Одинокая ветка сирени

Василий Бабушкин-Сибиряк
Тамара Алексеевна сидела на любимой скамье под огромными тополями в небольшом дворовом парке. Город купался в воздухе, пропитанном множеством цветущих растений, он  словно парил в нём над землёй в эти весенние дни.
Весна, как некий агрессор, врывалась в души людей, захватывала их своей необузданной яростью состоящей из смеси ярких цветовых оттенков и множества запахов.
Это жизнеутверждающее время года особенно действует на молодых людей. Оно сродни им. Время стариков это осень. Потому - то Тамара Алексеевна уставала от весны.
 Её утомляло и весеннее солнце, которое разжигало и заставляло кровь быстрее пульсировать в жилах и быстрый рост цветов, которые только вчера набрали бутончики, а сегодня уже распустились в яркие цветные соцветия.
Не утомлял разве только весёлый детский гам. Дети в любое время года остаются одинаковыми, подрастают одни, а им на смену уже приходят другие, такие же шумные и беззаботные.
Напротив неё под цветущей дикой яблоней на скамье сидела компания из двух девушек и трёх парней.
Яблонька притягивала к себе взгляды всех людей проходивших мимо, как и притягивала своим нежным  ненавязчивым запахом летающих пчёл, шмелей.
Её белые цветы сливались в ослепительный  наряд невесты. Видимо это сравнение всплывало в мыслях любого, кто смотрел на неё.
Молодые люди смеялись и разговаривали, повысив голос  до тона, рвущегося из динамика голоса.
Одинокая ветка сирени
У тебя на столе стояла
Это  день твоего рожденья
Мы с тобою вдвоём встречали.
Казалось, что их не интересует ни музыка, ни слова песни, которую они уже слышали много раз. Это было как некий атрибут, декорация той жизни, что окружала их.
Плыл по городу запах сирени
До чего ж ты была красива.
Я твои целовал колени
И судьбе говорил спасибо.
Но Тамару Алексеевну эти слова резанули, словно ножом,  по незаживающей ране в сердце.
Уже прошло два года, как она похоронила своего мужа  Андрея, но свыкнуться с его уходом из этого мира никак не могла.
А эта незатейливая песня вдруг перебросила её в далёкую теперь юность. Уже больше полвека прошло с того дня, когда она впервые встретилась с Андреем, а помнится всё так ясно и отчётливо словно и не было с того времени почти целой человеческой жизни.

В тот день она, студентка медучилища, с подругой поехали через весь город в кинотеатр «Родина», где шёл только что выпущенный на экраны фильм-сказка «Варвара – краса  длинная коса».
В те времена каждая новинка вызывала ажиотаж и огромные очереди. Не привыкшие к рекламе, люди с интересом смотрели из окон трамвая на огромную афишу у кинотеатра. На ней непонятный зелёный человек с огромными ушами, грозит пальцем красавице с длинной косой и в русском  сарафане.
С каким восхищением смотрели сказку и взрослые, и дети, сопровождая смехом игру артистов на дневных сеансах.  После Тамара Алексеевна не могла понять, почему уже у её внуков не было такой реакции и интереса к фильму.
Тамара с подругой  прошли к билетной кассе и встали в очередь. В это время в вестибюль заскочили два парня, которые переговариваясь и оглядывая очередь, остановили своё внимание на них.
Один из парней уставился  на Тамару, а та дерзко посмотрела ему в глаза и увидела, как дурашливая маска на его лице вдруг сменилась на внимание и любопытство, а чуть позже на восхищение.
Почему- то пристальный с восхищением взгляд мужчины  впервые не был ей неприятен, а наоборот она почувствовала желание понравиться ему, заставить любоваться собой.
Ребята взяли билеты рядом с ними, и весь фильм пытались привлечь к себе их внимание.
После фильма увязались провожать до самого общежития. Познакомившись, предложили встретиться вновь в кинотеатре. Так и повелось, раз в неделю встречались в кино, билеты уже доставали они.
В одну из таких встреч Андрей, провожая Тамару, купил для неё ветку сирени у торговавшего на углу кавказца.
В те давние времена в сибирском городе сирень была экзотическим растением. При морозах, доходивших до  минус  45ти, и, державшихся неделями, кусты сирени просто вымерзали.
Прошло пятьдесят лет, и теперь сирень растёт на любой даче, в парках и скверах – вот оно то самое глобальное потепление.
А тогда Тамара, приняв от смущающегося Андрея ветку, завёрнутую в целлофан, замерла в восторге, это были первые цветы, подаренные ей мужчиной.
Кавказец, доставший ветку из набитого сиренью чемодана, сказал Андрею    «Три рубла» и тот заплатил. Тамара уже знала, что Андрей тоже студент и живёт на стипендию в 30 рублей и попыталась отговорить его от покупки.
Но Андрей, смеясь, сказал, что подработает и пусть она не думает об этом.
При прощании Тамара впервые поцеловала Андрея в щёку.

Тамара Алексеевна улыбнулась, вспоминая, как она тогда, засмущавшись этого, убежала в общежитие, прикрывая лицо и счастливые глаза веткой сирени.
Плыл по городу запах сирени
До чего  ж ты была красива…
Сколько потом в их жизни Андрей передарил ей различных букетов цветов. Она подумала если их все собрать воедино, то получилась бы небольшая весна. Но та первая веточка сирени с её неуловимым  нежным запахом запомнилась навсегда.
 Она тогда простояла  в вазе больше месяца пока совсем не засохла, не поднималась рука выкинуть её.

Мимо  скамьи прошёл несколько раз невысокий сухонький старик с палкой. Он поглядывал на Тамару Алексеевну, но только та поднимала на него глаза, как он, смущаясь, отходил.
Господи, как мальчишка в детском садике подумала она про себя и при следующем его приближении сказала.
- Да вы присаживайтесь, не стесняйтесь, меня вы не побеспокоите.
- Спасибо,- сказал старичок, усаживаясь на скамейку - А я давно вас заметил, вы раньше постоянно с мужем гуляли, а вот теперь почему- то одна.
- Похоронила я мужа, несколько месяцев не дожил до золотой свадьбы, всю жизнь были вместе.
- Простите за бестактность, мне очень жаль. Вы всегда выглядели замечательной парой.
- Да что теперь думать рано или поздно все там будем.
- Вот что верно то верно, только каждый со своим грузом туда пойдёт, я имею в виду с тем, что в душе скопили за жизнь.
Вы знаете, я тоже один, правда у меня жена ещё живая, просто ушла она от меня.  Ничего нас с ней, оказывается, не связывает. Пока дети с нами жили то забота общая, любовь к ним, вот и не замечали того, что нет между нами этой самой  связи.
А как отошли дети, внуки и оборвалась ниточка связывающая нас.
Вот я к старости философствовать стал, говорят, что философами становятся те, у кого жизнь не удалась.
По моему разумению женщины делятся на тех, которые любят и тех, которых любят.
 Моя бывшая требовала к себе не только внимания и заботы, но и любви. Помните сказку о Маленьком Принце. Вот у нас именно такая была любовь. Я её любил, а она колола меня своими шипами.
- Возможно, она вас любила, но по- своему. Ведь любовь это как солнце. Посмотришь на него, лучи ослепят тебя, а после рассыплются на множество оттенков радуги.
И если подставить себя всему солнцу, то оно обожжет  тебя, а вот несколько лучей – согреют.
Мы с моим мужем просто любили друг друга. Не требовали большей любви, чем та, которая есть. Мы радовались тому, что было и оно для нас становилось огромным и родным.
Ну, вы оставайтесь, а я пойду. Вот ведь как весна разгулялась, даже мы старики о любви заговорили.
Тамара Алексеевна поднялась со скамейки и медленно пошла к дому. И вдруг в её ушах, в голове зазвучал голос  Андрея, напевавшего услышанные строки.
Я твои целовал колени
И судьбе говорил спасибо.