Барев Дзес генацвале!

Даилда Летодиани
https://www.youtube.com/watch?v=UTkqSePaxxA

Проснулась в пять утра. Солнце бьет в глаза. День ожидается солнечный и жаркий.
А каким ему еще быть в августе в Тбилиси? Планов на сегодня нет. У соседей включено радио и в открытые окна звучат слова "Сирум ем ез" и вдруг я понимаю, что слово в припеве "гна" обращено ко мне. Это мне бежать немедленно, нестись, туда где синеет озеро Севан, где славный город Ереван и в смутной дымке Арарат!
Ура! План сложился тут же. Беру легкий рюкзачок, в него компьютер-моё все. Маечку на смену и загранпаспорт с отложенными на всякий случай ста долларами. Вперед!!
-Мам я буду или поздно вечером, или завтра утром. Пока!!!
Через полчаса я ехала в маршрутном такси Тбилиси-Ереван в компании разговорчивых попутчиков.
Живописные горы, цветущие луга сменились суровыми холодными скалами. И вдруг за окном запестрели купальники, надписи на всех доступных и не очень мне языках Надпись на русском гласила "Лучшая форель на планете Земля Только, братик, у меня!" и подпись "озеро Севан". Все успевшие прочитать, обращение водоема к путешественникам, прыснули. Дальше стало ехать еще интереснее Впереди город в котором вода второе место в мире занимает. Фильм "Мимино" убедил всех в неоспоримом факте. Дилижан столица вкусной воды на Кавказе. А первое место, мы помним, у них там в захолустье в Сан-Франциско.
Балагуря и переговариваясь с пассажиркой Розой выяснили, что тот замечательный человек, которого я выбрала своим оправданием в решении скоропостижного выезда, ее старинный знакомый. Конечно я передам ему привет.  Кстати только сейчас я решила все же сообщить ему, что приеду. Ашот Левонян, мой новый знакомый по переписке, замечательный писатель, а главное альпинист, может ведь оказаться и в горах.
Ну вот и столица Армении, древний, как сама история, Ереван.
Выхожу на раскаленный проспект. Шум восточного базара не удивляет и не пленяет меня. Как говорят у нас на Кавказе, "сам такой". А поскольку я и "сам такой", то считаю своим долгом приобрести сувенир. Тем более, что продают их сами мастера.Конечно это должен быть сувенир говорящий. А вот и известные своим искусством армянские краснодеревщики. Купила деревянный кулончик "армянская буква Д". Не успеваю сориентироваться, как с предложением услуг подбегают гиды.
Отказалась от услуг коллеги. Хотелось походить проникнуться красотой и духом города. Только и спросила как пройти к "Каскаду". К уникальному архитектурно-культурному комплексу ведут три пути. Интересен был диалог с самой собой, решиться каким путем добраться помогли картины на одной из сторон перекрестка.  Оказалось там сквер-вернисаж. С первых же шагов меж картин напиталась разноплановыми, разноцветными и разнокалиберными Араратами. Силуэты прекрасных армянок в бесконечном количестве обступили меня. Яркие брызги и  таинственные разводы привлекли меня и я как завороженная пошла к ним. То что рядом с удивительными картинами стояли люди обнаружила минуты через три. Они к тому же говорили на русском. Художник и его почитатель. Немного пообщалась и уточнила направление к "Каскаду".
Собеседник художника галантно предложил проводить. Шли мы с ним, говорили о радостях и горестях наших народов. Он оказался архитектором-дизайнером и сотрудником художественной библиотеки. Никогда, до этого, я не встречала человека, так красиво, полно и интересно, раскрывающего тайны чужих талантов. Поднимаясь по ступеням "Каскада", я шла как будто к самому солнцу.
Через три часа, мы оба, как, очнулись и решили наконец представиться друг другу. Стоя перед грандиозной фреской внутри "Каскада", демонстрирующей связь поколений многострадального армянского народа, я поняла Ашот раскрыл мне истинную сущность армян.
Да много и по-разному говорили об их гостеприимстве и дружественности. Но чтобы так незнакомому человеку посвятить весь день!
Ашот, тезка нового приятеля, вселил в меня любовь к Еревану. Обожаемый им город стал близким и мне. Но, вот ночь почти.  Встреча с Левоняном состоялась опять же на ступенях "Каскада". К этому часу с Ашотом мы обошли почти весь город.
Поговорили, посмеялись над моим неожиданным приездом и оба Ашота благословили меня в дорогу.
Автовокзал встретил меня сонными пассажирами и дуэтом цыган.
--------------
Рассказ о цыганенке Максимилиане совершенно отдельная история и к познанию мира имеет большее отношение нежели к познанию Армении.