка ногами,
Потанцуйте вместе с нами!
А кто будет всех смелей,
Тому дам я пять рублей!

(Проводится конкурс на русский народный танец)

ГОРОХ (Ивану):
Кто тебе понравился? Давай признавайся
И жениться скорей соглашайся!

ИВАН:
Да, Горох, дочки у тебя крутые,
Но просто ноги немного кривые.
Страшно на дочек даже смотреть!
Ну а кто из них умеет петь?


ГОРОХ:
 Петь умеет нынче каждый,
А что слуха нет – неважно!

(Проводится песенный конкурс на русскую народную песню. ДОПЕВАЙКА)

ИВАН:
Ну, а кто умеет готовить с маслицем блины?

ЦАРЕВНЫ (хором): МЫ!!!

ИВАН:
А из чего их готовят?

Царевны хором:
Из чего царь-батюшка позволит!

ИВАН:
Ну, царь Горох, расскажи, из чего блины пекут?
Ты же главный тут!

ГОРОХ:
Да я, Иван, сам ни черта не знаю.
Старый стал, все забываю.
Может, спросим у детей?
Они точно поумней!

(Проводится конкурс с детьми из чего пекут блины?)

ИВАН:
Царь, ну так кто из нас дурак?
Что-то не пойму никак!
Мне не надо ни полцарства,
Ни царевны, ни коня,
Рано мне еще жениться,
Отпустите-ка меня.

Царевны хором:
Шанс последний не упустим
И Ивана не отпустим!

ГОРОХ:
А посадим на засов,
Раз нет больше женихов!
Раз не хочешь по любви,
Ох ты батюшки мои,
Значит, будет по-плохому!

ВСЕ:
Не уйти тебе живому!

ИВАН (детям):
Видеть больше не могу
Я царевых дочерей.
От Гороха убегу
Хоть за тридевять морей!

ГОРОХ:
Раз не хочешь зятем быть,
Я велю тебя казнить!
На расправу я горяч.
Ну-ка, где у нас палач?

ЦАРЕВНЫ хором:
Хватит Ваньку ублажать!

ИВАН (детям): Помогите мне сбежать!

Иван убегает через зал, царевны бегут за ним. Самый последний бежит царь Горох, спотыкается, падает и ворчит. Все убегают за сцену. На сцену выскакивает Иван.

ИВАН:
Ой, спасибо, малыши!
Посмеялся от души!
Мне не хочется жениться.
А с зимой пора проститься.

Выбегают на сцену ГОРОХ и скоморохи (царевны)

ГОРОХ:
Друзья, вынужден признаться,
Рад был с вами посмеяться!

УЛЬЯНА:
В предвкушении весны
Испечем-ка мы блины.
Для юнца и мудреца
Нам не жалко маслица.

НЕСМЕЯНА:
Пусть сияют блинчики,
Как в избе наличники.

СМЕЯНА:
А под блинчик да медок
Уж давно дымит чаек.

ИВАН:
А для братьев и сестер
Разведем большой костер.
Чучело спалим зимы
И повеселимся мы!

ВСЕ ХОРОМ:
Ведь на то она и Масленица!

После этого все выходят на улицу, где сжигается чучело.

Скоморохи поют
финальные частушки:
ГОРОХ:
Заряжу ядро в Царь-пушку
Да начну с утра войнушку.
Всех соседей попужаю,
Коль никто не возражает.

Вот же я какой крутой,
Трепещите предо мной!
Пусть об этом каждый знает,
Жаль, Царь-пушка не стреляет.

ИВАН-ДУРАК:
Я красотку рассмешу,
Стих веселый напишу.
Над собой и прочим
Вместе похохочем.

УЛЬЯНА:
Дурачок, а дурачок,
Спой за медный пятачок
Да вприсядку нам спляши,
Да частушкой рассмеши.

НЕСМЕЯНА:
Заработай на обед,
Ведь другой работы нет.
Перед нами покрутись
Да за денежки прогнись.

УЛЬЯНА:
Я скажу вам без издевки:
Наш Иван не лыком шит.
Не ходите замуж, девки,
Если парень не смешит.

СМЕЯНА:
Если барышня смеется,
Ее сердце чаще бьется.
Так что чаще смейтесь, люди,
Вас за это не осудят.

ИВАН:
Да к тому же смех – не грех,
Но полезен лишь для тех,
Кто не плачет и не ноет,
А чего-то в жизни стоит.

                КОНЕЦ
                Нижний Новгород 2017г.