Улыбка Джаконды

Сергей Вельяминов
                "...или рассуждения подвыпившего художника."

                Пить - это, конечно, плохо, - но, если тебя приглашает на день рождения лучший друг, - как же без этого!.. Да нет, - вы за меня не переживайте: у меня с ранней молодости повелось - сколько бы я не выпил за столом, встать из-за него я должен трезвым. Мне ещё девушку до дома провожать. Доставить её в целости и сохранности!

              – Саша, ты уж там держись, прошу тебя! Веди себя скромно: не выпячивайся, ни якай, - а то я тебя знаю... Вы, художники, как соберётесь и начинаете, как всегда с Ван-Гога, а потом оказывается, что он вам в подмётки не годится! – увещевала меня жена.

              - Они, эти художники, как дети, - за ними глаз да глаз нужен!.. – постоянно думала жена, направляя меня даже в ближайший магазин за хлебом, а что уж тут говорить, когда разговор идёт о дне рождения друга!..

                Жена не любила бывать на наших творческих посиделках. Это, как правило, специфические разговоры о живописи, и вообще - о современном искусстве… Не было раза, чтобы хоть кто-нибудь не вспомнил многострадальный «Квадрат» Малевича. Ну, без этого никак нельзя - шашлык в горло не полезет! Ну, а потом, - пошло и поехало!..

                Мы балдеем, а жёны скучают или начнут своё что-то женское, - тогда хоть беги!.. Вот поэтому мы, - и уже давно, договорились праздники проводить по половому признаку. Так намного лучше будет и тем, и другим. Спокойно. Никто не мешает и в рот не смотрит - сколько выпил?!. Выпил, - и выпил, все мои!.. Но я понимаю, Новый год! Это свято, - собираемся вместе, расходимся порознь, как только первый транспорт затарахтит на улицах. Надо до своих «норок» дотянуть как-нибудь, мы народ уже немолодой, чтобы по углам хозяйской квартиры искать себе пристанище...

                Пускай хоть ковёр постелют или манто чьё-то, или старые драпировки, если праздник в мастерской у кого проходит. Всё равно, это не то, - только домой! Нет..., уж милее моей кроватки нет ничего, - а если ещё и жена не ворчит, так это и есть настоящий праздник!

                Зато на второй день, где-то после полудня, просыпаешься в родном гнёздышке. Встаёшь, и в одних трусах тайком пробираешься на кухню. Открываешь холодильник и припадаешь к баночке с огуречным рассолом! Нет, - кто не испытал этого наслаждения, навряд ли поймёт меня, о чём я здесь пишу! Это «божественный» напиток!.. И главное!.. Да, - главное - тебе никто не мешает!.. Ты один и мирное новогоднее солнце светит в окно - новый год наступил и всё вокруг тебя ново!..

                Вот и сейчас, распрощавшись со всеми, я в достаточно приличном состоянии, возвращаюсь с дня рождения нашего Томашевича - «бога» русского пейзажа. Ну, чего говорить посидели… Поболтали… Усердно хвалили юбиляра!.. Шестьдесят пять! - Да, это цифра! Ну цифра, а мне на год меньше… И что - это уже не цифра?.. Ой?.. По-моему, я ещё пьяный… а в метро меня впустят?.. Надо выпрямить плечи… Вот так, - молодец! Только не смотри на своё отражение в витринах. Становится сразу как-то грустно... На следующий год мне тоже юбилей, - будем также сидеть, промывать косточки нашему начальству, ругать молодёжь, с её поисками. Всё повторится, до последнего слова, жеста, до хитрой улыбки и подмигивания...

                Нет, надо что-то делать! Как-то обновлять себя. Идея!.. Ура! Может взять и влюбиться! А что это такое?.. Хм..., я уже и забыл. Помню, конечно, что-то... Это вроде какая-то душевная боль, когда ты почему-то вдруг ни с того, ни с сего, - начинаешь думать о какой-нибудь женщине. Думаешь, думаешь… а зачем?.. Я запутался..., или уже ничего не помню… Зачем я должен думать, об этой женщине? Тем более, только об одной!.. У меня вон сколько прекрасных учениц! - и каждая на тебя смотрит, готовая проглотить!.. Э-э-э… хватанул?.. По-моему, я ещё пьяный?! «М», что? - «М» ?..  - красная буковка... А-а…, метро!.. Ура! Я пришёл!

                «Э-э-э ..., дяди с повязками на рукаве, не смотрите на меня так, - я свой, свой в доску...» - Так, вот проездной… Прикладываю… Прохожу!.. Ну, а вы говорили, что остановят, - где наша не пропадала?!.  Поздно уже... Пустые эскалаторы. Тётка в кабинке спит, но руку держит под подбородок, имитируя этим свой бравый вид. Она не просто сидит, она зарабатывает деньги, пускай маленькие, но всё-таки добавка к пенсии... Пока муж один дома, и ему никто не мешает: он достаёт из «заначки» очередную бутылочку и с радостью откупоривает её. А жена его здесь, в метро. Сидит и смотрит за порядком... Как же, - внучкам надо помочь, бедненьким. Им на очередной гаджет не хватает. Это мы с тобой ливерную колбасу жевали, - пускай теперь хоть наши внуки поживут...   

                Удивительно, - электропоезд пришёл сразу и ждать больше было нечего. Как-то непривычно, чтобы вот так просто, - хоп и сразу... По жизни всегда ждать приходится. Потом куда-то идти. Тебе дают бумажку, - потом надо поставить печать, большая очередь… нет не пропустят, тут все инвалиды… И тот, который на «Мерсе» приехал?.. И он тоже. А я вообще пешком..., - со мной и разговаривать никто не будет...

                Недавно я проходил мимо «бомжей», - они так нахально смотрели на меня - сверху вниз и, что удивительно, просить ничего не стали... Ну и пусть… И только спустя некоторое время, проходя мимо витрин большого магазина, я посмотрел на своё отражение… И всё понял... - моя любимая дублёнка была старее, чем многие дублёнки, на тех людях, которые «без определённого места жительства, - сейчас такое к мусорным ящикам выбрасывают, - «мама, не горюй» ...

                Я уютно примостился на жёстком диване вагона, подошедшего поезда. Вагон был полупустой. Свободных мест предостаточно.   Я не женщина, и не буду ходить взад-вперёд, выискивая свою судьбу - я плюхнулся на первое попавшее сидение, при этом сразу решил погрузиться в сон, чтобы к концу моего пути, немного протрезветь, - я всегда так делаю, доказывая свою непричастность к обильному возлиянию моих коллег по цеху... Именно поэтому, приходя домой и проходя «предварительный досмотр», я всегда уверенно выпаливаю: «Ты мне не веришь?! - Я практически трезв!.. Что? Губная помада?.. Ха, ты совсем нюх потеряла!.. Посмотри, это красная охра, - надо чаще в мастерских бывать - ты хорошо знаешь, милая моя, что там творится, - там сесть не на что, кругом краски разбросаны!..»

                Да, сейчас немного посплю - и я, как огурчик. Тьфу, что это? Или я грежу? «Джоконда» … В метро!.. - в вагоне, напротив меня!.. А где Леонардо? Да, шут с ним… Зачем он нам нужен?! Она смотрит на меня!.. Да, я очень хорошо это вижу: она смотрит на меня. Неужели, я ей понравился?!.  А почему бы и нет?! Да, я не молод, и не Рафаэль, - но ещё в полном порядке: моя седая бородка, умный взгляд - вполне могут привлечь внимание женщины, интересующейся искусством… Я вижу, как она с неприкрытым вниманием рассматривает мою персону...

                В таких случаях, меня посещает одна и та же мысль: ну почему я женат?!.  Столько свободных женщин, на любой вкус, по Земле ходит. Выбирай - не хочу, а ты женат. И сколько уже лет живёшь с одной из них. А жизнь безвозвратно проходит, а ты всё с ней... Я понимаю, если бы те, другие были заняты, и с ними рядом прохаживались бы добры молодцы в латах и с копьями... а то ведь они одни, - едут и смотрят на тебя голодными глазами, готовые схватить тебя, упаковать в мешок и увезти в неизведанном направлении, а потом - вскрыть упаковку, в Новогоднюю ночь, посадить рядом, налить бокал шампанского...,  и просто любоваться тобой, не сводя с тебя любящего взгляда…

                Ну почему такая вопиющая несправедливость - одни из них могут пользоваться мужчиной всю жизнь, даже не осознавая такого счастья, что выпало на их долю, - а другие в это время, должны локотки кусать и лить по ночам слёзы в подушку!.. Если бы вы только знали, как мне жалко их! Мне очень хочется осчастливить всех, - всем одиноким дать хоть кроху себя… Ну сколько кому достанется... а вдруг это помогло бы им хоть на чуть стать счастливее.
 
                Что-то я размечтался… а какая сейчас остановка? Свою бы не проморгать, а то так недолго и в депо уехать, - а потом тебя будут с полицией вытаскивать из вагона, как пойманного террориста какого… О!.. «Третьяковская» ?.. Пора! Собираюсь вставать…

                А в это время дамочка, что, напротив. Ну, та, «Джоконда» моя, - потягивается и зевает во весь рот, даже не прикрывая его рукой. Как будто меня, представительного мужчины, и нет вовсе..., а я так - пустое место. Я ошарашен, что опять сажусь. От шока не могу подняться, а она зевает второй раз, так же!.. - но видя моё недоумение, чуть тянется рукой к открытому рту, видно вспомнив о правилах этики. Я встаю и иду к выходу, постоянно оборачиваясь в её сторону. И только тут замечаю, что она, не обращая на меня никакого внимания, продолжает смотреть в тёмное стекло окна, ну как раз в то место, где я только что сидел, - и теперь, улыбаясь, поправляет свою причёску. Ловким движением вынимает из сумочки помаду… получается, что она не на меня всё это время смотрела, а на своё отражение…

                «О, Боже, женщины?!. И они потом вопиют к небу: почему я одна?!.»
 
                Улыбка сошла с её лица. Да и моё, наверное, перекосилось от увиденного. А ещё некоторое время назад я собирался спасать этих женщин!.. Нет братец не получится! Мне кажется, такие обречены пожизненно искать свою половину. И это потому, что мужчина, войдя в вагон, сядет на первое попавшееся место, а женщина будет ходить взад в перёд в поисках достойного.

                – Сашуня, милый мой! Ты сегодня опять - как стёклышко! – говорит жена, помогая снять с меня пальто. – Я знаю, как ваши «Титаны живописи и гранёного стакана» могут «назюзюкаться», а ты - как будто и не пил, - и как ты умеешь так?!.  Вот, если бы ещё на женщин не заглядывался! Тогда тебе цены бы не было!.. Любишь ты с молодых бабёнок глаз своих похотливых не сводить. Ой, ну, только не говори, что это «бесплатная натура» по земле ходит… Знаю тебя. Не первый год замужем...

                Слушая жену, мне стало грустно. Я вдруг понял, что одиноким женщинам я так и не смогу помочь. Потом вспомнил «Джоконду» и её загадочную улыбку. Улыбнулся сам, подумав: а как всё-таки хорошо иметь жену и такую хорошую?!.



                2017г.+к