Размышления о Боге и Любви

Любопытный Созерцатель
      
          Размышления о Боге и Любви
      
          Данный текст я решил опубликовать в виде письма-ответа своему знакомому, потом добавлял кусочки своих диалогов с другими людьми. Возможно, эта форма поможет мне лучше передать смысл моего послания и размышления.
         

          Александр, я понял, что ты всё же хочешь найти Бога. Ты прав - в текстах его найти трудно, хотя и можно, но это бесконечно долгий путь, по которому, например, пошёл Поляков. Я шёл другим путём.


          Скажу тебе больше о своём опыте и видении: в своё время ради сохранения любви между мной и моей первой женой я крестился (около 29 лет от роду), погрузился в библейские тексты (диспозитивы религии), чтобы найти Бога, пережил кучу откровений (изменённых состояний сознания с колоссальным выбросом эндорфинов – это длилось интенсивно, но с перерывами несколько лет подряд), в которых узрел сразу то, на что у иных монахов уходят десятилетия. Эти мои переживания-откровения потрясли и изменили меня.

          Я понял, что есть два пласта жизни, её восприятия и нашего сознания: 1-мифологичный и 2-рациональный пласты. Первый пласт для человека естественен, спонтанен, заложен в нашей биолого-социальной природе (пралогический пласт сознания), и поэтому в этом пласту мы находимся постоянно со своего рождения, даже если нас воспитывают атеистами - это и сказки, и Дед-Мороз, и приметы, и прочее, во что верят дети и взрослые. Любая религия эксплуатирует мифологический пласт нашей психики, привнося в него свой центральный образ и свой МИФ (иегова, ииссус, магомет, будда и т.д.), отсюда такое многообразие вер и религий. Но, будучи психологом, я понимаю, что на этот первичный пласт накладывается второй - культурно-исторический рациональный. Это более сложный, но и более хрупкий и тонкий (тонюсенький) план (именно план даже ещё пока, а не такой же по мощи пласт) жизни и сознания.

          Так вот я мог бы служить первому пласту жизни, писал бы религиозные тексты, стал бы монахом или возглавил бы свою секту, ибо вы верите в Бога, я же Его узрел, ощутил в себе, познал на столько, на сколько можно умом, телом и духом человеческим познать Бога. Но это не тот Бог, о котором написаны тонны книг, он не вмещается в тексты, в религиозные доктрины, ибо как можно описать наркотический экстаз и ту истину, что открывается в этом блаженном состоянии духа, узревшем воочию Бога? Разве что как в классическом примере, когда один человек будучи в Индии, принял наркотики и находясь под их действием, осознал великую и глубокую истину, но выйдя из состояния дурмана тут же забыл её, тогда он вновь вошёл в это состояние и попытался её записать. Когда же потом на трезвую голову он прочёл на стене хижины надпись сделанную им, которая Гласила: «Банан велик, но кожура его больше», он понял, что слова не могут передать того озарения, которое он испытывал.

          Попы всех религий контролируют этот религиозный экстаз и обрамляют его в свои символы и образы веры. Я же был свободным, моё прикосновение к Богу мифологического уровня сознания не контролировала церковь, и мне открылся свет, озарение. Образно - это свет надежды в нас. Но надежды не на загробную жизнь, не на райское блаженство после смерти, в которое так всем хочется верить, а надежда построить свою жизнь так, чтобы этот свет был в нас и между нами без посредников церкви и писаний. В любом случае, я прикоснулся к неиссякаемому роднику Божественной благодати.

          Но я выбрал другой путь - служить второму пласту жизни, выстраивать и выращивать его, не отрицая и не разрушая первый, а просто опираясь на него как на данность, как на благодатную почву или фундамент, который просто есть. В этом смысле я не верующий, я знающий Того, Кого иные называют Богом. Но поскольку я знаю Его вживую, а не по писаниям и установкам церкви, то понимаю, что любая попытка использовать Бога в своих целях, даже самых благородных, всегда будет обречена на погибель, потому что ставит одних выше других, в пирамиде отношений с Богом. Любая вера и церковь использует Бога в качестве средства для достижения своих целей, помещая его в пирамиде власти чуть выше правителей или патриархов. Но использовать веру в Бога и самого Бога для своих земных целей - это всё равно, что использовать жизнь одного человека, ради жизни другого, - это преступление называется рабством. Все религии по сути совершают преступления, оправдывают их, но главное их преступление - они делают других рабами. Я понял, что Бог не причинит никому зла, если он будет в каждом из нас. Но вынести в себе Бога невозможно: я выдержал около нескольких часов, которые показались мне целой неделей. Поэтому Бога нужно созидать в себе, выращивать его в своих отношениях с близкими (понимаешь ли ты, что частично я вынужден говорить метафорами?)

          Но я скажу тебе такую странную вещь - Бога нет, как только ты выходишь из первого пласта нашего сознания. ЕГО нет - такова реальная рациональная жестокая жизнь с её насилием, болезнями смертями, алчностью и прочим, - в ней нет места религиозному экстазу, и люди бегут к нему назад в лоно церкви или веры. И это понимают циники, дельцы и проходимцы всех мастей: политики, магнаты, банкиры, верхушка поповского сословия и спецслужб, аферисты. Я же хочу, чтобы Бог был и во втором пласту нашей жизни (и утешением, и заботой, и милостью, и благодатью), но не верой, не религией, не продажной церковью, не мистическими фокусами подобным разговорам с духами посредством письма, а самой жизнью, нашей Любовью, трудом нашей души и сознания, чтобы встраивать в культурный пласт жизни новые человеческие отношения.

          Именно поэтому возвращаясь к слову ЛЮБОВЬ,  я хочу тебе сказать, что Любовь не вершина мотивационного строения личности, но это та наивысшая форма человеческого общения, в которой есть место Богу в нашей жизни. И это та сфера жизни, где мы совершая труд любви, созидаем в себе и друг друге Бога, то есть творим его искусственным путём, а не используем Того, что уже есть в нас на мифологическом уровне сознания и в эндорфинных кладовых нашего тела.

          Любовь - вот тот мостик или росток между двумя мирами или пластами нашей жизни и нашего сознания. Любовь всегда была и пребывает в каждой точке времени наивысшей формой общения людей между собой. Возьми первобытных людей и их примитивную любовь - так при всей своей примитивности она была на тот момент высшей формой общения людей. Возьми уже рабовладельческий или феодальный строй и опять любовь будет высшей формой общения людей, дальше капитализм и нынешний день, но любовь, сама усложняясь и преображаясь, всё равно остаётся высшей формой человеческого общения самой сложной и самой хрупкой в каждой точке человеческой истории. Даже достаточно примитивная сама по себе любовь Ромеэ и Джульетты тем не менее оказывается высшей формой общения людей, которая преодолевает родовое начало, а посмотри на любовь Данте – она вообще совершает чудо духовного воскресения Беатриче. Посмотри на свою жизнь или жизнь своих знакомых и друзей, есть ли какая-то другая форма общения людей, которая была бы выше и сложнее любви? Любовь как форма общения людей есть и форма преображения нас. Это та форма, в которой только и возможно соприкосновение с Живым Богом - Другим Человеком, любящим тебя и готовым ради тебя на всё.

          Оба пласта жизни, мифологический и рациональный разделены и друг с другом порой конфликтуют за главенство, Именно поэтому некоторым атеистам становится неуютно в рациональном и жестоком мире и они начинают искать Бога, как утешения. Я же хочу  объединить эти два пласта нашей жизни, чтобы и в рациональном пласту жизни рядом был Живой Бог, тот, кого мы любим и кто любит нас, как самих себя. И когда-то в будущем люди смогут любить друг друга вот такой большой любовью, когда она не будет иметь границ, но напротив будет переходить от одного человека к другому, объединяя всё человечество в единое целое. Тогда люди будут сопереживать друг другу не только в горести, но и в любви к другим людям, сегодня же, увы, они знают только ревность или зависть.

          Если мы берём первый мифологический пласт нашей жизни, в котором главенствуют религии, то опять же только любовь это та форма, в которой мы можем соприкоснуться с Богом этого пространства жизни. Именно поэтому все религии пытаются сферу любви брать под свой контроль, табуируя или как-то регламентируя её.

          Если взять рациональный пласт жизни, то опять только любовь, как высшая форма общения, может стать пространством, в котором только и может проявиться и появиться Бог, как высшая форма человеческих отношений. Теперь ты понимаешь, что Бог, которого я сам созидаю в себе и своих отношениях с людьми и о котором говорю - это Любовь - Любовь как высшая экзистенциальная и трансцендентная форма общения людей.

          Именно такую Любовь, вечно становящуюся, и преображающуюся, и преображающую в себе человека, помогающую ему преодолеть свою телесную и социальную ограниченность, я называю экзистенциальной и трансцендентной одновременно.

          В этом смысле я не конкурент попам, не могу соблазнить толпы мнимой загробной жизнью, потому как вижу перед собой только культурную духовную форму жизни, которая проявляет себя через биологическую временную форму. Но я могу и пытаюсь искусить людей созиданием в себе Бога, той его формы, которую люди способны вместить в меру своего совершенствования, то есть Любви во всех её проявлениях. И для попа, и для учёного, и для старика, и юноши любовь будет общим пространством созидания и сосозидания.

          Представь себе, что, допустим, Бог есть за пределами нас самих, и скажи: захотел бы он быть среди нас, пусть и трижды в него верующих, если мы не умеем любить и прощать, если завидуем, конкурируем, подозреваем, ненавидим, ревнуем? Что делать такому Богу среди нас? Такое присутствие будет для него вечной мукой.

          Наша нынешняя человеческая культура застряла в религиозном пласту своего сознания и не делает следующего шага: выстраивать через образование жизнь так, чтобы пространство общения, пространство наших душ наполнять экзистенциальной и трансцендентной Любовью. Но сейчас вообще модны такие словечки как конкурентоспособная личность, лузер и мажор, красавчик, крутой, успешный, золотая и шоколадная молодёжь. А любви как высшей форме общения нужно учить, учить дома, в детском саду, школе, учить всю жизнь, её нужно прививать каждодневным примером, она должна быть описана в тысячах книг и показана в тысячах фильмов.

          Только любовь может стать надёжной прививкой от ксенофобии, потому что любящее сердце не знает границ, не делит людей на своих и чужих, ибо в каждом человеке видит потенцию Бога. Это огромный труд, это грандиозная цель для всего человечества на долгие десятки тысячелетий. Это единственная альтернатива глобальному миру конкурирующих людоедов или глобальному миру туповатых потребителей удовольствий.

          Вот какую любовь я имел в виду - наивысшую форму общения людей, наивысшую форму существования человеческого духа. При этом сегодня у каждого человека есть разные возможности в отношении Бога:
- искать Его через религию или религиозно-мистические практики и погружаться для этого в наркотическое состояние, контролируемое попами или самим человеком на свой страх и риск;
- быть гонителем Бога и религий или просто атеистом;
- быть попом и вести за собой стадо на водопой эндорфинной истины Бога, контролируемого церковью;
- самому созидать его в своей душе и отношениях с близкими.
Последний путь ещё не проторён.

          Я понимаю, что этот мой текст только чуть-чуть раскрывает то, что я увидел своим внутренним взором. И дело здесь прежде всего в терминологии: как ты уже писал, понятий любви много, проявлений ещё больше, я же говорю об особых отношениях, которые во всё историческое время человечества и личное время отдельных людей развиваются. Конечно, мне легко просто было узреть такие отношения в будущем нашего человечества, легко и просто прикоснуться к ним, легко даже начать строить в своей жизни, но бесконечно тяжело пытаться их описать и передать другим. Ты единственный пока человек за кругом моих близких, кому я рассказал о таких отношениях более-менее внятно. Прежде даже не было внятного языка. Да и то, что я тебе рассказал, лишь вершина айсберга: остальное ещё только пишу, осмысляю, ищу нужные слова, аргументы и образы или аналогии...
         
10.12.2017



Алексей, ваш текст не вызывает желания спорить или противоречить.
Только почему нельзя Любовь использовать, так же и для того же, не задаваясь целью создать в себе Бога?
Кандидыч   12.12.2017 15:46


Благодарю вас за вопросы. Попробую ответить насколько смогу.

Вот слово - использовать, пользоваться, польза, льзя, нельзя, лизать...
Мне так кажется, и я в этом убеждён, что можно пользоваться многими вещами, словами и смыслами, но пользоваться любовью или использовать её для каких-либо пусть и благих целей - нельзя. Я не могу этого объяснить просто, логично и рационально... Я понимаю при этом, что как только начинаю думать о пользе или использовании Любви, о пользе или использовании Бога я превращаю и Любовь и Бога в средство, а для меня они могут быть только целью. Как только они перестают быть целью и превращаются в средство, они разрушаются, перестают быть, теряют свою суть...

Я несколько раз прозревал в своём сознании и жизни вокруг меня разрушение и Любви, и Бога, как только их превращали в средство достижения каких-либо, пусть и благих целей...

В моём понимании есть три Бога:
Тот Бог, что есть в каждом из нас от рождения, - это подарок от природы и к нему мы прикасаемся в порывах страсти, влюблённости и даже симпатии - выплеск эндорфинов служит нам приманкой природы идти по пути Любви, ритуалов, религий. Вот его используют как средство все религии.

Тот Бог, которого мы возьмёмся созидать в нашем общении - это тоже Любовь, но любовь, к которой мы уже прикладываем усилия, но вознаграждением нам будет не эндорфинный коктейль, а превращение нас самих в более совершенных существ.

Есть ли Бог вне людей и нашего общения, я не знаю и подозреваю, что его нет, потому что мир, в котором есть Бог, то есть совершенный мир, недоступен нашему наблюдению не с помощью телескопов, микроскопов, радиотелескопов и прочих скопов. Поэтому я и не верю в существование Бога вне нас, вне материи. Физики говорят, что материя неистребима, она лишь превращается то в одну, то в другую форму существования. Возможно те, кто постигнет все законы Природы, Материи и Времени, станут Богами или встретятся лицом к лицу с Богом-Творцом всего сущего. Я теперь уже и не мечтаю о такой встрече.

НО я могу созидать Бога-Любовь, как наивысшую форму общения людей, в своём сердце, видеть его в глазах любимых и любящих... это мой личный путь.

С первым Богом я соприкасался, второго творю в себе, а о существовании третьего могу лишь предполагать и, конечно, хочется надеяться, что это тоже будет Любовь, но на таком высоком уровне взаимодействии материи и времени, о котором мы пока можем лишь смутно помыслить.
Алексей  19.12.2017 17:38


Фактически мне нужно бы отказаться от слова Бог, чтобы лучше передать смыслы, но это слово насыщено разными смыслами, многозначно и очень метафорично, поэтому я его использую.

Фактически я говорю о Любви (божественной) трансцендентной и экзистенциальной, которая становится альтернативой религиозному Богу, любому Богу, что вне человека и человеческих отношений.

Я бы сказал так, что у человечества есть возможность уйти от религиозного Бога к Любви, которая будет изменять как каждого из нас, так и всё человечество в целом. Там, где будет между нами людьми такая Любовь с большой буквы, уже не нужен будет Бог молитв, церквей, библий, мистиков, а яхве, иисусы, магометы и будды станут лишь культурными персонажами, потому что любой человек будет находиться в поле Любви, которую и можно будет уподобить любви божественной и обожествляющей. Но носителями, созидателями этой Любви будут все люди, всё человечество, а не отдельные адепты, религии или мистические учения.
Алексей  19.12.2017 18:34



10.03.2018.
ВЫ замечательный слушатель. А ваши стихи, Ближний Свет, и вы сама, искренни, в них нет и грана фальши, поэтому они порождают мою откровенность...

Да, насчёт прошлых жизней... конечно, хотел бы в это верить, хотел бы, чтобы наше сознание не умирало бы со смертью тела. Хотел бы, чтобы был Бог рядом с нами каждый миг... Если бы вы знали, как сильно я хочу, чтобы Он был среди нас, был живым чувством, живым общением, живым поступком и словом среди нас простых людей, живой и животворящей любовью, но я, пожив уже достаточно и пообщавшись с разными людьми, сам наделав много ошибок, понимаю, что если и есть Бог, то он не имеет ничего общего с нами людьми и нашей жизнью, ничего общего с нашими поступками до тех пор, пока в нас нет любви... но нам упорно хочется, чтобы он был над нами Отцом, наставляющим, усмиряющим, справедливым судьёй, доктором из скорой помощи...

Для меня нет такого Бога-Отца, я не вижу Его в своей жизни, для меня нет церковного Бога икон и песнопений - всё это лишь наша попытка создать для себя рукотворного ритуального Бога. Но всё это внешнее... и даже молитва - это внешнее, если в нашем сердце нет живой любви к живым близким людям. Если в нас людях будет любовь, то мы сами сможем решать многие проблемы без апелляции к Богу, как к судье или защитнику - в этом не будет надобности. Если мы будем жить в любви, то будь Бог, он придёт и растворится в наших душах, а пока нет любви, мы бессильны призывать Его, даже если Он есть.

Я согласен с Павлом, говорившим "Бог есть любовь, и пребывающий
в любви пребывает в Боге, и Бог в нем." НО от себя добавил бы: принимая любовь, мы принимаем Бога, в свои души, а отвергая её, отвергаем возможность принятия в себя Бога или сотворения Его в себе, если мы совершаем труд любви, то преумножаем в мире любовь, а значит и Бога, нерукотворного, нерукописного, а живого Бога любви и труда наших душ.

Много ли людей могут сказать самим себе: я пребываю в любви, я не отрёкся от неё, я каждый день совершаю труд любви и этим преумножаю её в мире? Всегда ли нам хватает сил любить и не сорваться в ненависть, когда устаёшь любить врагов, или в отчаяние, когда устаёшь любить безответно, или в ревность, когда не умеешь или не хочешь сопереживать любви наших любимых, сопереживать любви других людей к другим людям, не желая только себе любви, не вставая в позу обиженного эгоиста? Я не могу ответить на все вопросы утвердительно...

Спрашиваем ли мы себя: а люблю ли я мир и людей, а не только себя, люблю ли я именно людей и мир, такими, какие они есть, а не свои отражение, желание и  наслаждением ими? Всегда ли я милосерден к людям и миру? И поступаю ли так, чтобы от моих поступков не страдали другие? Но самый главный вопрос: умею ли я любить не для себя, а для другого - супруги, детей, друга, матери и отца, сестёр и братьев, соседа, той бескорыстной любовью, которая как раз и преумножает любовь в мире? Отвечаю за себя — всегда стремился к такой любви.

Любить той любовью, что даёт нам природа, растекаясь в нас эндорфинами счастья и наслаждения, могут все, потому что это подарок нам от Бога ли, от Природы ли, но это любовь для себя, потому что подарок мы принимаем себе, так же как принимаем подарком любовь родителей и близких. Но вот когда мы сами начинаем любить другого, не потому что так потекла кровь в наших жилах, а потому что близкому нашему нужны забота и внимание, свет и тепло, сочувствие и понимание, сострадание и милосердие, счастье и радость, теплота и чувство защищённости, вот тогда только мы и начинаем любить той любовью, о которой говорил Иисус. НО он думал, что принесёт о любви весть, расскажет людям тайну этого мира и любви в нём и мир заполнится любовью, следуя его заповедям, он думал, что жертвуя собой и своим близким другом, он побудит людей любить... А вышло так, что люди создали новую церковь, воздвигли новый храм, одни стали пастухами и подчинили паству, другие стали рабами, ждущими господина, нарисовали иконы, вырезали идолов, умертвили живое слово Иисуса и Павла, а стало ли больше в сердцах любви, научились ли за эти тысячелетия люди любить? НЕТ, потому что люди в большинстве своём рассматривают любовь как дар, но не как росток в своей душе, который мы сами сажаем и сами выращиваем.

Человек приходит в мир через маму, через женщину, а ценит ли мир материнский труд, ценит ли женщину-мать? Мы века и тысячелетия пользуемся даром Бога, или Природы, любить. НО мы тратим этот дар на себя и редко сами преумножаем любовь, как труд, созидание и каждодневное усилие.

У меня больше вопросов, чем ответов, но главное я понял для себя, что если в наших сердцах не будет любви, то и никакой Бог, не сможет нам помочь...

А люби мы все, а не единицы, совершенной любовью, любовью дарящей, любовью созидательной, любовью для другого, видя в каждом равноценное нам существо и личность, умей мы сопереживать любви наших любимых к другим, то и не нужно было бы призывать молитвами Бога, мы сами стали бы его частью, ибо совершенная любовь есть Бог. Но если примитивна наша любовь, то и Бог в нас примитивен, если в нас только страсть обладания, вместо любви, то и Бог в нас будет ангело-демоном, но никак не Богом любви... Бог любви - это каждая любящая мать, но любящая своё дитя мудро, так, чтобы ребёнок стал свободной напитанной любовью и мудростью личностью и сам смог бы стать источником любви.

Каждый человек способен стать источником любви, а значит и Бога в этом мире, но мы не учимся, этому, мы не думаем об этом, мы или отдаёмся страсти и мучаемся, когда она отгорела, или, вообще отказываясь совершать усилия любви, забиваем источник камнями, мусором, засыпаем пеплом и грязью своего эгоизма и своих обид, или красивыми словами и молитвами, а то и абстрактной любовью к Богу, что есть только любовь к самому себе, ибо вот рядом человек, другой отдельный от тебя  - он и нуждается в нашей любви, а не Бог — что есть источник любви…

Человек проникает в тайны природы, но тайну любви обходит стороной... А ведь только любовь делает нас подобными Богу. Не во внешнем мы подобны с Ним, если Он есть, а в способности любить, прощать, быть милосердными и щедрыми, умеющим сопереживаь.

Если я люблю мир и людей и наполнил свою душу Любовью, то Бог приходит в мою душу - здесь Его дом и обитель, но что Ему делать во мне, когда вокруг опять не будет любви, как проявить себя? Так как проявил себя в Будде, Иисусе или Магомете? НО это потребует или новых жертв, или новых слов... я не пошёл по этому пути, я предал этот путь, увильнул с него, опять стал предателем, но теперь другим, потому что решил просто любить, любить так, как может любить каждый простой человек, именно человек, как каждый из нас - не святой и не ангел, не сын Бога или апостол, а как простой отец, муж, брат, сын, внук, друг... Просто любить на сколько хватит моих человеческих сил, таких сил, какими меня любили бабушки, мама, сестра, тёти, жёны, дочери и внучки — любовью, которой и я сам могу любить их... Я понимаю, что только так вот, любя и совершая простые каждодневные человеческие усилия, мы медленно, возможно через тысячелетия, но все, именно все сможем преумножить в себе любовь настолько, что сможем создать в себе то, что мы все называем сегодня Богом, и тогда не нужно будет Богу снисходить на избранных или избравших себя, Он просто будет во всех нас..., ибо мы все будем в Нём с самого нашего рождения. И ничья духовная высота не будет впредь подавлять или подчинять себе других, не будет оттеняться несовершенством, падением, слабостью или низостью другого, ибо такие останутся в прошлом, которое и есть наше настоящее...

Есть ещё одна простая тайна слова и духа, но её простота не даётся пока мне в простоте передачи словами:-))  Когда-нибудь я найду самые точные... к ним уже близко подошёл Умберто Эко в "Имени Розы", по крайней мере, они очень близки к передаче сути этой тайны... Чуть раньше к этому подошёл Борхес…

Вы думаете, что и её я поразил и озадачил? Да, наверняка, ведь я открылся ей ещё больше, чем вам — я искал помощи, слова, любви, чтобы выразить нечто запредельное, для простого понимания и передачи словами — это как прикосновение к Богу — как предать его словами, кто поверит и не осудит… Мне казалось, что я должен передать хоть часть этого запредельного дара кому-то ещё, кого люблю, потому что самому справиться с пережитым было очень тяжело, не потому, что оно подавляло или разрушало меня, искушало или расстраивало, а потому не знал как быть: представьте себе, если бы вы попали в далёкое будущее, где люди любят совершенной любовью друг друга, и увидели, как эта любовь изменила самих людей и их общество, превратила их в Богов, то как бы вы могли передать увиденное — просто через фантастику, или через очередное откровение, очередного визионера?

Я передал вам лишь символический подобный образ пережитого,  но не само переживание и понимание пережитого, но самое главное заключалось в том, что я ощутил на себе неподъёмную ответственность — у меня в душе был дар, которым я должен был правильно распорядиться, не загубить, не испугаться его, не скрыть от людей, но принести так, чтобы он вошёл в это мир просто новым ростком любви…, но никак не новой верой, сектой или церковью...

Зачем это пишу вам? Я просто продолжаю передавать словами непередаваемое, я облекаю в слова пережитое, просто оставляю частички этого переживания в подходящие слова — ведь вас это не обязывает ни к чему. Просто какой-то странный фантазёр. Просто мне нужен собеседник, чтобы слова были искренними и лично обращёнными, я не могу писать, не зная, прочтёт ли их человек, к которому я обращаюсь, я ведь могу только вести диалог (пусть и похожий на монолог), но это именно диалог, я представляю вас и пишу вам лично, хотя и не знаю вашего имени — вы как-то и чем-то вызвали меня на откровение… Если я напрягаю вас этим, вы можете оставить себе этот кусочек на память от меня, а на своей страничке удалить — я всё пойму и приму как должное. Всё равно добавлю его в другой текст — Размышления о Боге и Любви. Это лишь малая часть того, что мне нужно оставить после себя как дар всем нам от того неведомого, с чем я соприкоснулся и соприкасаюсь теперь в этом письме. Я смертен, и пока жив, тороплюсь передать всё без остатка, порой отвлекаюсь на житейское, на политику, на борьбу за экологию, просто на косьбу травы на даче, на занятия с детьми, на написание методических книжек, на зарабатывание денег на жизнь — это жизнь и в ней не всегда было место любви — пронести чашу любви по толкучему рынку жизни и не расплескать её я не смог, расплескал и жизнь, и любовь, потому и тороплюсь теперь…

Я очень благодарен вам, потому что встреча с вами и вашими стихами что-то по-новому приоткрыла во мне и дала возможность вот такого искреннего общения, от которого вы защищены, Ближний Свет, как от него не была защищена она… для вас я всегда могу быть писателем, фантазёром, поэтом, мечтателем… и мои тексты всего лишь отражение фантазий…

Но мои эти строки вам, как и все другие строки другим людям здесь — это обращение к чему-то большему в нас, это обращение к нашим потомкам…

После таких откровений я порой замыкаюсь как рак отшельник в скорлупе своих мыслей и переживаний… не обижайтесь, если сразу не отвечу.