Троица. Что об этом говорит Библия

Павел Луков 2
Введение.

Учение о Святой Троице является одним из центральных в христианстве, и не случайно оно выделено в отдельный догмат. Но в данной работе речь пойдёт не о конкретном содержании этого догмата, тем более, что о нём достаточно написано в специальной христианской литературе, в том числе сказано в постановлениях Третьего (Ефесского)  и Четвёртого (Халкидонского) Вселенских соборов соответственно 431 и 451 гг. Мы же здесь затронем только ту часть учения о Троице, которая изложена непосредственно в Библии.
Причина этого, не совсем стандартного подхода, состоит в том, что критики Священного Писания часто апеллируют к такому аргументу, что в самой Библии о Троице будто бы ничего не сказано. Здесь можно согласиться только с тем, что само слово «Троица» в Библии действительно отсутствует. Но тут, однако, нет ничего странного, поскольку такой термин вошёл в употребление только в III веке после Р.Х. Ввёл его впервые один из ранних отцов Церкви Феофил Антиохийский, а своё распространение  получил благодаря христианскому историку Тертуллиану. Происходит слово «Троица» от латинского Trinitas, что и значит три лица. Вполне естественно, что в Библии это слово появиться просто не могло, так как последние книги Писания были написаны намного раньше использования данного термина. Но вот утверждения относительно того, что в Библии о самой Троице, как о её сущности, ничего не сказано, совершенно не соответствуют действительности. В Писании таких сведений много и некоторые из них мы приведём, а главное, хоть немного, но сумеем понять, что именно о Троице и её ипостасях (лицах) говорит сама Библия.

О Троице в Ветхом Завете.

Скажем сразу, что в полном смысле слова саму тайну Троицы раскрыть мы не сможем, так как она считается непостижимой для ограниченного человеческого разума. Как сказано в самой Библии:

Много сокрыто, что гораздо больше сего; ибо мы видим малую часть дел Его.
(Сир. 43:35)

Но некоторые составляющие такого знания мы вправе описать, что также не противоречит Священному Писанию:

…ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
(Св. Евангелие от Матфея 10:26)

 При этом я не разделяю утверждения тех, кто считает, что не следует познавать того, что человеку не было открыто. Нет, человеку уже было разъяснено сравнительно немало, и мы потому не вправе ограничиваться сухими определениями, которые даны для обозначения данного догмата. То, чего достаточно было раньше для богословского объяснения, сегодня это уже почти не работает ввиду обширного и вполне аргументированного диалога между представителями различных религий. И то, что не требовалось обсуждать прежде, сегодня уже требует куда более убедительных доказательств, чем приведение известных традиционных штампов, которыми изобилует современное христианское богословие. И сейчас мы постараемся это увидеть.
О том, что Бог являет Себя в образе Троицы, нередко ссылаются уже на само начало Ветхого Завета. Видят это даже в самой первой фразе : «В начале сотворил Бог…» (Быт.1,1). Дело в том, что в еврейском тексте это звучит так: «Берешит бара Элохим…». Слово «Элохим» (Бог) стоит здесь во множественном числе, а в числе единственном это будет «Элоха» или «Элоах». Но не все богословы принимают это обозначение как три ипостаси, или три лица. Одни указывают на выражение во множественном числе неограниченность божественных свойств, а другие считают, что слово «Элохим» здесь определено также, как в русском языке используют слово «ножницы», как не имеющее в грамматике единственного числа. Но в переводе мы имеем, однако, единственное число, хотя местами там же есть напоминание и о его множественности. Например:

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
(Книга Бытие 3:22)

Именно это выражение – «один из Нас» - применяется нередко в качестве аргумента в отношении Троицы. Однако, здесь тоже нет единого толкования. Иногда это выражение понимают как совокупность разных представителей духовного мира, то есть, как Самого Господа Бога, так и ангелов различных чинов. Прямого же раскрытия смысла сказанного здесь нет. Другой пример, как доказательство Троицы, также часто приводят из книги Бытие:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли…
(Книга Бытие 18:1,2)

Здесь мы имеем три различных толкования относительно «трёх мужей». Первое – это Господь Бог и два ангела, Второе – собственно Троица, Третье – три ангела, где устами одного из них говорит Сам Бог, почему Авраам и обратился к нему как к Богу (Быт.18,3). Иными словами, утверждать однозначно, что Авраам поклонился именно Троице, мы не можем. Но тогда встаёт вопрос – есть ли в Ветхом Завете ещё сведения, которые говорили бы о Триединстве Бога? Да, сведения такие есть, но носят они больше косвенный, чем прямой характер. Некоторые из них мы приведём:

Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш; Он спасет нас.
(Исаия 33:22)
Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш.
(Исаия 43:15)
Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога…
(Исаия 44:6)
Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.
(Исаия 45:15)

В данных цитатах имеет место трёхкратное наименование Господа Бога. Идёт ли здесь речь именно о Троице, сказать сложно, Но и исключать этого мы тоже не вправе, так как вряд ли такое обозначение можно назвать случайным. И мы не можем обойти вниманием ещё одну цитату из Библии, где Троица обозначена практически поимённо:

Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
(Исаия 48:16,17)

Итак, три ипостаси: «Господь Бог», «Дух Его», «Искупитель твой». Но здесь мы вынуждены признать, что прямого раскрытия сущности Пресвятой Троицы в Ветхом Завете всё-таки нет. То, что мы здесь имеем, это, в лучшем случае, Её символические обозначения, практически не раскрывающие своего духовного содержания. Понимать под данными названиями каждый может как разный смысл, так и разные значения.

Раскрытие Троицы в Новом Завете.

Следует сказать, что в Ветхом Завете как такового раскрытия сущности Троицы и не требовалось, так как явлена Троица конкретно, как мы уже сказали, там не была, в чём и не было прямой необходимости. Древнему израильтянину достаточно было понимания Господа Бога в одном лице. Поэтому нет ничего удивительного, что Троица раскрылась в своей сущности именно в Новом Завете. Произошло это согласно Евангелию во время крещения Иисуса Христа:

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
(Св. Евангелие от Луки 3:21,22)
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:33,34)

Итак, «Глас с небес» или «Пославший», «Дух Святый», «Сын Божий». Все три ипостаси одновременно. Почему всё-таки – три? Видимо, только так человек может понять сущность безграничности Божественного естества, не отрицая при этом Единства Божия, видя в этом нечто большее – Триединство. И для своей полноты сущность Троицы неизбежно должна была раскрыться также в других местах Нового Завета, что на самом деле так оно и есть:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…
(Св. Евангелие от Матфея 28:19)
…по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому…
(Первое послание Петра 1:2,3)
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
(Второе послание к Коринфянам 13:13)
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
(Первое послание Иоанна 5:7)

Везде называются три ипостаси: «Отец», «Сын» и «Дух Святый». Но что собою значит каждая ипостась? Вот здесь нужно разобраться подробнее.
Наверное, кто-то может возразить о том, можно ли ипостаси рассматривать отдельно друг от друга, тогда как Святая Троица должна рассматриваться как целое и неделимое. Может оно и так. Но я считаю, что есть смысл рассмотреть каждую из них в отдельности, чтобы лучше понять суть её целостности.
В центре Троицы, несомненно, стоит Бог Отец. Разумеется, данную фразу понимать нужно только духовно, поскольку Господь безграничен, и у Него не может быть как такового центра или сторон. Также понятие «Отец» здесь тоже не биологическое, а духовное, что значит «Творец», «Создатель». И, разумеется, Он един и неделим, о чём ясно сказано ещё в Ветхом Завете:

Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его…
(Книга Второзаконие 4:35)
Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его…
(Книга Второзаконие 4:39)

В Новом Завете данное понимание осталось абсолютно неизменным.

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все.
(Деяния св. Апостолов 17:24,25)

Такой идеей проникнута, пожалуй, вся Библия, начиная с её первых стихов о сотворении мира, и здесь, я полагаю, нет трудности, в ограниченном плане, разумеется, в понимании первой ипостаси.
О такой ипостаси, как Святой Дух, говорить, наверное, сложнее всего. Если Бога Отца представляли как-то с некоторой человеческой аналогией, раз сам человек сотворён по образу и подобию Божию (Быт.1,26), то в отношении Святого Духа какая-либо  аналогия просто невозможна. Его никак нельзя ни видеть, ни осязать. Даже зримый образ в виде голубя не даёт возможности для какого-то детального описания. Посмотрим для начала, что говорит об этом сама Библия:

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:26)
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне…
(Св. Евангелие от Иоанна 15:26)
…если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Св. Евангелие от Матфея 12:32)
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:8)
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
(Первое послание к Коринфянам 2:10)
Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово.
(Книга премудрости Соломона 1:7)
Нетленный Твой Дух пребывает во всём.
(Книга премудрости Соломона 12:1)

Какой вывод можем сделать из сказанного? Святой Дух есть то, чем Господь Бог охватывает Собой всё творение, и посредством которого Он управляет им. Такое возможно только при одном условии, что природа Святого Духа тождественна природе Бога Отца и является единым целым, и не может быть ничем разделена.
Вопрос второй ипостаси – Бога Сына – требует уже более детального рассмотрения, поскольку содержание данного вопроса находится уже в центре такой религии, как христианство.
Само понятие Бог Сын хорошо объясняется самим библейским текстом:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:1-3)
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:14)

По приведённым цитатам вполне понятно, что Бог Сын есть Слово Божие исходящее от Самого Господа Бога, и в Иисусе Христе произошло Его человеческое Боговоплощение, то есть приняло внешнюю человеческую форму, сохраняя внутри себя Божественную природу. Кем же тогда стал Иисус Христос – Богом или человеком? Если взять во внимание постановление Четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора, то Иисус есть истинный Бог, как Бог Отец, так и Дух Святой. Но как мы должны правильно понимать смысл такого постановления? Не будем спешить с выводами. Посмотрим вначале, что говорит Библия о Божественности Христа:

Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
(Послание к Римлянам 9:4,5)
И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
(Первое послание к Тимофею 3:16)
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу…
(Послание к Филиппийцам 2:6)
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари…
(Послание к Колоссянам 1:15)
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
(Св. Евангелие от Иоанна 20:28)
Я и Отец — одно.
(Св. Евангелие от Иоанна 10:30)
Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:11)

Судя по этим цитатам можно было бы смело сказать, что Иисус Христос есть действительно истинный Бог. Для подтверждения этого тезиса в Евангелии есть характерный пример:

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
(Св. Евангелие от Марка 2:5-7)

Иисус прощает грехи человеку, даже не прося его о покаянии. А такое право может принадлежать только Богу. И дальнейшее действие Христа, выразившееся в исцелении практически безнадёжного больного, прямо подтверждает это. При этом стоит заметить, что о Божественном достоинстве тогда ещё будущего Мессии сказано было и Ветхом Завете:

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
(Исаия 11:1-3)

Дальше можно было бы не продолжать, но одно обстоятельство не может позволить нам здесь поставить точку. Дело в том, что не везде в Евангелии Иисус предстаёт перед  нами в качестве Бога:

Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
(Св. Евангелие от Матфея 26:64)
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
(Св. Евангелие от Марка 16:19)
Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
(Деяния св. Апостолов 7:55,56)
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте…
(Послание к Евреям 1:1-3)
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну…
(Откровение Иоанна Богослова 1:1)

И это также как бы подтверждено ещё Ветхим Заветом:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
(Даниил 7:13)

Что же означает, что Иисус Христос воссел «одесную Бога», то есть по правую от Него сторону? Последнюю фразу, разумеется, нужно понимать условно, поскольку Господь беспределен (Пс.138,7-9). То есть, как мы уже говорили, у Него нет ни правой, ни левой стороны. В духовном плане это может означать только одно: Иисус Христос есть тот, с Кем Бог Отец разделил свою верховную власть. Именно так это понималось на древнем Востоке, где земной повелитель сажал по правую сторону от себя того, с кем он соответственно делил свою власть. Именно за это побили мученика Стефана камнями, когда он посмел сказать, Кого он увидел «одесную Бога» (Деян.7,57-58). А в чём состоит здесь такое деление власти, также видно из самой Библии:

И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
(Откровение Иоанна Богослова 5:7,8)
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
(Откровение Иоанна Богослова 5:13,14)

По тексту ясно видно, что почести Агнцу, то есть Иисусу Христу воздаются равные как и Сидящему на престоле, то есть, Самому Богу. Однако, если Иисус воссел рядом с Богом, то Сам Он получается – не Бог? Нельзя же это понимать, как один Бог вознёсся к другому Богу, если мы уверовали в то, что Бог – Един. Не будем забывать одновременно о том, что человеческая природа Христа также имеет место в Евангелии:

Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
(Св. Евангелие от Луки 4:1,2)

«Взалкал» - значит «проголодался». Но может разве Бог проголодаться, да ещё при помощи человеческой пищи подкреплять собственные силы? И не сам как бы пришёл, а приведён был. Разве Бога может кто-то взять и привести? ? И о нём, как о человеке говорит также апостол Павел:

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство…
(Первое послание к Тимофею 2:5,6)

Понять мы это можем, только узнав, в чём заключается вся природа, присущая Иисусу Христу. Именно поэтому рассматривать мы Его можем только как Богочеловека, в Котором как бы соединены человеческая природа и одновременно Божественная. Как и сказано в постановлении Четвёртого Вселенского Собора: «При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно»:

…о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, об Иисусе Христе, Господе нашем…
(Послание к Римлянам 1:3,4)

Что касается человеческой природы, то здесь, в сущности, всё понятно, а вот об иной её форме мы должны сказать ещё раз особо: Богу Сыну присуща, как это уже подчёркивалось, именно та же самая божественная природа, что и Богу Отцу, и Святому Духу. В чём же это выражается? Вновь обратимся к тексту Нового Завета:

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня…
(Св. Евангелие от Матфея 10:40)
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:18)
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:16)
Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
(Св. Евангелие от Иоанна 6:37-39)
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:6)
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:21)
Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
(Св. Евангелие от Иоанна 5:22,23)
Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
(Первое послание Иоанна 4:15)

Неразрывная связь с Богом Отцом здесь прослеживается достаточно ясно. И нередко в Новом Завете Иисуса Христа называют Господом, обращаясь к Нему, как к Богу. Но так называют Его именно в русских переводах. В греческом тексте к Нему обращаются словом «Kyrios», что в переводе может означать и «господин». В любом случае это есть обращение к довольно уважаемому лицу, кем и воспринимался людьми Иисус Христос. Однако, такое же обращение - «Kyrios» -  применяется не раз и к Самому Богу. Кем же именно тогда воспринимался Иисус? Вот так при обращении к Христу говорится о будущем на тот момент апостоле Павле:

…и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
(Деяния св. Апостолов 9:14)

«Призывающих имя» означало обращаться с молитвой. В Ветхом Завете призываемо было таким образом только имя Господа Бога (Быт.4,26). Но Новый Завет здесь привнёс явные коррективы. Имя Иисуса Христа стало призываемо также наравне с Богом. В чём же это выражалось? Снова обратимся к Библии:

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
(Первое послание Иоанна 2:1,2)
Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
(Послание к Римлянам 8:34)
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
(Послание к Евреям 4:14)

Получается, что Иисус Христос есть Первосвященник, то есть Настоятель небесной Церкви, и наш ходатай пред Богом. Произойти это могло только тогда, когда божественное и человеческое соединилось во Христе, и когда он в таком качестве был вознесён на небо к Богу Отцу:

…по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(Послание к Ефесянам 1:19-23)
Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
(Деяния св. Апостолов 2:32,33)

И это событие также было предсказано Ветхим Заветом:
…так говорит Господь Саваоф: вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.
Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим.
(Захария 6:12,13)

Вот таким непостижимым способом сущность Троицы и была раскрыта в Новом Завете. При этом описаны не только наличие и свойства всех Её ипостасей, но и их ясная взаимосвязь друг с другом, что говорит о полном их единении. Но по-другому это выражено, наверное, быть просто не могло, так как понять такое человек мог только через доступные ему образы и известные ему способы мышления. А у Господа Бога они совершенно иные:

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
(Исаия 55:8,9)

2017 г.