Воспоминания о матери. Мемуары

Ната Найко Савельева
Вот уже более тридцати лет прошло с той поры, когда я навсегда оставила

родительский дом и более трёх , как не стало матери в 2014 году. Закончились

наши сложные, порой драматические отношения, но чем больше проходит

времени, тем более её недостаёт...Как будто я,по-прежнему, маленькая

девочка, льнущая приласкаться,а она, как всегда, отталкивает меня со словами,

что она потная, что ей некогда, что у неё помада и т. д. и т. д.

К слову, целовать себя при расставании, мама стала позволять  только

в последние два года жизни, когда уже не могла без меня обходиться..

Она тепло относилась к моим детям,вероятно потому, что крайне редко

принимала участие в их воспитании. Однажды я спросила: неужели она

так всегда хотела сына, что каждая из нас,дочерей,- неизменно разо-

чаровывала,- на что мама, со свойственной ей правдивостью,ответила,

что детей не хотела вообще,но родила, повинуясь общепринятым

представлениям о семье, а мальчиком надеялась угодить мужу,- тогда это

ещё имело какой-то смысл.

Дочь моя добра, но в гневе бывает резка и мне, порой,с ней сложно.

Удивительнее всего то, что когда её несёт,-, она употребляет

совершенно бабушкины словечки...А, ведь не жила с последней и трёх дней

кряду!В нашем же доме,как-то не принято выражаться эмоционально. При этом

она не пройдёт мимо страждущей твари: постоянно вызволяет какого-то червяка

или букашку из асфальтно-плиточных джунглей и относит на траву в клумбу.

Количество животных, притаскиваемых ею в наш дом,-не подлежит сочтению...

Находились они, как правило, недалеко,- на свалке,- сборище контейнеров,

рядом с домом. У нас доживали: слепой бельмастый пудель, ста собачьих лет,

со сбитой, как мочала, пегой шерстью.Мало того, она нашла энтузиаста-бес-

серебриника, дипломированного ветеринара, который и состриг эти колтуны.

Думаю, он не видел ничего, кроме её голубых глаз..

От слепоты, животное ходило по кругу,как престарелая цирковая лошадь и

истошно визжало...

Затем она притащила старую суку боксёра с невероятно умной и нахальной

седой мордой, бородавчатую и,местами, облезлую. Звалась Джоконда.Эта пси-

на просто сводила меня с ума и не только меня,и вот почему: она всегда незаметно

кралась за мной,и, сколько бы я не оглядывалась, замечала её слишком поздно.

От радости, что она замечена, собака начинала метаться от одного края Фран-

цузского бульвара до другого, вызывая шок у автолюбителей...Эту удалось

пристроить в хорошие руки месяца через два и не пришлось хоронить.

Другая, очень похожая на космическую "Белку", зовётся Алисой, подобрана

тринадцать лет назад, оценена ветеринаром, на тот момент, как 6-и - 7-и лет-

нее животное,- была найдена в середине апреля, в снег, умирала от пневмо-

нии.Невозмутимо подарена мужу на день рождения,-попробуй откажись...

Благополучно пролечена и проживает с нами доселе.Мало того, пять

лет тому назад, когда уже никто не ждал,- она вдруг разродилась ещё одной

сукой по имени Барбосена, производное от барбосины...С тех пор мать и дочь

благополучно уживаются с тремя кошками, также, находящимися в родстве и,

двумя приходящими котами...Иногда мне кажется, что лишняя в этом тандеме

только я, но звери , вряд ли с этим согласятся...

Доживал в нашем доме и хромой, страдающий остеомиелитом,скочтерьер,брошенный

умирать на свалке. Количество подобранных кошек, не подлежит перечню.

Алиса, Агнесса,- имена не случайные, по созвучности- похожие на мамино, что

её малость напрягало. Но дочь была непреклонна -любимая героиня детских

сказок. Остальные звались Тотоша или Мишка. Мишек было не менее трёх.

Вот и я, впечатлённая прочитанным, почти полностью повторила в жизни историю

семьи Буссардель, ведь сложные взаимоотношения главной героини Агнессы с

матерью, как две капли воды напоминали мои с мамой. Книгу эту часто пере-

читываю и неизменно удивляюсь...

  Но, вернёмся к маме. Всегда буду помнить, как она, вероятно предчувствуя

ранний уход, хотя ничто его, как будто, не предвещало,- захотела полететь в

Америку на свадьбу любимой внучки (сестра, прежде, туда вышла замуж).

Языками мама не владела, хоть и выражалась, порой, филигранно...

Я часто любовалась её красотой в самых неожиданных местах: в транспорте,

в гостях,-находясь на некотором расстоянии, как сторонний наблюдатель...

Но, нередко, в том же транспорте,- мне хотелось провалиться сквозь землю,

если она заводила с кем-то перепалку.Переговорить и повергнуть её было

невозможно!

Поскольку загранпаспорт был только у меня и я, значительно преувеличивая

свои знания английского,- решила быть попутчицей. Муж купил мне билеты,а

мама, будучи независимой, приобрела свои, продав одну из двух коров,

которых держала за городом на даче, где проживала с отцом. Так мы стали

собираться в дорогу. Тогда же и "впервые", по-настоящему с ней  подружились.

Я просто, не узнавала мать, как теперь не узнаю отца, который дарит

мне столько любви и трепетного участия, как будто платит за былое равноду-

шие и отстранённость, как от нас дочерей, так и от матери. Её это просто

убивало...Помню, что восхищались маминой красотой все, кроме собственного

мужа...

Так вот, мы прибыли в столицу- получать визу. Июнь в Одессе и июнь в Киеве,

как говорят у нас,- две большие разницы...А одеты мы были, причём обе,-

более, чем легко. Столица встретила прохладой и дождём, кроме того,

было очень раннее зябкое утро. Ещё в поезде мать предложила поесть, но я

отказалась,- имею счастливую привычку не есть при стрессе...

Мы, в босоножках, на босую ногу, простояв на улице более трёх часов у врат

посольства, продрогли необыкновенно.

На собеседование меня пригласили ранее матери. Строгий господин с сильным

акцентом поинтересовался целью поездки, пристально посмотрел в глаза,а я

говорила правду и только правду на голубом глазу и отпустил с миром и

благословением.Подошла мамина очередь. Отсутствовала она долго...

Необходимо отметить, что даже чаще,чем каждый второй- соискатели возвращались

в слезах, с отказом. Особенно запомнилась рыдающая мать, получившая

визу с седьмой попытки (дочь "осталась" в Штатах несколько лет назад).

Несмотря на то, что между залом ожидания и комнатой собеседования было

приличное расстояние,- кое-что услышать было можно.Но, учитывая мамину

любовь к публичным выступлениям: слышно было всё и всем. Она громко убеж-

дала дядьку, что вернётся обязательно, потому-что "дед" т.е. муж может

напиться и забыть напоить козу, что он может и так напиться, что совсем

не проснуться. Судя по вопросам, опрашивающий никак не мог понять: кто

не проснётся, а кто не попьёт и что вообще она сотворила,с оставленным дома

мужем!Я изменилась в лице и почти попрощалась с поездкой. Но, после небольшой

паузы, проказница явилась с визой и очень довольная собой.

Пройдя от посольства, мы решили добраться до Крещатика и там отдохнуть на

скамейке в ожидании вечернего поезда, когда мама сказала  - Давай поедим!

Тут же, на остановке троллейбуса, до двенадцати пи эм!, как бы сказали

американцы,- она извлекла из необъятной своей сумки пластиковую бутылку

с почти прозрачной жидкостью градусов пятидесяти, папиного фирменного

производства,нашлись и стаканчики,и две продрогшие,вполне приличного вида

дамы,- орюмашились на глазах у редкой изумлённой публики,пристроившись

на бордюре безымянного сквера, за газетным киоском.

Нашлись у мамы и сардельки и помидорки, и копченая скумбрия.Я никогда

в жизни так вкусно не ела, хоть она и извинялась, что рыбка чуток задохнулась...

   13.12.17.