Пролог. глава 1 Шаман

Наталья Генералова 2
              Посвящается памяти Артёма и Дениса

 «Все, что мы видим, — видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна».
                Омар Хайям

Пролог
Начался новый учебный год, первая четверть уже подходила к концу.  На улице стояла глубокая осень. В городе она особенно тоскливая. Сыро,  серые тяжелые облака давят на землю, плотной  завесой закрывая от нее  солнце. Снега еще нет. В общем, тоска. Светослав и Сергей в городе  встречаются  редко, не позволяют городские расстояния – целый час езды  на автобусе, а еще учеба, внешкольные занятия в виде кружков и  спортивных секций. Но зато каждый вечер они общаются по скайпу,  сражаясь в одной команде в онлайн-игре. Танчики, самолеты, бои до того  увлекают, что ребят трудно оттащить от компьютеров. Бабушка, приезжая  в город беспощадно критикует такое времяпрепровождение.
- Баба, ты знаешь, как много мы узнаем в этих  играх! – спорит Свет.
И действительно, ребятишки в совершенстве разбираются в разных  видах танков всех времен и народов, знают все марки боевых самолетов,  снаряжение солдат, оружие… Но бабушка приводит свои доводы.
- Поймите,  дети, - старается  убедить  она  внуков, - на  бессознательном  уровне  человек  привыкает  к  тому,  что  у  него  есть  запас  «жизней».  От  этого  сама  жизнь  в  подсознании  теряет  цену.  Убивая  с  легкостью  и  азартом  в  виртуальном  мире,  человек  со  слабой  психикой  начинает  то  же  самое  делать  в  реальной  жизни.  Таких  случаев  все  больше  и  больше,  особенно  в  США.  Но  там  раньше  дети  начали  играть  в  эти  стрелялки.  Такие  игры  очень  опасны  для  психики  человека.  Вспомните,  разве  ваши  друзья  алмазяне  играют  в  такие  игры? 
- У  них  никогда  не  было  войн, - возразил  Светик. 
- Вот  именно! -  сказала  бабушка, - поэтому  им  всегда  есть  чем  заняться,  более полезным,  поэтому  так  отличаются  уровни  нашего  развития! 
 Светослав  молчал.  Ну  что  тут  возразишь?  Где  мы,  а  где  они!
- Я  бы  еще  поняла,  если  бы  эти  игры  обучали  вас  чему-то полезному, например, строительству, конструированию, иностранным языкам…  Но  такие  «игры»,  где  рекой  льется  кровь  и  в  разные  стороны  разлетаются  части  тел,  пусть  виртуальных,  но  людей – это  чьё-то  недоумие, или даже  злой  умысел.   
Такие  разговоры  велись  часто.  Ребята  понимали,  что,  в  общем-то,    бабушка  права  и  старались  выбирать  более  содержательные  и  менее  кровавые  игры.

Глава 1 Шаман
Они  остановились  на  опушке  густого  леса,  который  был  рассечен  просекой.  Пни,  словно  противотанковые  заграждения,  заполняли  всю  просеку,  и  ребятам  пришлось  идти  пешком.  Любопытно  все-таки,  куда  же  она  ведет?  Мальчики  побежали,  лавируя  среди  пней,  и  вскоре  очутились  на  краю  странной  поляны.
В  центре  поляны  возле  костерка  сидела  группа  эскимосов  в  заснеженных  кухлянках.  Рядом  с  ними  лежали  лайки  и  хаски  из  упряжки,  стояли  нарты.  А  вокруг  цвел  яблоневый  сад,  и  каждые  полчаса  созревал  новый  урожай  яблок.  По  саду  ходила  какая-то  девочка  и  собирала  яблоки.
- Привет! – сказала  она,  заметив  ребят.
- Привет! - ответили  они.  – Куда  это  мы  попали?
- Это  мой  сад, - ответила  девочка  и  засмеялась. – Не  узнали?  Я  же  Таля!
- Таля…это  ник  нашей  бабушки  в  какой-то  игре, - вспомнил  Свет, - я  как-то  заходил  к  ней  на  страничку…  Постой,  так  ты  что?...наша  бабушка?
Девочка  тряхнула  копной  золотистых  волос.
- Да  я  это,  я!   
- Баба,..
- Мой  ник  Таля,  -  напомнила  девочка-бабушка.
- Извини,  Таля,  а  почему  в  твоем  саду  эскимосы?  Что  они  здесь  делают? У  тебя  же  весна…
- У  них  тоже  весна,  но  она больше  похожа  на  нашу  зиму,  потому  что  они  живут  далеко  на  севере. Это  морские  охотники-китобои.  Они  исполняют  специальный  танец  в  честь  кита.  Этот  танец  исполняется  сидя  на  одном  месте:  движутся  только  руки  и  голова.
- Странные  движения, - заметил  Сережа.
- В  этом  танце  такие  движения,  которые  воспроизводят  все  этапы  охоты  на  кита.  На  этот  праздник  собрался  весь  поселок  и  соседей  тундровых  эскимосов  тоже  пригласили  в  гости.  Это  их  собачьи  упряжки…
- Давайте  подойдем,  пообщаемся, - предложил  Светослав.
Ребята вышли на поляну, занесенную снежным сугробом. Снег валил крупными хлопьями. Под молодым кедром горел костер. Огонь костра, разведенного  на круглом листе железа, растопил метровую толщу снега и оказался на дне снегового цилиндра. Над костром сидел шаман. Путешественники подошли и встали по другую сторону костра напротив шамана,  но его глаза оставались неподвижными. Шаман  смотрел в никуда не мигая.  Лицо его напоминало маску, настолько оно было неподвижно и бесстрастно. Казалось, он давно замерз и заледенел. Рядом  с ним лежал бубен и ветки можжевельника.
- Что делать будем? - спросил Сергей и посмотрел на Талю. Она внимательно вглядывалась в лицо шамана и вдруг вопросительно воскликнула: – Чолтыс!
Ресницы шамана вздрогнули, взгляд наполнился присутствием в здесь и сейчас.
– Арина? -  произнес шаман красивым женским голосом, звучным и густым. И вдруг ребята увидели в поднявшемся на ноги шамане молодую, статную женщину.  Ветер сдул с ее лица кисти головного убора. Она взглянула на ребят яркими раскосыми глазами, и ее прекрасное лицо осветила широкая, белозубая улыбка. – Что, испугались, зайчики? Ну, говорите, зачем пожаловали?
- Чолтыс,- сказала бабушка,- я  в этой игре Таля. – Вот встретила внуков, решили поиграть вместе.
- Только не заблудитесь, - улыбнулась шаманка. - Ну, а если что, вот кай-комус, позовете меня. А я сейчас начну камлать для гостей. У нас конкурс шаманских камланий. Будьте и вы гостями.
Ребята и Таля поблагодарили Чолтыс и отошли от костра. Здесь начали  собираться шаманы.
- Баба, ой, Таля, а ты откуда знаешь эту шаманку, - спросил Свет.
Ну, во-первых, Чолтыс представляет Шорию, а у шорцев шаман имеет свое название – кам. Поэтому она сказала, что будет камлать, то есть исполнять танец шорского кама, шамана. Наверное, сегодня все шаманы будут исполнять тотемные показательные танцы. Танец шамана – это его разговор с духами. А во-вторых, вы забыли кто ваша бабушка? Таля засмеялась.
Свет и Сережа конечно хорошо знали, что их бабушка запросто общается с духами, а в подругах у нее Ягуся. Они стали наблюдать за происходящим у костра.
- Таля, а что такое тотемное камлание? – поинтересовался Светослав.
- Это танец шамана, в котором он разговаривает с духом тотемного животного своего или целого народа. Или даже с несколькими духами.
- Как понять «тотемное животное»? – продолжил выяснять Сережа.
- Вообще слово «тотем» в переводе с языка американских индейцев означает «хозяин» или элемент поклонения, - начала объяснять Таля своим любознательным внукам. -  А  поклонялись люди животным,  если считали их родоначальниками своих племен. Тотемами могли стать и различные стихии, явления природы, от которых зависело благополучие человека или целого рода. Чтобы тотем помогал человеку, его надо задобрить. Этим и занимаются шаманы, общаясь с духом тотема.
Мальчики с интересом наблюдали за действами у костра очередного шамана. Здесь собрались представители многих народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока: чукчи, эскимосы, ненцы, буряты, якуты, юкагиры…  Над окрестностями раздавались звуки кай-комуса, гремели бубны, а над поляной витали запахи каких-то растений, веточки которых шаманы то и дело бросали в костер.
- Ух, ты, в интересную игру мы сегодня попали, - произнес Свет, когда вдруг от костра отделился язык пламени и, пронзив снежную круговерть, вызвал дождь. – Мощно!
http://proza.ru/2018/10/23/375