Темная энергия Кыргызстана

Замир Осоров
Абсамат Масалиев пал жертвой северного регионализма и трайбализма. Он не был идеальным человеком, но это был честный руководитель и он, конечно же, был бы намного лучше в качестве президента Кыргызстана, чем Аскар Акаев, который и пришел во власть как наказание Кыргызстану за трайбализм.
Он поддерживал и выдвигал сильные кадры в его представлении - Апаса Жумагулова, Жумгалбека Аманбаева, Феликса Кулова и самого Аскара Акаева. Его ошибка была в том, что он, наоборот, недостаточно поддерживал кадры из юга Кыргызстана.
Тем не менее он был обвинен как трайбалист и путем закулисных интриг смещен с занимаемой должности, преданный своими товарищами, которых выдвигал и прежде всего Жумагуловым.
В результате мы получили Аскара Акаева, который правил страной 15 лет и до сих уверен, что был хорошим президентом. Масалиев, конечно же, никогда не украл бы миллиарды.
Вот это я и называю северным регионализмом и трайбализмом, когда наши политики из двух зол всегда выбирается наихудшее, чтобы лишь бы южный лидер не состоялся и провалил свою миссию, даже если это могло спасти Кыргызстан и объединить народ.
Сегодня ситуация совсем другая. Экс-президент можно сказать сыграл решающую роль в победе нового президента, однако лишил его всех полномочий, сведя до уровня омбудсмена.

Атамбаева, наверное, нельзя назвать в полном смысле этого слова трайбалистом и регионалистом, но он все-таки при всем своих заверениях в давней дружбе с Жээнбековым, отдал непропорционально много полномочий молодому премьер-министру.
Вот это я тоже называю трайбализмом, когда есть возможность сделать большой шаг вперед в сторону демократии и парламентаризма, но искусственно создаются помехи, которые делают это маловероятным.
При существующем раскладе сил от всенародно избранного президента требуется почти невозможное, чтобы он мог быть гарантом конституции и возник реальный баланс ветвей власти. Конечно, если бы на месте Сооронбая оказался Ганди, то он все равно справился с этой задачей,но нельзя закладывать искусственно такие экстремальные барьеры.

Эта задача была бы решена намного легче, если бы у президента были сохранены такие ключевые полномочия, как реальный контроль над СНБ, правоохранительными структурами, судами, армией, министерство иностранных дел, если бы он определял внешнюю политику. Лидеры СНГ так и восприняли Жээнбекова в таком качестве, как нормального президента.

Это тоже можно назвать последствиями северного регионализма, когда демократия и парламентаризм приносятся в жертву под надуманными страхами и угрозами, что президент-южанин может превратиться в диктатора.
Точно также в свое время все боялись, что Абсамат Масалиев станет тираном и узурпатором - в результате мы и получили узурпатора  и преступника на 15 долгих лет. А задолго до него северная элита избавилась путем клеветы от выдающегося руководителя и талантливейшего организатора Исхака Раззакова, в результате во власти оказался жесткий партфункционер и автократ Турдакун Усубалиев, правящий железной рукой более 20 лет.