Посвящается памяти Артёма и Дениса
«Все, что мы видим, — видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна».
Омар Хайям
Пролог
Начался новый учебный год, первая четверть уже подходила к концу. На улице стояла глубокая осень. В городе она особенно тоскливая. Сыро, серые тяжелые облака давят на землю, плотной завесой закрывая от нее солнце. Снега еще нет. В общем, тоска. Светослав и Сергей в городе встречаются редко, не позволяют городские расстояния – целый час езды на автобусе, а еще учеба, внешкольные занятия в виде кружков и спортивных секций. Но зато каждый вечер они общаются по скайпу, сражаясь в одной команде в онлайн-игре. Танчики, самолеты, бои до того увлекают, что ребят трудно оттащить от компьютеров. Бабушка, приезжая в город беспощадно критикует такое времяпрепровождение.
- Баба, ты знаешь, как много мы узнаем в этих играх! – спорит Свет.
И действительно, ребятишки в совершенстве разбираются в разных видах танков всех времен и народов, знают все марки боевых самолетов, снаряжение солдат, оружие… Но бабушка приводит свои доводы.
- Поймите, дети, - старается убедить она внуков, - на бессознательном уровне человек привыкает к тому, что у него есть запас «жизней». От этого сама жизнь в подсознании теряет цену. Убивая с легкостью и азартом в виртуальном мире, человек со слабой психикой начинает то же самое делать в реальной жизни. Таких случаев все больше и больше, особенно в США. Но там раньше дети начали играть в эти стрелялки. Такие игры очень опасны для психики человека. Вспомните, разве ваши друзья алмазяне играют в такие игры?
- У них никогда не было войн, - возразил Светик.
- Вот именно! - сказала бабушка, - поэтому им всегда есть чем заняться, более полезным, поэтому так отличаются уровни нашего развития!
Светослав молчал. Ну что тут возразишь? Где мы, а где они!
- Я бы еще поняла, если бы эти игры обучали вас чему-то полезному, например, строительству, конструированию, иностранным языкам… Но такие «игры», где рекой льется кровь и в разные стороны разлетаются части тел, пусть виртуальных, но людей – это чьё-то недоумие, или даже злой умысел.
Такие разговоры велись часто. Ребята понимали, что, в общем-то, бабушка права и старались выбирать более содержательные и менее кровавые игры.
Глава 1 Шаман
Они остановились на опушке густого леса, который был рассечен просекой. Пни, словно противотанковые заграждения, заполняли всю просеку, и ребятам пришлось идти пешком. Любопытно все-таки, куда же она ведет? Мальчики побежали, лавируя среди пней, и вскоре очутились на краю странной поляны.
В центре поляны возле костерка сидела группа эскимосов в заснеженных кухлянках. Рядом с ними лежали лайки и хаски из упряжки, стояли нарты. А вокруг цвел яблоневый сад, и каждые полчаса созревал новый урожай яблок. По саду ходила какая-то девочка и собирала яблоки.
- Привет! – сказала она, заметив ребят.
- Привет! - ответили они. – Куда это мы попали?
- Это мой сад, - ответила девочка и засмеялась. – Не узнали? Я же Таля!
- Таля…это ник нашей бабушки в какой-то игре, - вспомнил Свет, - я как-то заходил к ней на страничку… Постой, так ты что?...наша бабушка?
Девочка тряхнула копной золотистых волос.
- Да я это, я!
- Баба,..
- Мой ник Таля, - напомнила девочка-бабушка.
- Извини, Таля, а почему в твоем саду эскимосы? Что они здесь делают? У тебя же весна…
- У них тоже весна, но она больше похожа на нашу зиму, потому что они живут далеко на севере. Это морские охотники-китобои. Они исполняют специальный танец в честь кита. Этот танец исполняется сидя на одном месте: движутся только руки и голова.
- Странные движения, - заметил Сережа.
- В этом танце такие движения, которые воспроизводят все этапы охоты на кита. На этот праздник собрался весь поселок и соседей тундровых эскимосов тоже пригласили в гости. Это их собачьи упряжки…
- Давайте подойдем, пообщаемся, - предложил Светослав.
Ребята вышли на поляну, занесенную снежным сугробом. Снег валил крупными хлопьями. Под молодым кедром горел костер. Огонь костра, разведенного на круглом листе железа, растопил метровую толщу снега и оказался на дне снегового цилиндра. Над костром сидел шаман. Путешественники подошли и встали по другую сторону костра напротив шамана, но его глаза оставались неподвижными. Шаман смотрел в никуда не мигая. Лицо его напоминало маску, настолько оно было неподвижно и бесстрастно. Казалось, он давно замерз и заледенел. Рядом с ним лежал бубен и ветки можжевельника.
- Что делать будем? - спросил Сергей и посмотрел на Талю. Она внимательно вглядывалась в лицо шамана и вдруг вопросительно воскликнула: – Чолтыс!
Ресницы шамана вздрогнули, взгляд наполнился присутствием в здесь и сейчас.
– Арина? - произнес шаман красивым женским голосом, звучным и густым. И вдруг ребята увидели в поднявшемся на ноги шамане молодую, статную женщину. Ветер сдул с ее лица кисти головного убора. Она взглянула на ребят яркими раскосыми глазами, и ее прекрасное лицо осветила широкая, белозубая улыбка. – Что, испугались, зайчики? Ну, говорите, зачем пожаловали?
- Чолтыс,- сказала бабушка,- я в этой игре Таля. – Вот встретила внуков, решили поиграть вместе.
- Только не заблудитесь, - улыбнулась шаманка. - Ну, а если что, вот кай-комус, позовете меня. А я сейчас начну камлать для гостей. У нас конкурс шаманских камланий. Будьте и вы гостями.
Ребята и Таля поблагодарили Чолтыс и отошли от костра. Здесь начали собираться шаманы.
- Баба, ой, Таля, а ты откуда знаешь эту шаманку, - спросил Свет.
Ну, во-первых, Чолтыс представляет Шорию, а у шорцев шаман имеет свое название – кам. Поэтому она сказала, что будет камлать, то есть исполнять танец шорского кама, шамана. Наверное, сегодня все шаманы будут исполнять тотемные показательные танцы. Танец шамана – это его разговор с духами. А во-вторых, вы забыли кто ваша бабушка? Таля засмеялась.
Свет и Сережа конечно хорошо знали, что их бабушка запросто общается с духами, а в подругах у нее Ягуся. Они стали наблюдать за происходящим у костра.
- Таля, а что такое тотемное камлание? – поинтересовался Светослав.
- Это танец шамана, в котором он разговаривает с духом тотемного животного своего или целого народа. Или даже с несколькими духами.
- Как понять «тотемное животное»? – продолжил выяснять Сережа.
- Вообще слово «тотем» в переводе с языка американских индейцев означает «хозяин» или элемент поклонения, - начала объяснять Таля своим любознательным внукам. - А поклонялись люди животным, если считали их родоначальниками своих племен. Тотемами могли стать и различные стихии, явления природы, от которых зависело благополучие человека или целого рода. Чтобы тотем помогал человеку, его надо задобрить. Этим и занимаются шаманы, общаясь с духом тотема.
Мальчики с интересом наблюдали за действами у костра очередного шамана. Здесь собрались представители многих народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока: чукчи, эскимосы, ненцы, буряты, якуты, юкагиры… Над окрестностями раздавались звуки кай-комуса, гремели бубны, а над поляной витали запахи каких-то растений, веточки которых шаманы то и дело бросали в костер.
- Ух, ты, в интересную игру мы сегодня попали, - произнес Свет, когда вдруг от костра отделился язык пламени и, пронзив снежную круговерть, вызвал дождь. – Мощно!
http://proza.ru/2018/10/23/375