Старая Тула и её оружейники

Страницы Русской Истории
          Прекрасна земля яснополянская, увенчанная редкими дарами духа и рук человеческих. ТУЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ завершением стен зубцами в виде ласточкиного хвоста, сферическими сводами круглых угловых башен напоминает итальянские дворцы. Существует он уже без малого пять веков, как был построен по указу князя Василия III в 1507-1520 гг. и представлял южный форпост Московского государства.  Кремль имеет 9 башен, четыре из них с воротами: Спасская (с воротами), Одоевская, Никитская, Ивановская (с воротами), Ивановская (Тайницкая), На погребу, Водяных ворот, Наугольная, Пятницкая (с воротами). Тульский кремль - памятник оборонного зодчества XVI в. республиканского значения.
 
          "Тула веками оружие ковала" - поётся в песне, ставшей гимном города. И, правда, Тула - один из старейших промышленных центров России, в котором изначально  выплавляли железо и делали оружие.  В тридцатые годы XVII века возникли первые железоделательные заводы.  Город знает имена десятков знаменитых мастеров, составивших славные династии. Демидовы, братья Баташёвы, Мосоловы и другие,  основавшие в Тульском крае металлургические заводы. Есть и еще одно имя,  совершенно легендарное. Это Алексей Михайлович Сурнин, "подковавший" блоху. Хотелось бы дать некоторые комментарии, как  исторические, так и по персоналиям.


                1. КТО ТАКИЕ "КАЗЮКИ"?


              Тульские ору­жейники занимают особое место в системе российских сословий. «Тула есть колыбель оружейного искусства России», - написал академик И. X. Гамель в первой половине XIX века и оказался совершенно прав, так как Тула стала оружейной столицей страны. Поэтому особый инте­рес представляет ранняя история оружейного производства, которую историки не перестают особенно пристально исследовать.

           Начальные достоверные сведения о тульских кузнецах относятся ещё к XVI веку, однако тогда они не имели никакой организации. Первые слободы зарождались как на правом, так и на левом берегу Упы. В конце века там обосновались тридцать кузнецов, получивших право самостоятельно заселять Заречье.

             Какое же место занимали тульские оружейники в сословном отношении? Как свидетельствует история, всё население русского государства XVII века можно разделить на 3 основные категории: 1. служилые люди по отечеству (по происхождению) и служилые люди по прибору (по набору); 2. тяглые люди, т.е. несущие в пользу государства тягло: натуральные или денежные повинности - крестьяне (частновладельческие и чер­носошные) и посадские люди; 3.холопы - лица, не имеюшие хозяйства и находящиеся на содержании,  и в личной зависимости в силу оформления служилой кабалы.

                Если верхушку служилых людей по отечеству составляли думные чины, заседавшие в думе - бояре, окольничие, думные дворяне и  дьяки, то группу служилых лю­дей по прибору составляли стрельцы, пушкари, зачинщики, городовые казаки. Они вербовались из низших разрядов населения - посадских людей, гулящих людей и крестьян - и также обеспечивались небольшим жалованьем, реже - земельными наделами.

                Сословие "посадских людей" окончательно сложи­лось в середине XVII века. Это было население, жившее в городах на государевой земле, занятое торговлей, ремеслом и промыслами и несшее определённые повинности (тягло) в пользу государства. На посадских людей возлагалось выполне­ние и различных тяглых служб (например, подводная повинность, постойная повин­ность, постройка и ремонт городских укрепле­ний, ямская гоньба и др.). Для тульских ору­жейников такой тяглой службой можно счи­тать выполнение казённой работы по изготов­лению установленного количества оружия. Таким образом, оружейников можно отнести к посадскому населению. Среди посадского населения выделяется сословие ремесленников, среди которых раз­личают 4 категории: дворцовые, казённые, за­писные и тяглые. Тульские оружейники отно­сятся к казённым ремесленникам. Этот факт подтверждает именной указ от 23 мая 1660 года, который упоминает в одном ряду «камен­щиков, плотников и кузнецов при казённой работе».  Но о сословии говорить тогда было ещё рано.
 
                Сословная группа тульских оружейников ведёт своё начало с 1595 года, когда грамотой Фёдора Иоанновича они были обособлены от остального посадского населения. Суть обособление тульских оружейников заключалась восвобождении их от ряда повинностей, которые должно было нести остальное посадское население.  Тульские оружейники были выведены из-под власти воеводы, а право суда над ними в управных делах передавалось от местных властей в Стрелецкий приказ.  Таким образом, в конце XVI - XVII веках самопаль­ные мастера выступают только как организованная корпорация, обязанная работать на казну и на­делённая некоторыми льготами.Тульские оружейники  стали отно­ситься к казённым ремесленникам, или как их ещё прозвали в народе - "казюкам".

             Формой организации явилось и территориальное обособление: в том же году в Туле была основана Кузнецкая слобода, в которой могли жить только казённые оружейники, всё остальное население было выселено отсюда. И дело тут в самих обтоятельствах жизни и производственной деятельности. Совместное проживание большинства caмопальных мастеров на определённой территории диктовало необходимость отстаивать своё привилегированное положение от посягательств посад­ского люда. По настоянию оружейников, в 1696 году их Кузнецкой слободы были выдворены посадские люди.  Процесс пошел и вскорости к уже существующим Кузнецкой и Ямской слободам присоединилась новая – Гончарная. Совместное проживание большинства caмопальных мастеров на определённой территории диктовало необходимость отстаивать своё привилегированное положение от посягательств посад­ского люда.  Таким образом,  в 1595 году грамотой царя Федора Иоанновича тульские оружейники были выделены в обособленную группу как по производственному, так и по территориальному признаку.
               
              Застройка и расширение слобод по вполне понятным причинам происходила в основном вдоль крупных дорог. Так,  посадских людей разместили в  самостоятельной Петровской слободе  на юге, рядом с земляным городом и с запада она примыкала к Крапивенской дороге.  К ней с юго-запада примыкали давно существующие  Николо-Ржавская, Павшинская и Флоровская слободы, которые тянулись вдоль тракта на Павшино. В результате лучи городских дорог удлинялись, формируя второе полукольцо окраин и следуя очертаниям деревянного острога. Таким образом, первоначальный веретенообразный план города оставался без изменений.

               А в то же самое время Заречье на противоположном берегу формировалось в своем порядке. Его главной артерией стала большая дорога на Москву, вдоль которой и выстраивались дома. Эта же дорога, соединяясь со старым городом через Красный мост и Никольские ворота, объединяла две части города, вливаясь впоследствии, обогнув кремль, в южную Крапивенскую дорогу. Та, в свою очередь, с середины XVII века стала важным торговым трактом, по которому можно было добраться от Москвы до Украины.               
 
            Складывалась и система корпоративно-производственного самоуправления. Наблюдение за работой осуществляли ста­роста и его товарищи по специальностям (бу­дущим цехам): замочное дело, ствольное, ста­ночное и плавильное. Старосты ежегодно вы­бирались всеми оружейниками, что обеспечи­вало справедливое отношение к оружейникам разных специальностей. Для обсуждения общих дел в тульской Куз­нецкой слободе имелся мирской двор. Здесь староста с товарищами должен был по суббо­там наблюдать за приёмщиками стволов, зам­ков, приборов. Требовалась особенно внима­тельная приёмка стволов, «чтобы железо было доброе и стволы выдержали пороховую про­бу».

                На старосту с товарищами возлагалась строгая ответственность за полное выпол­нение данных нарядов. Кроме того, они распре­деляли наряды между оружейниками и следи­ли, чтобы последние не продавали своих изде­лий на сторону.
Кузнецам, не выполнившим урока, старосты чинили наказание по рассмотрению, затем, если не помогало, их били батогами и, наконец, высылали в сопровождении караула в Моск­ву. Столь же строгие наказания полагались за самовольные отлучки и всякое непослушание.

                Но принимались подчас и более суровые меры.  К концу же XVII века староста фактически приобретает роль связующего звена между центральной властью и оружейниками. Так, если присланное в Москву и отданное затем в полки оружие оказывалось негодным для стрельбы, то с приёмщика строго взыскива­лось: «учинено им будет наказание без всяко­го милосердия кнутом и взятии великой пени и тебе, старосте с выборными, пострадать за ненадзирание, а мастера по розыску и свидетель­ству клейм, повинны будут смертного казнения». Все споры между оружейниками староста должен был разбирать вместе с дьяком, который назначался Оружейной палатой для наблюдения за оружейным делом. Разбирать они должны были «со всяким испытанием и свидетельством в правде, не послабляя никому, кто чего достоин, а чего вам вершить будет невозможно, о том пи­сать в Москву в Оружейную палату». То есть у старосты с товарищами, несмотря на огромную ответственность, были и значительные права.

                Значение старосты, а следовательно, и сто­явшей за ним сословной группы казённых куз­нецов к середине XVII века было настолько большим, что Соборное уложение в главе 24 налагает штраф за нанесение оскорбления ста­росте самопального кузнечного дела: «А куз­нецким старостам самопального дела бесчес­тья правити по пяти же рублев, а рядовым са­мопальным кузнецам за бесчестья правити по четыре рубли».               

              Итак, царской грамотой 1595 года Кузнецкая слобода Туле была обособлена от посада и приобретает статус «белой» слободы в посаде, то есть тульские оружейники освобождены от податей и земских служб.  Но эта «белая» слобода имела свои отличительные черты. Во-первых, феодалом, которому принадлежала Кузнецкая «белая» слобода Туле, было государство, ибо тульские оружейники не были подотчётны местным властям, а находились практически на протяжений всего XVII столетия в ведении центральны органов власти и считались «государевой слободой». Во-вторых, кроме того,  что тульские оружейники были освобождены от всех государственных повинностей, они имели ещё ряд привилегий: судебный иммунитет, право варить «хмельное питьё», право первоочередной покупки угля и железа. Да, первоначаль­но их работа носила не постоянный характер, но за­тем количество оружия, подлежавшего изготов­лению, постоянно увеличивалось, пока в 1665 году не было окончательно определено «вмес­то денежных оброков и всяких податей» делать 244 пищали на своём железе. Затем коли­чество оружия, которое необходимо было изго­товить, постоянно росло. Вместе с увеличени­ем нарядов росло и население тульской Кузнец­кой слободы: в 1595 году здесь значилось 30 са­мопальных кузнецов, по переписи 1641 года их было 152 человека, по переписи 1696 года - 194 человека, а в 1715 году оружейных мастеров с учениками было уже 1161 человек.
 
                Таким образом, сословная группа тульских оружейников ведёт своё начало с 1595 года, когда решением царя Фёдора Иоанновича кузнечных дел мастера  были обособлены от остального посадского населения. В конце XVI - XVII веках самопаль­ные мастера выступают как организованная корпорация, обязанная работать на казну и на­делённая некоторыми льготами. Именно с этого времени кузнечное дело в Туле стало развиваться и в ширь, и в глубь, хотя имена его мастеров стали узнавать веком позже.



                2. ВОЙНА И МИР В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТУЛЕ.

                Сословие оружейников оформилось к очень непростому - "смутному" времени. В XVII веке Тула станет участницей неоднозначных политических событий внутри самой России. В Смутное время она стала ареной военных действий между государственными войсками и отрядами самозванцев. Тулу "отметили" своим присутствием попеременно сразу два самозванца, выдававшие себя за сына царя Ивана Грозного - чудом спасшегося царевича Дмитрия. В 1605 году она была захвачена Лжедмитрием, который был намерен дождаться здесь падения Москвы. А двумя годами спустя, в 1607, Тула была захвачена Болотниковым, который возглавлял крестьянское восстание. Город, не успевший оправиться после набегов крымских татар, вновь подвергся разорению и грабежу. Историк С.М. Соловьев считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков.

                В источниках прослеживается сам ход военной кампании, целью которой был полный разгром мятежников. На военном совете в Москве  было решено, что первыми к Туле выступят три полка с возглавляющими их князьями и боярами: Большой(М. В. Скопин-Шуйский и И. Н. Романов), Передовой( И. В. Голицын и Г. П. Ромодановский) и Сторожевой(В. П. Морозов и Я. В. Зюзин). В 30 верстах от Тулы к этим полкам присоединились каширские отряды под руководством боярина князя A. B. Голицына и Г. Г. Пушкина.  Сам царь Василий Иванович подошел к Туле с Государевым полком. Его возглавляли И. И. Шуйский и боярин и дворецкий И. Ф. Крюк-Колычев. В состав этого полка входили уже хорошо известные бояре: Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, И. И. Голицын, В. В. Голицын, М. Ф. Нагой, а также новые бояре, получившие свой чин при Шуйском: М. Б. Шеин, М. Ф. Кашин, М. С. Туренин. Вместе с ним двигалась и артиллерия под командованием нового боярина В. Т. Долгорукова и Д. В. Туренина. Путь им должны были обеспечивать новые окольничии С. И. Колтовский, A. B. Измайлов и Ф. В. Головин.   На реке Воронья*  близ Ясной Поляны  12 июня 1607 года произошло одно из крупных сражений восстания под предводительством Болотникова, в ходе которого повстанцы потерпели поражение и были откинуты к Туле.

                После этого полки подошли к Туле и начали окружать город. У Каширской дороги на Червленой горе расположился Каширский полк A. B. Голицына, его помощники заняли позиции на речке Тулке. Остальные полки рассредоточились у Крапивинской дороги и дальше. Всюду за турами поставили пушки и стали ждать подхода основного войска во главе с царем Василием Ивановичем. Под началом Болотникова и Петруши было не более 20 000 воинов. Вступать с ними в бой против 100 000 царского войска было бессмысленно. Поэтому «воровские воеводы» намеривались просто «отсидеться», думая, что «царь Дмитрий Иванович» вскоре придет им на помощь. Периодически воеводам приходилось отражать вылазки туляков, но особо крупных сражений не происходило. Только четырьмя месяцами позднее Василий Шуйский по главе московского войска смог сломить сопротивление захватчиков, прибегнув к неординарному решению: он запрудил Упу, и ее воды затопили кремль. Все эти события Смутного времени пагубно отразились на городе, принеся в него разорение и опустошение.
               
              Но жизнь города в целом была, конечно, гораздо шире и многообразнее и принимала не только военный или работный вид. Культурная жизнь в средневековье носила прежде всего религиозный характер. Примерно в это же время некоторые важные постройки, например, Предтеченский монастырь, меняют ненадежные деревянные стены на каменные, а вместо обветшавших церквей возводятся новые, сложенные из камня: Казанская церковь (1646 год постройки), обладательница первой в городе колокольни, которую украшали башенные часы, трехшатровая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Предтеченском монастыре (время постройки - вторая половина XVII века), Благовещенская церковь (1692 год постройки). Одним из самых крупных строений того времени являлся Успенский монастырь, возведенный в малонаселенной и плохо застроенной южной части старой Тулы. Между его стенами и кремлем возникла новая торговая площадь – старая уже не могла вместить в себя все торговые ряды.

              Особенного внимания заслуживает Благовещенская церковь – самый древний из уцелевших храмов и единственный памятник архитектуры 17 века в Туле, сохранившийся почти в неизменном виде.  Из писцовых книг XVII века следует, что приход церкви состоял большей частью из посадских людей, казенных кузнецов и так называемых богаделенных нищих. Церковь находится в историческом центре города Тулы, недалеко от Кремля и представляет собой типичный образец храма московского типа, которые были повсеместно распространены на Руси в 17 веке. 
           По архитектурному стилю Благовещенская церковь является классическим примером пятиглавых посадских храмов "московского типа". Построение храма традиционно для XVII века: к высокому, перекрытому сомкнутым сводом объему церкви примыкает закругленная апсида (с восточной стороны), трапезная, а за нею — невысокая шатровая колокольня (с западной стороны). Храм одноэтажный, и два уровня фасадных окон освещают единое внутреннее пространство. Церковь имеет два придела: в честь святителя Леонтия Ростовского и в честь Иверской иконы Божией Матери. Отличительным знаком Благовещенской церкви и огромной исторической ценностью является образец чугунного фигурного литья эпохи позднего средневековья в каменном полу трапезной.
            В 1990 году городские власти возвратили Благовещенскую церковь верующим, утраченную существующим режимом в 1932 году.  Её восстановлением занялся настоятель храма Двенадцати Апостолов протоиерей Лев Махно, назначенный в июне 1990 года настоятелем и Благовещенской церкви. Я  довольно часто бывала в этом храме и слушала его проповеди. Священник не раз повторял, что эта церковь "самая намоленная, а потому и такая благодатная". Чувствуя это, я всегда посещала этот храм в те нелёгкие времена, не один раз и соборовалась. У людей копилось столько боли, что его пространство едва выдерживало, не вмещая всех скорбящих и алчущих. Мне по пути не раз приходилось выслушивать горестные истории прихожан. И однажды из груди вырвались такие вот строки...

С четырех сторон гляди:
На церкви Благовещенья - часы.
Под куполом, под маковкой -
Головкой золотой -
Они идут? Не правда ли?
То правда, дорогой!
А позже "горе" плакала -
С надеждой тщетно ахала:
Какой уж год как нет
Дитя её любимого...
А мужа - сгинул след!
Но стрелки жаждут вольницы.
И каждый день торопятся
Бить час судеб, но лет -
Тех благовестных, памятных, -
Уж, не воротишь, нет!

                (Е.Грислис "Бабье лето". 1999)


                3. ТУЛЬСКИЕ КУЗНЕЦЫ ПЕТРОВСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.

                XVIII век стал знаменательным началом нового витка развития истории Тулы.    Петр I проявлял особое внимание к усилению военной мощи российской армии, а поэтому живо интересовался изготовлением оружия. Его внимание помогло Туле возвыситься среди других городов. В 1704 году 250 тульских оружейников доставили царю в Москву восемь тысяч ружей. Оружейным производством в Туле полностью заправляли местные кузнецы-оружейники и самым выдающимся из них был талантливый и деятельный оружейник Никита Демидович Антуфьев – родоначальник той самой династии промышленников Демидовых.
               
                НИКИТА ДЕМИДОВ (26 марта (5 апреля) 1656, Тула — 17 ноября (28 ноября) 1725, Тула)  владел в Туле оружейной фабрикой и «вододействующим» чугуноплавильным заводом. Его отец Демид Григорьевич Антуфьев (или Антюфеев), происходил из  государственных крестьян и приехал в Тулу из села Павшино, чтобы заняться в городе кузнечным ремеслом. В 1664, когда его сыну Никитке было восемь лет,  оружейник Демид умер. Однако, уже в 1690-е  Никита Демидов весьма успешно торговал железом, так как  у устья Тулицы построил две домны и молотовые мастерские, преобразовав их в железоделательный завод.

            Никита Демидов встретился с императором Петром I, и эта встреча изменила его жизнь. Правительство было вынуждено поощрять это частное предпринимательство, ибо  в  XVIII веке Россия вела многочисленные войны и нужда в оружии была огромная. Причём, оно требовалось и для петровских баталий, и, особенно, в период Северной войны, длившейся с 1700 по 1721 год.  А так как поставляемые Никитой Демидовым ружья были значительно дешевле заграничных и одинакового с ними качества, Пётр сделал его поставщиком оружия для войска во время Северной войны.

         Создавались и условия для работы.  Царь Пётр  в 1701 году приказал отмежевать Никите Демидову  в  собственность лежавшие около Тулы стрелецкие земли, а для добычи угля дать ему участок в Щегловской засеке.   Царь  даже выдал Демидову специальную грамоту, позволявшую расширить производство за счёт покупки новой земли и крепостных для работы на заводах.  Одним из важнейших мероприятий правительства Петра I по дальнейшему развитию и улучшению оружейного производства в России была централизация его в Туле с созданием организованного по ремесленному типу первого зачатка мануфактуры. Речь шла о создании казенного оружейного завода. 

                В 1712 г. по указу Петра I в Туле был основан государственный ТУЛЬСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОД. С тех самых пор тульские оружейники стали вооружать русскую армию пушками, ружьями, саблями, пистолями и т.п. В историю обороны страны и развития русской артиллерийской техники тульские мастера-оружейники вписали много замечательных страниц, свидетельствующих об их чудесном самобытном мастерстве. Началом же сбора образцов оружия также стал Указ Петра I. По личному указу Петра Первого тульские оружейники для «сохранения памяти на вечную славу» стали собирать на заводе наиболее интересные и красивые образцы оружия, которые первоначально просто складывались в одну из комнат заводоуправления – ни о каких инвентарных номерах, музейных книгах и стеклянных витринах тогда и речи не шло. Под старинными сводами Богоявленского собора на территории Тульского Кремля до недавнего времени экспонировались и хранились уникальные коллекции оружия. Музей оружия в Туле - один из старейших в стране. 

                А Тульский оружейный завод с того времени приобрел славу кузницы первоклассного оружия. Здесь впервые в истории техники были изготовлены (1712—1713  гг.)   мастером   Марком  Сидоровым-Красильниковым и его помощником Сергеем Шелашниковым прототипы современных агрегатных станков. Эти станки действовали   от   водяного   мельничного   колеса. В 1715 г. мастер Я. Батищев, развивая дальше принцип агрегатирования многошпиндельных и многопозиционных станков, построил новые оригинальные станки для чистовой  отделки  оружейных  стволов.

                Так, у реки, напротив кремля, в 1712 году был поставлен Оружейный завод, в котором сосредоточилось разрозненное до этого времени кустарное производство оружейников. А вслед за Демидовым чуть позже создали собственные заводы Баташёвы, Мосоловы и другие оборотистые промышленники. 
               
          С допетровских  времён широко известным в России был дворянский род Мосоловых, давший начало знаменитой промышленной династии. Мосоловы - русские дворянские роды, один из которых ведет начало от Сидора Астафьевича Мосолова,городового дворянина Мещерской десятни (1580); этот род внесён в VI часть родословных книг Калужской, Рязанской и Тульской губерний.

            АЛЕКСЕЙ ПЕРФИЛЬЕВИЧ МОСОЛОВ (конец 1690-х — 1755) - тульский оружейник, самый яркий представитель промышленной династии. Вместе с тремя младшими братьями (Максимом, Иваном-большим и Иваном-меньшим) владел промышленной компанией, основавшей, начиная с 1728-го года несколько металлургических заводов. Среди них Мышегский доменный чугунно-литейный и молотовый железоделательный на реке Мышега (город Алексин), запущен в 1729 или 1730-ом году. В 1730 г. Алексей Перфильевич — расходчик Оружейной конторы. В середине 1740-х годов тульский двор Мосоловых в Николо-Зарецкой (Казённой) слободе, в котором жили сыновья Алексея Перфильевича — Иван Алексеевич и Григорий Алексеевич Мосоловы, находился в приходе церкви Рождества Христова.

               Алексей Перфильевич Мосолов неустанно наращивал свой капитал. Вместе с братьями купил в 1750 году Нижне­шурминский завод у А. Ф. Прозорова, в 1751 г. — Нязе-Петровский завод у П. И. Осокина. В 1753 году основал и стал первым владельцем Каноникольского медеплавильного завода. В 1754 году у горы Косотур основал чугунно-плавильный и стале-делательный завод (в дальнейшем — Златоустовский чугунно-плавильный и стале-делательный казенный завод).
               Но к сожалению, 30 августа 1754 года вышел указ о ликвидации всех «хрустальных, стеклянных и железных заводов» на расстоянии 200 верст от Москвы с целью сохранения вокруг неё лесов, изданный по инициативе графа Александра Ивановича Шувалова, давнего конкурента Мосоловых. Архангельский, Верхнешанский и Нижнешанский заводы были остановлены, компания Мосоловых потерпела убытков на 100 тысяч рублей. В 1755 году Алексей Перфильевич скончался, а младшие братья и их дети начали делить оставшееся общее имущество, что привело к развалу компании.К детям Алексея Перфильевича перешёл Каноникольский медноплавильный завод, проданный и закрытый в 1875 году.


                4.  ОРУЖЕЙНЫЕ ХРАМЫ ЗАРЕЧЬЯ.

                В начале XVIII века Тула вольготно раскинулась по обеим берегам Упы, разделенная ее руслом на Заречье и старый город. Возле Заречья выросла Чулковская слобода, позже присоединенная к Туле и ставшая третьей городской частью. На набережной Упы в Заречье тем временем полным ходом идет обустройство города: возникают дома богатых оружейников, возводятся храмы, сооруженные на их средства: Вознесенский,  Николы Зарецкого. У первого храма, наверно, самая длинная история строительства, у второго - одна из самых ярких, так как связана с родом Демидовых. 

                Вознесенский храм в Туле принадлежит к одним из древних и почитаемых храмов города.При всей кажущейся мощи этой замечательной постройки, её пышная композиция, изящные украшения в барочном стиле, делают ее архитектуру изящной и утонченной.  Потому это творение XVII века часто называют визитной карточкой Тулы. Первое упоминание о Вознесенской церкви в книге Тульского посада относится к 1646 году. Неизвестно какой была тогда Вознесенская церковь – каменной или деревянной, но документы историков сообщают, что  прихожанами  ее были простые люди, казенные крестьяне, да кузнецы. В 1712 году на средства купца Андрея Федорова Владимирова была построена каменная церковь. Но в ней не было придела для совершения утренней литургии и 1754 году было решено разобрать церковь и построить новый двухэтажный храм. В 1755 году первый этаж храма был выстроен и освящён. Верхний, из-за недостатка финансирования, остался недостроенным. В 1767 году прихожане организовали сбор средств на завершение строительства, но лишь через двадцать лет храм был окончательно достроен и 2 октября 1787 года освящён и проработал до начала 1930-х годов. Внутреннее убранство церкви создавал известный тульский иконописец, купец Григорий Иванович Белоусов. Поскольку в 30-е годы XX века Вознесенский храм был закрыт и разграблен, икон кисти Белоусова на сегодняшний день в храме нет. Уцелели лишь те, что он создал для иконостаса Тульского Кремля. В 1992 году Вознесенскую церковь возвратили Тульской епархии.  Все иконы были написаны знаменитым мастером первой половины  времени Григорием Ивановичем Белоусовым. Необычна судьба двух чудотворных икон - Христа Спасителя и Иверской Божьей Матери, к которым я часто обращалась, как прихожанка. Служители рассказывали, что эти иконы "откопали" во время ремонтных работ в 90-е годы. Меня всегда потрясала икона Христа, лик которого оживлялся и вырастал в моих глазах:

Ты от Отца приносишь весть,
Что Мир весь страждущий – движенье…
Что путь ДУШИ к спасенью  есть -
Над телом тленным возвышенье.

Плоть увядает, но душа
Должна искать ЖИВОГО БОГА,
К нему с молитвою спеша
До часа судного порога.

Христа деянья не прейдут!
Обетований дух их полон
Любви и Веры, что живут
В сердцах, прозревших благовольно. 

                (Е.Грислис. Из ст-я "Божий Сын").

          Интересна история Христорождественского (Николо-Зарецкого) храма, расположенного в Оружейном переулке, в менее чем в сотне метрах от первого. По своей протяженности церковь почти в полтора раза больше храма Николы Зарецкого, но кажется менее монументальной. С XVII века на этом месте существовали два деревянных храма, которые в 1730—1734 годах были заменены каменной двухэтажной церковью. Здание церкви построено в стиле петербургского барокко 30-х годов XVIII в., колокольня —  ярославо-суздальской архитектуры.  В храме находилось много ценных икон, которые сохранились от времён татарского ига.
             Создателем храма считается Акинфий Никитич Демидов, сын основоположника тульских заводов Никиты Демидова. Храм в разные времена назывался "Церковью Рождества Христова" и "Никольскою, что на оружейной слободе". В 1734 г. были устроены приделы во имя Святого Апостола Андрея Первозванного и Преподобного Тихона Калужского. Вскоре храм стал главным духовным кормильцем тульских мастеровых: четверо из пяти его прихожан были оружейниками. Возле нижней трапезной церкви  в 1724 г. была устроена часовня-склеп для погребения членов семьи Никиты Демидова: его сына Акинфия и второй жены сына Евфимьи Ивановны.  Сейчас храм действует, во дворе  и усыпальнице расположен музей Демидовский некрополь.

                Я хорошо знала эти церкви, а Свято-Вознесенский приход, в восстановлении которого я участвовала, стал для меня родным домом. И моя исповедь души связана именно с этим храмом и мой приёмный сын Андрей служил в нём вместе с настоятелем, священником Роговым три утренних службы.  Мои лучшие религиозные стихи тоже "оттуда". Вот это стихотворение "Воскресение" прямо с моего пасхального ночного богослужения.

О, Христос! Вчера ты был распят.
Чудотворная икона вся померкла.
А глаза со всех сторон глядят,-
Но не жизнью - горсточкою пепла.

Как страдаю я, воображая
Путь твой Крестный и последний вздох.
И слова последние отчаянья:
"Отче, для чего оставить мог?"

На коленях я стою, немея
Пред отчаяньем Бога самого,
А Иосиф из Аримафеи
Снял с Креста огромного Его.

Плащеницею обвив холщовой,
В высеченном гробе из скалы
Положил. От вести скоро новой
"Он воскрес!"- содрОгнулись миры.

Воскресенье празднуя с Тобою,
Я от счастья полного немею.
А глаза со всех сторон глядят, -
Лучезарной жизнью пламенея!

                (Е.Грислис.  18.04.98)

                В Туле действует старинный храм Николы на Ржавце, который дал название сразу двум линейным объектам на карте города, на пересечении которых он находился. Существовавшая с 18 века Никольская улица соединяла две другие - Томилинскую (ныне Красноармейский проспект) и Воздвиженскую (ныне ул. Революции). Ещё В ХVII веке была построена деревянная церковь во имя святителя Николая, в народной памяти уже тогда сохранилось название «Николы на Ржавце». Приставка «на Ржавце» возникла, как особливое обозначение этого прихода в связи с с тем, что эта низинная местность когда-то была заболочена. Здесь же протекал ручей Ржавец, названный так по цвету воды: болотные речки зачастую несли, кроме песка и глины, частицы железной руды, придававшие воде красновато-бурый оттенок. В храме находится чудодейственная икона Николы Тульского, помогающая жителям города, особенно, в поисках работы. В новом тысячелетии ежегодно 5 июля в храме Николы-на-Ржавце, где находится список чудотворного образа, совершаются Божественная литургия и крестный ход.

                Одним из самых "оружейных" церковных приделов считался Храм Святых Флора и Лавра, который вырастал с XVII века. Но тогда он имел другое название - Боголюбская церковь. Основными прихожанами небольшой деревянной церкви были оружейники. В ней было два придела: святых мучеников Флора и Лавра и Космы и Дамиана. В начале XVIII века на средства горожан на месте деревянной церкви возвели каменный храм в честь тех же святых. В нём появился придел Знамения Божией Матери. Со временем церковь обветшала и не могла вмещать большое количество прихожан. Тогда на пожертвования было решено построить новый храм. Его закладка состоялась в 1772 года, а освящён он был в 1796 году. В 1830 году у храма появилась высокая четырёхъярусная колокольня. Из трёх приделов ныне действует только один — Боголюбской иконы Божией Матери. При храме работает воскресная школа и библиотека, а клирики активно занимаются миссионерской деятельностью.



                5. ЕКАТРИНА II ПРИЕХАЛА В ТУЛУ...

 
                В XVIII веке Тула получила известность крупного промышленного центра, в ней стремительно поднималось железное и чугунное производство. Город рос и богател. Местные мастера, изготовлявшие не только оружие, но и любые другие вещи, необходимые не только в быту – точные измерительные приборы, механизмы, замки, прославили ее на всю страну. Некоторые из кузнецов слыли настоящими художниками своего ремесла. Такое бурное развитие повлияло на то, что в 1777 году из провинциального города Московской губернии Тула становится сначала наместничеством с самостоятельным гражданским управлением, а через двадцать лет преобразуется в центр Тульской губернии.
   
                В век золотой Великой Екатерины оружие  требовалось  и в годы Семилетней войны (1756—63 гг.), и в русско-турецких войнах (1735—39 гг., 1768—74 гг., 1787—91 гг.).  «Испытанием доказано,— говорилось в наказе Екатерины II особой комиссии по делам тульских оружейников (1778 г.),— что империя наша во многих благополучно и славно оконченных войнах защищалась оружием дела сего завода, не дознав недостатка ни в числе мастеров и работников, ни в искусстве их от времени далее возрастающем». В декабре 1775 года Екатерина II распорядилась создать Палату редкого и образцового оружия в Туле.

                В XVIII веке население Тулы значительно возросло и к 1740 году достигало 14 тысяч жителей и город по тем временам  считался одним из наиболее крупных в России. В 1775—1777 гг. при Екатерине II в результате размежевания ряда губерний Центральной России Тула становится центром наместничества, а в 1797 г. губернским городом. 31 мая 1778 года выдающийся русский военачальник, генерал-аншеф наместник  М.Н.Кречетников был назначен председателем особой комиссии, созданной по указу Екатерины II для улучшения деятельности Тульского оружейного завода. В наказе комиссии были перечислены предложения оружейников, поданные в комиссию по созданию нового уложения 1767 г. В результате деятельности комиссии Кречетникова было составлено новое Положение о Тульском оружейном заводе, утвержденное в 1782 году.

           Все важные административные реформы сопровождались так называемым генеральным межеванием города на основе утвержденного правительством плана перестройки Тулы. А так как, его внешний облик продолжал оставаться ниже уровня, стала создаваться правильная сеть улиц, разбивались новые площади, строились крупные каменные здания губернских учреждений, типографии и некоторых учебных заведений, главным образом на центральной, Киевской улице (ныне проспекте Ленина). Отныне ни одно новое здание в Туле, никакая постройка не могли строиться без утвержденного местоположения и определенного архитектурного облика, в особенности на центральных улицах города.

               В 1787 году императрица Екатерина II, возвращаясь в Петербург из путешествия своего на юг, проезжала через Тулу. Прибывшая в Тулу с визитом Екатерина Великая увидела внушительную коллекцию и распорядилась организовать при музее «палату редкого и образцового оружия». Кстати, к приезду императрицы тульские мастера создали уникальное ружье, руку к которому «приложила» и Екатерина. Встала к наковальне и три раза стукнула кузнечным молоточком по стволу. Сейчас это ружье хранится в музее и считается по-настоящему уникальным экспонатом, имеющим мемориальную ценность.

               Но была и другая история, ибо у нас "только хорошо" никогда не бывает. В это время, по случаю неурожая предыдущего года, в Тульской губернии стояли чрезвычайно высокие цены на хлеб, и народ сильно бедствовал. Граждане губернии буквально качались от голода.
              Но Екатерину везде, особенно в Туле, встречали народными песнями здравницами и хлебом-солью. Все это делалось по распоряжению наместника Кречетникова, который скрыл, дабы не впасть в немилость, истинное положение дел. Однако, согласно слухам, находившийся в свите императрицы обер-шталмейстер двора Л.А. Нарышкин, раскрыл правду императрице, купив для нее на рынке ковригу черного хлеба за цену, завышенную в четыре раза. Вслед за этим государыня, оббъявив строгий выговор своему "верному" наместнику, немедленно сделала распоряжение об обеспечении народного продовольствия в Тульской губернии и пожертвовала значительную сумму денег.
По этому поводу я сочинила стихотворение "Приезд императрицы" , в котором правда и вымысел сплетены воедино.

Екатерина Вторая приехала в Тулу.
И встречу считала свою небесплодной:
Какая-то скрытая сила тянула
Впервые увидеть глубинку голодной.

Тот год был поистине очень жестоким -
Осень дала лишь одни недороды.
Но жаждала матушка оком глубоким
Зреть боли и нужды простого народа.

И Тула ждала государыню в гости.
Не страшен народу с царицею голод!
Толпа ликовала! Бессильные горсти
Сжимал и кричал очарованный город.

Вдруг самым нежданным - тогда нет дороже,-
Подарком её угостил - черным хлебом!
И каждый вельможа и просто прохожий
Смотрели на чудо под праздничным небом.

               
                (Е.Грислис. 24.11.01)               
               


                6. ЗОЛОТОЙ ВЕК КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ТУЛЕ.
 

                Во второй половине XVIII в. в городе Тула возникли многие крупные постройки. Разбогатевшие казенные оружейники — предприниматели строились на широкую ногу. По проектам выдающихся архитекторов они воздвигали огромные каменные палаты, роскошно отделанные дворцы. Строилось много каменных церквей, воздвигавшихся вновь  или на месте деревянных.  Рост тульской торговой буржуазии в XVIII веке нашел свое яркое выражение в строительстве (80-ые годы) «Гостиного двора» (торговых рядов), похожего на манеж. Его архитектура вызывала восхищение поэта В. А. Жуковского (1783—1852 гг.). В нем гулял и Н.  В.  Гоголь,  посетивший  Тулу  проездом  в   1851   году.

                С конца XVIII века Тула - главный город вновь образованной губернии. В честь этого события был устроен великолепный праздник. Вереницей следовали маскарады, обеды, фейерверки, театрализованные представления. После окончания торжеств в Туле началось активное строительство. Воздвигались общественные и казённые здания, частные дома, и в течение последующих 30 лет город заметно преобразился. Если число жителей в 1777 году составляло около 9 тысяч, то через столетие уже 57 тысяч.

И Тула воспряла с тех дней стародавних!
На площади сбор трубачи
Играли, губернии славя созданье,
Монархини жезл и ключи.

Роскошный обед, маскарад многолюдный,
Блистательных дел фейерверк -
(Нам, в назиданье, живущим непутно), -
Придумал тот каменный век.

Под оком наместничьим строго вводились
Суды, магистрат и чины.
Управа, правленье в законе трудились,
Вели всех учет и казны.

Прологом блистательным вкупе явились
Дары меценатства купцов.
А лики казенных рабочих светились
От правил, вводимых отцом,

Михайлом  Никитичем - первопрестольным
Наместником тульских глубин.
И край мастеров расцветал благовольно
Державною силой храним!

                (Елена Грислис. Из ст-я  "Тульское наместничество"
                2. Благодетельные установления. 2001)

               
                Именно на время Екатерины падает возведение главных храмов Тулы. Всехсвятский кафедральный собор (Храм всех Святых) расположен на Всехсвятском кладбище Тулы. Это главный храм Тульской епархии, который возвели в 1776 году  для обслуживания нужд погоста. Это — старинный Тульский некрополь, так как вокруг — могилы под поросшими мхом каменными плитами и скорбящими ангелами над ними, насчитывающие уже не одно столетие. Сам храм построен на возвышении, а светлую и нарядную колокольню Всехсвятского кафедрального собора, пристроенную столетием позже и достигающую в высоту 82 м,  на протяжении многих лет считают доминирующей вертикалью Тулы, которую было видно из каждого уголка города.
                Примечательна архитектура самой церкви. Специалисты определяют ее как тонкий переход от барокко к раннему русскому классицизму, что господствовал короткий период в 1760-1770 гг. между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности гениального Баженова. Удивительны, к примеру, большие оконные проемы в общем оформлении фасадов, придающие храму вид скорее гражданский, нежели культовый и религиозный. Паломники и местные жители ценят Всехсвятский собор не за изящество постройки или архитектурные изыски, а за дивную Казанскую икону Божией Матери из тульской Казанской церкви, что была разрушена после революции. Есть в храме и еще одна святыня — это образ Николая Чудотворца афонского письма, что также хранился в Казанской церкви.
                В правом приделе нижнего храма ныне покоятся мощи святого Иоанна Тульского, который жил в конце 18- начале 19 века . Блаженный  Иоанн круглый год ходил в одном халате, с непокрытой головой,  босой. Он утешал в скорбях, ободрял в напастях, плакал с плачущими, радовался с радующимися, помогал молитвой страждущим. Причислен к лику святых в 1988 году.

                Подлиной жемчужиной Тульского кремля по праву считается Свято-Успенский собор — великолепный памятник русского искусства второй половины XVIII века. Величественная простота архитектуры, изящество каменного "узорочья", торжественная монументальность интерьера — всё это делает собор одним из красивейших храмов города. Новое, дошедшее до нашего времени здание Успенского собора было сооружено в 1762-1764 годах на "приборные сборы" тульского купечества. Строительство было начато в 1762 и за 183 дня здание было построено. Композиция храма повторяет традиционные формы русских церквей XVII века: над почти кубическим объёмом возвышаются пять свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. Пятиглавие — олицетворение Иисуса Христа (центральный барабан) и четырёх евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна.  Высота сооружения от земли до креста на самой большой главке около 40 м.  Декоративное убранство фасадов собора, выполненное в технике рельефной резьбы по белому камню в стиле русского барокко, поражает своим изяществом и разнообразием. Особенно нарядны порталы собора. Собор обладает уникальной фресковой живописью ярославских живописцев XVIII в. и деревянным позолоченным иконостасом с 66 иконами. Настенная роспись — неповторимый памятник русской монументальной живописи второй половины XVIII века. Это одно из последних ярких произведений русского стенного письма ярославской школы, или, как образно выразился И.Э. Грабарь, "лебединая песня умиравшего великого искусства".
С 1991 года Свято-Успенский собор находился в двойном использовании музея и епархии. В настоящее время ведутся реставрационные работы монументальной живописи собора.

                Печально знаменательными, построенными в местах захоронений, зачастую вынужденных, являются Спасский храм и Храм Дмитрия Солунского в Туле. Так, В 1771 году после эпидемии чумы власти города выдели место для кладбища оружейников в Оружейной слободе Заречья. И начал строиться храм Спаса-на-Горе. В 1772—1773 годах на кладбище был построен деревянный храм в честь Нерукотворного Образа Христа. В 1807 году на пожертвования прихожан был построен каменный храм. В храме разместили два придела: иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Храм выполнен в трапезном стиле. Задняя часть храма более просторная и соединяется с основным храмом узким проходом. Иконостас храма, отделанный мрамором, перенесён сюда из закрытого Свято-Знаменского храма. В настоящее время при храме открыта воскресная школа. До недавнего времени настоятелем храма Спаса-на-Горе был протоиерей и известный в России целитель Виктор Тишкин. По его молитвам  к Господу исцелялись очень многие страждущие.
                Храм  святого великомученика Дмитрия Солунского один из немногих храмов Тулы, не закрывавшийся со дня своего основания - уже более 200 лет. Храм, построенный по типу трапезной церкви, был заложен в 1795 году на Чулковском кладбище  и находится в Пролетарском районе города. В этом храме присутствует сам запах старины, настолько он пронизан историей и намолен десятилетиями. Иконы, стены и полы таят провинциальный покой и молитвенное молчание. На кладбище - некрополь тульских оружейников. Здесь захоронены известные личности, такие как, Левша (Сурмин) и другие мастера.
        На погостах лежат
        Оружейников мощи.
        Церкви дух их хранят
        Да столетние рощи.
        Нет похвал и даров,
        Лишь могильные плиты.
        Крест над ними альков...
        Имена не забыты! (Е.Грислис. 18.12.17).
       


                7.ПЕРЕГНАЛИ ЛИ МЫ АНГЛИЮ? /Слово о тульском левше.
               

                По уровню техники и технологии производства тульский оружейный завод занимал выдающееся место, не уступая лучшим заводам Англии. Но именно Англии тульские мастера были обязаны своим успехам по части внедрения передового опыта английского машиностроения в русское оружейное производство. Во многих исследованиях объясняется, что в сказе «Левша» писателя Н. С. Лескова повествуется о том, как русский царь Александр I путешествовал по Англии. Здесь ему была показана диковинка – крошечная стальная блоха, которая, если завести механический движок, начинала танцевать. Это так поразило императора, что он приобрел «игуршку» и привез в Россию.
Уже при Николае I про блоху снова вспомнили, и император попросил найти мастеров, которые бы превзошли англичан в мастерстве. В сказе говорится, что донской казак Платов нашел среди тульских оружейников троих мастеров, которые взялись за работу и подковали крошечную блоху, на каждой подковке было выписано имя мастера, а один из мастеров – Левша – изготовил гвоздики для подковок.
После этого Левшу пригласили посетить Англию. Причем в предисловии к книге Н.С. Лесков отмечает, что эта легенда записана со слов старого тульского оружейника, и что эта легенда «выражает собою гордость русских мастеров оружейного дела». То есть все происходившее в «Сказе» вполне могло быть на самом деле. У литературного героя Левши был прототип в реальной жизни, и необходимо о нём рассказать.

                В конце XVIII – начале XIX в. на Тульском оружейном заводе работал выдающийся машиностроитель АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СУРНИН (1767 – 1811). Как и его литературный герой, Алексей Михайлович был послан в Англию для обучения  и, находясь там с 1785 по 1792 гг., Сурнин быстро выдвинулся на одном из лучших английских заводов, принадлежавших Ноку, и проработал на этом заводе несколько лет в качестве помощника владельца. Такое положение позволило ему глубоко изучить техническую сторону английского машиностроения. Сурнин вывез из Англии много станков и чертежей. Между прочим среди привезённых образцов была усмотрена полезная для точения замочных ладыжек машина. По приезде домой он многое сделал для обучения рабочих, а также разработки и внедрения новых инструментов и создания более совершенного оружия. 

                Пребывание Сурнина в Англии по времени совпало с революционными преобразованиями в технике производства, и последующая деятельность Сурнина на Тульском заводе была поэтому особенно плодотворна. В начале 1792 года Алексей Михайлович Сурнин после долгих лет, проведенных на чужбине, прибыл в Петербург. А в июле 1792 году был направлен в Тулу и оставлен на родной земле, что совпадало с его желанием.
               
                В расположение Сурнина по его приезде в Тулу было назначено 10 человек учеников, и Кречетников назначил ему содержание в 240 руб. Но 10 февраля 1794 года состоялось Высочайшее повеление на имя генерал-губернатора Тульского и Калужского.
Вот приказ Екатерины Великой по поводу тульского самородка, адресованный уже новому тульскому губернатору Е.П.Кашину. «Евгений Петрович, тульского оружейного мастера Алексея Сурнина, обучавшегося с успехом в Англии и показавшего на опыте искусство своё в делании разного рода огнестрельного оружия, повелеваем определить мастером оружейного дела и надзирателем всего, до делания оружия касающегося, дав ему для обучения потребное число учеников, жалования же производить ему по пятьсот руб. на год». Пребываем вам благосклонными  Екатерина.

             Сурнин  много трудился на Оружейном заводе Тулы, совершенствовал огнестрельное оружие, придумал универсальный механизм, чтобы детали были взаимозаменяемыми. Он многое сделал для внедрения улучшенных способов изготовления инструментов, разработки их новых конструкций, обучения рабочих. И ученики оправдали его доверие. Под руководством инструментального мастера Довиха учеником его Латовым была сделана новая машина, не только не уступающая привезённой из Англии, но в некоторых частях ещё превосходнее. 

              Долголетний опыт и знания обеспечили Сурнину известность и авторитет.  Его жаловали императоры, знало сановное начальство. Алексей Михайлович Сурнин был женат на Ефросинии Ивановне Соколовой, у них было три дочери и три сына, и они жили в Чулковской слободе Тулы. Сурнин умер в 1811 году в чине титулярного советника после тяжелой болезни и был похоронен на Чулковском кладбище Тулы, где издавна хоронили оружейников.

             Однако новых машин, коренным образом преобразующих производство,самим мастером создано не было. В 1983 году в фондах Ивановского историко-краеведческого музея обнаружен дорожный пистолет с надписью "Патент А. Сурнина" - его изделие, единственное дошедшее до нас. И если бы не лесковский сказ «о тульском косом Левше и стальной блохе», его помнили бы только в Туле. Но считается, что Сурин и был тем самым легендарным мастером, который "блоху подковал". Это спорно, а безусловно лишь то, что Сказу о Левше дала материалы жизнь тульских оружейников за долгое время развития этого сословия. «Я не могу сказать, – говорит Лесков в своём предисловии к сказу, – где именно родилось баснословие о стальной блохе, т.е. завелось ли оно в Туле, на Ижевске или в Сестрорецке, но, очевидно, оно пошло из одного из этих мест. Во всяком случае, сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими, из которой наши вышли победителями и англичан совершенно посрамили и унизили».

                И всё же  замысел правительства полностью централизовать оружейное производство на Тульском оружейном заводе не удался.  До  1870 года сохранялась форма организации производства по типу «рассеянной» мануфактуры, когда ввиду  недостаточности производственных помещений часть оружейников продолжала работать на дому. На заводе же были сосредоточены преимущественно наиболее сложные и трудоемкие операции, как-то: штамповка заготовок для деталей, шлифовка, обтирка и ряд других работ, а также высокотемпературные процессы оружейного производства. По подсчетам проф. В. Н. Ашуркова, из 2765 оружейников в 1777 г. только 311  были заняты на заводах, все остальные работали на дому. К тому же,  выделявшиеся в процессе классового расслоения из сословной среды оружейников предприниматели выступали против попыток правительства к полному сосредоточению всего производства оружия на заводе.



                8. ВЕК XIX. ТУЛА ОРУЖЕЙНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ.


         В период наполеоновских войн с начала XIX века правительство вновь обращает особое внимание на улучшение и усиление оружейного производства в Туле. Проводятся некоторые мероприятия по переустройству и расширению завода.  В 1812 году, во время Отечественной войны, когда заводом руководил генерал-майор Воронов Фёдор Никитич, правительство обязало тульских оружейников сдавать 13 000 ружей ежемесячно, из коих 7000 должен был сдавать завод, 3000 — вольные мастера и 3000 — переделанных и ремонтированных старых.

         В Отечественной войне 1812 г. Тула и туляки вообще играли активную роль. В губернии было сформировано Тульское народное ополчение, принявшее участие в боевых действиях по защите Отечества, а затем и в заграничном походе.  А роль Тулы как крупного центра оборонной   промышленности   была настолько  значительной, что Наполеон грозил сжечь этот город-арсенал и тем обезоружить Россию.

          В это время (1810—1825 гг.) на заводе проходила деятельность талантливого механика ПАВЛА ЗАХАВЫ, построившего разнообразные типы автоматизированных операционных станков (фрезерных, опиловочных, токарных и др.) для обработки ружейных деталей. Оружейник ПАСТУХОВ в начале XIX века сделал первые попытки штамповки деталей замка, а позже (1822 г.) мастер-англичанин Джонс ввел эту новинку в производство. Уже в эти годы в производстве оружия была достигнута полная взаимозаменяемость деталей.  В Отечественную войну 1812 г. тульские оружейники изготовили 600 тысяч ружей для русской армии.
       
           Во время Крымской войны 1853-1855 гг. туляки снабжали русскую армию оружием, сформировали ополчение. Оружейный завод в 1873 г. подвергается реконструкнции: устанавливаются паровые машины, расширяется разделение труда, технологические операции переводятся на машинную выработку. Завод становится крупнейшим предприятием военной промышленности дореволюционной России. По указу императора Александра II от 13 сентября 1875 года Тульскому оружейному завод присвоено наименование — «Императорский Тульский оружейный завод Главного артиллерийского управления».

             С 1875 года, сразу после окончания с золотой медалью Михайловской артиллерийской академии, на Тульском оружейном заводе начал работать СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ МОСИН(1849-19О2) - русский конструктор и организатор производства стрелкового оружия, генерал-майор русской армии. В 1880 году он был назначен начальником инструментальной мастерской, а через десять лет году был представлен образец разработанный им винтовки. Она получила название «Трёхлинейная винтовка образца 1891 года». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже российская «малокалиберная» трехлинейная штатная винтовка получила Гран-При. Винтовки и карабины системы Мосина нескольких модификаций производилась в России и СССР до 1947 года и находились на вооружении до середины 1970-х годов. После Второй мировой войны винтовки и карабины Мосина производились по лицензии в Польше, Венгрии, Румынии. В 1949 году в связи со столетием со дня рождения С.И. Мосина было принято решение об увековечивании его памяти. В частности, в Туле появились улица его имени и машиностроительный техникум. А в 1958 году в сквере перед Тульским оружейным заводом, был установлен бюст С.И.Мосину.
         
          Во второй половине XIX века в промышленность города и губернии продолжает проникать иностранный капитал. Тульским предпринимателям приходилось выдерживать конкуренцию иностранцев. Первоначальным накоплением ещё с  петровских времён были заняты Демидовы и Мосоловы, в последующем  веке братья Баташёвы, Орехов, Ливенцевы и Красильниковы, позже Лялины, Маликовы, Салищевы и другие.       

              Интересна, на мой взгляд, история династии Баташёвых, которая сменила пушки на самовары, сочетая производственные учения и дела с другими, свойственными уже российской интеллигенции. Родоначальник династии тульский оружейник Степан Федотович Баташев имел 11 детей. Старшие сыновья, братья Василий и Александр содержали одну из лучших самоварных фабрик, которая приносила неплохие доходы. Так, в 1885г. их совместно управляемой фабрикой было продано 11000 штук самоваров на сумму 80 тыс. рублей.
           Славно имя и их младшего брата Ивана Степановича Баташёва  (1859- 1901), самого младшего сына тульского оружейника, с двух лет оставшимся сиротой, но получавшим приличное содержание благодаря своим старшим братьям Василию и Александру.  По достижению совершеннолетия Иван получил оговоренную ранее сумму в 8000 рублей, что являлось неплохим подспорьем для молодого человека. Иван Степанович закончил Московский университет по медицинскому факультету, и работал земским врачем в деревнях и селах (Малахово, Анишино) Тульского и Веневского уездов.  А в 1894г. старший брат Александр, вследствие болезни, – подарил  ему и Алексею,как младшим братьям, свою самоварную фабрику, оставив себе долю в прибылях. Самоварным производством занимался управляющий А.В.Халчев, так как ни Иван, ни Алексей в производстве мало понимали и осуществляли лишь общее руководство. Иван Степанович не оставлял своих занятий медициной: при фабрике была открыта бесплатная лечебница для рабочих, где также принимали и других несостоятельных пациентов.

                В конце XIX века и в период монополистической стадии в развитии капитализма в России, особенно после всероссийского кризиса 1902—03 гг., темпы роста тульской промышленности усиливаются.  Тульские предприятия военной, металлургической, металлообрабатывающей, сахарной и самоварной промышленности по масштабам производства и техническому уровню стояли на одном из первых мест в России. В 1893 году на Тульском оружейном заводе началось массовое производство винтовки Мосина, а 1907 году - пулемёта "Максим".  В 1900 году на Всемирной выставке в Париже российская «малокалиберная» трехлинейная штатная винтовка получила Гран-При. Винтовки и карабины системы Мосина нескольких модификаций производилась в России и СССР до 1947 года и находились на вооружении до середины 1970-х годов. После Второй мировой войны винтовки и карабины Мосина производились по лицензии в Польше, Венгрии, Румынии.
 
                Не стоит забывать также, что до первой мировой войны Тула оставалась по-прежнему крупным центром кустарной промышленности. В 1913 году общая численность кустарей и ремесленников в городе, повидимому, превышала 31 тысячу. Ведущее значение имела обработка металлов — самоварное, скобяное, замочное и оружейное производства, выработка различных металлоизделий.

             Конечно, Тула была не только "металлической". Наряду с развитием промышленности, широкий размах приобретает железнодорожное строительство. Тула явилась транспортным узлом на скрещении магистральных линий Московско-Курской (построенной в 1864— 1868 гг.) и Сызрано-Вяземской (1870—1874 гг.) железных дорог. Транспортные артерии обеспечили широкие экономические связи Центрального района России с окраинами. Благодаря железнодорожному транспорту Тула и Тульская губерния втягиваются в оживленные межрайонные экономические связи на русском рынке, обеспечивая вывоз хлеба, сельскохозяйственных продуктов и промышленных изделий, а также снабжение тульской промышленности минеральным сырьем, топливом и металлом.

                Развивались обработка дерева, портняжное и гармонное производства, кондитерское дело. Тула славилась изготовлением тульских пряников.Печатные пряники - это классические тульские пряники, которые можно встретить на прилавках магазинов и по сей день. Это пряники круглой, овальной или прямоугольной формы на которые нанесен какой-нибудь затейливый художественный узор и текст. Наиболее известными пряничниками в Тульской губернии были Гречихины, Белолипецкие, Щукины, Шаболовские. Считалось что у купцов Гречихиных были самые лучшие пряники, которые хорошо продавались и в России, и за рубежом. Кондитер Гречихин принимал участие во многих российских и зарубежных выставках, где завоевал более 10 различных наград, кроме этого он был отмечен золотым крестом и перстнем российского императора. Сегодня в Туле даже есть музей пряников, где можно встретить самые оригинальные варианты тульского десерта.

                В условиях городской "прокопчёной" рабочей среды огромное значение имело озеленение местности.  На южной окраине образовалась и не давала дышать свалка, которая росла год от года.  В 1893 году по инициативе санитарного врача Тулы Петра Петровича Белоусова свалка была засыпана слоем грунта, а на её месте были посажены деревья. Так на площади в 36 гектаров на южной окраине города возник берёзовый парк с незначительной примесью дуба, липы, ясеня. Сергей Есенин, приезжавший  из голодной Москвы в ноябре 1918 года в Тулу, отзовётся о парке так: "Это самое лучшее, что есть в Туле". И я, которая всю жизнь прожила в парковой зоне, не могу не согласиться с Поэтом. Туляки не забыли об этом. Памятник Сергею Есенину  установлен и находится на Есенинской аллее Центрального парка. В 1960 году в центре парка был поставлен памятник Белоусову с надписью: «Основателю городского парка, санитарному врачу Петру Петровичу Белоусову. 1856—1896 гг.». Скульптор — Д. И. Народицкий, архитекторы — С. Н. Ожегов и Н. И. Миловидов. Это единственный в стране памятник санитарному врачу. В настоящее время территория парка занимает 143 гектара. Из них 97 гектаров занимает лесной массив, 11 гектаров — каскад трёх прудов и 35 гектаров — рекреационная зона. Центральный парк культуры и отдыха им. П.П. Белоусова города Тула — крупнейший парк России, памятник природы регионального значения и объект общенационального достояния.

            Богоявленский собор -в Кремле построен в память Отечественной войны 1812 года. Закладка собора состоялась в 1855 году, а освящение — в 1862 году. Придельные алтари освящены во имя Святителя Николая и Благоверного Князя Александра Невского. Первоначальный архитектурный облик (пятиглавие на массивном кубе) не сохранился. В 1989 году в здании собора открыт «Музей оружия». Сейчас восстанавливается.

            Во второй половине XIX века самой популярной, оживленной и модной торговой улицей нашего города была Киевская (ныне проспект Ленина). Воспоминания о ней до нас дошли благодаря писателю-краеведу Н.Ф.Андрееву. Он писал: "Киевская одна из лучших торговых улиц в Туле. Большая половина домов на Киевской улице обвешана разноцветными вывесками. Это - наш Кузнецкий мост, наша Тверская. Здесь находятся богатые магазины и лавки с разными товарами. Здесь книжная торговля. Здесь кондитерская, аптеки, театр, ресторации, почтовая контора, русские трактиры, множество постоялых дворов..."
Бойким торговым местом была и улица Пятницкая, ныне Металлистов. Здесь находились Гостиный двор, две цирюльни, портерная, питейный дом, трактир, харчевня и около сорока лавок. Это об этих улицах я писала:

Тульские улицы  - эхо столетий
Милой седой старины.
Там обитали такие же дети
Мирных дорог и войны.

Прямо по Киевской - строго центральной -
С давних забытых времен
Вплоть до Кремлевской стены тот астральный
Теплится свет испокон.

И на других, где когда-то стояли
Лавки, аптеки, театр...
Люди навечно в домах засыпали,
Жизни забыв маскарад.

Как мне легко за Кремлевской стеною!
В сердце спокойствие, тишь.
Смотрит Успенский собор над землею,
Как подрастает малыш.

Староникитской не станет на свете,
Но повторится к утру:
Будут играть повзрослевшие дети...
Я никогда не умру!

               

                (Е.Грислис "Растеряевы улицы". 2001)               



*      *     *


                В настоящее время по инициативе российского и тульского правительства создан региональный Фонд возрождения объектов культурного наследия. Главная историческая достопримечательность и символ оружейной столицы страны - Тульский Кремль. Построенный в начале XVI века, он длительное время предоставлял надежную защиту от набегов кочевников. Историческое прошлое Тульского Кремля включает и осаду его в 1552г. ханом Девлет-Гиреем и заключительный этап крестьянской войны под руководством И.И. Болотникова. В 1605 году колокол известил жителей о прибытии Лжедмитрия I и Тула на две недели превратилась в псевдостолицу Московского государства. Именно сюда, в кремль, приезжали присягать на верность самозванцу бояре дворяне.

                Сегодня идут активные работы по преображению Тульского Кремля. На его территории  восстановлена поистине уникальная колокольня Успенского Собора, высотой 76 метров. Её видно со всех уголков областного центра. Восстановление этой колокольни явилось знаком  возрождения Тулы. Причем, планируется реконструкция ныне полуразрушенных боевых ходов, гончарной и оружейной мастерских. Будет воссоздан и исторический центр города – набережная, соединяющая кремль и современный музей оружия. Она превратиться в зону отдыха, где на месте старинных торговых рядов разместятся ремесленные мастерские, сувенирные лавки и маленькие кафе. А знаменитый тульский пряник может быть включен в меню общественного питания чемпионата мира по футболу 2018 года.

                Тульский государственный музей оружия — один из старейших музеев России. Новое здание торжественно введено и открыто в 2012 году.  В отличие от Эрмитажа, Оружейной палаты и Исторического музея, где тульское оружие, в основном, представлено образцами с художественной отделкой, Тульский музей располагает собранием оружия от петровских времен до наших дней. Создание казенного оружейного завода имело большое историческое значение. Изделия тульских оружейников отличаются большим мастерством художественной обработки металла, дерева, а также качеством исполнения оружия. Большую ценность представляет восточное оружие, дающее представление о художественном направлении развития оружейного производства в Турции, Иране, Японии. Значительное место занимает западноевропейское огнестрельное оружие из Бельгии, Германии, Франции, Англии, Италии. Оружие этих стран интересно своеобразием типов механизмов и систем. Значительную группу памятников составляют образцы оружия, изготовленные тульскими мастерами в честь посещения оружейного завода царствующими особами и Великими князьями.

              А улицы Тулы заметно преображаются вслед за московскими. Тула всегда была близка к Москве, туляки любят и понимают москвичей. «Тула – Москвы уголок», – говорит пословица. Действительно, она напоминает собою отдалённые кварталы столицы. Я лично жила около пяти лет в столице (стажировки, учеба в аспирантуре и т.д.) и только с девяностых годов поездки стали редкими. Вот так - между двумя городами - прошла молодость тысяч туляков. Но тогда, в брежнеевские времена, Москва была гораздо спокойнее и комфортнее. Сейчас, правда, всё меняется к лучшему. Хорошо, что на настоящем этапе взаимосвязи между Москвой и Тулой расширяются и крепнут.  И думаю, "золотой век" двух городов ещё впереди. А в сердце не  устает звучать припев тульского гимна: "Улица Курковая, улица Штыковая, И Пороховая, и Патронная, Дульная, Ствольная, Арсенальная — улица любая — оборонная!"


                декабрь 2017

                Е.Грислис.