Воспоминания, мемуары

Ната Найко Савельева
Подозреваю, что и вам когда-то было девятнадцать лет. Мне точно было...

Я родилась в лучшей в мире стране, разумеется,самом красивом городе, в

самой лучшей на свете семье, поскольку и папа и мама никогда не отказывались

от нас,- детей, и вырастили нас глубоко порядочными людьми,

что называется,- себе во вред и нам тоже... В жизни людей нет ничего

важнее истинной веры, так вот,- всё вышеперечисленное было для меня свято.

При этом, в семье никогда не говаривали о Боге (за исключением моей

незабвенной бабушки), школа тоже помалкивала, но, при этом,- учили нас

только хорошему. Помню Парады, особенно майский, тёплый...Мой отец, само-

учка,- играл на любом музыкальном инструменте, которыми охотно делились

присутствующие на демонстрации музыканты. На протяжении длительного

шествия,- он и другие мужчины постоянно заворачивали в подворотни и,

неизменно веселели...Добавьте сюда нарядные платья,сшитые мамой из лоскутов

капрона, обожженного спичками, множество ярких бутафорских цветов и вы

догадаетесь, что советские дети были по- настоящему счастливы...

В будни же, обстановка, несколько менялась: мама, удручённая крайней

бедностью, не церемонясь,- обращала кукиши в сторону телевизора,

при особо раздражающих её "речах" генеральных секретарей...

Но, дома мы бывали редко: я не припомню кружка или "секции" в которой

бы не принимала участия,- это и балет (в 13 лет- тридцать девятый

размер ноги) и драмкружок,- пикантная картавость, и музыкальная школа,-

железной указкой по рукам...Кроме того, домбра,-бесплатно! и волейбол.

Волейбол, мама, испуганная ростом 170см,- присекла на корню...

В описываемый период я до сердечной боли тянула в хоре:"Ленин- всегда

живой...". Хор наш был известен в городе, на каждый мало-мальский

праздник,-устраивались высокие, очень шаткие "козлы", на которые мы

взбирались, причем- "большие" девочки на самый верх, для безопасности.

Интрига заключалась в том, что старшие мальчики, запасшись длинными

прутьями,устраивались за спинами и пытались приподнимать наши,

и без того, чрезвычайно короткие юбочки,- и это в присутствии каменного

Ильича и в столь торжественный момент!

  Мама моя была очень яркой кареглазой брюнеткой и нас с сестрой, голубо-

глазых шатенок,- называла переводнёй и, вообще некрасивость женщин считала

самым большим недостатком. Угодить ей было практически невозможно. Немноги-

ми, признанными ею красавицами, считались моя дочь и племянница, по

иронии судьбы,- тоже голубоглазые шатенки, но это было много позже.

 Но, к девятнадцати годам, я слегка приобразилась, и мама решила "выводить"

нас с сестрой в свет.Бедны мы были катастрофически, то есть,- денег не было

никогда. Но в Союзе существовали профсоюзы и,путёвки- практически в любом

направлении отечества, а оно включало, как известно, все возможные климатичес-

кие пояса ,- были доступны.

  Предстояла поездка в Подмосковье- турбаза "Торбеево озеро".

В рамках тура были: посещение ВДНХ,экскурсии по Москве, посещение театра,

ЦУМа и т .д. Контингент- старшие школьники и студенты (вообще-то по плану,

должны были быть только школьники, но методом переписывания "горящих"

путёвок,- такое недоразумение легко устранялось. Сопровождали нас два

невероятно доверчивых педагога: пьющая дамочка и её сотрудник, чуть не

написала собутыльник, что куда больше соответствовало истине.

Группа состояла из ,примерно двадцати девочек и пяти юношей. Одна из

девочек, студентка двадцати лет,очень понравилась мне тем, что, при пер-

вой же возможности- купила себе в ЦУМе тёмно коричневую фетровую шляпу,

которая необыкновенно шла к её длинным прямым русым волосам и милому

личику. Должна сказать, что мамой моей, было учреждено неоспоримое правило,

запрещающее нам стричь волосы и мы с сестрой носили, довольно ухоженные,

густые гривы до поясницы.Запах любыстка(пастернака), в котором мы их полос-

кали,- никогда не выветривался из нашего дома! Поскольку наличности

практически не было- покупка десятирублёвой шляпки и не обсуждалась,но

мы не могли не думать, как бы она пошла к нашим волосам...

И, тем не менее, двое из пяти мальчиков сразу же выделили нас с сестрой,

что меня невероятно изумило, причём поглядывали и остальные,мужчинам,

как я убедилась позднее свойственно такое странное внимание к выбранным

девушкам... Моей "маленькой" сестре не было ещё и семнадцати лет, но язычок

у неё был тот ещё...Один из мальчков, вздыхающий рядом с ней был прозван-

"Косящий",- у него действительно был небольшой недостаток,- другой же,

мой воздыхатель:очень крупный, молчаливый, невероятно покладистый юноша,

который неизменно всегда оказывался у меня за спиной и почти "клевал" мои

волосы,- был наречён "Млеющий". Вы не поверите, имени его я и не вспомню...

Время было летнее, мы много ездили на экскурсии, отркрывали для себя столицу,

но, в основном,- купались в озере. Всеми девочками было замечено негативное

влияние на волосы воды торфяного озера и нужно было принимать меры...

"Млеющий" был послан в аптеку за бычьей желчью, поскольку кто-то

посоветовал это средство от выпадения волос. В те далёкие времена, неслыханной

веры печатному слову, и, не только печатному,- принесенная зловонная жидкость,

была тут же использована по назначению. Описать её запах,вязкость и цвет,-

не хватит слов, но красота, как известно...Смыть такую маску удалось только

по окончании поездки, но мой преданный кавалер по- прежнему всегда находился

за спиной, почти касаясь носом волос...впрочем- это была единственная допусти-

мая вольность...После этой поездки я навсегда избавилась от многих комплексов,

ещё более рьяно стала ухаживать за волосами и,навсегда, полюбила шляпы...



  12.12.17.